«Здесь на меня постоянно смотрят!» Впечатления американца из УНИКСа о Казани
Пэрис Ли – о жёстком Перасовиче, ценах в России и Франции и любви к бульдогам.
Этим летом состав УНИКСа пополнил 30-летний разыгрывающий Пэрис Ли. Переход стал одним из самых громких в российском баскетболе, ведь последние четыре года карьеры американец провёл в Евролиге. В самом престижном турнире Старого Света он играл за «Монако», «Панатинаикос» и «Виллербан».
В интервью «БИЗНЕС Online» он объяснил, почему выбрал УНИКС, поделился первыми впечатлениями от России, а также рассказал, зачем мама назвала его в честь столицы Франции и за сколько долларов в Казани можно хорошо покушать.

«Перасович постоянно кричит на Рейнольдса. Надо отдать должное: он не отвечает тренеру»
– Пэрис, в нынешнее время мало кто из игроков Евролиги переходит в Единую лигу ВТБ. Почему этим летом вы выбрали УНИКС?
– Потому что клуб был очень настойчив. Они сделали мне предложение в самом начале межсезонья. Это было так рано, что в тот момент я не мог дать им ответа. Но затем они каждый раз сообщали агенту, что ждут меня в команде. Это, пожалуй, главная причина, почему в начале июля я решился на переход. Очень приятно, когда в тебе проявляют реальную заинтересованность.
– У вас были варианты в Евролиге?
– Да, парочку. Но не было конкретных предложений. Я мог бы подождать их, но хотелось какой-то определённости. От УНИКСа я сразу получил конкретный контракт. Также мне оперативно организовали видеоконференцию с главным тренером Велимиром Перасовичем и спортивным директором Богданом Богачёвым, они мне всё разъяснили.
– Перасович – один из самых опытных тренеров в Европе. Это тоже фактор вашего перехода?
– Да. Ранее у меня было три югославских тренера в карьере, так что я примерно знал, чего ожидать от Перасовича. Что меня удивило в нашем тренере – для него все равны. Он сразу даёт понять, что ему важен абсолютно любой игрок, будь Джален Рейнольдс – один из самых опытных игроков в нашей команде или молодой Рома Илюк.

– То есть у него нет любимчиков?
– Абсолютно. Тому же Джалену он постоянно выговаривает, кричит, не даёт ему спуску. Надо отдать тому должное: он никогда не отвечает тренеру, не вскипает, относится ко всему спокойно. Просто кивает и идёт дальше.
– Часто бывает, что тренеры, наоборот, относятся снисходительно к лидерам...
– Да, я сталкивался с таким в последние два года. Тренер говорит что-то одним и не говорит другим. Прощает кому-то то, что не прощает другому. Из-за этого теряется атмосфера в раздевалке. А Перасович даёт понять, что ко всем выставлены одинаковые требования, никто не находится вне зоны критики.
«В России точно дешевле, чем во Франции! Платишь 30 долларов в ресторане – и наедаешься до отвалу»
– Вы провели свой первый месяц в Казани. Как вам город?
– Классный город! Единственная трудность здесь – это тренировки (смеётся). В остальном всё отлично. У всех отличное настроение. Во Франции я знал «Бонжур» и другие фразы-приветствия. Надо здесь выучить пару фраз на русском.
– Чем отличается ваша жизнь во Франции и в России? Назовите две-три вещи.
– Первое – в Казани на меня смотрят ПОСТОЯННО! Куда бы не я пошёл! Это не что-то плохое, просто очень необычно. Я каждый раз ловлю такие удивлённые, интересующиеся взгляды. Это мой девятый год за океаном, и, признаюсь честно, с подобным я сталкиваюсь впервые.
В моём доме есть ресторан на первом этаже. В первые дни сотрудники от меня просто шарахались. Я долго не мог понять: что происходит? Я же просто прихожу сюда поесть. Сейчас они уже подходят, здороваются со мной. Люди здесь оказываются очень приятными, когда ты проходишь этот барьер и вы привыкаете друг к другу. Во Франции было по-другому. Не скажу, что у французов есть какое-то высокомерие… Но для них сначала есть они, а уже потом все остальные.
– А у нас наоборот. К вам особое отношение, потому что вы наш гость из США.
– Да, согласен! Я почувствовал эту гостеприимность. А ещё у вас отличная еда, это тоже мне понравилось.
– Здесь мало кто знает английский, да?
– Да, очень редко встречаются такие люди. Приходится использовать гугл-переводчик на телефоне.

– Как вам наши цены? Здесь сильно дешевле, чем во Франции?
– Спрашиваете? Точно дешевле! Платишь 30 долларов в ресторане – и наедаешься до отвалу. Во Франции на такой обед ушло бы больше сотни долларов. Вообще, моя единственная сложность в России – нужна виза. А ещё мне необычно, что солнце восходит здесь в четыре утра. У меня нет тёмных штор в квартире, так что свет бьёт в окно уже в четыре утра.
– Это ненадолго: зимой уже будет темно. Вы, кстати, готовы к нашим холодам?
– Да, я ведь родом из Чикаго. У нас тоже холодно.
– Неудивительно, что вы стали баскетболистом. Застали времена Джордана, чемпионства «Чикаго»?
– Не, я родился в 1995 году. Свой последний титул Джордан взял в 1998-м. Но, да, эта баскетбольная история есть в городе. Когда ты окружен этим каждый день, уже воспринимаешь всё это как обыденность.
– Ваш любимый игрок?
– Он не из «Чикаго». Когда я подрос, болел уже за «Бостон» Кевина Гарнетта, Рэя Аллена, Пола Пирса. А моим любимым игроком там был разыгрывающий Рэджон Рондо.
«Может быть, УНИКС ещё свяжется с Акун-Перселлом?»
– Вами интересовались другие российские клубы?
– Нет. Но, наверно, я так скоро ответил УНИКСу, что даже не дал шанса другим клубам.
– С кем-то советовались перед переходом?
– Я общался с Дуэйном Бэйконом, который играл за «Зенит». Мы играли вместе два года – в «Монако» и затем в «Панатинаикосе». И этим летом он пригласил меня на вечеринку в честь своего дня рождения. Он сказал, что если я буду играть в свой баскетбол, то у меня всё будет отлично. Также я поговорил с Девоном Акуном-Перселлом, который выступал в УНИКСе в прошлом сезоне. Мы вместе играли в университете «Иллинойс Стэйт». Хотелось бы сыграть с ним и на профессиональном уровне, но недавно он покинул команду. Кто знает, может быть, УНИКС ещё свяжется с ним по ходу сезона? Посмотрим.

– Что Девон сказал вам?
– Что у меня не составит проблем влиться в команду, показать себя в этом чемпионате. Просто нужно найти подход к главному тренеру. Девон посоветовал ничего не брать на личный счёт из сказанного им.
– Это известно, что Перасович – очень эмоциональный тренер. Но ещё говорят, что очень отходчивый.
– Кстати, все югославские тренеры такие. Сначала они тебе скажут пару крепких слов, а через пять минут лезут обниматься. Я уже говорил, что у меня был опыт с такими тренерами. С первыми двумя было тяжело, потом я уже привык. Тренеры всегда объясняли: «Не бери на свой счёт, это просто моя манера общения».
– Ещё говорят, что Перасович на площадке и за её пределами – два разных человека. В одном месте требовательный тренер, в другом – приятный мужчина, с которым можно поговорить на любую тему. Это так?
– Честно говоря, я ещё не видел его за пределами площадки. В целом он отличный мужик. Скажу это, хотя знаю, что уже завтра он может накричать на меня на тренировке.
«Играть против Димитриевича? А, это тот парень, который был в УНИКСе! Я готов!»
– Вы провели в Евролиге четыре сезона, играли на ведущих ролях. Теперь все ждут, что вы будете набирать в России по 30 очков. Но вы же игрок другого плана?
– Да, это так. Иногда будут матчи, когда я смогу набирать по 25 очков. Не сомневайтесь в этом. Но будут случаи, когда от меня потребуется, например, десять передач. Я понимаю, как всё устроено. Когда ты выигрываешь, это выгодно всем. А уже как мы идём к этим победам – это второй вопрос. У меня, конечно, есть индивидуальные цели, но самое главное – это выиграть чемпионство.
– У вас в карьере много наград за игру в защите. Можете назвать себя специалистом по обороне?
– Действительно, я уделяю защите много внимания. Знаю пару вещей, которые помогают мне. Меня можно назвать двухсторонним игроком.

– Вам предстоит много работы, учитывая, как много классных разыгрывающих в Единой лиге ВТБ. Например, Ненад Димитриевич перешёл в «Зенит».
– А, это тот парень, который до этого играл в УНИКСе? Я готов к любому противостоянию! Когда я подписал контракт, я собрал информацию про всех разыгрывающих в топ-клубах. Например, посмотрел много нарезок Мело Тримбла из ЦСКА. Он отличный баскетболист, мне хотелось понять его сильные стороны, какую защиту ставили против него. Скорее всего, остановить его будет моей прямой обязанностью в наших матчах с ЦСКА.
– Вы каждый год так делаете? Анализируете разыгрывающих в лиге.
– Да, я всегда делаю свою домашнюю работу. Во Франции, например, я проверял каждого новичка. Не всегда смотрел видео, где-то просто собирал информацию про их карьеру. Если я правильно подготовлюсь к сезону, меня не остановить.
«Такого игрока, как Дешон Пьер, точно не нужно обучать баскетболу»
– Вы уже сказали, что ваша главная цель – чемпионство. А, как считаете, кто главные конкуренты УНИКС на пути к этому чемпионству?
– Я ещё не настолько знаком с Единой лигой ВТБ. Но вроде бы ничего не поменялось: это те же ЦСКА, «Зенит» и «Локомотив». Хотите интересный факт? Я играл с «Нижним Новгородом» первые три года своей карьеры в Лиге чемпионов. И у меня неплохо получалось!
– В вашем ряду наиболее грозным конкурентом выглядит «Зенит». Они подписали много топ-игроков.
– Да, один из их новичков – Андре Роберсон. Это мой одноклубник по «Виллербану», мы постоянно с ним ужинали. Поверьте, это отличный игрок. Против Рэндольфа и Димитриевича, которые тоже перешли в «Зенит», я играл в Евролиге, знаю, чего от них ожидать.
– Селекция у УНИКСа тоже неплохая. Недавно клуб подписал чемпиона Евролиги Дешона Пьера. Обрадовались этому подписанию?
– Конечно! В «Фенербахче» он не показал всё, на что способен. Там слишком высокий уровень конкуренции. Но я знаю, что он может забрасывать трудные мячи, отлично играет спиной к кольцу. А ещё у него очень много опыта, и он играл в Евролиге под руководством отличных тренеров. Такого игрока точно не нужно обучать баскетболу. Я уверен, что мы сыграемся с ним.

– Ещё УНИКС пополнился обладателем Кубка Европы Маркусом Бингэмом. Он будет главным получателем ваших передач?
– Да, у нас было пару моментов на предсезонных матчах. Я ему посоветовал изучить игру моего бывшего одноклубника Донте Холла, который играл в «Монако» и «Басконии». Он может стать таким же игроком в будущем, всё зависит от него. Я этим только и занимался на старте своей карьеры – смотрел очень много матчей Евролиги, что помогло мне адаптироваться к европейскому баскетболу.
«Мне припомнят эти слова: во многих матчах мы победим за счёт нашего опыта»
– Как проходит подготовка к сезону у УНИКСа?
– Пока мы под очень большими нагрузками. Лично для меня они непривычны. Как только мы наберём нужную форму, нас будет очень тяжело остановить.
– А что конкретно вы делаете?
– Сначала работаем в тренажёрном зале. Потом выходим на площадку и отрабатываем разные ситуации, например, переход из защиты в атаку. Вся игра делится на различные сегменты и каждый из них мы тренируем раз за разом, доводим до автоматизма.
– Сборы чем-то отличаются от тех, что у вас были в прежних командах?
– Обычно всё проходит плавно. Здесь тебе дают задание и ты сразу должен его выполнить. Никаких послаблений.
– Вы уже поняли, какой баскетбол будет показывать команда?
– Будет то же самое, что вы видели в предыдущие годы при Перасовиче. То есть такая рабочая команда с акцентом на защиту. Думаю, мне припомнят эти слова после сезона, но я их скажу: во многих матчах мы победим за счёт нашего опыта. У нас много опытных игроков в команде, и это пригодится нам в напряжённые моменты.
– Два года назад в УНИКСе был Ненад Димитриевич. Год назад были Маркос Найт и Девон Акун-Перселл. А сейчас в команде нет таких игроков с ярко выраженными атакующими качествами. Это проблема?
– Не думаю. Мы будем играть как команда, не будем зависеть от одного игрока. Если вы намекаете на меня, знаю, что я не потрясающий бомбардир. Это не моё врожденное качество, как у того же Девона Акуна-Перселла. Но я знаю, как играть в баскетбол. Если надо будет, я забью. Если надо будет, буду играть на команду.
«Не хочу никого обидеть, но порой женщины бывают очень токсичны»
– Какие у вас увлечения, помимо баскетбола?
– У меня есть французский бульдог. Я очень люблю эту породу. Может быть, когда-нибудь буду разводить их, потому что это очень прибыльное дело. Знаете сколько стоит одна такая малышка? 12 тысяч долларов! Это очень милые собаки. Вам надо один раз увидеть их вживую.
– А как вы узнали об этой породе?
– Был на вечеринке. Вдруг бульдог прыгнул мне на колени. Я убрал его. Он побегал и снова прыгнул мне на колени, начал тереться о меня. Это было очень мило. С того дня я полюбил эту породу.
– Привезете собачку в Казань?
– Хм… Если вернусь сюда в следующем году, разумеется!
– А кто следит за вашей собакой, пока вы здесь?
– Мой друг в Чикаго. Он гуляет с ней, кормит, относится к ней как к своему питомцу.
– Вы не женаты?
– Нет…
– Как так вышло?
– Не хочу никого обидеть, но порой женщины бывают очень токсичны. По крайней мере, у меня были такие последние отношения.

«Почему меня назвали Париж? Мама очень хотела посетить Париж!»
– Ваше имя дословно переводится как Париж. Есть ли какая-то история, связанная с этим?
– Моя мама очень хотела посетить в Париж! Я даже не знаю, почему. Вот и назвала меня так. Вы даже не представляете, как счастлива она была, когда я всё-таки свозил её в Париж, когда проводил свой второй сезон в бельгийском «Антверпе». Это был крутой момент. Мы сфотографировались на фоне Эйфелевой башни.
– У вас есть даже тату башни на левой руке. Из-за мамы?
– Да! У меня много тату. Есть панорама Чикаго, логотип «Буллз», бейсбольных «Кабс», футбольных «Бэрз». Руки, грудь, живот – всё покрыто. Хочу набить что-нибудь на спине. Если знаете хороших тату-мастеров в России, скажите мне.
– А вам какой город в Европе нравится?
– Сейчас это уже не Европа, но я люблю Лондон. Бываю там каждый год.
– Ваши косички – дань уважения Аллену Айверсону?
– У меня всегда были длинные волосы, но они были плохо уложены. Мой брат работает в барбершопе, так что однажды он поставил меня перед выбором: либо ты делаешь короткую стрижку, либо ты делаешь дреды. Вот я сделал дреды.
– Любите кроссовки?
– Да, у меня большая гардеробная, и вся она занята кроссовками. У меня есть много первых джорданов в оригинальных расцветках. Сейчас я уже покупаю меньше джорданов, предпочитаю дизайнерскую обувь. Знаете, такую большую, увесистую.
– Судя по вашим соцсетям, вы ещё любитель брендовой одежды.
– Да, люблю. Просто хочу одеваться стильно. Это придаёт мне уверенности. Даже если я надеваю простой спортивный костюм, он должен быть элегантным.
– В команде есть ещё один любитель стиля – Джален Рейнольдс.
– Вот увидите: у него появится достойный конкурент. Мы ещё устроим битву стилей. Когда я буду приезжать в арену, сравнивайте наши образы.
ДОСЬЕ «БИЗНЕС Online»
Пэрис ЛИ
Дата рождения: 20 апреля 1995 года
Место рождения: Чикаго (США)
Карьера: «Антверп» (Бельгия) – 2017–2019; «Брозе» (Германия) — 2019/20; «Орлеан» (Франция) – 2020/21; «Монако» – 2021/22; «Панатинаикос» (Греция) – 2022/23; «Виллербан» (Франция) – 2023–2025; УНИКС (Россия) – 2025 – н.в
Достижения: MVP чемпионата Бельгии (2019), 128 матчей в Евролиге
«Зенит» физически сильный, а «Белогорье» сильное духом». Итоги 10-го тура суперлиги
8
От Хартли ждали второго Кубка Гагарина, а «Локомотив» разваливается. Что происходит?
0
Квартальнов ведёт команду к чемпионству? Минское «Динамо» – один из главных фаворитов сезона
5
«Салават Юлаев» сотворил сенсацию: обыграл ЦСКА и вошёл в зону плей-офф
1
«Мнение Билялетдинова мне всегда интересно». «Ак Барс» добыл третью победу подряд
0
«Мой «Мерседес» поедет быстрее «Жигулей» – если мне его купят». «Рубин» дал бой «Зениту», а Рахимов ответил критикам
6
Главный козырь УНИКСа – связка Рейнольдса и Бингэма. Как же их прокачал Швед!
4
«И вот это гордость страны?» Новый скандал Большунова – разозлились даже Вяльбе и Фардиев
4