комментарии 0 в закладки

«Не знаю, как так считают статистику». Есть ли в КХЛ проблема с подсчётом силовых приёмов?

Не все согласны с данными.

Хоккей и силовые приёмы – представить одно без другого уже невозможно. В каждой команде есть специалисты по силовым приёмам, которые готовы хитовать соперника по пять-шесть раз за игру. Только на этом фоне возникла одна проблема: не все правильно трактуют силовые приёмы, отчего у игроков нередко возникают вопросы.

Как ведётся подсчёт силовых и как часто на подобную статистику жалуются игроки – в материале «БИЗНЕС Online».

Фото: ak-bars.ru

Что такое силовой приём?

Илья Сафонов в интервью нашему изданию говорил: «Не знаю, как считают статистику по силовым, отборам, потерям и перехватам. Например, заканчивается игра. Я смотрю статистику и вижу, что мне записали слишком мало силовых приёмов. Я раз воткнулся, два воткнулся, три-четыре-пять, а в статистике только два. Думаешь, почему так происходит. С отборами бывает та же ситуация. Может, силовые приёмы по-разному трактуют или я не владею информацией».  

Сайт КХЛ в 2013 году давал следующую трактовку: «Силовой прием (хит)» – выполненный игроком в рамках правил приём игры туловищем, бедром, плечом, целью которого является лишить соперника контроля над шайбой. Силовая игра с нарушением правил не фиксируется как силовой приём. Силовая игра, целью которой не является отбор шайбы («столкновение ради столкновения») не фиксируется как силовой приём».

Илья Сафонов (слева) / фото: Сергей Елагин, «БИЗНЕС Online»

ИИХФ дал широкое толкование хоккейному термину. «Представляет собой столкновение хоккеиста с соперником для того, чтобы оттеснить соперника от шайбы. Против хоккеиста, контролирующего и владеющего шайбой, может быть применен силовой прием, если: (а) силовой прием применен с помощью бедра, тела или плеча; (б) силовой прием применен спереди или сбоку и не нацелен в голову, шею или в нижнюю часть тела (ниже бедра)».

«Силовой прием не может быть чистым, – говорится далее, – (а) если он применен сзади, в голову или нижнюю часть тела соперника, (б) если он применен главным образом в низкой позиции, клюшкой или головой, (в) если он применен против вратаря»

Своё определение в разговоре с нашим изданием дал руководитель статистической бригады «Ак Барса» и его фарм-клубов Марат Мухаметшин. «Существует точное определение, что это такое. Силовой приём – это короткий и жёсткий контакт с помощью тела. Он всегда связан с движением», – сказал он. 

На видео ниже чистый силовой приём, к которому ни у кого не возникнет вопросов. Форвард «Локомотива» Егор Сурин на скорости «припечатал» к борту защитника «Трактора» Стивена Кемпфера. Американец оказался на льду и поднялся только при помощи партнёров. 


Или момент из чемпионата НХЛ. Форвард «Флориды» Картер Верхеге мощно сносит защитника «Торонто» Брендона Карло. При этом всё в пределах правил. 


Как быть со спорными ситуациями?

Чистые силовые приёмы способен разглядеть едва ли каждый, но как поступать с ситуациями, когда касание есть, но силовой приём не записывается в статистику? Мы отобрали пять наглядных примеров и попросили прокомментировать их нашего эксперта. Главный критерий при отборе – наличие столкновения между игроками, пусть и не всегда жёсткого и бросающегося в глаза. 

Момент №1. Матч первого раунда плей-офф «Автомобилист» – «Ак Барс». Габаритный защитник хозяев Никита Трямкин опережает форварда Семёна Кошелева, так как более активно работает правой рукой. «Трямкин просто оттесняет корпусом Кошелева, то есть он выиграл борьбу за нейтральную шайбу», – считает Мухаметшин. Силовым приёмом этот толчок не будет. 

Анимация: video.khl.ru

Момент №2. Защитник «Сочи» Никита Баклашёв толкает руками находящегося на скорости игрока «Динамо». Для определения силового приёма этого  недостаточно. Скорее, этот эпизод нужно трактовать как подножка, однако судьи не усмотрели нарушения. 

Анимация: video.khl.ru

Момент №3. Сразу два схожих эпизода, когда контакт есть, но силового приёма нет. Оба игрока прижимают к борту своих соперников, однако в статистику не пойдёт ни один, так как это просто борьба, а не силовой приём. 

Анимация: video.khl.ru

Теперь посмотрим два эпизода, когда силовой приём не так очевиден, но его занесут в статистику. 

Момент №1. Финал Кубка Гагарина. Александр Радулов въезжает в Логана Дэя, но касается того не так сильно. «Здесь –  силовой приём. Да, он слабенький, но, тем не менее, по Радулову видно, что он идёт исполнять силовой приём. Думаю, что его смутил свой игрок, который катился за воротами, из-за чего Александр побоялся бить сильнее, чтобы и своего не «расколоть», – поделился Мухаметшин. 

Анимация: video.khl.ru

Момент №2. Защитник Степан Фальковский на большой скорости приближается к борту. Экс-игрок СКА хочет применить силовой приём, но попадает только по касательной – большая часть корпуса габаритного белоруса ударяется о борт. «Это чистый силовой приём. Фальковский попадает в корпус игроку, после чего тот теряет скорость, также у него меняется координация. Степан же ударяется о стекло из-за разницы в траекториях: Фальковский идёт по прямой, а игрок «Куньлуня» – по окружности. По этой причине Фальковский мощно въехал в стекло, а его оппонент – немного прямо», – поделился мнением Марат. 

Анимация: video.khl.ru

Ситуаций за матч, когда нет очевидного решения, силовой приём или нет, может быть больше десяти. В таких случаях ответственность лежит на статистике, которому необходимо взвешенно подходить к решению. Не исключены ситуации, когда один руководитель статбригады засчитает силовой приём, а другой – нет: всё дело в моментах 50 на 50. Не секрет, что человеческий фактор в статистике даёт о себе знать, но на этот счёт у КХЛ есть свои рекомендации.  

«Лига нам говорит, чтобы мы не жалели ставить силовые приёмы. Даже если ситуация 50 на 50, лучше поставить. Но всегда есть свои нюансы. Например, если сравнивать наш и североамериканский хоккей, то там с силовыми приёмами всё намного проще. Если игрок из НХЛ идёт на силовой приём, то и любому зрителю на трибунах будет понятно, что это силовой приём. У нас такие силовые приёмы исполняются не так часто, как там», – считает Мухаметшин. 

По словам Марата, в «Ак Барсе» не так много игроков, которые вступают в силовую борьбу. «Хорошо бьют в тело Яшкин и Дыняк. Если они идут бить, то «раскалывают» игрока. Сафонов – третий в «Ак Барсе», кто хорошо играет в тело. Но я бы не сказал, что при каждом силовом приёме он «раскалывает» соперника, но, тем не менее, он очень активен в силовой игре. Отметил бы еще Кирилла Семенова, он тоже хорош в этом компоненте», – подчеркнул Мухаметшин. 

Никита Дыняк (слева) / фото: Сергей Елагин, «БИЗНЕС Online»

Как вообще считают статистику в КХЛ?

Подсчёт статистики в лиге – большой и трудоёмкий процесс. Чаще всего в одном городе работает одна статбригада, которая берёт на себя все команды из системы. «Важный момент: необходимо, чтобы команды были из одного города, поэтому, например, у нас в «Нефтянике» работает другая бригада», – добавил Марат. 

В Казани в статбригаду входят 18 человек. На матчах КХЛ одновременно трудятся пять статистиков, в ВХЛ – шесть, а в МХЛ – восемь. Откуда взялась такая разница? Дело в том, что в КХЛ время на льду и время в атаке считают датчики, а в МХЛ такой системы нет, поэтому нужны дополнительные люди. Бывает, что матчи КХЛ и ВХЛ начинаются в одно время, поэтому кто-то идёт на игру «Ак Барса», а кто-то – на матч «Барса». 

В «Татнефть Арене» статистическая бригада располагается под VIP-ложей. «По правилам, мы должны находиться за скамейками запасных. Это нужно, чтобы ты смог увидеть номер хоккеиста. Например, игрок лицом к тебе исполняет силовой приём, а ты не видишь номер на рукаве или спине. Это относится к игрокам гостевой команды, потому что игроков своей команды ты давно знаешь наизусть. А так гостевой игрок исполняет силовой, катит на смену и садится – ты уже можешь разглядеть номер», – сказал Мухаметшин. 

Месторасположение статистической бригады / фото: Сергей Елагин, «БИЗНЕС Online»

По итогам минувшего сезона статбригада из Казани стала лучшей в КХЛ – об этом даже объявлял «Ак Барс». Основных критериев для составления рейтинга статистиков лиги всего два. Первый и наиболее важный – ошибки, допущенные при подсчёте статистики. Слишком часто записывалось то, что не нужно было записывать, – рейтинг снижается и шансов стать лучшей статбригадой лиги почти нет. 

Второй критерий – это запросы игроков на изменение статистики. Каждый хоккеист может пересмотреть матч и в случае несогласия по каким-то параметрам направить запрос в лигу. На этом остановимся чуть подробнее. 

Просят ли игроки поменять свои данные?

Какими бы ни были современные технологии, ошибки при подсчёте статистики всё же случаются. Самые популярные запросы по изменению данных – на показатель полезности. У топ-бомбардиров лиг прописаны бонусы в контракте на итоговый плюс/минус в сезоне. Форвард казанской команды Александр Барабанов мог получить 50 млн рублей за попадание в топ-3 лиги по этому показателю. Аналогичные бонусы прописаны в новом контракте Артёма Галимова: только за это он получит 10 миллионов.

Что ещё просят перезачесть игроки? «Бывало, что Кирилл Адамчук, Дмитрий Юдин и Никита Лямкин просили пересмотреть эпизоды с количеством блокированных бросков, пару раз Артём Лукоянов просил пересмотреть силовые приёмы после гостевых матчей», – отметил Мухаметшин. 

Артём Лукоянов / фото: Сергей Елагин, «БИЗНЕС Online»

Известно, что у вратарей прописываются бонусы в контрактах в зависимости от процента отражённых бросков. Чаще всего с итоговым показателем свыше 92% голкиперам положены надбавки. При этом считать броски едва ли не сложнее всего в хоккее: за секунду их может быть несколько и в этом главная проблема. 

«Тут дело не в сложности, а в интенсивности. Если идёт серия бросков в большинстве, то бывает тяжело. Бросок, добивание, отскок, третий бросок – всё это происходит за пару секунд, а тебе надо всё отмечать. Ладно ещё бросок в створ или мимо ворот, но ведь есть ещё блокированные броски или броски в своего игрока. Всё это тоже нужно правильно определять», – добавил Марат. 

Кто лидер лиги по силовым приёмам?

Не первый год безоговорочный лидер КХЛ по силовым приёмам – капитан «Ак Барса» Дмитрий Яшкин. В последнем регулярном чемпионате на счету чеха 248 хитов, тогда как у расположившегося на второй строчке Никиты Дыняка их 192. Яшкин давно известен как большой любитель «припечатать» соперника к борту. Вот как о его игре высказывался экс-форвард «Ак Барса» Алексей Потапов

Дмитрий Яшкин (слева) и Никита Трямкин / фото: Сергей Елагин, «БИЗНЕС Online»

«Яшкин – машина. Когда он на тебя едет, это не просто силовой приём. Человек тебя размажет. Фура гружёная, поезд товарный – попадать под него возле борта не хотелось бы. Когда я видел, что он едет, я старался концентрироваться. Если достанется – будет больно. Он здорово это делает», – говорил Потапов КХЛ

Схожее мнение разделил бывший генеральный менеджер клубов КХЛ Леонид Вайсфельд. «Дмитрий силовые приемы выполняет очень здорово. Ведь некоторые игроки бьют соперника словно подушкой. Вроде разогнался, столкнулся и отлетели друг от друга, как воздушные шарики. А Яшкин бьет как кувалдой, словно прибивает. Михаил Пашнин – тоже самое, очень жестко бьет. Так что они правильно делают, что идут в силовую борьбу при каждом удобном случае», – говорил эксперт «Матч ТВ». Вот несколько наиболее эпичных силовых приёмов в исполнении Яшкина. Один из самых запоминающихся, бесспорно, с выталкиваем Антона Слепышева на лавку. 


Был мощный силовой приём у Яшкина в матче с «Сочи». Дмитрий толкнул соперника на борт, а после упал на него сверху. 

Несмотря на наличие Яшкина, «Ак Барс» не лидер лиги по силовым приёмам. На первой строчке неожиданно – «Сочи» (1482 силовых приёма), однако эта статистика не помогла команде выйти в плей-офф. Казанцы же расположились на третьем месте: 1257 силовых приёма. Худшая команда в этом показателе – «Северсталь» (357), чем никого не удивишь. В команде Андрея Козырева не так много физически одарённых игроков, плюс тренер делает ставку на скорость, а не на борьбу. Возможно, в этом и нужно добавить череповчанам. Исключить силовую борьбу из своей игры нельзя – не случайно, что на ней зиждется хоккей.



Тимур Хуснутдинов
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
версия для печати
Оценка текста
+
9
-
читайте также
наверх