«Пускай думают, что мы младший брат «Ак Барса». Леонтьев – о борьбе за плей-офф и нападении в Нижнекамске
Интервью с одним из самых перспективных тренеров КХЛ.
«Нефтехимик» вступил в решающую стадию в борьбе за место в плей-офф. Нижнекамцы лавируют между восьмым и девятым местами. Перед матчем с «Сибирью» 9 февраля команда организовала встречу журналистов с главным тренером Олегом Леонтьевым. Побывал на ней корреспондент «БИЗНЕС Online» и задал актуальные вопросы.
О борьбе за восьмое место в Восточной конференции, сравнении с «Ак Барсом» и отсутствии нижнекамских воспитанников в составе – в предлагаемом интервью.
«Нынешний календарь получается немного рваным»
– Олег Юрьевич, сейчас «Нефтехимик» ведëт борьбу за выход в плей-офф. Насколько внимательно изучаются календари соперников, которые соперничают с вами?
– Могу сказать только о своей команде: когда публикуется календарь, то мы корректируем наше расписание. Соперника мы начинаем разбирать, когда подходит время розыгрыша Кубка Гагарина. Иногда пытаешься вычислить, насколько уставшей может быть команда, у кого сколько осталось сил. Хотя, думаю, что их к концу чемпионата у всех примерно поровну. У всех сложный календарь – от этого никуда не деться. В том сезоне расписание было попроще: три матча сыграл на выезде, три-четыре – дома. Он получается немного равным.
– Ваши хоккеисты в оптимальном состоянии?
– Да, мы в оптимальном составе и в оптимальном состоянии. Стараешься давать минимум нагрузок между матчами – это раз. Два – это молодость нашей команды: мы быстрее восстанавливаемся. К тому же, у нас амбициозный коллектив, который хочет всем всё доказать.
– Медиактивность перед столь важным матчем пойдет на пользу?
– Хотелось бы, чтобы все мероприятия подобного рода проводились чуть раньше. Команда должна погружаться в рабочий процесс и настраиваться на игру. Но мы живём в такое время, что нужно вовлекать молодёжь в хоккей. Видел сколько человек пришло на «Урок хоккея КХЛ», получил массу удовольствия. Думаю, это нам не помешает.
«В тренерской висит таблица без четырёх снятых очков с «Сибири»
– Если «Сибири» вернут четыре очка, то вы не будете против? (12 февраля, уже после интервью, КХЛ отклонила апелляцию «Сибири» о возвращении очков – ред.)
– Мы ведём свою таблицу, где у «Сибири» остались четыре очка. Это нас не пугает, мы готовы ко всему. Если «Сибирь» ошиблась, то по регламенту лига поступила правильно. Если что-то иное, то нужно рассматривать. Тем более, такая ситуация произошла впервые во всей истории.
– Эта таблица висит в раздевалке?
– В тренерской.
– Ответный матч в Новосибирске будет таким же важным, что и домашний?
– У нас сейчас каждая игра важна. Не знаешь заранее, какое набранное очко окажется ключевым в вопросе за выход в плей-офф. Думаю, что до конца регулярного чемпионата не будет известно, кто попадет в розыгрыш Кубка Гагарина с восьмого места. Этим и интересен чемпионат, притом три последние года.
– Можно ли сказать, что для «Нефтехимика» начался плей-офф?
– Он и не заканчивался. Мы не очень удачно начали сезон – теперь в роли догоняющих. Но мы справились с этим.
– Ваш главный конкурент за место в плей-офф – это «Сибирь» или «Амур»?
– Это мы сами. Если мы себя преодолеем, то будем сильнее всех.
«Митрошин доказал, что мы должны попробовать Долганова»
– Многие хоккеисты из вашей команды не пропускают матчи, а играют нонстопом.
– Не хочу громких слов, но я восхищаюсь, как команда сражается и бьётся. У нас здоровый коллектив без обиженных игроков. Сложно создать команду, в которой не было бы таких ситуаций.
– Белозёров выстрелил в этом сезоне, идёт на рекорд «Нефтехимика» по количеству очков за регулярный чемпионат. За счёт чего?
– В каждом сезоне все игроки, которые к нам приходят, улучшают личные показатели. Сейчас все показывают свои лучшие результаты за все сезоны, которые у них были в КХЛ. Вспомните Клока, который после года у нас подписал контракт ни с кем-нибудь, а с «Аризоной». Его никто не знал, он лишь однажды съездил в сборную Чехии.
Задача нашего тренерского цеха – раскрывать игроков и делать их лучше. Мы хотим, чтобы они показывали максимальные результаты, притом не просто в хоккее, но и вне пределов льда.
– Однако показатель полезности Белозёрова – минус 21.
– Нас тоже это волнует. Не очень рады такому показателю, хотя Андрей хорошо блокирует шайбы.
– Есть информация, что Наиль Якупов может восстановиться к концу регулярного чемпионата. Насколько это правда?
– Он проходит собственное лечение со своим врачом – пока ничего не могу сказать. У нас Петрищев получил двойной перелом пальца и восстановился гораздо быстрее. Наиль лечится по своей технологии, может, это ему больше подходит.
– Обмен Назарова на Сетдикова можно назвать одним из лучших в этом сезоне?
– Назаров провёл хороший первый сезон после повышения из ВХЛ, однако затем забуксовал. Нужно приносить пользу команде – мы решили с ним расстаться.
– Довольны прогрессом вратаря Филиппа Долганова?
– Он оказался в ситуации, когда два основных вратаря команды провалились. В тот момент мы пропускали в среднем 4,4 гола – крайне плохой показатель. Для сравнения, сейчас в наши ворота влетает в среднем 2,2 шайбы. Мы искали вратаря, хорошо, что Алексей Юрьевич Митрошин нам доказал, что мы должны попробовать Долганова. Рад, что Филипп достиг такого результата.
– Ковалёв играл далеко не на лидирующих ролях в «Нефтянике», а вы решили его подписать. Почему?
– Не соглашусь. Он играл в основном составе, но затем покинул клуб. У нас в тот момент было много травмированных защитников, а на рынке хороших вариантов не было. Это не поход в магазин, где ты с лёгкостью берешь пучок редиски. Приходится выкручиваться другими способами. Мы видим, что человек приходит в нашу систему, быстро адаптируется. В случае с Ваней он знал, куда попал, он и ранее играл в КХЛ. Ваня воспользовался своим шансом.
– Ди справляется с лидирующими ролями?
– Справляется. Он классный парень, который выполняет большой объём работы на льду. Может, это не так заметно, но катанием, движениями и правильными действиями он берёт своё. Если бы он ещё забивал бы и набирал бы очко за игру, то было бы ещё лучше. Если сравнивать его с Камара, то мы оказались правы в выборе легионера.
– Не было опасений, что Ди может повторить судьбу Камара?
– Нет. Он играл в НХЛ – какие опасения?
– В каком состоянии Рафаэль Бикмуллин?
– Он тренируется с запасными игроками, более-менее он пришел в форму. Пока он не в составе, потому что мы довольны теми игроками, которые в нём появляются. Ему стоит подождать своего шанса.
– Какой вы видите потенциал у «Нефтехимика»?
– Не хочу говорить какие-то громкие фразы. Потенциал у нас есть, мы ведь не просто так тут работаем, стараемся строить команду. Думаю, что всё будет нормально, особенно, когда видишь, что ребята растут. Например, Пастухов не нужен был ни одной команде лиги, но сейчас он ведущий защитник «Нефтехимика».
«А в «Рейнджерс» много играет уроженцев Нью-Йорка?»
– Амир Нугманов, которого «Нефтехимик» обменял в СКА, набрал первое очко за питерцев в КХЛ. По вашему мнению, он мог бы дебютировать за нижнекамскую команду?
– Вполне мог, но возникла такая ситуация и нам, к сожалению, пришлось его обменять.
– Вы следили за ним, когда он играл в «Реакторе»?
– Конечно. Я смотрю от начала до конца все матчи «Реактора».
– Вы ходите на матчи?
– Стараюсь. Если нет возможности, то смотрю игру с планшета. Где бы я не находился, я всегда найду время, чтобы посмотреть их матч.
– Матчи «Ижстали» вы также смотрите?
– Где-то 80 процентов.
– Ваши помощники тоже смотрят матчи?
– Надеюсь на это. Конечно, мы за всеми следим, но бывает такое, что скапливается большой объём работы в первой команде. Например, если не удаётся посмотреть матч «Ижстали», то звоним в команду, разговариваем, кто как себя проявил, в каком состоянии командированные игроки.
– Недавно за «Ижсталь» Рауль Якупов забил в пяти матчах подряд.
– Рад за него. Все голы и матчи я видел.
– Теперь он будет помогать «Реактору» зацепиться за плей-офф?
– Потом он вернётся в «Ижсталь» – постоянная ротация из клуба в клуб. Он хороший молодой хоккеист.
– Шерстобитов и Устимкин также будут двигаться из ВХЛ в МХЛ и обратно?
– Да.
– Ислам Гайнуллин?
– Он будет с нами – восьмой резервный защитник.
– Часто ли приходится слышать упрёки, что последний месяц из своих воспитанников в «Нефтехимике» играет только Шафигуллин?
– Никаких упрёков по этому поводу я не слышал. Почему они могут быть?
– Потому что «Нефтехимик» позиционирует себя как клуб, который воспитывает свою молодежь, а выходит в составе лишь один свой игрок.
– А в «Рейнджерс» много играет уроженцев Нью-Йорка? Не понимаю, когда говорят, что в клубе должны играть свои воспитанники. Нам нужно только приветствовать, что наши игроки находятся в топ-клубах КХЛ. Я только рад за них. Мы могли бы собрать сборную своих воспитанников и играть только нижнекамскими ребятами, но такого не бывает в жизни. Зато я вижу, что у нас есть хороший резерв. Наберитесь терпения: скоро будет ещё больше воспитанников, чем было раньше.
– Но они будут только на следующий сезон?
– Наверное, да. Сейчас нам нужно решить задачу по выходу в плей-офф. Ребята же играют в «Реакторе», набираются там опыта.
– Хотели бы вы, чтобы игроки, которых вы раскрыли, оставались в клубе?
– Да, нам хочется, чтобы созданный нами состав поиграл бы два-три сезона. Но параллельно с этим должна идти точечная селекция. Не буду скрывать, нам и сейчас не помешали бы переходы новых игроков. Всегда ищешь лучшее в любой ситуации.
– Вы смотрите матчи вашего сына, который играет в «Автомобилисте»?
– Конечно, если он играет. Вообще, стараюсь смотреть все матчи, на которые хватает свободного времени.
– А что касается НХЛ?
– Каждое утро я смотрю хайлайты. Есть моменты, которые мы берём для тренировок.
– Следите за вашими ребятами, которые перешли в СКА?
– Конечно. Пока не играет Андрей Чивилёв, но я уверен, что он будет сильнее в следующем сезоне – этот у него не задался. Хайруллин в Нижнекамске был в порядке, в порядке он остаётся и в Питере.
– Никита Артамонов...
– Он только начинает свой путь в большом хоккее. Будем следить за ним.
– Что думаете о нынешнем лимите на легионеров?
– Достаточно трёх. А откуда вы наберёте пять? Едут только канадцы и американцы, из Европы – нет. Притом лидеры в АХЛ играют на хороших зарплатах, их непросто затащить в КХЛ.
«Какие могут быть проблемы в Нижнекамске?»
– Вы работаете в «Нефтехимике» третий год. Насколько вам подходит Нижнекамск как город?
– Я получаю удовольствие: здесь нет пробок, быстро добираешься до работы, у нас работают отличные люди. В команде нет соблазна куда-то сходить: город маленький, все под микроскопом (смеётся). Но сейчас молодежь такая, которая не делает всего того, что было в мою молодость.
– В бытовом плане возникают вопросы?
– Нет. База находится в великолепном месте, легионеры там с удовольствием проживают. Мне всё нравится. А какие могут быть проблемы?
– На улице опасно.
– Та ситуация была максимально простой: мальчик не сдержался, толкнул, развернулся и грубо ответил. Честно говоря, я отвык от этой темы. Неожиданное оказалось развитие ситуации, но я на него обид не держу. Жизнь всё расставит по местам.
– Вы догнали того парня после того, как он вас ударил?
– Мне – 53 года и я догнал 17-летнего мальчика. Он отдышаться 10 минут потом не мог.
– Вам пришлось проходить какие-то процедуры?
– Там ничего не было – просто рассечение, поэтому наложили два шва.
– Как продвигается то дело?
– Ему грозит максимум административное нарушение. Мы могли бы закрыть всё дело сами, если бы он пришёл в клуб, извинился и купил бы на матч, допустим, 20 билетов для болельщиков. Но он ничего не сделал, поэтому будем работать в рамках закона.
– Как проводите свободное время в городе?
– Просто отдыхаю, но на это почти нет времени. Постоянно приходит информация по какому-то игроку, сидишь её проверяешь. Работы очень много, нужно всё отсматривать, соперника разбирать, матчи идут нонстопом. Нет такого, что приходишь на тренировку, её отрабатываешь и идёшь отдыхать. Однажды на стендап Сереги Орлова сходил с женой, нравится его творчество. Бывает, что в Казань можно съездить, но таких выходных бывает крайне мало.
– Насколько часто вас узнают на улице?
– Дети часто узнают, здороваются. Взрослые тоже подходят, просят сфотографироваться. С этим проблем нет.
– Какая самая необычная просьба сфотографироваться?
– Был я как-то в термах, один болельщик принёс телефон и попросил сфотографироваться.
– У вас есть белорусский паспорт. Вы ездите в страну?
– Я не белорус. Когда был молодым, то меня призвали в армию, в минское «Динамо». Когда мы проходили службу, то СССР распался и вышла такая ситуация.
«Тренером я стал спонтанно»
– В вашем тренерском становлении кто больше всего повлиял на вас?
– Я никогда не думал, что стану тренером. Когда ты играешь в хоккей, то думаешь, что только находишься в моменте. Лет в 35 появляются мысли о тренерской карьере, но не сильно: сказывается усталость от самой игры. У меня не было задачи взять и стать тренером. Так получилось, что в марте я завершил карьеру, а в октябре меня назначили главным тренером «Кристалла». Это получилось всё спонтанно, поэтому у меня не было людей, которые помогали мне. Я действовал по интуиции.
– Вы могли бы тренировать детей?
– Конечно. Я помогал детским тренерам, когда учился играть мой старший сын. Та же история с младшим. Так что мне интересно это было делать. Многое почерпнул для себя от этой работы.
– Вас можно назвать жёстким тренером?
– Временами. Бывают такие моменты, когда нужно сказать жёстко. Но чаще стараешься добиваться результата более демократичными способами.
– Вам нравится работать со сложными, но сильными игроками?
– Ко всем возможно найти подход. Не было такого игрока, с которым бы я не имел контакт. Все мы люди, стараемся общаться. Вроде я ко всем игрокам нахожу подход, если они выполняют задание честно и порядочно. Если они делают что-то не так, то у меня будет жёсткая реакция.
– То есть были игроки, которые делали что-то не так?
– Конечно, они и будут. Это жизнь, это неизбежно, это природа – выживает сильнейший. Если ты уходишь из-под шайбы, то, извини меня, дороги тебе в нашу команду нет. Нам нужны только бойцы, притом не только на льду, но и в жизни.
– У вас в команде два легионера: один русский язык понимает, второй – нет. Вы никогда не играли в Европе. Как у вас обстоят дела с английским языком?
– Начальный уровень у меня есть, я могу поговорить с Ди. Но сейчас всё просто: заходишь в переводчик, вбиваешь, что тебе нужно и получаешь ответ.
– Приветствуете ли вы баллоны?
– Я настоятельно рекомендую всем через это проходить. Так ты не только качаешь ноги, но и преодолеваешь себя. Нужно работу делать на максимуме, это важно для молодых ребят. Баллоны нужны, но без фанатизма.
– Вы приветствуете двойные премиальные на важных матчах?
– Лично я приветствую их. Ни для кого не секрет, что у всех команд есть свои бонусы. Попал в плей-офф – пришли деньги.
«Оставить бы в межсезонье хотя бы 50 процентов игроков…»
– Недавно вас назвали одним из сильнейших тренеров КХЛ. Чувствуете, что при вас пригласить игрока в команду стало проще?
– Почему так громко-то? Я ещё ничего не выиграл. Но всегда было просто: кто бы к нам не ехал – раскроем любого.
– Дергачёв никогда не был топ-бомбардиром, но сейчас у него личный рекорд по количеству набранных очков за сезон. Что в нём удалось раскрыть?
– Он техничный игрок, который хорошо держит шайбу, видит поляну. Он порядочный как человек. Он играет на пике, способствует этому и оптимальный для этого возраст. Тут многое сошлось.
– Считается, что «Нефтехимик» – это вторая команда Татарстана, главная – это «Ак Барс». Почему?
– У них больше бюджет, а сама Казань – это столица Татарстана. Считаю, что это нормально. Пускай думают, что мы младший брат. Лично меня это не волнует, нейтрально отношусь кем мы приходимся «Ак Барсу». Лёд покажет, кто старший, кто младший. Мы делаем всё, чтобы стать первой командой в республике. Это громкое заявление, но мы будем стараться.
– У вас есть хороший кредит доверия со стороны руководства?
– Считаю, что всем тренерам лучше давать чуть больше времени. Всякие могут быть причины, почему увольняют тренера. В каждом клубе своё руководство – всё может быть. Из «Кристалла» меня уволили после четырёх поражений подряд, хотя игра у команды была. Я всегда готов ко всякому развитию ситуацию. Всегда нужно проанализировать ситуацию, найти причину, а не сразу рубить.
– У вас контракт на три года. Какой будет стратегия развития?
– Мы планируем и хотим собрать команду с невысоким средним возрастом. Главное, чтобы у неё был потенциал и желание развиваться. Надеюсь, что мы это сделаем, потому что просто попадать в плей-офф неинтересно.
– Какое ваше главное достижение за три года работы?
– Достижения у нас простые – попадали в плей-офф. Самое сложное – это создать боеспособный коллектив. Сделать это – главная наша задача. Самое же обидное, что наш состав из сезона в сезон меняется на 80 процентов. Оставить хотя бы 50... Но я уверен, что половина команды в следующее межсезонье у нас останется. Точечная селекция должна нам помочь.
Фото на превью: hcnh.ru
Календарь волейбольного чемпионата России 2024/25 19
Морозов прервал суперсерию Казани, а в Оренбурге на 24 минуты остановили игру. Итоги 12-го тура суперлиги 21
КХЛ придумала новый турнир. Кто сыграет в нём за «Ак Барс»? 1
Суеверия, разногласия, шантаж. Как дела у Бердыева в Азербайджане? 1
«Ак Барс» проиграл борьбу за Маклауда «Авангарду». Почему канадец выбрал Омск? 3
Морозов прервал суперсерию Казани, а в Оренбурге на 24 минуты остановили игру. Итоги 12-го тура суперлиги 21
Календарь волейбольного чемпионата России 2024/25 19
«Ак Барс» проиграл борьбу за Маклауда «Авангарду». Почему канадец выбрал Омск? 3
«Мы на разных бюджетных полюсах!» «Ак Барс» доминирует над «Нефтехимиком» в КХЛ 1
Суеверия, разногласия, шантаж. Как дела у Бердыева в Азербайджане? 1