комментарии 1 в закладки

«Играть с «Ак Барсом» в атаку? Почему нет?» Интервью с новым главным тренером «Нефтехимика»

Игорь Гришин – о задачах на сезон, Жафярове, воспитанниках и клубной инфраструктуре.

«Нефтехимик» в новый сезон вступит с новым главным тренером – Игорем Гришиным. Специалист зарекомендовал себя в ВХЛ: там он отлично работал с молодёжью и выиграл Кубок Петрова. Теперь ему предстоит перенести все лучшие качества в практически новую для него лигу. В этом ему поможет, пусть и небольшой, опыт работы в «Спартаке». 

Вместе с Гришиным корреспондент «БИЗНЕС Online» обсудили назначение в «Нефтехимик», роль молодёжи в команде, будущий стиль игры и тренировки у легендарного Юрия Моисеева

Фото: hcnh.ru, графика: Владимир Чирков, «БИЗНЕС Online»

«Если будут вопросы по команде, не постесняюсь позвонить Леонтьеву» 

– Игорь Владимирович, как ваши первые дни в Нижнекамске?

– В первый день началось всё с официальных мероприятий: подписание контракта, пресс-конференция, встреча с Маратом Иниловичем Фаляховым (генеральный директор «Нижнекамскнефтехима» – прим. ред.). Был очень насыщенный день, поэтому больше почти ничего не успели. Только прогулялись вечером с супругой по городу и на этом всё. На следующий день с сотрудниками пресс-службы и маркетингового отдела посетили несколько парков, набережную и просто интересные места. Хотя я в Нижнекамске не первый раз и с некоторыми местами знаком. Приезжал сюда, когда тренировал «Толпар» и «Спартак». Город очень понравился – чистый, с широкими проспектами, везде зелень. 

– Как вам инфраструктура «Нефтехимика»? Позволит ли она добиться поставленных задач?

– Она на уровне клубов КХЛ. Команда давно играет в этой лиге, поэтому инфраструктура только развивается. Не вижу здесь никаких проблем. 

– Когда планируете познакомиться с хоккеистами?

– Пока что ни с кем не говорил. Всё-таки сезон в ВХЛ завершился очень поздно – я в основном общался с руководством. Но меня уже добавили в группу с игроками, поэтому в ближайшие дни я поприветствую всех ребят и выскажу свои пожелания. 

– В предыдущих интервью вы говорили, что в «Нефтехимике» вы знакомы с советником генерального директора по хоккейной вертикали Сергеем Левашовым. Где вы пересекались?

– Мы вместе работали в школе «Витязя». Он был директором, а я тренером. Правда, это было давно – примерно 10 лет назад. 

Игорь Гришин (справа) и генеральный директор «Нефтехимика» Игорь Ларионов / фото: hcnh.ru

– Вопрос с жильём уже решили?

– Да, этот вопрос мы хорошо продумали. Очень довольны, что в первый же приезд в Нижнекамск мы с супругой сняли квартиру. Когда вернёмся в июле, то проблем с жильём уже не будет. 

– Сколько матчей «Нефтехимика» прошлого сезона вы планируете посмотреть?

– Как можно больше. Сейчас как раз отпускное время – отличный момент, чтобы посмотреть удачные и неудачные матчи. Точное их количество не назову, но общую картину постараюсь представить. 

– Предыдущий наставник «Нефтехимика» Олег Леонтьев после увольнения дал интервью, в котором сказал: «Нужна будет информация – помогу, чем смогу». Обращались ли к нему за советом?

– Мы с Олегом Юрьевичем хорошо знакомы: в молодости играли в одной команде. В дальнейшем мы не так часто общались: в последний раз это было, когда я со «Спартаком» приезжал в Нижнекамск. Если мне что-то нужно будет, то я не постесняюсь позвонить и задать вопросы, но пока такой необходимости не возникало.

– План предсезонной подготовки уже составлен?

– Да, он уже утверждён. Я планирую приехать в Нижнекамск в середине июля и посмотреть на ребят с двусторонними контрактами. Может, кого-то возьмём на просмотр, но, если сделаем это, то таких игроков будет немного. С 1 августа начинает подготовку «Нефтехимик». Ещё вчера мы обсудили с тренером по физподготовке и тренером вратарей, как и что будем делать. Плюс уже договорились по предсезонным матчам, так что всё идёт так, как надо.

– Леонтьев был сторонником баллонов. А лично вы как к ним относитесь?

– Нормально. Физическая подготовка команды – очень важный аспект в современном хоккее. В своей работе я сами баллоны не использую, но всё же даю нагрузку. То есть одни тренеры привязывают к игроку баллон, сажают на баллон другого игрока и так нужно бегать по льду. У меня хоккеисты просто сзади едут, но без баллонов. В таких вопросах главное – это дать нагрузку в нужном объёме. 

Форвард «Нефтехимика» Андрей Белозёров (слева) и защитник команды Владислав Леонтьев / фото: hcnh.ru

«Однолетний контракт не смущает» 

– Удивились ли, когда получили предложение от «Нефтехимика»?

– Не сказал бы, что это было удивление. Конечно же, было приятно и неожиданно получить предложение от клуба КХЛ. Разумеется, от таких предложений не отказываются. За такие шансы надо цепляться и пользоваться ими. Тем более один такой шанс у меня был со «Спартаком». Да, он получился одновременно ярким и немного скомканным.  

– Не смущает ли вас однолетний контракт?

– На самом деле, нет. У меня почти все контракты однолетние, только последний с петербургским «Динамо» был рассчитан  на более длительный срок. Однолетние соглашения меня не смущают, потому что были случаи, когда по ходу первого сезона мне делали предложение по продлению контракта. Мне кажется, если у тренера всё получается, то новый контракт – дело времени. 

– Были ли у вас другие предложения из КХЛ?

– Нет, из КХЛ ничего не было. С момента ухода из «Спартака» это первое подобное предложение. 

Фото: hcnh.ru

«Хотим заполнить легионерскую заявку» 

– Наверняка каждый тренер КХЛ участвует в трансферной политике клуба. Как это делаете вы? Ведёте ли переговоры или отдаёте их менеджерам?

– В переговорах не участвую – их ведут менеджеры. Если нужно моё включение – позвонить игроку, обозначить его роль, – то я могу это сделать. У нас к вопросу трансферов подключены все: генеральный директор, спортивный директор, главный тренер и весь тренерский штаб. Мы постоянно на контакте.

– Какие у вас запросы по новичкам?

– Мы смотрим на определённые навыки: скорость, мобильность, умение владеть шайбой и неуступчивый характер. Думаю,  эти характеристики назовет любой тренер. 

– Не секрет, что «Нефтехимик» сделал предложение Дамиру Жафярову. Чем он вас привлёк?

– Как раз вышеназванными характеристиками. Он мастеровитый нападающий, который может создать и решить момент. 

Дамир Жафяров / фото: hcbarys.kz

– Будет ли «Нефтехимик» подписывать игроков из вашего последнего клуба – петербургского «Динамо»?

– ВХЛ и КХЛ немного разнятся по уровню, но во Всероссийской лиге есть игроки, которые могут играть на более высоком уровне. Такие игроки были и в моем предыдущем клубе. В настоящий момент мы не исключаем возможности появления игроков из петербургского «Динамо».  

– Хотели бы заполнить легионерскую заявку?

– Хотим, но это непросто. Тут сказывается несколько факторов: уровень, запросы и желание ехать. Наш спортивный директор общается с игроками и агентами, но не всегда получается привезти иностранца в Россию. Сейчас существует тенденция: североамериканские легионеры зачастую едут в Европу, игнорируя КХЛ. 

– Разин говорил, что подписание не самых звёздных легионеров – это рулетка. Согласны?

– Да, с Андреем Владимировичем полностью согласен. Просматривая нарезки, думаешь, что игрок хорошего уровня, но всегда возникает вопрос адаптации к новой стране. Кто-то всю жизнь был с семьёй, но в Россию её не перевез – уровень игры тут же упал. Поэтому все стараются подписывать легионеров, которые здесь играли. У них не будет проблем с адаптацией, что очень важно.

«Любой игрок, который приезжает в Нижнекамск, может стать таким же горожанином, как и воспитанник» 

– У «Нефтехимика» есть три вратаря, которые претендуют на звание первого номера: Филипп Долганов, Ярослав Озолин и Игорь Бобков. Как планируете решать вратарский вопрос?

– Будем смотреть на их игру на предсезонке. У нас очень хорошая конкуренция в борьбе за звание первого номера. Сначала дадим возможность всем, а дальше будет видно. 

– Вы известны как тренер, который даёт шансы молодёжи. Видите ли вы такую молодёжь у «Нефтехимика»?

– Просматривал отдельные моменты и понял, что в «Нефтехимике» она есть. Повторю, что хочу пораньше приехать в Нижнекамск на сборы, чтобы оценить молодёжь. Кого-нибудь точно подтянем к основе.

– В прошлом сезоне у «Нефтехимика» выстрелил Никита Хоружев. В какой роли видите его?

– Надеюсь, что он у нас будет на ведущих ролях. Но всегда говорят, что существует синдром второго сезона. Надеемся, что Никиту он не настигнет, и он будет прогрессировать и дальше. Слышал много хорошего об его работоспособности.

Никита Хоружев / фото: hcnh.ru

– Для вас важно, чтобы среди молодёжи были воспитанники?

– Воспитанники – это хорошо, но мы все живём в одной стране. Все мы воспитываем молодежь, чтобы уровень российского хоккея становился выше. Поэтому у нас не будет чёткого правила, что молодежь должна быть из одного города. Любой игрок, который сюда приезжает, может стать таким же горожанином, как и воспитанники. 

– У «Локомотива» в финале Кубка Гагарина на лёд выходило примерно 75 процентов воспитанников. Чисто гипотетически возможно ли что-то такое сделать в «Нефтехимике»?

– Если говорить откровенно, то это сложно. У нас в России много школ и академий, которые популярнее, чем школа «Нефтехимика». Если «Локомотив» приглашает перспективного парня в свою школу, то его очень сложно оставить здесь. Сейчас открылось много крупных академий, в которые стремятся ребята и их родители. А в обычных школах остаются те, кто на определённом этапе проявил себя не так хорошо. Это ребята позднего созревания, которые не так быстро крепнут физически. Другие академии и школы не могут разглядеть их талант, поэтому раскрываются они в родной школе. Бывает, что они сильно проявляют себя в молодёжной команде, из-за чего другие школы не успевают их переманить. 

– Во что в долгосрочной перспективе можно превратить «Нефтехимик»?

– Тяжело говорить о планах на годы вперёд. Создать хоккейный центр, как в крупных городах, – задача не из лёгких. Опять же, ребята часто смотрят в сторону городов с более развитой инфраструктурой детско-юношеского хоккея. Их можно будет удержать, если главная команда будет выдавать хорошие результаты. При таких обстоятельствах можно говорить о долгосрочной перспективе. 

Игорь Гришин, Игорь Ларионов и спортивный директор Антон Марчинский (слева направо) / фото: hcnh.ru

– Главная задача «Нефтехимика» на сезон – это выход в плей-офф. А какие видите второстепенные задачи?

– Взаимодействие с молодежной командой и детско-юношеской спортивной школой.  Также коммуникация с болельщиками и привлечение большего количества зрителей на трибуны.

– Вы известны как сторонник атакующего хоккея. Возможно ли «Нефтехимику» играть в атаку с «Авангардом» или «Ак Барсом»?

– Почему нет? Нужна уверенность в своих силах и уверенность в партнёре. Как говорится, смелость города берёт. Поэтому нет ничего страшного в том, что против тебя выходят топ-соперники. Они такие же люди, которые могут ошибиться. Если ты что-то умеешь, то сможешь обыграть один в один, найти партнёра передачей и забить гол. 

«У меня есть видео, как мы маленькими бегаем по льду, а Моисеев делает силовые приёмы» 

– Вы начинали тренерскую карьеру с детских команд, но вот уже пять лет работаете со взрослыми. С кем тяжелее?

– С детьми, конечно, тяжелее, особенно если брать ребят до 12 лет. Но это другой этап, к которому сейчас не хотел бы возвращаться. Там хорошо работается молодым тренерам, которым интересна эта работа.

– С родителями было тяжело?

– Тяжело. Это один из нюансов работы детским тренером.

Фото: spartak.ru

– Многие игроки, завершившие карьеры, не хотят работать с детьми и начинают тренировать с МХЛ. Почему вы решились взяться за детей?

– Тогда МХЛ ещё не существовала, поэтому большого количества вариантов у меня не было. Я начал детским тренером, так как сын только начинал заниматься хоккеем. Нужно было отвести его в хоккейную школу: естественно, что я его отдал в школу ЦСКА, потому что сам её окончил. Там ещё работали те тренеры, которые были при мне и меня самого начали привлекать к тренерской деятельности. Затем по окончании университета физической культуры, это стало моей профессией. 

– Каким вы были игроком?

– Тренеры, с которыми мне приходилось работать, говорили, что я был быстрым и мобильным, также, неплохо понимал игру. Всегда играл в лидирующих пятёрках, попадал в сборные Москвы. 

– Чем вы занимались в промежуток между завершением карьеры и началом тренерской деятельности?

– Играл во Второй лиге первенства СССР, завершил карьеру игрока достаточно рано - в 23 года. До начала тренерской деятельности прошло примерно 10 лет. Это были 90-е годы, у нас перестройка, в стране карточки. У меня семья – нужно было как-то зарабатывать деньги. Уехать в европейские лиги я не мог: этот процесс был запущен только в середине 90-х годов. Я этого момента не дождался и перешёл на индивидуальную трудовую деятельность вне спорта.  

– Кто в вашей тренерской карьере больше всех повлиял на вас?

– Все понемногу. Мой первый тренер – Юрий Иванович Моисеев, который потом уехал в СКА (Куйбышев), после в «Динамо» и так дошёл до «Ак Барса». В школе меня долгие годы тренировал Валерий Павлович Стельмахов. В молодёжке Владимир Иванович Викулов очень много нам дал как игрок и как человек. Он старался прививать нам не только игровые, но и человеческие ценности. 

Юрий Моисеев / фото: «БИЗНЕС Online»

– В одном из интервью вы говорили, что не выходите на лёд из-за спины. Как сейчас ваше здоровье?

– Нет-нет, в качестве тренера на лёд я всегда выхожу, просто сам не играю. Я воспитывался в старой советской школе, тем более я был в ЦСКА. Мы делали такие упражнения, последствия от которых с годами дают о себе знать. Помню, как кувыркались на асфальте, садились друг другу на плечи и бегали. Для опорно-двигательного аппарата это было тяжело. В один момент произошло защемление в позвонке, но, к счастью, затем всё прошло. Если играть, то боли в спине снова дают о себе знать. Но у меня коллеги по тренерского штабу более молодые – они любители поиграть. Я не рискую. 

– У Моисеева было тяжело на тренировках?

– У меня даже есть видео, как мы маленькие бегаем по льду, обыгрываем Юрия Ивановича, а он применяет к нам силовые приемы. Таковы были реалии школы ЦСКА. Тогда Моисеев только завершил карьеру игрока и начал тренировать.  

«НХЛ нужно смотреть – бывает, что делаю это в прямом эфире» 

– Чем любите заниматься вне хоккея?

– Тут в целом всё, как у обычных людей. Могу дома что-то посмотреть или погулять с женой по городу, любим прогуляться по Москве. В Питере мы, пользуясь случаем, посещали театры. Также ходили на хоккей в «СКА-Арену». 

– Что-нибудь смотрите из спорта, помимо хоккея?

– Если проходят крупные спортивные мероприятия, то смотрю. Нравятся волейбол и баскетбол, но опять же, включаю трансляции, если идут международные турниры. 

– НХЛ смотрите?

– Стараюсь. Раньше была подписка – очень удобно было смотреть. Но с 2022 года её закрыли – перешёл на видео в  «ВКонтакте». НХЛ нужно смотреть – бывает, что делаю это в прямом эфире. Например, ночью не спится, включаешь НХЛ и смотришь матч, а иногда пересматриваю в записи. 

– Есть ли команды, которым вы симпатизируете?

– «Эдмонтон», «Миннесота» и «Юта» – мне нравятся быстрые, креативные команды. 

ДОСЬЕ «БИЗНЕС Online» 
Игорь ГРИШИН
Дата рождения: 11 мая 1966 года
Место рождения: Москва
Тренерская карьера: детские команды школы ЦСКА (Москва) – 2007–2013; детские команды школы «Витязя» (Подольск) – 2013–2020; сборная России U16 – 2014/15; сборная России U18 – 2015/16; «Толпар» (Уфа) – 2020/21; детские команды школы «Витязя» (Подольск) – 2021/22; «Рязань» – 2021/22; «Химик» (Воскресенск) – 2022–2024; «Спартак» (Москва) – 2022/23; «Динамо» (Санкт-Петербург) – 2024/25; «Нефтехимик» (Нижнекамск) – с 2025 года. 
Достижения тренера: обладатель Кубка Петрова (2023), лучший тренер ВХЛ (2023), «серебро» Кубка Петрова (2025), «золото» первенства федеральных округов (2018), «серебро» первенства федеральных округов (2019).

Тимур Хуснутдинов
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
версия для печати
Оценка текста
+
24
-
читайте также
наверх