комментарии 0 в закладки

Он выигрывал Кубок Гагарина с «Ак Барсом», играл в Польше, а сейчас тренирует в МХЛ. Интервью с Евгением Бодровым

Именно он отдал передачу на победный гол в финале 2010 года. 

Евгений Бодров – значимая личность для «Ак Барса». В Казани он провел шесть неполных сезонов, выигрывал Кубок Гагарина-2010 и выходил в сдерживающих звеньях, которые особо ценил Зинэтула Билялетдинов. По окончании карьеры игрока Бодров стал тренером и сейчас работает в «Ладье». 

Вместе с Бодровым мы вспомнили казанский период, поговорили о методах работы Зинэтулы Билялетдинова и узнали, как изменился хоккей за последние 15 лет. 

Фото: hclada.ru

«Игрок всегда будет себя жалеть, но ты должен его подгонять» 

– Евгений Александрович, второй год подряд вы работаете тренером. Ко всему ли уже привыкли?

– Привык. Конечно, произошло не все так быстро, но ничего страшного в этом нет. Не боюсь трудностей, мне нравится эта сфера. Быть игроком и быть тренером – две абсолютно разные вещи. 

– Есть выражение «Чтобы стать тренером, нужно убить в себе игрока». Согласны?

– Да, это общепринятое выражение, это действительно так. Тренер должен требовать, а не вспоминать, как ему было тяжело, когда он был игроком. Хоккеист всегда будет себя жалеть, но ты должен его подгонять. 

– Почему вы стали именно тренером? Кто-то уходит в бизнес, кто-то – в менеджмент...

– Хотелось попробовать себя именно в этой сфере. Мне эта стезя очень интересна: в ней я получаю удовольствие, притом каждый день. . 

– Какова ваша основная цель на тренерскую карьеру?

– Закрепиться в МХЛ, показать результат в этой лиге, а затем расти дальше. Это примерно та же модель, что и у игроков: проходишь МХЛ – ВХЛ – КХЛ. Самое главное – честно выполнять свою работу. Но, будем честны, на этом я сейчас особо не зацикливаюсь. Главное на данный момент – отдаваться на благо «Ладьи».  

– Тяжело ли было впервые надевать рубашку и пиджак?

– Мне кажется, что после первой игры я просто перестал обращать на это внимание. Когда начинается игра, то я полностью погружаюсь в неё.

Фото: ak-bars.ru

– Чьи наработки стараетесь использовать в своей работе?

– Когда я только начинал с тренерской работой, то вспоминал отдельные моменты. Мне очень помог Сергей Григорьевич Лопушанский. Когда ещё был игроком, то работал с нашими великими специалистами: Петром Ильичем Воробьевым, Зинэтулой Хайдяровичем Билялетдиновым, Владимиром Васильевичем Крикуновым. Старался брать для себя лучшее из их наработок. 

– С Лопушанским вы успели пересечься в Казани?

– Мы пересекались, но я в тот момент был игроком первой команды, а он тренировал молодежку. 

– Те связи помогают сейчас на работе?

– Да, это так. Хоккейный мир не столь велик – все друг друга знают. Если тебе нужно что-то узнать о ком-то из игроков, то звонишь и спрашиваешь, что тебе нужно. Это сильно упрощает жизнь. 

– С сентября по октябрь вы попробовали себя в роли исполняющего обязанности главного тренера. Как в тот момент поменялась ваша работа?

– Кардинально. Вопросы тренировочного процесса, расписания, планы – всё это непосредственно легло на меня. Само собой, добавилось ответственности. Самое главное, что мне было интересно поработать главным тренером. 

– Как дела у вашего брата Дениса Бодрова, о котором в последние годы ничего не слышно?

– С ним всё хорошо. Можно сказать, жив-здоров (смеётся). 

– Тренером не хочет стать?

– Нет, ему это пока что неинтересно. 

Денис Бодров / фото: «БИЗНЕС Online»

«Когда выиграли Кубок Гагарина, то не мог осознать этого до конца» 

– Будучи игроком, вы провели 18 сезонов на профессиональном уровне. Насколько остались довольны карьерой?

– Доволен. Как мне кажется, у меня была хорошая карьера: поиграл в сильных командах, так что всем доволен. Убрать бы только травмы и, возможно, карьера сложилась бы ещё лучше. 

– В Казани многие запомнили вас как рабочего форварда третьих-четвертых звеньев. Хотелось ли вам быть топ-бомбардиром?

– Наверное, каждому это хочется, но тренер отводит тебе отдельную роль, которую ты должен выполнять. Если ты с ней справляешься, то почему бы не продолжить заниматься тем же. Ведь забивают единицы, а работать нужно всем. 

– Победа в розыгрыше Кубка Гагарина-2010 – главное ваше достижение в карьере?

– В хоккейной – да. Если же брать жизнь в целом, то рождение детей – что-то более значимое. 

– Что больше всего помните с того розыгрыша плей-офф?

– Наверное, серию с «Салаватом Юлаевым». Тогда процентов 80 состава Уфы составляли игроки сборной России.

– В том «Салавате» играла тройка Радулов – Торесен – Григоренко. Тяжело ли было выходить против них?

– Нелегко. Это очень мастеровитые ребята, но мы как-то играли против них, притом побеждали. 

– В решающем седьмом матче финальной серии с ХК МВД (2:0) вы отдали передачу на победный гол Никиты Алексеева. Помните тот момент?

– Да, тот момент я помню. Саша Степанов поборолся за шайбу и отдал ее мне. Я выкатывался из-за ворот и увидел, как Никита накатывает на ворота. Постарался доставить ее на пятачок – вышел удачный рикошет от щитка вратаря. Никита в итоге забил.


– Какие эмоции испытали в тот момент?

– Забили – уже было хорошо. Не сказал бы, что испытал какие-то большие эмоции. Та же история и после игры, потому что до конца не мог осознать, что мы выиграли Кубок Гагарина. Сначала было опустошение и лишь потом пришло понимание всего происходящего. 

– Не удивились, что Никита Алексеев после хоккея начал работать пожарным?

– Мы с ним списывались когда-то давно, он мне тогда сказал, что стал пожарным. Он ещё по ходу карьеры рассказывал об этом деле, говорил, что ему интересна эта профессия. Для меня в итоге стало неожиданностью, что он воплотил это дело в реальность. 

– В «Ак Барсе» вы играли с финскими хоккеистами – Яркко Иммоненом, Петри Веханеном, Нико Капаненом и Янне Песоненом. Какими они вам показались?

– Хорошие и мастеровитые ребята. Мы даже не разделяли, мол кто-то финны, кто-то россияне. У нас была дружная команда. 

– Общаетесь ли с Григорием Паниным, который, как и вы, из Тольятти?

– Мы с ним виделись в Нижнекамске: так получилось, что «Ладья» и «Салават» были в одном городе на выезде. Чуть-чуть пообщались, узнали, как у кого дела, пожелали друг другу удачи. Он ведь большую часть года живет в Уфе, еще играет в КХЛ – одним словом, молодец.  

«Не будь Билялетдинов требовательным, он бы не выиграл столько трофеев» 

– Что больше всего хотел видеть от вас Билялетдинов?

– Он спрашивал вообще со всех. Не было такого, что он ждал только от одного. От всей команды он ждал выполнения своих обязанностей. 

– Какой он тренер?

– Требовательный. Не будь он таким, он бы не выиграл столько трофеев. 

Зинэтула Билялетдинов / фото: «БИЗНЕС Online»

– Берёте ли что-то из его наработок?

– Конечно. В хоккее меняются правила, но схемы остаются. Ты стараешься что-то технически поменять под новые реалии. 

– Многие из того «Ак Барса» стали тренерами: Степанов тренирует «Барс», Терещенко – команду в школе «Динамо», Обухов – помощник в «Нефтянике», Захарчук – тренер по развитию в системе «Ак Барса», Корнеев работал в системе ЦСКА. Можно ли сказать, что это плоды школы Билялетдинова? 

– А почему нет? Думаю, что можно так говорить. 

– Кем в дальнейшем видите Даниса Зарипова, который пока не нашел свое место в хоккейном мире?

– Честно, не знаю. Мне кажется, что это нужно решать самому Данису. Если ему нравится какое-то дело – депутатство, бизнес, – то, конечно, пусть продолжает. Главное – получать удовольствие от своего дела.  

«Постоянно сидело в голове, что не могу забить» 

– Когда вы играли в «Ак Барсе», то не могли забить больше года. Насколько сильно это давило на вас?

– Очень сильно переживал по этому поводу. Надо было пораньше отпускать эту ситуацию. Сейчас вспоминаю те времена и понимаю, что я свою работу выполнял. Да, не мог забить, но играл неплохо. Просто случаются такие отрезки. Нужно было пораньше отпустить эту ситуацию, тогда она закончилась бы быстрее. 

– Сказывалась ли критика?

– Да не столько критика. Прессу я особо не читал, потому что критиковал сам себя. Постоянно сидело в голове, что не могу забить, – это сильно давило. А что говорили другие о моей игре, старался на это не обращать внимание. 

Фото: ak-bars.ru

– Вы ведь даже в церковь ходили, чтобы прервать неудачную серию...

– Честно, уже не помню, но не исключаю этот вариант. 

– В 2011 году Билялетдинов ушел в сборную России. Не боялись, что команда после его ухода может потухнуть?

– Не стал бы так говорить. К нам пришел Владимир Васильевич Крикунов – мы продолжили выполнять свое дело. Не было такого, что мы думали о чем-то плохом. 

– Одна из главных ассоциаций о Крикунове – его баллоны. Как они вам давались? 

– Всё было хорошо. У Зинэтулы Хайдяровича и Петра Ильича тоже были баллоны, так что я к ним быстро привык. 

– В ваши годы в «Ак Барсе» команда могла завоевать еще один Кубок Гагарина?

– Да, был хороший шанс при Валерии Геннадьевиче Белове, когда мы сами упустили полуфинальную серию с «Трактором». Мы вели 3–1 и в итоге проиграли 3–4. Мы точно могли рассчитывать на большее. 

«Когда играл в «Краковии», то понимал польскую речь» 

– В 2014 году вы покинули «Ак Барс». Не тяжело ли было уходить из команды, в который провели пять лет?

– Тяжело или не тяжело – это профессиональная карьера. Я перешел в «Атлант» и, можно сказать, перевернул эту страницу. В своей карьере я ни о чем не жалею – как получилось, так получилось. 

Фото: ak-bars.ru

– После «Ак Барса» вы провели два сезона в «Салавате Юлаеве». Можете ли сказать, что на уфимский период выпали ваши лучшие годы?

– Да не сказал бы. У меня и в Казани были хорошие сезоны, и в Тольятти, когда я там только начинал. Взлеты и падения всегда случаются. Хотелось, сократить их количество, но что было, то было. 

– Ещё вы успели поиграть за «Северсталь». Тяжело ли было ехать туда после выступления за клубы из Казани и Москвы?

– Нет, не тяжело. Для работы всё было, так что всё нормально. Я сам из Тольятти, поэтому каких-то сложностей не возникло. 

– Тольятти в последние годы изменился?

– Он меняется, но не так быстро, как хотелось бы. Зато летом у нас очень красиво. 

– В 2021 году вы неожиданно уехали в чемпионат Польши. Как это получилось?

– Решил что-то поменять в своей карьере. Съездил в Польшу, поиграл, через сезон вернулся. Не жалею, что подписал контракт с «Краковией». К тому же узнал, каково это быть легионером. Плюс в команде было много россиян, поэтому каких-то проблем не испытал. 

– От легионеров в России всегда больший спрос. Ощутили ли нечто подобное в Польше?

– Ощутил. Всегда нужно было набирать очки, команда серьезно рассчитывала на тебя. 

– Могли ли что-то сказать по-польски?

– Я понимал их речь, но в основном в команде говорили на английском, потому что тренер был чехом. Поэтому некоторые хоккейные термины я знал и на чешском. К тому же в команде были чехи, которые говорили по-русски: какие-то вещи они нам объясняли. 

– Как вам город Краков?

– Старинный, красивый город с богатой историей. Мне всё понравилось, это очень удобный город для туристов. 

Фото: ak-bars.ru

«В МХЛ игрой ребят часто управляют эмоции» 

– Как можете охарактеризовать этот сезон с «Ладьей»? Все ли получается у команды?

– Если брать в целом, то мы неплохо идем. Конечно, всегда хочется большего, но что имеем, то имеем. 

– В чем еще можно добавить?

– У нас молодые ребята, поэтому каждому нужно добавлять и работать. 

– Какие задачи у «Ладьи» в этом сезоне?

– У нас всегда одна задача – выигрывать каждый матч. Если брать что-то более глобальное, то нам хотелось бы выйти в Золотой дивизион. Другая наша цель – сделать так, чтобы игроки как можно быстрее дорастали до первой команды. Каждый человек, работающий в МХЛ, хотел бы, чтобы их хоккеисты переходили на следующую ступеньку в меньшие сроки.  

– Какой хоккей старается прививать тренерский штаб?

– Хотелось бы сказать современный, но это слишком обширный ответ. Каждому хочется как можно больше забивать и как можно меньше пропускать. Но это МХЛ, поэтому игрой ребят часто управляют эмоции. Я только приветствую, когда в атаке они что-то придумывают. Всё это затем переходит на взрослый уровень. 

– Сильно ли изменился хоккей с тех пор, когда вы играли в хоккей?

– Он поменялся. Нынешний хоккей стал очень быстрым и динамичным – тут ещё влияет тот факт, что площадки стали меньше. Всё происходит в движении, каких-то зацепов сейчас почти нет. Игра очень ускорилась. 

– В начале вашей карьеры в КХЛ были европейские площадки, когда вы завершали, то лига перешла на канадский вариант. Какой вам нравится больше?

– Мне всегда нравились канадские, потому что нужно меньше бегать. К тому же так хоккей получается более динамичным. 

Фото: hclada.ru

– Как активно поддерживаете связь с тренерским штабом «Лады»?

– Во время сезона тяжело поддерживать связь: у них – свой календарь, у нас – свой. Часто такое бывает, что мы играем дома, а они – на выезде. Так что далеко не всегда мы пересекаемся. Но, если есть возможность, то мы стараемся общаться друг с другом. Когда у нас что-то спрашивают по игрокам, то мы всегда даем рекомендации. 

– Первый сезон в МХЛ проводит Руслан Умеров – один из самых талантливых игроков системы «Лады». Насколько он влился в состав «Ладьи»?

– Он потихоньку вливается. Видно, что Руслан – старательный парень, который делает всё, чтобы выполнить установку тренерского штаба. Но переход из юношеского хоккея в молодежный – непростой процесс для каждого хоккеиста. Там ты играешь уже не с ровесниками, а с хоккеистами, которые могут быть старше тебя на четыре года. В плане «физики» может быть тяжеловато, но Руслан ко всему привыкает – думаю, что всё будет хорошо. 

– В системе «Лады» также играет Ярослав Буров – еще один топ-талант из Тольятти, который в следующем сезоне может зайти в МХЛ. Следите ли за ним и за другими топ-игроками системы?

– Конечно, мы следим и смотрим. Кого-то из ребят привлекаем к нашей команде, они тренируются вместе с нами. 

ДОСЬЕ «БИЗНЕС Online» 
Евгений БОДРОВ
Дата рождения: 8 января 1988 года
Место рождения: Тольятти
Карьера игрока: «Лада» (Тольятти) – 2005–2009; «Ак Барс» (Казань) – 2009–2014; «Атлант» (Мытищи) – 2014/15; «Спартак» (Москва) – 2015/16; «Салават Юлаев» (Уфа) – 2016/17; «Сибирь» (Новосибирск) – 2017/18; «Северсталь» – 2018–2020; «Лада» (Тольятти) – 2020–2023 
Достижения игрока: обладатель Континентального кубка (2006), бронзовый призёр чемпионата мира среди молодежи (2008), обладатель Кубка Гагарина (2010)
Тренерская карьера: «Ладья» (Тольятти) – 2024/25 (тренер); «Ладья» (Тольятти) – сентябрь-октябрь 2025 года (исполняющий обязанности главного тренера); «Ладья» (Тольятти) – с октября 2025 года (тренер).

Тимур Хуснутдинов
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
версия для печати
Оценка текста
+
19
-
читайте также
наверх