комментарии 0 в закладки

«Хочется за маленькие деньги максимальный результат, но мы реалисты». Ломако – о «Кузбассе» и не только

Назвал проблемой молодых игроков не алкоголь, а телефоны.

Исполнительный директор «Кузбасса» Сергей Ломако стал гостем подкаста основателя бренда MySiberia Славы Шуклина, где рассказал, как устроен профессиональный волейбол в России, чем уникален кемеровский клуб и какими способами в нём борются с вредными привычками молодых игроков. 

Автор «БО Спорт» посмотрел подкаст за вас и собрал самые интересные высказывания.

Сергей Ломако / фото (здесь и далее): kuzbass-volley.ru

«Когда у людей есть самолётики и машинки, им хочется сделать что-то большее»

Разговор Шуклина с Ломако был рассчитан на аудиторию, которая мало что знает о волейболе, поэтому менеджеру пришлось рассказывать много базовых вещей. Среди прочего зашёл разговор о спорте как о бизнесе.

«В России спорт – это больше социальный проект, а не бизнес. Спорт должен быть в жизни людей. Как раньше люди приходили смотреть на арену на гладиаторов, так сейчас приходят смотреть на профессиональных спортсменов. Многое зависит от финансов, которые вливаются в систему клуба. Можно построить и создать много чего интересного, если есть интерес спонсоров, региона. От этого очень многое зависит.

Если брать волейбол, то в основном всё финансируется государственными структурами. Есть «Газпром», РЖД, нефтяники. Их мотивация? Для каждой большой компании это социальный проект. По моему мнению, когда люди доходят до какого-то уровня и у них уже есть разные игрушки – самолётики, машинки – им хочется сделать что-то большее. Из-за этого может появляться интерес к спорту. Еще поддержка спорта может помочь в бизнесе, в политике. В бизнесе можно вырасти через какую-то протекцию, через знакомство. Это можно получить через спорт. «Кузбасс» – единственный частный клуб в российской суперлиге. С 2008 года он финансируется только из частных инвестиций», – отметил Ломако.

«Кузбасс» в 2019 году сенсационно стал чемпионом России, потом несколько лет держался в статусе топ-команды и доходил до полуфинала Лиги чемпионов в ковидном сезоне 2019/20. В текущем сезоне сибирская команда занимает 15-е место в чемпионате страны. Это связано в том числе с серьёзным сокращением бюджета, который произошёл в последние годы из-за череды различных событий.

Например, президент «Кузбасса» и экс-президент холдинга «СДС» – главного спонсора клуба – Михаил Федяев в марте 2025 года был приговорён к трем годам и шести месяцам лишения свободы условно по делу о взрыве в шахте «Листвяжная» в ноябре 2021 года. Собственник шахты семь месяцев провёл в СИЗО, а затем оставался под подпиской о невыезде, а всё его имущество было арестовано. 

Федяев расстался со многими активами, что, разумеется, отразилось на волейбольном клубе. В частности, «Кузбасс» в новых реалиях не потянул зарплату своего капитана Романа Пакшина, которого отдал в аренду в «Зенит» СПб.

В другие времена на помощь «Кузбассу» мог бы прийти регион, но он сейчас переживает непростые времена. Государственный долг Кемеровской области на 1 декабря составил рекордные 112,7 млрд рублей, сообщает сайт министерства финансов. Угольные компании региона работают в убыток и в большей степени именно они генерируют этот самый долг. На этом фоне выделение денег на профессиональный спорт не может быть в приоритете.

Финансы в российском волейболе не раскрываются, но по оценкам наших экспертов «Кузбасс» сейчас занимает только 12–13-е место в суперлиге по бюджету. Кемеровский клуб точно опережает только МГТУ, «Горький» и «Газпром-Югру». При этом «Горький» и «Газпром-Югра» сейчас находятся в зоне плей-офф с пятью победами. А у «Кузбасса» – всего две победы в 13 матчах. 

Ломако при комплектации состава сделал ставку на молодых доигровщиков, но пока никто из них не блещет. В игровом кризисе кубинский легионер Давид Фиэль, другие лидеры прошлого сезона тоже нестабильны. В подкасте менеджера спросили, как происходит формирование команды.

Слева направо: Давид Фиэль, Тимофей Тихонов, Александр Коченов

«Каждый клуб собирает состав в зависимости от своих финансовых возможностей. Есть задачи от спонсоров, которые нужно выполнить. Чем больше бюджет, тем выше хотят результат. У меня есть бюджет на год, из которого часть уходит на питание, перелёты, организацию. И есть определенная сумма денег, с которой нужно сформировать команду. Да, хочется за маленькую сумму сделать максимальный результат, но мы реалисты», – отметил Ломако.

К слову, перед началом сезона исполнительный директор кемеровского клуба заявил, что задача попадания в плей-офф – завышенная для «Кузбасса».

«Есть список агентов, с которыми я работаю уже много лет, есть своя насмотренность, есть статистика и видео. Информации очень много. Обычно агенты предоставляют мне списки доступных игроков, и я уже выбираю. Игрок может быть с одним тренером в стагнации, с другим – выстрелить. Может в одном клубе стагнировать, в другом – прогрессировать. Очень много факторов на это влияет. В частности, многое зависит от психологии. Поэтому с игроками очень много общения. Для их раскрытия требуется много усилий со стороны главного тренера, тренера по физподготовке», – сказал Ломако.

Сергей Троцкий

«Молодёжь залипает в телефонах – собираем их перед сном»

Менеджер рассказал и о своей карьере. В частности, отметил, что из 40 его ровесников из училища олимпийского резерва в Минске до профессионального волейбола добрались лишь трое. Ломако не назвал фамилий, но по описанию стало понятно, что один из них – нынешний главный тренер «Новы» Олег Миканович. По словам Сергея, он склонялся к тому, чтобы стать военным, но сестра привела его в волейбол: «Спорт – это маленькая жизнь. Через спорт мужчина становится мужчиной. В мужском коллективе нужно доказывать, преодолевать».

Ломако уже в 18 лет уехал за границу – поиграл в Хорватии, Турции, Израиле. За это время выучил сербско-хорватский и английский языки, что облегчило ему работу в качестве менеджера.

«В начале 2000-х я вернулся в Россию. Тогда в стране начался бум спорта, сильное развитие. Очень многие спортсмены вернулись из-за рубежа. Я закончил игровую карьеру в «Кузбассе», когда мне предложили стать менеджером. Это то, что мне нравилось, то, чем я хотел заниматься. Поэтому с удовольствием согласился. Я всегда мечтал стать чемпионом России. Но, видимо, неправильно сформулировал своё желание. В итоге стал чемпионом, но не как игрок, а как спортивный директор», – рассказал Ломако.

Как отметил 50-летний специалист, кто-то после завершения карьеры остаётся в спорте в другой роли, другие развиваются, учатся, начинают совершенно другую жизнь и находят себя в бизнесе, а некоторые поддаются зависимостям и совсем теряются. Ломако привёл в пример своего товарища Дмитрия Шестака, который сначала занимался производством досок садху, а теперь стал спортивным психологом


Несколько раз по ходу интервью Сергей вспоминал про итальянского диагонального Ивана Зайцева, который отыграл в кемеровской команде сезон 2020/21. «Игроки часто думают, что их работа только на площадке, забывая, что есть работа еще со спонсорами, с медиа. В этом плане прекрасный пример Ваня Зайцев, который очень профессионально относился к подобным вещам. На встречи со спонсорами или интервью шёл без вопросов», – отметил Ломако.

Также он рассказал, что Зайцев во время обеда или ужина откладывал телефон, а после, как истинный итальянец, любил посидеть, попить кофе и поболтать. По словам менеджера, сейчас игрокам не хватает живого общения. Поэтому в «Кузбассе» пытаются минимизировать пользование телефоном во время еды, а в молодежной команде их вообще запрещают.

«Нынешнее поколение молодых игроков более живое, более расслабленное. Они не напряжены и не зажаты, когда выходят на площадку, как мы в своё время. Но они пришли, отработали и ушли. Дополнительно не остаются, тяжело очень заставить, потому что у них есть телефончики, в которых они залипают. На выездах мы собираем телефоны перед сном, чтобы они ночью в них не залипали. Были такие моменты, когда они утром приходили с опухшими глазами, потому что всю ночь играли. Поэтому компьютеры на выезде тоже под запретом. Понятно, что дома мы всё это контролировать не можем», – сказал Ломако.

По его словам, употребление алкоголя в командах категорически запрещено, но такой проблемы сейчас нет, поскольку молодое поколение к этому не тянется. Сам менеджер признался, что не употребляет спиртные напитки уже много лет: «И не жалею об этом. Теперь у меня каждый день доброе утро».

Алмаз Хаиров
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
версия для печати
Оценка текста
+
59
-
читайте также
наверх