Манеж в Казани, миллиард Центральному стадиону и 25 млн спортсменам: как в Татарстане хотят поднять легкую атлетику
Атлеты устали получать по 20 тысяч.
На следующей неделе во Франции начинаются летние Олимпийские игры-2024. В самой медалеемкой дисциплине – легкой атлетике – не примут участия россияне, их не собирались допускать сюда даже в нейтральном статусе. Между тем, как выяснил «БИЗНЕС Online», в Татарстане вот уже год идет работа по усилению позиций «королевы спорта». Ранее у легкой атлетики в Казани были серьезные успехи, но санкции и изоляция здорово ослабили их. Титулованные спортсмены либо бегут в другие регионы, либо заканчивают карьеры и уходят в бармены.
Но обновление Центрального стадиона, а также договоренности Рустама Минниханова с замглавы ФАС Петром Ивановым дают надежду атлетам. Подробнее – в нашем материале.
Как «королева спорта» потеряла корону
«Себастьян Коу – самый известный русофоб в спортивном мире», – такую характеристику главе международной федерации легкой атлетики недавно дал президент Олимпийского комитета России Станислав Поздняков. Британец Себастьян Коу задолго до Игр-2024 объявил, что спортсмены из РФ в соревнованиях участия не примут даже в нейтральном статусе. И вообще россияне имеют больше проблемы с допуском до серьезных международных стартов аж с 2016 года после ряда допинговых скандалов. Вот и сейчас мир «королевы спорта» легко обходится без таких звезд, как Мария Ласицкене или Сергей Шубенков.
Между тем легкая атлетика как таковая не нуждается в особом представлении. Это самый доступный вид спорта, самый массовый, а по некоторым оценкам, даже самый популярный. Так, по итогам Олимпиады в Токио вышеупомянутый Коу сообщал, что именно данный вид собрал наиболее высокие телерейтинги.
Не будет лишним напомнить, что это также самая медалеемкая олимпийская дисциплина. Например, в Париже будут разыгрывать 48 комплектов наград в легкой атлетике, тогда как у ближайшего преследователя – плавания – таких лишь 37. Поэтому этот вид привлекает и спортивных руководителей: при сравнительно небольших вложениях можно добиться больших результатов.
Из-за проблем с международной федерацией легкая атлетика в России переживает не лучшие времена. Можно сказать, что санкции ударили по ней первой в отечественном спорте. Накануне Олимпиады-2016, когда у ВАДА возникли вопросы по ряду спортсменов, федерацию легкой атлетики РФ отстранили, а нашу сборную не допустили к участию. Исключение сделали только ради прыгуньи в длину Дарьи Клишиной, т. к. она тренировалась в США.
Каждый год Россию кормили обещаниями: еще немного, и мы восстановим вас в правах. Это подкреплялось верой наших чиновников в своих международных коллег. «Когда всё началось, все думали: сейчас-сейчас – и все пройдет. Если честно, очень жалею, что рядом не было человека, который бы меня подтолкнул уже на тот момент что-то изменить», – говорила в нашумевшем интервью сильнейший спринтер России Кристина Макаренко.
Намекала она на смену гражданства. Сожалея, что при достойных результатах она не может участвовать в международных турнирах, Макаренко расплакалась. Слезы потенциального призера Олимпийских игр и чемпионатов мира – иллюстрация нынешнего положения дел.
Бюджет федерации доходил до 50 млн рублей
Однако спад легкой атлетики в России совпал с её подъемом в Татарстане. Надо отметить, что у республики давние традиции в этом виде. Сразу 11 выходцев из РТ участвовали в Играх, и трое из них выигрывали медали: Лилия Нурутдинова завоевала в 1992 году «золото» в эстафете 4Х400 метров и «серебро» на 800-метровке, Денис Капустин взял «бронзу» в 2000-м в тройном прыжке, а Гульнара Самитова-Галкина стала чемпионкой в 2008-м в беге на 3000 метров с препятствиями.
Победа Галкиной-Самитовой, а также приближающаяся Универсиада-2013 подтолкнули Татарстан к усилению позиций в этом виде спорта. Удивительно, но федерации легкой атлетики в РТ до того вообще не было. Ее учредили в 2011 году. Министр спорта РТ Рафис Бурганов поручил возглавить ее Хафизу Салихову – в то время депутату Госдумы РФ, а в прошлом министру торговли РТ. Этот пост он занимал 10 лет. В молодости Салихов сам занимался легкой атлетикой, специализировался в барьерном беге.
На старте федерация получила мощное финансирование, которое, по некоторым оценкам, составляло 50 млн рублей в год. После начала международных санкций оно уменьшилось в пять раз. Оставшейся суммы хватало на базовый минимум: зарплаты, поездки на соревнования, организацию сборов.
Если говорить о зарплатах в республике, победитель крупного турнира мог рассчитывать только на 20–30 тыс. в месяц, и то после того, как на него «вешали» должности тренера, инструктора или преподавателя. В такой ситуации Татарстан не мог составить конкуренцию не то что другим регионам, но даже фитнес-центрам и сервисам доставки еды. Победитель юниорского первенства Европы – 2015 в беге на 110 метров с барьерами Камиль Салимуллин завершил карьеру и стал барменом, а еще попробовал себя в фитнесе.
«Ничего не имею против новых увлечений Камиля. Но обидно, что в других условиях он мог бы выступать еще несколько лет и ставить рекорды. Таких примеров наберется десяток», – рассказал нам один из спортсменов, который тоже вынужден был закончить со спортом в то время.
Татарстан уже потерял мирового рекордсмена
Самой тяжелой потерей для легкоатлетической Казани стал Ранэль Шафиков, выступающий в семиборье. В 2021 году на первенстве России до 18 лет он набрал 5 910 очков по сумме дисциплин и установил мировой рекорд в своей возрастной категории. Когда Шафикову исполнилось 18 лет и перед ним встал вопрос выбора вуза, он сделал в 2023-м выбор в пользу Москвы и переквалифицировался в прыгуна с шестом. Если в Казани со своим рекордом он получал 20 тыс. рублей в месяц, в Москве ему обещали 100 тыс. с премиальными.
Получив такой звоночек, в республиканской федерации провели анализ по другим регионам. Выяснилось, что условия, которые кратно превышают татарстанские, готовы предлагать не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге, Краснодарском крае, Свердловской области и еще ряде субъектов. Шафиков Татарстан уже покинул, а вот за других перспективных спортсменов, которые еще оставались в республике, стало тревожно.
В первую очередь это спринтер Серафим Солодовников. Он вырос в ЛНР и в раннем возрасте перебрался в Татарстан. Его семья живет в Лаишево, а он занимается на базе казанского ФСО «Центральный». В феврале Солодовников побил рекорд Европы для спортсменов до 23 лет, пробежав 400 метров за 45,96 секунды в первенстве России.
Сколько получают татарстанские чемпионы?
Как нетрудно догадаться, после такого успеха атлет сразу привлек внимание всех регионов – лидеров российской легкой атлетики. С ним уже встречался министр спорта РТ Владимир Леонов и обещал улучшить ему условия.
Сейчас зарплата спринтера – всё те же смешные 21 тыс. рублей. По нашим данным, в Курской области он получал бы при таких условиях 33 тыс. рублей, а в Ульяновской – 45 тысяч.
С высокой вероятностью Солодовников выиграл бы золотую медаль на прошедших недавно Играх БРИКС. К сожалению, незадолго до турнира он получил травму, но уже восстановился. В его отсутствие на соревнованиях отличились другие татарстанцы – Юлия Сохацкая («серебро» в семиборье) и Рамиля Валитова («бронза» в прыжках в длину). Обе родом из Казани. Их регалии поскромнее, чем у спринтера, но риск отъезда в другие регионы также есть. В республике они получают крохи.
Не смог отобраться на Игры БРИКС нижнекамец Семен Манаков, который специализируется в беге с барьерами. Во время казанского турнира он выступал в Чебоксарах на Мемориале Игнатьева и пробежал там 110 метров за 13,14 секунды. С таким временем он мог бы рассчитывать на медаль Игр БРИКС. Как победитель первенства России Манаков получает 19,5 тыс. рублей. В Санкт-Петербурге он получал бы 38 тыс. рублей, в Ульяновской области – 50 тысяч.
При чем тут замглавы ФАС?
Что в Татарстане намерены с этим делать? План уже озвучили раису Татарстана Рустаму Минниханову, а также интересному и влиятельному гостю из Москвы. Речь о 54-летнем Петре Иванове. С января 2021-го он занимает пост заместителя руководителя ФАС. До этого работал в структурах РЖД, занимаясь железнодорожными перевозками, а с 2013 по 2016 год был министром транспорта Московской области.
А еще Иванов руководил федерацией триатлона России. Именно при нем спорт стал популярен в нашей стране и начал привлекать тысячи любителей бега, плавания и велогонок. По этой линии и состоялось знакомство Иванова с Казанью. В 2019-м город проводил чемпионат Европы по триатлону, который собрал 2 тыс. участников и был признан европейским союзом триатлона мероприятием года. Через год, в 2020-м, Иванов федерацию покинул. Затем организацию взяла на себя Ксения Шойгу, и говорят, что именно предшественник сыграл в этом решающую роль.
В ноябре 2020 года менеджер взял на себя новый спортивный вызов и возглавил Всероссийскую федерацию легкой атлетики. Из-за всех проблем нового руководителя для федерации искали очень долго, предложение даже делали министру спорта РТ Леонову. Но в итоге удалось уговорить Иванова. Его можно назвать идеальным кандидатом: любит спорт, уже возглавлял спортивную федерацию, имеет связи с бизнесом, а также обладает тем, что можно назвать государственным мышлением.
Татарстан стал первым регионом, куда глава федерации отправился в новом статусе. Чтобы совпали рабочие графики Иванова и Минниханова, понадобилось два месяца. И вот в июне 2023-го состоялась их встреча в Доме правительства РТ. На ней Иванов решил ряд вопросов с татарстанскими коллегами по линии ФАС, но по большей части речь шла о легкой атлетике. Благодаря высокому статусу гостя спортсмены получили возможность озвучить основную часть своих «хотелок».
Что показали Иванову и Минниханову?
По нашей информации, легкоатлеты тогда запросили увеличение финансирования: к нынешним выплатам предложено прибавить 25 млн рублей. Кому-то эта сумма покажется внушительной, на деле же она полностью уйдет на то, чтобы довести Татарстан до других регионов в плане зарплат, стипендий, сборов и турниров.
Когда раис РТ заслушал информацию, что выплаты в Татарстане разительно отличаются от других регионов, то сказал: «У нас должно быть не хуже!» Также он выразил пожелание, чтобы в Казани, занимаясь спортом профессиональным, не забывали о спорте массовом. К пожеланию раиса прислушался глава Timerman Вадим Янгиров: он постарался, чтобы в этом году «Казанский марафон» собрал рекордные 28 тыс. участников.
Также высказана идея усилить инфраструктуру манежами. Сегодня в Татарстане есть два крытых объекта, которые отвечают нуждам легкоатлетов, и расположены они в Елабуге и Нижнекамске. Беговой круг там рассчитан на 200 метров – как раз то, что нужно профи для тренировок и соревнований. В манеже Центрального стадиона он растянут на 400 м – слишком много, а на объектах Набережных Челнов, Лениногорска и поселке Уруссу он 150 метров – слишком мало.
Манеж в Казани, манежи в районах
По мнению федерации, в Казани напрашивается еще один манеж с кругом на 200 метров, адаптированный под нужды легкой атлетики. Еще одна проблема – сегодня манеж Центрального стадиона просто не вмещает всех желающих. Это единственное место в столице, где можно тренироваться не в уличный сезон.
Новый объект хотят построить по механизму государственно-частного партнерства. Министерство спорта РФ уже выразило готовность включить манеж в свою программу. Пока все упирается в выбор места. На встрече с первыми лицами было предложено построить объект в будущем парке «Спортивный» между Дворцом водных видов спорта и мостом «Миллениум». Локация не была одобрена, но проектанты хотят видеть комплекс в черте города, чтобы по возможности добавить туда гостиницу, фитнес-центр или т. д., что позволило бы манежу зарабатывать внебюджетные деньги.
Главный манеж – история дорогостоящая. По самым скромным оценкам, он обойдется в 800-900 млн рублей. Объекты меньших размеров и меньшей стоимости предложено построить в районах республики. Чтобы найти новым комплексам дополнительное применение, высказана идея назвать их центрами ГТО и включить туда все необходимое для сдачи нормативов. Напомним, что Казань в лице дирекции спортивных и социальных проектов – оператор ГТО на федеральном уровне.
Центральный стадион готовится к новым турнирам
Что осталось от всех этих идей спустя год? Что касается финансирования, озвученные федерацией суммы прошли проверку министерством финансов РТ. Традиционно в результате таких проверок произошли некоторые сокращения, но незначительные. Чтобы деньги были выделены, нужна финальная резолюция от властей РТ. Ее с особым трепетом ждут спортсмены и тренеры, которые уже в курсе всех процессов.
Для большого манежа по-прежнему ищут место – вопрос находится на контроле исполкома Казани. В создании центров ГТО уже выразили интерес ряд районов республики, в первую очередь Сабинский. Этот проект в силу своей экономичности можно включить в республиканскую программу строительства спортивных объектов.
Дополнительный импульс проектам дали Игры БРИКС. Во время турнира Иванов посетил Казань еще раз. Утром он совершил пробежку на 20 км, так как готовился пробежать марафон на «Белых ночах». А затем отправился на Центральный стадион, чтобы посмотреть турнир по легкой атлетике. Глава федерации оценил состояние стадиона после ремонта на 1 млрд рублей: там обновились трибуны, дорожки, а также закуплено новое оборудование. Теперь Центральный – одна из лучших арен в стране для легкой атлетики.
Как сам Иванов, так и вице-президент федерации Ирина Привалова и спортивный директор Юрий Борзаковский (оба – олимпийские чемпионы) остались под впечатлением от арены. Уже во время Игр БРИКС принято решение провести здесь ряд турниров в новом сезоне. По нашей информации, в ноябре Центральный стадион примет юниорский Мемориал Красильникова, а в случае успешного проведения речь может зайти уже о первенстве и чемпионате страны.
Если все планы реализуются, Центральный стадион будет одним из бенефициаров этого. После ухода «Рубина» на «Ак Барс Арену» легкая атлетика – основной вид спорта для него.
Фото на превью и коллаж: «БИЗНЕС Online»
«Мы точно не ждали 3:0». Соколов и «Динамо» отняли у Казани Кубок России 25
Почему сорвался обмен Робинсона, кого «Лада» просила у «Ак Барса» за Фисенко и кем еще интересовались казанцы? 0
Возвращение Алекно, триумф Франции на Олимпиаде, появление телеканала «Волейбол» и другие события 2024 года 9
«Ак Барс» проехался по «Трактору»: помог огненный Галимов и новичок-великан 1
15 главных событий «Ак Барса»: сменили тренера, отпустили Радулова, заговорили по-татарски 2
«Мы точно не ждали 3:0». Соколов и «Динамо» отняли у Казани Кубок России 25
Возвращение Алекно, триумф Франции на Олимпиаде, появление телеканала «Волейбол» и другие события 2024 года 9
«Динамо-Ак Барс» завершил золотой год камбэком в финале Кубка России. Помогли суперподачи Гонсалес и 34 очка Мартинес 9
Самые заплюсованные волейбольные тексты 2024 года 8
15 главных событий «Ак Барса»: сменили тренера, отпустили Радулова, заговорили по-татарски 2