«Салават Юлаев» стал сильно беднее. Эти три стратегии могут сработать в новых условиях
Как выжить без звёзд?
Ситуация с финансированием «Салавата Юлаева» остаётся непростой. По всей вероятности, ведомость клуба будет на уровне пола зарплат (475 млн рублей). Уже ушли Скотт Уилсон и Нэйтан Тодд, не останется в клубе Джошуа Ливо, и даже Александр Хмелевский с контрактом ещё на два года мог уйти в СКА. После потери больших игроков уфимскому клубу придётся отказаться от больших задач.
Что делать? «БИЗНЕС Online» предлагает три варианта, как выйти из сложившейся ситуации.

1. Системная игра в обороне
При дефиците бюджета многие команды уходят в оборонительный хоккей. Игроки строго придерживаются задания и не позволяют себе лишнего. Это помогает нивелировать сильные стороны более классного оппонента, который часто не может пройти цепкие капканы у чужих ворот. Яркий пример – «Адмирал» из сезона 2022/23. Эта команда хорошо знакома тренерам и болельщикам «Салавата», ведь именно она одолела уфимцев в 1/8 финала плей-офф (4–2), сотворив главную сенсацию тех матчей навылет. А после знатно помотала нервы «Ак Барсу», выиграла два матча и ещё один перевела в овертайм.
Дальневосточники нечасто контролировали шайбу, лучшим их бомбардиром того сезона стал защитник Либор Шулак. Но организация игры и грамотная работа Леонида Тамбиева сделали своё дело. Этот специалист прошёл суровую ВХЛ, завоевав два победых титула и применил наработки на более высоком уровне. Как рассказывал нападающий Павел Шэн в интервью «БИЗНЕС Online», подход Тамбиева не ограничивается только слаженной обороной, но и постоянной работой с подопечными во время игры: «Если говорить о процессе матча, то он больше мотиватор. Это человек, который старается достать всё из хоккеиста. Притом игрок часто может не понимать, что он способен на большее, а тренер это видит», – отмечал Шэн.

Способен ли «Салават Юлаев» играть также? Да, вполне. В минувшем сезоне команда разделила третье место с «Трактором» по наименьшему количеству пропущенных шайб (159). Но это не яркая вспышка длиною в один сезон. В сезоне 2023/24 уфимцы были четвёртыми, а годом ранее – третьими, как раз вслед за «Адмиралом». Виктора Козлова в первые сезоны даже упрекали за слишком оборонительный хоккей. Продолжая разговор о тренерском штабе, большой плюс – наличие Николая Цулыгина. Он один из немногих специалистов по защите, успевший поработать главным тренером.
Именно «Салават» воспитал нынешнего игрока основы «Сан-Хосе» Шакира Мухамадуллина. Возможности вернуть хоккеиста сейчас нет, но защитная линия требует обновления. Григорий Панин в 40 лет точно не сможет выходить в каждом матче, а после ухода Михаила Науменкова и вероятного отъезда Динара Хафизуллина топ-4 существенно просела. Омолодить состав можно за счёт большего игрового времени для молодёжи. Уже вовсю играют в основе Ярослав Цулыгин, Ильдан Газимов и Сергей Варлов. Доступный вариант на рынке свободных агентов – Руслан Педан из исчезающего «Витязя». Он получал 18 млн рублей за сезон, но был абсолютным лидером команды по силовым приёмам (86). Жёсткость – важная черта оборонительных команд.
Другое дело, что у Уфы есть свои атакующие традиции. Этот стиль Уфа проповедовала ещё в 60-е и 70-е, а в нулевые на трибунах «Уфа-Арены» даже появился бразильский флаг – символ открытого и остроатакующего хоккея. В хоккее есть примеры, когда скромная платёжная ведомость не мешает играть зрелищно. «Торпедо» в год прихода Игоря Ларионова удивило всех перманентным стремлением забивать. Имея лишь 11-й бюджет в лиге (315 млн). они заняли третье место по голам в КХЛ (204 шайбы). Но для этого нужно умело вести селекцию. Пока же в Уфе не видно игроков, кто смог бы сохранить в команде атакующий хоккей после ухода забивных канадцев.
2. Акцент на своих воспитанниках
Уфимская школа богата талантами и в нынешнем составе команды хватает доморощенных хоккеистов, которые в новых условиях могут стать звёздами. Цулыгин часто играет в первой паре защиты, Данил Алалыкин стал лучшим бомбадиром сезона среди россиян, Семён Вязовой вытеснил из основы топ-вратаря Александра Самонова и повёл за собой команду в плей-офф.
Из более опытных хоккеистов доступен Ефим Гуркин (30 млн). Один из флангов четвёртого звена может прикрыть Артём Гареев с опытом более 450 игр в КХЛ. Рассчитывать на звёздных центров уже сложнее. У Михаила Воробьёва в прошлом сезоне был второй по дороговизне контракт в СКА (50 млн рублей), а Данил Аймурзин уже продлил соглашение с «Северсталью» на следующий сезон.
Интересно, что созыв «Салавата» середины 90-х забрал три «бронзы» подряд почти полностью уфимским составом. Даже иногородних можно было пересчитать по пальцам одной руки. Кто такие легионеры, тогда, кажется, никто не подозревал. И всё-таки конец прошлого века – несколько другая эпоха. Есть и более свежие примеры, когда такая концепция шла на пользу.
В сезон 2013/14 уфимцы заходили с Ииро Таркки на последнем рубеже. Финн только приехал из системы «Анахайма» и высоко котировался за рубежом. Однако талантливый Андрей Василевский вчистую съел конкурента к середине октября, а в плей-офф был железно основным. Вдобавок к этому лучшим бомбардиром команды стал уфимец Дмитрий Макаров, четвёртое место в гонке снайперов занял Денис Хлыстов, лидером по показателю полезности среди защитников был Андрей Зубарев. В итоге команда добралась до полуфинала и завоевала «серебро» чемпионата России, поскольку одним из участников финала был пражский «Лев».

3. Новый выход на иностранный рынок
Эта стратегия отчасти совпадает с вектором «Салавата». Из-за оттока в НХЛ существует дефицит топ-россиян. Приоритетное право на качественных игроков долгое время принадлежало базовым клубам – СКА и ЦСКА. Легионерский рынок посвежее, но и здесь придётся сильно ужаться. Иностранцев уровня Шелдона Ремпала, ставшего третьим по зарплате во всей лиге, в ближайшее время не будет. Но это не значит, что легионерская квота опустеет совсем.
Пример «Витязя» показывает, что за умеренные деньги можно подписывать сильных легионеров. Тот же Уилсон в подмосковном клубе зарабатывал 35 млн, а в этом сезоне получил от «Салавата» и «Металлурга» в сумме 70 млн. В этом же клубе несколько лет назад блистал Миро Аалтонен, а сейчас ЦСКА подписал оттуда Джереми Роя с ориентиром на топ-4. Кевин Даллмэн побил рекорд по очкам для защитников, державшийся ещё с советских времён именно в «Барысе», да и в целом небогатые иностранные клубы часто завозили в КХЛ хороших легионеров.
Пока «Салават» подписал только одного иностранного новичка – Джека Родуолда из «Адмирала» за 30 млн рублей. 31-летний хоккеист раньше играл в «Куньлуне» и «Адмирале», личный рекорд достаточно скромный – 29 (17+12) очков в 67 матчах. Хотелось бы видеть в Уфе более голодных, замотивированных иностранцев, ещё не игравших в лиге и готовых бороться за более щедрый контракт. Клубам КХЛ североамериканцы обходятся сильно дороже, чем европейским клубам, но за те же 25–35 млн можно найти ценный актив.
У тренерского штаба и менеджмента есть понимание североамериканского рынка, неспроста уфимцы считаются лидерами КХЛ по поиску легионеров. Возможно, теперь стоит присмотреться к Европе, открыть новые для себя страны.