Ришат Гимаев: «Наша основная задача – предоставить каждому игроку шанс проявить себя на профессиональном уровне»
Подвели итоги сезона с директором Академии хоккея «Ак Барс».
Нынешний сезон стал одним из самых успешных для школ Академии хоккея. Многие возраста «Ак Барса» стали чемпионами Первенства Поволжья, команда 2011 года рождения победила на Кубке Третьяка. Главный же успех академии – победа «Нефятника»-2008 в финале Первенства России среди юношей до 17 лет. Впервые в истории альметьевская школа добилась такого успеха. Об этом и о многом другом «БИЗНЕС Online» поговорил с директором Академии хоккея «Ак Барс» Ришатом Гимаевым.
В интервью нашему изданию Ришат Гамирович подвел итоги сезона, отметил, что уровень Поволжья за последние три года серьезно вырос, и поделился тем, насколько тяжело удерживать игроков в системе академии от переезда в другие команды.

«Уровень конкуренции в Поволжье сейчас и три года назад – это две разные вещи»
– Ришат Гамирович, как оцениваете сезон для команд Академии хоккея?
– Начну, наверное, с того, как мы вообще готовились к этому сезону. Подготовка всегда начинается летом. Но фундамент закладывается гораздо раньше – он строится из анализа процессов, запущенных в предшествующем сезоне. Мы вместе с руководством клубов и школ нашей системы, вместе с тренерами пересмотрели некоторые моменты в работе, подошли к новому сезону более основательно. В каких-то моментах проявили гибкость при подготовке. Не секрет, что прошлым летом у нас был ряд перестановок в тренерских кадрах. Что касается самих игроков, то у нас весь сезон происходил обмен хоккеистами между нашими командами. Те команды, которые должны были добиться результата, были у нас в приоритете.
– То, что игроки системы, свободно переходили из одной команды в другую, упростило задачи?
– Скажу так: значительно легче не стало. Но для того, чтобы решать задачи, нужна совместная работа всех школ. Мы это поняли на опыте прошлого сезона. И в этом году подошли к этому вопросу более планомерно, было хорошее взаимопонимание между школами. Изначально были трудности, но, самое главное, что тренеры всех школ поняли, что если мы хотим добиться чего-то серьезного, должны работать сообща.
– С прошлого года все команды Академии хоккея получили в названии приставку «Ак Барс». Почему приняли такое решение?
– Это, в первую очередь, было сделано для того, чтобы воспитанники Академии хоккея из «Нефтяника», «Динамо» или «Танеко» ощущали себя частью большой хоккейной вертикали компании «Татнефть». И в то же время понимали, что цель у нас одна – подготовка хоккеистов для профессиональных команд системы. Думаю, нам это помогло. Надевая майки «Ак Барса», они чувствуют себя увереннее. В каком-то плане это даже психологическое воздействие на соперников. Мы можем смело сказать, это хорошо приняли и дети, и родители.

– Много возрастов «Ак Барса» стали чемпионами Первенства Поволжья. Возрос ли уровень конкуренции в регионе?
– Уровень конкуренции в Поволжье сейчас и три года назад – это две разные вещи. На сегодняшний день в некоторых возрастах уже пять-шесть команд претендуют на чемпионство. Хорошие возраста есть в Нижнем Новгороде. Соперничество серьезно обострили уфимские команды. Конкуренция сильно возросла. Турнир в нашем регионе стал интереснее и сложнее. Если посмотреть по результатам, у нас только два возраста прошли сезон вообще без поражений. В остальных – приходилось биться и подтверждать свой уровень. Проходных игр практически не осталось. Думаю, в дальнейшем уровень Поволжья будет только расти.
Наш регион – один из первых, который ввел систему плей-офф. Во многих регионах чемпион определяется благодаря регулярному чемпионату. У нас же сильнейшие команды встречаются в играх на выбывание. Это, к слову, тоже очень повышает уровень конкуренции.
– Можно ли сравнивать уровень Поволжья с другими регионами?
– Понятно, что в Москве чемпионат сильнее. Санкт-Петербург, Урал и Западная Сибирь очень хорошо развиваются. Но мы медленно, но верно идем к тому, чтобы наше первенство было интересным и конкурентоспособным. В некоторых городах есть проблемы с финансированием, тут уже ничего не сделаешь. Вкладываться в детский хоккей – это очень дорогое и сложное занятие. У нас в Татарстане благодаря поддержке «Татнефти» таких проблем нет. И поэтому, живя в нашей республике, нам кажется, что везде всё должно быть так же. К сожалению, это не так.
Нужно еще понимать, что Поволжье – большой регион. Логистика в Москве или Санкт-Петербурге намного проще, там нет больших расстояний между школами, участвующими в чемпионате. У нас между городами может быть расстояния по 700-800 километров. К тому же, есть проблема оттока игроков...
«Наши воспитанники задумались: смысл куда-то ехать, если ты уже играешь в МХЛ?»
– Учитывая, что конкуренция на Поволжье возрастает, становится легче удерживать игроков или находить какие-то аргументы в пользу того, чтобы они не уезжали?
– В этом вопросе мы пошли немного другим путем. Не стали ждать, пока Поволжье станет сильным регионом. Мы решили серьезно омолодить команду «Спутник» из МХЛ. В прошлом году мы туда ввели ребят 2008 года рождения. По всей России в основном играли по два-три человека этого возраста, а мы массово подвели их к команде. Это серьезно сократило отток игроков. У нас никто не уехал из ребят 2007 или 2008 года рождения. Они задумались: смысл куда-то ехать, если ты уже играешь в МХЛ? В этом сезоне у нас такой подход сработал. Наоборот, к нам даже просились ребята этих возрастов из других команд.

– Такой опыт продолжится?
– Да. У нас очень хороший 2009-й год. В прошлом году у них не было опыта выступления на России. И это сказалось на их результате на Кубке Чемпионов в Санкт-Петербурге. В прошлом году у нас туда же поехал 2008-й год и столкнулись с такими же проблемами. Мы не ищем виноватых, через это просто нужно пройти. Для того, чтобы что-то выиграть, нужна сбалансированная команда и, самое главное, нужен опыт. Нужно играть чаще с равными себе командами, практиковаться против лучших.
Мы, например, и в более младших возрастах позволяем сильнейшим ребятам играть в командах на год старше. Идет постоянное движение между игроками и командами. Стараемся создавать условия для развития наших ребят, чтобы они прогрессировали.
– В каждом возрасте есть талантливые ребята, за которыми уже с детства охотятся агенты и другие команды. В этом плане насколько тяжелее сейчас удерживать игроков?
– Мне бы лично хотелось, чтобы такой проблемы не было вообще. Мы постоянно беседуем с игроками, убеждаем, что не нужно никуда ехать, если вы играете в одном из ведущих клубов страны. Говорим им: «Вы здесь родились, играйте, радуйте себя и своих родственников. Доказывайте, что вы способны конкурировать». Но, конечно, проблема остается. Сейчас она серьезно «омолодилась». Уже с 8 лет начинают уговаривать и увозить игроков. Я, если честно, не понимаю этого. Да, у нас, возможно, по сравнению с некоторыми клубами, которые активно «пылесосят» региональные школы, не такая высокая стипендия.
Где-то она выше… Но переезжая в другой город, ты не можешь знать, что тебя ждет дальше. Здесь же у нас четко выстроенная система и вертикаль. Можно сразу увидеть, что пройдет мальчик с 5 и до 17 лет в системе Академии хоккея. Развивайся и показывай себя. Очень много ребят сейчас переходят в «Ак Барс» из «Динамо» или «Нефтяника». Для них это огромная мотивация. Мы уже давно не делим ребят на «своих» или «чужих». Все, кто играет в системе академии, – они все наши. Не важно, будь ты из «Ак Барса», «Нефтяника», «Динамо» или «Танеко».

– В последние годы Альметьевск часто принимает Всероссийские турниры – Финалы России или Турниры регионов. Что это дает?
– В первую очередь, нам построили Центр хоккейной подготовки «Нефтяник» с шикарной инфраструктурой. Когда мы в первый раз проводили соревнования в Альметьевске, всем очень понравилось – и другим командам, и руководству ФХР. В ЦХП всё сделано для хоккея: есть спортзалы, тренажерные залы, две ледовые площадки. Но, опять же, конкуренция среди городов всё равно большая. В следующем году мы тоже хотели провести всероссийский турнир, но пока решение под вопросом.
Такие турниры способствуют развитию наших ребят. Они приходят, смотрят уровень игроков из других регионов. Они понимают, как выглядят ребята с Москвы, Санкт-Петербурга или Урала. В этом плане это огромный плюс.
– В следующем сезоне вообще не будет никаких Всероссийских соревнований в Альметьевске?
– У нас есть вариант с проведением Кубка Третьяка. Пока всё это на стадии обсуждения.
«Можно держать игроков до 21 года в МХЛ для того, чтобы показывать высокие результаты. Но что будет потом с этими ребятами?»
– В минувшем сезоне главный успех академии – победа «Ак Барса» в Финале ЮХЛ. В этом – победа «Ак Барса-Нефтяника»-2008 на Кубке Чемпионов?
– Да. Это серьезное достижение для всей нашей вертикали, наглядный результат успешного объединения игроков из разных школ системы в единую команду. Здесь стоит поблагодарить всех тренеров, которые на разных этапах работали над подготовкой хоккеистов чемпионской команды. На базе «Нефтяника» мы собрали ещё и сильнейших воспитанников «Динамо» и «Ак Барса». Спасибо директорам этих школ, которые с пониманием отнеслись к поставленным задачам. Перед стартом сезона вряд ли кто-то мог предположить, что в финале Кубка Чемпионов будут играть «Нефтяник» и «Салават Юлаев», две команды из Поволжья. Кстати, они и играли между собой и в финале региона. Мы еще шутили: раз на Поволжье играли в финале, может, теперь и на России? Так и получилось в итоге.

– А почему вообще «Салават» играет на Поволжье?
– Они играют и на Урале, и на Поволжье. Это выбирает руководство школы. Но сейчас всё чаще они переходят в Поволжье. Еще года три-четыре назад они предпочитали Урал. Сейчас Поволжье становится интереснее.
– Можно ли сделать Поволжье еще сильнее?
– Опять же, это зависит от того, как другие города будут развивать детский хоккей. Всё упирается в финансовый вопрос. В Нижнем Новгороде сейчас здорово работают, в Тольятти будет новый спонсор, там команды по всем возрастам очень сильно прибавляют. В Нижнекамске тоже стараются развиваться. Есть и другие города, которые, наверное, хотели бы развиваться, становиться сильнее. Увы, но не везде готовы финансировать детский хоккей.
– Большие ожидания были от «Нефтяника»-ЮХЛ. Многое было сделано для их чемпионства в Поволжье, но в финале они проиграли «Торпедо».
– Команда была сильная, был большой выбор игроков. Многие ребята 2007 года рождения уже играли в МХЛ, возможно, это сыграло даже в минус. Еще надо понимать, с кем мы играли. У «Торпедо» система была построена так же, как у нас – КХЛ, ВХЛ и МХЛ. Соперники были равные, мы изначально знали, что в финале, скорее всего, будем играть с нижегородской командой. У них нашелся игрок, который в нужный момент забил, а у нас – нет. Опять же, никого не критикуем, претензий к ребятам нет. Это игра – тут двух победителей быть не может.
«Торпедо», к слову, после этого в Финале ЮХЛ заняло второе место, уступив в решающем матче чемпиону лишь по буллитам. Это лишний раз подтверждает уровень команды.

– Последние успехи команд Академии хоккея на Всероссийском уровне говорят о том, что уровень Поволжья растет?
– Нужно понимать, что воспитать хоккеиста – очень сложный и не такой быстрый процесс. Наша основная задача в том, чтобы каждый игрок мог проявить себя, получить шанс на профессиональном уровне. Получится у него это или нет – мы это гарантировать не можем, у каждого игрока свой потолок. Наша задача –предоставить каждому игроку шанс. Поэтому мы снижаем возраст вхождения игроков в МХЛ. Чтобы он не в 21 год играл, а в 16 или 17 лет. Чтобы мы могли понимать его уровень. Понятно, что можно держать игроков до 21 года в МХЛ для того, чтобы показывать высокие результаты, многие команды так и делают. Но что будет потом с этими ребятами? Поэтому важно, чтобы ребята как можно раньше определились со своей будущей профессией, если с хоккеем не получилось.
– Школа «Танеко» в Нижнекамске функционирует второй год. Довольны тем, как она развивается?
– Да, идёт поступательное развитие. Мы сразу приняли решение, что будем набирать младшие возраста, начинать с них, а не со старших ребят. Сейчас 2016 год рождения, который мы первыми набрали, уверенно чувствует себя на льду, участвует в различных турнирах. Через год этот возраст будет уже играть на Первенстве Поволжья.
– Сколько возрастов сейчас занимаются в школе?
– Четыре: 2016-й, 2017-й, 2018-й и 2019-й. Этим летом будет еще один набор, как в «Ак Барсе» или других школах нашей системы.
- Боб Хартли подписал контракт с «Локомотивом», штаб Ларионова в СКА пополнили три специалиста. Таблица переходов КХЛ
- Хартли вернулся: возглавил «Локомотив» вместо Никитина и будет зарабатывать почти больше всех в КХЛ
- Топ-10 трансферов недели КХЛ: Байро и Калинюк – в «Ак Барсе», Свечников – в «Амуре», Корбит – в Уфе