комментарии 0 в закладки

Финансовые проблемы «Салавата»: ждут повышения бюджета от «Роснефти», но пока налоговики блокируют счета

У клуба многомиллионные долги, но перед игроками рассчитываются вовремя.

У «Салавата Юлаева» на фоне успешного выступления чемпионате КХЛ возникли проблемы с финансированием. Хотя, учитывая общую картину, они видятся закономерными. Ранее налоговики заблокировали часть счетов уфимского клуба. На функционирование организации это не повлияло, а сейчас проблема уже решена. Но даже без этого у «Салавата» так и остаётся куча долгов перед другими организациями, за которые могут спросить. Решить проблему можно повышением бюджета до прежних значений, но и то не сразу.

Фото: hcsalavat.ru(здесь и далее)

За что «Салавату Юлаеву» заблокировали счета?  

В последние месяцы, да и вообще на протяжении сезона у «Салавата» всё складывается неплохо. Команда обновилась и окрепла, игра стабилизировалась, тренеры стали опытнее. Ровно за 10 матчей до конца регулярного чемпионата уфимцы идут третьими в Восточной конференции, сохраняя шансы заскочить на первую строчку в турнирной таблице. Лидеры «Салавата» на месте и дают результат, молодёжь тоже старается прогрессировать (чего стоит только недавний лакросс-гол Данила Алалыкина). У уфимцев– третья оборона лиги, также они вторые по разнице заброшенных и пропущенных шайб. В общем, чисто в спортивном плане у «Салавата» всё в порядке.

Но на этом фоне экономические проблемы клуба всё равно были ожидаемы, ведь точка в вопросе финансирования и стабильных спонсорских вливаний в бюджет так и не поставлена. Ранее стало известно, что федеральная налоговая служба (ФНС) приостановила операции «Салавата» по счетам в шести российских банках, из-за образовавшихся долгов клуба по НДФЛ и выплатам в социальные фонды в размере 23,4 млн рулей. В руководстве клуба отреагировали на информацию в тот же день, подтвердив её. Такой ход назвали временной мерой – ФНС был обязан сделать это по закону.

«Такое иногда случается. Дело в том, что сроки уплаты налогов порой не совпадают со сроками перечисления нам очередных траншей. Сейчас произошел именно такой случай», – сказал генеральный директор клуба Ринат Баширов, уточнивший, что на текущей деятельности «Салавата» это никак не сказывается. То есть, клуб не попал в ситуацию разорения, когда он не может покрыть себе необходимые нужды с других счетов – заблокированы были не все.  

Также в «Салавате» отметили, что задолженность будет погашена уже 1 февраля. Интересно, что на следующий день клуб получил предостережение от трудовой инспекции. Там распереживались, что на фоне блокировки счетов у «Салавата» вновь возникнут проблемы и с задержкой зарплат, что может повлечь за собой административную ответственность. Однако, по информации «БИЗНЕС Online», к этому времени деньги пришли и клуб уже закрыл перед игроками и персоналом задолженность за январь, задержка составила один день. Разблокировка счетов сейчас видится бюрократической проволочкой.

Ринат Баширов

«Роснефть» постоянно задерживает выплаты  

Блокировка счетов – часть одной большой цепи, связанной с финансированием «Салавата». Например, ещё хорошо помнится история с долгами по зарплатам. Если сейчас их нет, то в январе прошлого года они начали копиться, что затянулось аж на пять месяцев. После финала Кубка Гагарина и официального завершения сезона проблема стала обсуждаться на уровне КХЛ. В течение апреля и мая Баширов заверял, что скоро проблема должна решиться, но этого долго не происходило и лига наложила на клуб бан на регистрацию новых контрактов. После долгих ожиданий и многочисленных обсуждений в прессе, в июне деньги дошли. Если учесть, что суммарный зарплатный бюджет «Салавата» за тот сезон составил 633 млн рублей, то долгов только по базовым зарплатам игроков накопились примерно на 264 млн.  

Тогда клуб также объяснял проблему задержкой финансирования от генерального спонсора. Юридически им считается государственный внебюджетный «Фонд социальных и целевых программ», который в разной степени финансирует и другие профессиональные клубы республики. Но фактически это «Роснефть», с 2016 года материнская компания «Башнефти». Ранее она спонсировала профессиональный хоккей в Башкортостане официально, а затем уже через фонд. Создание прослойки было необходимо, чтобы после поглощения «Башнефти» федеральной компанией в руководстве республики могли продолжить контролировать финансовые потоки в клубе. Также объяснялось, что от «Роснефти» не поступают деньги из-за долгого аудита и окончательного согласования бюджета, при том, что гарантии были предоставлены заранее.  

Несмотря на наличие объяснения, стоит отметить, что за последние время из топ-клубов «Салават» единственный, у кого возникали столь явные экономические проблемы, о которых бы узнавали все. Разумеется, положительно на репутации клуба это никак не сказывается. Ещё более сильный удар был в прошлом году, когда был позорный вылет от «Адмирала» в первом раунде плей-офф и история с допингом в «Толпаре». Тем более, что это происходит на фоне общего упадка профессионального спорта в республике, когда «Салават» остаётся единственным его флагманом, который ещё пытается за что-то бороться.  

В клубе, конечно, тоже не в восторге от сложившейся ситуации. Недофинансирование скручивает руки как руководству в вопросах селекции, так и сотрудникам при создании положительного имиджа, да и в целом полноценного функционирования «Салавата». Часть проблем начали решать в том же июне. Тогда в «Салавате» заявили о совместной работе с правительством Башкортостана над пересмотром графика платежей и процесса финансирования клуба. Сама идея возникла уже давно. То есть, при идеальном сценарии, средства должны поступать в другие даты и в других объёмах. Сейчас с зарплатами у «Салавата» проблем нет, но, как показала ситуация с ФНС, задолженности возникают и в других областях. И здесь уже нужно более глобальное решение.  

Джош Ливо

«Салавату Юлаеву» восстановят оптимальный бюджет?  

«Салават» начал становиться топ-клубом с 2006–2007 годов. Была достроена «Уфа-Арена», а тогдашний президент Башкортостана Муртаза Рахимов привёл в клуб большие деньги из нефтяной отрасли. У Уфы появилась возможности приглашать лучших игроков, во главе с Александром Радуловым, собирать четыре равносильных пятёрки, подписывать самого звёздного главного тренера страны Вячеслава Быкова. Зарплатный бюджет клуба был на уровне НХЛ. Так было выиграно первое чемпионство в 2008 году, а потом и Кубок Гагарина-2011.

Затем «Салават» стал чуть скромнее, на первый план со своими звёздами и бюджетами вышли другие клубы. Однако уровень финансирования оставался на топ-уровне. «Салават» мог позволить себе платить 120 млн Линусу Умарку, а также превышать потолок зарплат и платить налог на роскошь, когда это ещё было возможно. Долгое время (до 2017-го) на джерси хоккеистов красовался либо логотип «Башнефти», либо фонда «Урал», который был основан Рахимовым и существовал с нефтяных денег. В любом случае, и тогда, и до сих пор экономика «Салавата» неразрывно связана с нефтянкой. Меняются лишь юридические имена. 

Проблемы начались в 2020 году и связаны с пандемией коронавируса. Убытки терпели почти все. Вот и «Салават», который привык жить хорошо, тогда впервые встретился с задержками от «Роснефти», а потом и вовсе узнал о сокращении бюджета с 3,5 млрд до 2,5 млрд. А это деньги не только на команду КХЛ, а на всю клубную структуру, включая «Толпар», «Торос», «Агидель» и школу. Последние четыре года для «Салавата» можно охарактеризовать эпохой экономии, кредитов и долгов. Например, весной 2020-го, когда транш от спонсора не пришёл, а долг составлял 600 млн, пришлось брать кредит у «Регионального фонда» – другой государственной инвестиционной организации. А ещё отдавать под залог арену «Тороса» в Нефтекамске. По такой схеме «Салават» и жил последние годы: брал кредит, платил зарплаты, а новые задолженности закрывал траншами от «Роснефти». Прошлый год показал, что схема работает не всегда, когда на фоне многомесячных долгов перед игроками «Региональный фонд» неожиданно в кредите отказал.  

И всё это лишь на закрытие базовых потребностей, без которых клуб точно функционировать не сможет. Ситуация с ФНС показала, что у «Салавата» есть и множество других долгов, которые пока просто не всплывают. Одна из многих небольших показательных историй – осенью 2021-го управление земельных и имущественных отношение (УЗИО) Уфы судилось с «Салаватом» из-за долга в 30 млн по аренде дворца спорта, которого клуб, теоретически, мог даже лишиться. Но стороны пришли к мировому соглашению. Источник «БИЗНЕС Online» в клубе сообщил, что значительную часть «Салават» должен подрядчикам, предоставляющим различные услуги. Сотрудникам часто приходится лишний раз договариваться и изворачиваться, чтобы получить желаемое. Только при приблизительных оценках общая задолженность «Салавата» может составлять около 1 млрд рублей.

Данил Алалыкин

Явный выход из ситуации, если клуб не хочет ещё больше ужиматься и терять в статусе, – это возвращение прежнего объёма финансирования, пусть даже и с учётом инфляции. Тем более, что у «Салавата» в планах есть проект новой академии. В нынешнем сезоне об этом уже напрямую говорит и Баширов: «Мы говорили о том, что глава региона занимается вопросом увеличения бюджета клуба. Хотелось бы восстановить тот уровень финансирования, который был у нас до 2020 года. Значительный шаг в этом направлении сделан и осталось только его реализовать. Если всё сложится хорошо, то у нас не будет неопределённости с источником финансирования на будущий сезон».  

Судя по всему, подвижки в этом вопросе есть. Недавно журналист Алексей Шевченко сообщил, что «Роснефть» в ближайшем будущем возобновит полное спонсорство «Салавата». Источник «БИЗНЕС Online» подтверждает данную информацию. Но также нужно уточнить, что даже при столь удачном раскладе долги клуба не исчезнут, и на их погашение тоже нужно будет время. Поэтому, несмотря на хорошие новости, пока «Салавату» важно не влипнуть в ещё одну историю с задержками по зарплате, как это было год назад.

Максим Иванов
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
версия для печати
Оценка текста
+
6
-
читайте также
наверх