«Ак Барс» просто ужасен в большинстве – почему? Тактический разбор
Одна из причин провала на старте сезона.
Из многочисленных проблем «Ак Барса» одна из главных – просто ужасное большинство. В этом компоненте команда находится на третьем с конца месте в лиге. Если бы казанцы реализовали хотя бы половину своих попыток, турнирное положение команды сейчас было бы в разы лучше.
Что не получается у «Ак Барса» в большинстве, разбираемся вместе с бывшим нападающим «Спартака» Артёмом Батраком.

Большинство «Ак Барса» слабее, чем у «Барыса», «Салавата Юлаева» и «Сочи»
Четыре гола при 34 попытках — «Ак Барс» крайне плох при игре в большинстве. У казанцев третий с конца показатель в лиге (11,8%) — ниже только тонущая «Лада», которая вообще ни разу не забила, и «Сибирь» (10,3%), потерявшая всех лидеров, игравших в большинстве. Лучше в этом компоненте даже бедный «Салават Юлаев» (15,6%), потерявшийся «Барыс» (14,9%) и «Сочи» (20%), где вообще нет звёзд.
За большинство в «Ак Барсе» второй год подряд отвечает Алексей Тертышный. Он все последние годы следует за Анваром Гатиятулиным из одной команды в другую и работает с нападающими и большинством. Только вот «Трактор» с Тертышным никогда не реализовывал и 20% попыток и по этому показателю шёл во второй половине таблицы.
«Что не получается у «Ак Барса» в большинстве? Если коротко, то ничего», – рассказал Батрак. Эксперт тоже недоволен работой казанцев в большинстве и считает, что это одна из главных причин последних поражений. При этом только на этом компоненте можно значительно улучшить свои показатели. Например, соседний «Нефтехимик» на большинстве поднялся в тройку на Востоке: нижнекамцы прямо сейчас реализуют 23,4% попыток. Почему «Ак Барс» не может так же?

Причина 1. В «Ак Барсе» некому разыгрывать большинство
Начнём с простого: «Ак Барс» во всех матчах сезона играет в большинстве по схеме «зонтик». Называется она так по расположению игроков: если расчертить линии между хоккеистами, то выйдет зонтик. Это наиболее популярная схема в КХЛ, по которой играет большая часть команд. Что касается «конверта», ещё одной популярной схемы, то «Ак Барс» в него в этом сезоне не играл.
При схеме «зонтик» велика роль крайних нападающих, через которых чаще всего строится большинство. Однако у «Ак Барса» креативных игроков на этих позициях нет. Два года назад большинство шло через Вадима Шипачёва, однако он команде Гатиятулина не понадобился. После в Казань привезли Ника Петана: он занял то же место слева и был ключевым игроком при реализации лишнего.
Только вот дальше картина поменялась. «В итоге Ник ушёл, Миллер занял его место слева, справа убрали Галимова. Не секрет, что розыгрыш большинства идёт через тех, кто на вершине, то есть через треугольник. Там у «Ак Барса» остался только Лямкин, но и он порой выходил во второй спецбригаде. Вот и получается, что у «Ак Барса» в треугольнике новые люди с новыми ролями», – считает Батрак.
Эксперт также отметил, что «Ак Барс» активно меняет игроков на левом краю атаки. Начинал там сезон Брэндон Биро, после место занял Григорий Денисенко, а затем появился Митчелл Миллер, который вообще защитник. Только они либо никогда слева в большинстве не играли, либо не подходят под роль креативщика. Вот и приходится игрокам перестраиваться, а это требует времени. Вот чем закончился эксперимент с использованием Биро на левом крае.

В последнем матче налево поставили Миллера, которому пришлось больше играть в розыгрыше. По мнению Батрака, он игрок другой роли. «Его поставили туда, потому что он праворукий. Схема рабочая, она была у «Ак Барса» в том сезоне, когда из-за травмы вылетел Петан. Но мне кажется, что Миллер – это не про розыгрыш, а про вариант для щелчка в касание», – считает эксперт.
Вот и выходит, что в «Ак Барсе» некому разыгрывать большинство. Хотя летом на рынке был Владимир Ткачёв, который едва ли не лучше всех справляется с этим в КХЛ, но он ушёл в «Металлург». Форварды Шелдон Ремпал и Джошуа Ливо, которые организовывали большинство в «Салавате Юлаеве», тоже не перешли в «Ак Барс».
Причина 2. Игроки боятся рисковать и отдавать в касание
Когда у Гатиятулина спрашивали о низкой реализации большинства, главный тренер называл пути, как команде исправить компонент. «Большинство – это наигрыш. Условно разыгрываем комбинацию, чтобы вывести игрока на бросок. Перед этим должны быть три острые передачи под бросок желательно в касание. Сейчас у нас процент точных передач близок к 50. Нужно его поднять хотя бы до 80 процентов. Будет больше моментов у ворот соперника», – отметил специалист.
Только у «Ак Барса» – минимум острых передач под бросок. Рассмотрим несколько моментов. Биро владеет шайбой и имеет два варианта для продолжения атаки: она может быть адресована либо Артёму Галимову, либо Денисенко. Только канадец так долго принимал решение, что Галимова уже закрыли – остался лишь вариант с Григорием. Интересно, что та атака завершилась голом: нападающий после в касание отдал на Александра Барабанова, который попал в верхний угол ворот. Это чуть ли не единственный момент «Ак Барса», в котором нападающие сделали всё как надо.
Вот ещё пара таких же моментов. На льду вторая спецбригада, с шайбой форвард Кирилл Семёнов. У игрока есть вариант отдать диагональ на Биро, который стоит в одиночестве, либо скинуть на защитника Никиту Лямкина. Семёнов не стал рисковать, ограничился короткой передачей на ближнего – атака ничем не закончилась.
Другой момент: с шайбой Биро, у которого два варианта. Сложный – диагональ на Владимира Алистрова и простой – пас защитнику Илье Карпухину. Канадец снова выбирает то, что попроще – атака ничем не завершается.
При этом розыгрыш с риском тоже был. Например, Лямкин за счёт катания объехал соперника, скинул на Семёнова, а тот прострелил на пятачок. Да, гола не было, зато «Ак Барс» сыграл поинтереснее и создал опасный момент.

Или Биро, который в большинстве не очень заметен, неожиданно выдал отличную передачу на противоположный край. Привело это снова к опасному моменту, которых у «Ак Барса» в большинстве крайне мало.

Правда, проблема «Ак Барса» в том, что подобных розыгрышей слишком мало. Либо игроки боятся брать инициативу на себя, либо это указание тренерского штаба сыграть попроще. О последнем – в следующем пункте.
Причина 3. Упрощение игры помогло, но это не выход из ситуации
Когда план А не сработал, тренерский штаб перешел к плану Б. «Ак Барс» намеренно упростил игру в большинстве и предпочёл забрасывать шайбу на пятачок. На этот приём обратил внимание Батрак. «У команды есть выходы из ситуации. При наличии Яшкина «Ак Барсу» достаточно довести шайбу до пятака, а там что-то залетит», – отметил эксперт.
Так «Ак Барс» и поступил. Посмотрите на взятие ворот «Металлурга»: «парашют» на чужой пятачок, борьба за шайбу – гол.

Или два рикошета при голе форварда Ильи Сафонова. В том моменте «Ак Барс» в том же стиле набрасывал на пятачок.
Или на вход в зону в большинстве. Когда у команды на одного игрока больше, заброс используется не так часто, однако Барабанов попробовал и потерял шайбу.

Гатиятулин подтвердил, что команда в последних матчах играла по-простому: «Для нас каждый матч важен, но такие особенно. Ребятам говорили, что идёт непростой период. Где-то в тактике упростили игру». Но тот ли это хоккей, в который должен играть «Ак Барс» с его бюджетом и возможностями? И поможет ли он против габаритных команд, умеющих играть в обороне? Пока вопросов больше, чем ответов.
Причина 4. Индивидуальные ошибки
Несколько раз в этом сезоне Гатиятулин говорил о факторе индивидуальных ошибок. Якобы команда смотрится неплохо, но одна– две оплошности приводят к пропущенным голам, а, следовательно, поражениям. Особенно актуальны эти ошибки при игре в большинстве. Вот некоторые из них.
Снова Барабанов пытается индивидуально затащить шайбу в зону, но просто теряет её на синей линии. В итоге никто из игроков «Ак Барса» даже не пошёл в прессинг – все отправились на скамейку.

Далее два схожих эпизода, когда команде в простых ситуациях не удаётся удержать шайбу в зоне. В первом моменте Денисенко сначала поймал шайбу, а потом просто отпустил её за синюю линию.

В той же ситуации оказался Лямкин, который просто не поймал передачу от партнёра.

Вот еще пара ошибок в чужой зоне. Тот же Лямкин сыграл слишком очевидно – соперник перехватил передачу.

Вот момент, когда Денисенко не разобрался, бросать ему или отдавать, и в итоге остался без шайбы.

Ниже момент, который вообще сложно объяснить. Денисенко оставляет шайбу в своей зоне – все проезжают мимо нее и в итоге привозят контратаку.

Так что индивидуальных ошибок у «Ак Барса» предостаточно. И это мы нашли при розыгрыше большинства, а ведь ещё есть меньшинство и равные составы.
Причина 5. Плохая атмосфера в команде
Последняя причина во многом перекликается с четвёртой. Игроки ошибаются не на пустом месте и наверняка имеют проблемы психологического характера. Тот же Лямкин намного увереннее действовал в большинстве в прошлом сезоне и почти не ошибался как в своей, так и в чужой зонах. В этом сезоне Никита уже допустил ошибок больше, чем за весь прошлый.
У Батрака на это есть свое мнение: если команда в кризисе, то у неё не работает сразу всё. «Очевидно, что на фоне плохих общекомандных результатов Гатиятулин решил, что нужно менять всё. Не до конца уверен, что это хорошая идея, которая может сработать. Общекомандные проблемы неотделимы от плохой игры в большинстве – сейчас у «Ак Барса» не работает буквально всё», – отметил эксперт.
Вот и выходит: пока «Ак Барс» не исправит ситуацию психологически, большинство будет страдать. Гатиятулин после победы над «Барысом» намекнул, что подобные проблемы есть: «Командная победа. Мы играем и на площадке, и в головах против себя». Но какие есть выходы из сложившейся ситуации?

Самый радикальный – сменить тренера по большинству и назначить специалиста, который бы придумал, как действовать без главного креативщика. На рынке есть Константин Шафранов, который заложил большинство чемпионскому «Авангарду». Свободен после увольнения из московского «Динамо» Ильнур Гизатуллин. Его «Адмирал» в прошлом сезоне выдавал четвертое большинство в лиге, а после ухода специалиста резко сдал (13 место).
Менее радикальный способ – найти креативного игрока под большинство. Не секрет, что «Ак Барс» всё еще хочет подписать Ремпала, но будут ли деньги в платежке? А вот его бывший партнер по «Салавату» Александр Хмелевский вряд ли исправит ситуацию. В уфимской команде он играл под воротами и за розыгрыш большинства не отвечал. К слову, в первой игре новичка пробовали на пятачке, и на краю.
«Он в те сезоны выходил у ворот. Скорее всего, его место будет на усах, где у «Ак Барса» играет Барабанов. Видимо, в бригадах снова пойдут изменения – возникает вопрос, кто куда будет двигаться. Может, Хмелевского попробуют справа, но нужно смотреть, у кого в команде какой хват, потому что от этого сильно зависит розыгрыш большинства. Плюс в «Салавате» у Александра были мощные партнёры в большинстве: справа – Ливо, слева – Ремпал. Роли разыгрывающего у Саши не было», – считает Батрак.

Так что «Ак Барсу» предстоит продумать, как в кратчайшие сроки исправить большинство. Именно этот компонент наиболее хромает у команды и не дает ей сыграть хотя бы на уровне прошлого сезона. Но готово ли ждать руководство, пока большинство и вся команда выйдет на прежний уровень? Вопрос, ответ на который может появиться в ближайшие недели, а то и дни.
«Зенит» физически сильный, а «Белогорье» сильное духом». Итоги 10-го тура суперлиги
8
От Хартли ждали второго Кубка Гагарина, а «Локомотив» разваливается. Что происходит?
0
Квартальнов ведёт команду к чемпионству? Минское «Динамо» – один из главных фаворитов сезона
5
«Салават Юлаев» сотворил сенсацию: обыграл ЦСКА и вошёл в зону плей-офф
1
«Мнение Билялетдинова мне всегда интересно». «Ак Барс» добыл третью победу подряд
0
«Мой «Мерседес» поедет быстрее «Жигулей» – если мне его купят». «Рубин» дал бой «Зениту», а Рахимов ответил критикам
6
Ну что, Россия поедет на Олимпиаду в лыжах? Нам дали допуск, но вопросов очень много
4
«И вот это гордость страны?» Новый скандал Большунова – разозлились даже Вяльбе и Фардиев
4