комментарии 0 в закладки

«Они прошли ад войны». Как ветераны СВО из Татарстана возрождаются в спорте

С тяжёлыми боевыми ранениями многие рвутся на Паралимпиаду. 

Далеко не каждый вернувшийся боец с СВО может тут же перестроиться под реалии прежней жизни. Одни не могут забыть все ужасы боевых действий, другим снятся кошмары, есть и те, кто остаётся без конечностей. Как же, несмотря на все жизненные трудности, вернуться в прежнее русло и адаптироваться к обычной жизни? В этом помогает спорт, с помощью которого можно безболезненно вернуться в привычную сферу. 

«БИЗНЕС Online» поговорил с пятью ветеранами СВО и узнал, каким трудом им даётся возвращение в прежнюю жизнь.

Фото и коллаж: «БИЗНЕС Online»

Из «Вагнера» – в хоккей на колясках

Следж-хоккей – самый популярный вариант для продолжения жизни после СВО. Вид спорта в республике развит, есть своя команда «Татсиб», за которую выступают три сборника, а звание КМС присвоено уже четверым. Именно к ним присоединилось аж 10 бывших участников СВО. У каждого из них своя история. 

Тимур Панченко подписал контракт с ЧВК «Вагнер», брал Бахмут и получил ранение при штурме. В него прилетел снаряд РПГ, из-за чего были повреждены три конечности. Тимур потерял много крови, однако выжил и теперь играет в следж-хоккей. 

«Давно не занимался спортом, поэтому пока на льду достаточно тяжело. Раньше я полтора года ездил на коляске, поэтому никаких физических нагрузок у меня не было. Но ничего страшного нет – привыкну. В детстве я занимался хоккеем и боксом, ходил в спортзал – одним словом, любил спорт», – рассказал Панченко. 

Динар Нургатин был мобилизован на СВО в 2022 году. Перед отправкой на Украину он работал водителем, но получил ранение при штурме – прилетел снаряд. В июле 2024 года Динар протезировался – теперь его ждёт машина с ручным управлением. Как и другие участники, он пробует себя в новом деле.

Тимур Панченко / фото: «БИЗНЕС Online»

«Первый раз всегда тяжело. Я ехал на арену с мыслями, что будет непросто, но когда впервые вышел на лёд, то потихоньку получалось. Думаю, что со временем будет прогресс. Мне всегда нравился хоккей, перед СВО я увлекался этим видом спорта, играл на улице», – сказал Динар.

Каждого из новичков выходом на лёд ожидает первое испытание: надеть всю форму и сесть в сани. Даже в обычном хоккее игрокам требуется минут 10, чтобы разместить всю экипировку на своём теле, в следж-хоккее этот процесс не менее быстр. Хотя есть и те, кто подобных трудностей не испытывает. «Не сказал бы, что надеть всю эту форму особо тяжело. Да, я играл ранее в хоккей и знаю, как всё это надеть, однако это было давно – в советские времена», – сказал Панченко.

На лёд игроки выходят без протезов – их оставляют на скамейке запасных. Кстати, у кого-то они не просто телесного цвета, а с рисунками из аниме. Далее игроки садятся в сани – с этим процессом помогает тренер Тимур Садриев. Цены на хоккейную повозку могут составлять 100 тысяч и более, хотя многие пользуются более экономным вариантом. Изготавливают их в России, как и большую часть клюшек. Во всём мире есть всего три компании, которые взялись за не самое популярное производство, одна из них – «ЗаряД». 

 Фото: «БИЗНЕС Online»

Как и в обычном хоккее, на первых тренировках новички учатся держаться на льду и выполнять самые простые упражнения. Заглянул на одно из таких занятий пятикратный обладатель Кубка Гагарина Данис Зарипов. «Это самый легендарный человек в российском хоккее», – представил бывшего капитана «Ак Барса» вице-президент федерации хоккея РТ Андрей Рябов. Зарипов поприветствовал команду и назвал каждого из игроков героем. 

К слову, героев по стране намного больше, чем пришло на первую тренировку. Всех желающих заниматься хоккеем среди бывших участников СВО нашли через фонд «Защитники Отечества». Оттуда позвонили в федерацию, а та уже организовала для бойцов первую тренировку.


«Эта идея не нова: во многих регионах она уже реализована. Возвращаются молодые ребята – это герои нашей страны, которые выполнили свой долг. Конечно, им необходимо пройти процесс адаптации к обычной жизни. Они прошли боевые действия, можно сказать, ад войны. Посмотрите, насколько они сильны духом, как они чувствуют на льду. Они ещё раз придут! Я сама буду следить за ними и поддерживать их», – отметила член Общественной палаты РФ от РТ Ольга Павлова.

Схожее мнение выразил и Рябов. «Все сразу становится понятно по глазам и эмоциям. Этим ребятам не нужно объяснять, что такое спорт: они прошли очень серьезную жизненную школу. Эти ребята крайне одержимы тем, чтобы вернуться к активному образу жизни. Все они еще очень многое могут сделать, и думаю, что они останутся в следж-хоккее. Для нас это не разовый проект или разовая тренировка, а начало большого пути», – заключил функционер.

«Вагнер» на футбольных полях

Ещё один наш герой – Сергей Дороненков. В 2022 году он ушёл в «Вагнер», две недели готовился с инструктором на полигоне, а после брал Бахмут, Соледар и Красную Горку. В августе 2023 года Сергей ушёл в отпуск, а спустя полгода поехал в добровольческий батальон «Левадия». Там он получил ранение и вернулся в Казань. «Был сброс с беспилотника, и в меня влетело 56 осколков. Некоторые достали, некоторые ещё остались», – рассказал Дороненков. 

Пока Сергей пребывал на гражданке, он вместе с товарищами по подразделению создал футбольную команду, которую так и назвал – «Вагнер». Сейчас в ней восемь человек, хотя на поле выходят пять. Сам Дороненков ещё со школы играл в футбол, а затем продолжил это дело в техникуме. По его словам, бытовая жизнь сильно расслабляет – необходимо хоть как-то поддерживать форму. 

Сергей Дороненков / фото: «БИЗНЕС Online»

Чтобы совсем не забыть свой военный опыт, друзья из команды могут вспомнить истории из прошлого, коих накопилось очень много. «Была у нас операция, мы попали под артиллерию. Противник пошёл в накат, мы остались втроём в доме – нас окружали. Мы понимали: либо нас разберут артиллерией, либо попадём в плен. Они, видать, хотели второго, потому что артиллерия ложилась рядом по зданию, но не по нему. Мы сидели с гранатами в руках и ждали, пока зайдут украинцы и мы их взорвём. Слава богу, подтянулись наши и отбили нас. У нас никто не сдавался в плен, поэтому рассматривали вариант самоподрыва», – честно признался Сергей. 

«Вагнер» даже заявлялся на турнир, где играли ветераны СВО, представители казачества и «Русской общины». «Музыканты» оказались самой возрастной командой, но заняли третье место. Можно ли было лучше? Наверное, да, но дело в том, что не у всех хватает времени. Работа, семья, другие развлечения – всё это отнимает время. 

«Мы хотим развиваться. У нас есть форма, всё заказано, есть костяк игроков. Наша задача – показать, что участники СВО не только пьют водку, как это многие считают. Мы играем в футбол и помогаем людям», – сказал Дороненков. 

Фото: «БИЗНЕС Online»

Как каратэ может помочь на СВО

Многие находят себя в боевых искусствах, которые, не секрет, популярны среди участников боевых действий. Дмитрий Григорьев ушел на СВО в феврале 2023 года: он подписал контракт с «Вагнером» и стал сапером. Когда понял, что нужно идти на линию соприкосновения, то вспоминал деда, который прошел Великую Отечественную войну. «Мой долг — защищать свою Родину. Если она зовет, то, значит, надо. Мы не защищаем каких-то чиновников, депутатов или министров — мы защищаем свою семью, свою матушку», — говорит Григорьев.

Он подписал контракт на полгода и вернулся домой по истечении срока. Все 6 месяцев он разминировал поля, дома и важные стратегические объекты. «Ты должен знать каждую мину наизусть: как она сработает, как она может сработать, какой в ней эквивалент взрывчатки. Ведь важно понимать, что в большей степени мы работали с минами американского производства — их нужно было непрерывно изучать, по-другому никак», — признался Григорьев.

Дмитрий Григорьев / фото: «БИЗНЕС Online»

Тяжелых ранений наш герой не получил: была только контузия и трещина в кости. Поэтому Григорьев мог снова вернуться к любимому с детства занятию — карате. Восточное боевое искусство появилось в жизни ветерана, когда ему было 6–7 лет: он даже получил коричневый пояс. После возможности заниматься карате у Григорьева не было, однако с сентября этого года таковая появилась.

Он пришел на открытие секции и теперь занимается вместе с детской группой. Занятие ведет тренер Равиль Гатиятулин, иногда приезжает тренер из Болгара Рашид Зиатдинов, а сами тренировки проходят в необычном месте — хосписе «Наташа», где, неожиданно, есть полностью оборудованный зал.

Рашид Зиатдинов / фото: «БИЗНЕС Online»

Организовать ее решили в федерации всестилевого карате. Как пояснил Гатиятулин, на это их вдохновили многочисленные обращения от участников СВО, а также пример тренера Зиатдинова. Он лишился ноги, когда служил пограничником. Несмотря на это, он продолжил заниматься карате и дошел до черного пояса. Инициативу сразу поддержали в татарстанском отделении российского союза боевых искусств, куда входит федерация. А глава фонда Анжелы Вавиловой Владимир Вавилов без промедлений предоставил помещение в хосписе.

Занятия здесь бесплатные, причем не только для бойцов, но и для их семей. Карате помогает Григорьеву быстрее перестроиться от военной жизни к привычной. Даже сейчас, спустя полтора года после возвращения с фронта, эхо войны дает о себе знать. «Там ты постоянно на адреналине, а тут вроде бы все спокойно, но расслабиться не можешь и не понимаешь где, что и зачем. Хотя не было такого, что если где-то взорвется хлопушка, то я сразу в кусты. Все равно мозг потихоньку перестраивается», — сказал Григорьев.

Также он отметил, что по-прежнему переживает за товарищей, которые воюют на Украине. «Многие еще там остались, но многие не вернулись. Кто-то уже на гражданке, ведут обычную жизнь и воспитывают детей. По сей день мои друзья и соратники работают и трудятся там», — отметил ветеран.

Интересный момент: может ли карате быть полезно на СВО? На практике уже нет, а вот с духовной точки зрения — да. «Вряд ли карате применимо на СВО: в нынешних условиях там больше работает артиллерия. Но карате может помочь тебе не падать духом и оставаться сильным в любой ситуации», — заключил наш герой. 

Фото: «БИЗНЕС Online»

«Ахмат», операционные столы, баскетбольная команда 

Рустам Рахманкулов ушёл на СВО в 2022 году. Звонок братьев, вопрос «Ты с нами?», отъезд на южные границы России – примерно в этом ключе развивались события для бойца. Рустам был в штурмовой группе «Ахмата» и впервые вернулся на родину в конце 2022 года в связи с предстоящими родами жены. Спустя две недели он снова уехал на фронт, после чего получил ранение. 

«Меня возили с одного операционного стола на другой и так до московского госпиталя имени Бурденко. Там мне спасли ноги, потому что разговор шёл об ампутации», – честно признался Рахманкулов. Левую ногу Рустам чувствует на 20%, а всей остальной части будто не существует. Правая нога у Рахманкулова просто немая, «как вата». «Но я духом не падаю. Всевышний мне дал мне жизнь ещё раз. Если у меня не получается биться на поле боя, то почему бы мне не делать это в спортзале? Здесь такая же команда, как и наша группа», – отметил новоиспечённый баскетболист. 

Как и другие наши герои, Рустам нашёл себя в спорте благодаря фонду «Защитники Отечества». Координатор предложила вариант с баскетбольной командой «Крылья барса», Рахманкулов съездил на тренировку и, по его же словам, загорелся этим делом. В детстве Рустам семь лет занимался баскетболом – вся база для игры у него есть. 

При этом отличия баскетбола обычного от баскетбола на колясках всё же есть. Во втором приходится бросать только за счёт рук и тела – ноги в этом процессе не участвуют. Соответственно шанс на попадание ниже. Во всём остальном два вида баскетбола максимально схожи. У колясочников та же манера игры, то же кольцо и почти что те же комбинации. Разнится только правило пробежки, и на этом отличий больше нет. 

Фото: «БИЗНЕС Online»

Сейчас у «Крыльев барса» межсезонье. Команда уходила на две недели в отпуск, а, вернувшись, больше работала над «физикой». Рустам, как и все проходит непростую предсезонку, но пока уровень его игры прилично отличается от уровня других ребят. Дело в том, что научиться управлять за пару месяцев почти невозможно. Да, можно ездить вперёд-назад, делать повороты, но полноценно маневрировать с мячом – для этого нужны годы. Плюс нужно работать над броском, с чем Рустаму активно помогают главный тренер Сергей Чистов и партнёры. Они подсказывают новичку, под каким углом должен быть локоть при броске, и объясняют тонкости езды на коляске.   

«У Рустама не возникло проблем с адаптацией: он общительный человек. Коллектив у нас тоже хороший, поэтому он отлично взаимодействует с ребятами. Да, немного тяжело, потому что он занимается только четвёртый месяц. Но самое главное, что он хочет», – объяснил нам Чистов.  

Рахманкулову с выбором команды повезло: он попал к лучшим игрокам минувшего сезона. В декабре казанцы впервые в своей истории выиграли чемпионат России и прервали гегемонию питерской команды «БасКИ», которая брала чемпионство 12 раз подряд. Победа получилась настолько эмоциональной, что даже взрослые и зрелые игроки не сдержали эмоций. 

Сергей Чистов / фото: «БИЗНЕС Online»

«Ещё перед чемпионством думал, вот стану я чемпионом и что почувствую? Когда мы выиграли, то даже слезу пустил, но после выдохнул, приехал домой и подумал: а что же дальше? Теперь наша следующая цель – удержать чемпионство», – сказал капитан команды Виктор Кайнов

Удержать чемпионство будет непросто. Проблема баскетбола на колясках заключается в том, что игроки не молодеют, а как таковой смены поколения там нет. Хотя в Татарстане есть люди, которые остались без ног и раньше занимались спортом. Каждый из них мог бы стать новичком «Крыльев барса».  

«Новички и переходы – это проблема нашего вида спорта. Людям нужно знать, что есть такая команда и в неё можно попасть. Все ребята, у кого есть желание попасть в «Крылья барса», могут сюда прийти. Понятное дело, не все сразу смогут заиграть, ведь нужно учиться владеть коляской. Но ничего: два-три года и ребята попадут в основу», – объяснил все нюансы этого вида спорта Чистов. 

Кайнов же вспомнил недавнюю историю, как встретил бывшего участника боевых действий на Украине и позвал его в команду. «Не так давно вызвал такси, а я там всегда пишу сообщение, что у меня инвалидная коляска. Выхожу, вижу, что там мужчина с палочкой. Он с СВО, я взял у него номер и позвал к нам играть. Жаль, что он не пришёл. Поэтому если вы хотите играть в баскетбол на колясках, то приходите к нам: у нас очень интересно. Лучше же заниматься спортом, чем сидеть дома», – считает Виктор. 

Фото: «БИЗНЕС Online»

Что касается Рустама, то у него теперь новая жизнь. Дело не столько в передвижении на коляске, сколько в переосмыслении жизненных ценностей. «Я стал вести другой образ жизни. Раньше не знал, что такое правильный образ жизни, а что такое – неправильный. Думаю, что сейчас он у меня такой, что надо. Если раньше я делал сгоряча, а потом думал, то сейчас всё наоборот. Хотя думать долго тоже нельзя – ни к чему хорошему это не приведёт», – подчеркнул Рахманкулов. 

Что у Рустама, что у других героев этой статьи в планах не сдаваться и найти себе новое призвание. Да, былого не вернёшь, однако каждый из бывших военных адаптируется под новый образ жизни. Спорт в этих реалиях – лучший помощник. 

Тимур Хуснутдинов
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
версия для печати
Оценка текста
+
0
-
читайте также
наверх