«Салават Юлаев» в режиме экономии: почему у Уфы нет денег на свой главный клуб?
Долги «юлаевцев» не нужны ни «Роснефти», ни республике.
Это межсезонье «Салават Юлаев» неожиданно начал с расставания со своими лидерами, несмотря на успех в прошедшем сезоне – третье призовое место в розыгрыше Кубка Гагарина. На этой неделе всё сложилось в единую картину: в Уфе решили понизить «Салават» в классе, чтобы покрыть долги, достигшие критической массы. Тема эта не столько спортивная, сколько общественно-политическая: случившееся – результат слияния «Башнефти» и «Роснефти» в 2016 году.
Подробности – в материале «БИЗНЕС Online».

Расстаются даже с Ливо: как Уфа разгружает платёжную ведомость
Повторим, «Салават Юлаев» показал лучший результат за последние шесть лет: команда дошла до полуфинала плей-офф, где уступила будущему обладателю трофея – «Локомотиву» (1–4). Все башкирские болельщики ждали, что на этой «бронзовой базе» клуб соорудит ещё более мощную команду в следующем сезоне.
Оптимизма добавляло, что почти сразу по завершению сезона было сообщено о новом двухлетнем контракте с главным тренером Виктором Козловым – одним из главных творцов успеха. Предложение продолжить работать в Уфе ему сделал лично глава Башкортостана Радий Хабиров.

Но что-то пошло не так. Первый тревожный звонок прозвенел на итоговой пресс-конференции. Генеральный директор клуба Ринат Баширов сделал тна нём следующее заявление: «Это будет год переходной, когда мы найдем баланс между погашением долгов и бюджетом на следующий год».
Следом Уфа рассталась с многолетним защитником Михаилом Науменковым, а также с двумя лидерами-легионерами – Скоттом Уилсоном и Нэйтаном Тоддом. Официальных разъяснений по этим решениям не было, но кулуарно объяснили: игроки-то хорошие, но на них просто нет денег. Науменков и Тодд получали по 60 млн рублей, Уилсон – 70 миллионов.
Затем клуб, по нашим данным, выбыл из борьбы за Шелдона Ремпала – пожалуй, главного героя плей-офф для Уфы. Хотя команда не играла в финале, Ремпал стал лучшим бомбардиром плей-офф с 21 (8+13) очком. Ремпал, судя по всему, настроен играть в НХЛ. Недавно он отклонил предложение от «Металлурга» с зарплатой 100 млн рублей в год.

В Уфе, кстати, тоже есть свой «стобалльник». Джошуа Ливо, побивший рекорд Сергея Мозякина по голам в регулярном чемпионате (49), получил ещё по ходу прошлого сезона новый контракт. По нему в следующем году он тоже должен заработать 100 млн рублей. Однако, как мы сообщали ранее, «юлаевцы» сейчас активно работают над расставанием с Ливо. Причина всё та же – на него уже нет таких денег.
«Башнефть» сократила финансирование хоккея на миллиард. Республика «помогла» кредитами
Что же случилось с «Салаватом Юлаевым»? Если нет желания читать дальше, объясним вкратце.
Многие годы уфимцы жили не по средствам, чтобы поддерживать статус топ-клуба. Так у них накопились большие долги, они достигли критической точки в этом году. Так что теперь «юлаевцам» придётся потратить свой бюджет и чтобы укомплектовать команду на следующий сезон, и чтобы закрыть хотя бы часть долгов.
По прогнозам, на состав у команды останется минимальные 500 млн рублей – сумма на уровне пола зарплат в 475 млн. Для сравнения: в прошлом сезоне ведомость клуба, по данным «Спорт-Экспресса», составила 723 млн. Так что в финансовом плане «Салават Юлев» перейдёт из категории «Ак Барса», «Авангарда» и «Металлурга» к скромным «Нефтехимику», «Северстали» и «Торпедо».

А теперь подробнее. «Салават Юлаев» переживал свои лучшие времена, когда республиканская экономика находилась в мощных руках первого президента РБ Муртазы Рахимова. Тогда хоккеисты полагались на поддержку созданного им фонда «Урал». Затем они перешли под знамёна «Башнефти», в 2016 году компания на 75% стала частью «Роснефти». Решения о том, сколько клуб должен получать от нефтяников, стали приниматься не в Уфе, а в Москве.
Схема финансирования следующая. Сначала «Башнефть» переводит средства в АО «Региональный фонд», который в свою очередь перенаправляет определённую часть в «Фонд социальных целевых программ» – и уже оттуда они попадают в «Салават Юлаев» и другие спортивные клубы.
При экс-главе региона Рустэме Хамитове хоккеисты по инерции получали ещё неплохо. Команда с Линусом Умарком, Теему Хартикайненом и другими топ-легионерами боролась за медали. При Хабирове обстановка ухудшилась.

Как рассказывают наши источники, в 2020 году – в период пандемии – выплаты от «Башнефти» сократились на миллиард. В 2016-м в прессе сообщалось, что компания вложила в уфимский хоккей 2,49 млрд рублей. Вычитаем из этой суммы миллиард и пытаемся представить, как тратится оставшаяся сумма на команду, клуб, арену, а также команды ВХЛ и МХЛ и женскую «Агидель».
Так в «Салавате Юлаеве» началась новая эпоха: чемпионские амбиции остались, а ресурсов для их достижения уже не было. Сначала это удалось прятать от общественности за счёт вложений республики. Они сохраняются по сей день, но есть один нюанс: Башкортостан перестал делать безвозмездные вливания в клуб и стал выдавать кредиты. И не помогал с их погашением. Ситуация доходит до того, что «Салават Юлаев» регулярно закладывает своё имущество – от арены в Нефтекамске до клубных автомобилей.
Задержки зарплат, долги перед подрядчиками: как клуб мучился в последние годы
Так новости о финансовых проблемах стали регулярными. В мае 2023 года клуб получил бан от КХЛ на регистрацию новых игроков из-за долгов перед командой. В июне клуб сообщил, что получил средства от спонсоров и расплатился с игроками: бан вскоре был снят.
Очередная ситуация проявилась в январе 2024 года, когда федеральная налоговая служба (ФНС) приостановила операции клуба по счетам в шести российских банках из-за долгов по НДФЛ и выплатам в социальные фонды в размере 23,5 млн рублей. Проблему решили только в начале февраля, когда задолженность была закрыта.

Осенью 2024-го Баширов сообщал, что у клуба была кредиторская задолженность в 1,2 млрд рублей. Её, по словам генерального директора, удалось погасить за счёт республики. «Решения, принятые главой республики, позволили погасить долг. Уже сегодня мы посылаем письмо в КХЛ, что у нас этой задолженности нет», – говорил он.
Но уже в октябре того же 2024-го игрокам задержали зарплату на месяц. Легионеры «Салавата Юлаева» даже отказывались выходить на матч – их удалось уговорить только Козлову. Впоследствии клуб сообщил, что проблемы с задержками решены. По итогам плей-офф у клуба появились новые долги. Как мы сообщали ранее, до сих пор не выплачены премии за выход в полуфинал. Игрокам было положено по 4 млн рублей.
Деньги не получают не только игроки, но и подрядчики. По данным портала «Руспрофиль» с 2023 года «Салават Юлаев» выступал ответчиком в 12 судебных спорах. Из крупнейших – дело о долгах перед компанией по пассажирским перевозкам ООО «Скай Групп». Компания подала иск на взыскание долга в размере 142 млн рублей по агентским договорам организации чартерных перевозок в период с 2022-го по 2023 год. В июне 2024-го Арбитражный суд РБ обязал взыскать с клуба задолженность.
В этом году пришёл еще один иск, теперь уже от БФ «Урал», который требует взыскать 106,4 млн рублей, и от дочерней компании фонда – ООО «Иреммель-Инвест» на сумму 163,7 млн рублей. Судебное заседание пройдёт в июле.
Показательным выглядят иски с более мелкими суммами. В мае 2025 года бизнесмен Рудольф Пермяков обратился в суд из-за того, что хоккейный клуб не выплатил ему 15,8 млн рублей за предоставление хоккейного инвентаря.

Что ждёт «Салават Юлаев»?
Причина всех этих задержек следующая: деньги, которые нужно отложить на выплаты игрокам, персоналу, подрядчикам, идут на погашение процентов. Образуется новая финансовая дыра. Чтобы перестать бегать по кругу, в Уфе нажали на кнопку «стоп». Как анонсировал глава республики Хабиров в мае, «Башнефть» сохранит свои обязательства перед «Салаватом Юлаевым». «Скорее всего, будет какая-то доля финансирования в том числе из бюджета республики», – говорил он ТАСС.
Наверняка клубу поможет налаженная в последние годы работа со спонсорами – букмекерской компанией «Фонбет», строительной фирмой «Садовое кольцо», «Альфа Банком», «Черноголовкой», «Пятёрочкой» и «Балтикой». Баширов отмечал в прошлом году, что вливания от спонсоров закрывают почти четверть установленного бюджета клуба. В интервью ютуб-каналу «Роман с хоккеем» он говорил, что «Салават» зарабатывает своими силами 300–400 млн рублей.

Долги у клуба тоже большие. Точной информации по их сумме нет, но она явно достигла критической точки – иначе руководство не начало бы расставаться с дорогостоящими игроками. Если отталкиваться от нового бюджета, выйдет, что Ливо (100 млн) и Александр Хмелевский (80 млн) «съедают» чуть ли не половину зарплатной ведомости. Значит ли это, что Хмелевский – тоже кандидат «на выход»?
Новые приобретения «Салавата» можно назвать бюджетными. Это Илья Федотов из «Сочи», который не играл за южан с начала января из-за скандала и форвард «Адмирала» Джек Родуолд. Оба показали средний результат в своих бывших командах. Федотову будут платить 9 млн рублей в год, Родуолду – 25 млн. А ещё уфимцы купили у клуба ВХЛ «Рязань» нападающего Максима Кузнецова.
Также «юлаевцы» продлили контракты нескольким игрокам. Однолетний соглашение получил Денис Ян, ему подняли зарплату до 35 млн. Воспитанник Егор Сучков получил новый контракт с удвоением зарплаты до 15 млн. Клубу удалось сохранить 22-летнего голкипера Семёна Вязового, он получит за первый год 17 млн, за второй – 33 миллиона.

Но совсем списывать со счетов «Салават Юлаев» не стоит. История КХЛ знает много примеров, когда даже при ограниченных ресурсах команда может «выстрелить». Надежд Уфе добавляет, что удалось сохранить наставника Козлова. Об его уровне говорит тот факт, что в один момент интерес к специалисту проявлял ЦСКА. Но даже так максимум, что стоит требовать от Козлова, – это просто выход в плей-офф.
Задача на следующий сезон для «Салавата» – это не столько показать какой-то результат, сколько переждать 2025 год и заложить основу для чего-то большего в 2026-м. Тогда финансовая обстановка должна нормализоваться, и клуб сможет вложиться в новичков.
Пока же ему приходится выживать, причём речь идёт о выживании не только хоккеистов, но и, без преувеличения, всего башкирского спорта. Баскетбольное «Динамо» играет во втором дивизионе. Волейбольное «Динамо-Урал» – середняк Суперлиги без амбиций. «Уфа» путешествует по футбольному подземелью: вылетела во Вторую лигу, вернулась в Первую, заняла там в прошлом сезоне 15-е место из 18-ти. Удастся ли сохранить хотя бы «Салават Юлаев» на спортивном Олимпе?