комментарии 3 в закладки

«Уверен, что обо мне будет хорошая память в истории «Локомотива». Куркаев – о бизнесе, кентах и претензиях к себе

Капитан новосибирцев сходил на подкаст к Черейскому.

Блокирующий новосибирского «Локомотива» Ильяс Куркаев стал гостем подкаста «Свой почерк», который ведёт его друг и коллега по амплуа из петербургского «Зенита» Денис Черейский. Ведущий охарактеризовал своего собеседника как человека, который «ассоциируется с мужеством, достоинством и мужскими качествами». Поэтому значительная часть разговора была посвящена тому, как формировался характер Ильяса в детстве и юности, а также тому, как он сейчас воспитывает своего семилетнего сына.

Также волейболисты обсудили проблемы молодого поколения игроков, жизненные принципы Куркаева, его бизнес и возможное будущее. Журналист «БО Спорт» посмотрел часовое интервью за вас и собрал самые интересные высказывания.

Ильяс Куркаев / фото (здесь и далее): lokovolley.com

«Есть мысли поехать поиграть за границу»

32-летний Куркаев выступает в системе «Локомотива» с 2012 года с перерывом на сезон аренды в «Енисей» (2016/17). Сейчас он как никогда близок к уходу из новосибирской команды.

«Мсть мысли поехать поиграть за границу, конкретно в японский чемпионат. Хочется новый опыт получить. Буду рад, если поеду. Если нет, значит, будем здесь в России газ держать. Где бы я ни играл, в сборной или на товарищеском турнире, я отнесусь по максимуму к этому. Если кто-то скажет, что я халтурю или не дорабатываю, это самое страшное будет для меня. Я такого себе не позволяю. Майка под сводами арены в Новосибирске? Если заслужил – повесят. Немного людей, которые так долго играли в команде. И титулы есть. Уверен, что и без майки обо мне будет хорошее впечатление, память в истории клуба», – считает нынешний капитан «Локомотива».

Подкаст записывался еще в декабре. По нашей информации японский вариант у Куркаева отпал и он останется в России, где не испытывает недостатка в предложениях от топ-клубов. Даже удивительно, что игрок такого калибра к концу января еще ни с кем не подписал контракт.

Напомним, что вместе с новосибирской командой он выиграл полный комплект медалей чемпионата России, а с национальной сборной стал серебряным призёром Олимпиады-2020, чемпионом Европы-2017 и победителем Лиги наций-2019.

«Я на старых достижениях фокус не держу. У меня по сей день много претензий к себе, недовольства. Хотя многие говорят: «Завязывай переживать. У тебя есть уровень, кайфуй, наслаждайся». Но я постоянно чем-то недоволен, а если еще игра неудачная, то вообще, конечно, беда. Хотя уже нужно понять, что постоянно планку тяжело держать. Всякие моменты бывают, в том числе по здоровью. Иногда просто не идёт. Нужно относиться где-то проще. Критиковать себя не всегда хорошо. Но есть задача каждый день держать газ в тренировках, везде. Это база, которая потом даёт дивиденды. Бывают, конечно, моменты. Кажется, всё, жопа, заканчивать пора. Но бросать всё потому, что сегодня что-то произошло – слабость. Мы сами себе это вызов кинули по жизни. Надо держать газ пока держится», – сказал Куркаев.

Черейский спросил у своего собеседника, что он думает об игре с травмами, через боль, заметив, что сейчас молодые игроки не готовы к этому, да и в целом идеология изменилась и волейболистов с детского возраста приучают: болит – лучше скажи. «Мы раньше просто съели пять таблеток обезболивающих, погнали играть. Мы привыкли терпеть, преодолевать себя, эту боль. Я знаю, что ты такой же, как и многие пацаны нашего поколения. А сейчас какая-то такая тенденция, что… ай-яй-яй болит!» – сказал 30-летний Черейский.

«Каждая болячка отличается. Есть проблемы, которые не первый год. Ты себя изучаешь, умеешь предотвращать проблему и с этим играть. Если можно потерпеть, и результат хуже не становится, то вопросов нет. Это, опять же, твой стержень, закалка. Но болевой порог у всех разный. Может, человек реально страдает? Нужно с головой подходить к травмам. Если дёрнул что-то и есть возможность за два-три дня тебя поправить, зачем терпеть? Ты наносишь вред себе и команде, усугубляя ситуацию», – сказал Куркаев.

«У нынешних молодых игроков нет стержня»

Черейский выразил мнение, что сейчас молодые ребята приходят в волейбол осознанно, понимая, что это принесёт им деньги, позволит выбиться в люди. Сам он даже не предполагал, что волейбол когда-то станет для него ремеслом.

«Сейчас ещё и многие родители делают ставку на своих детей. И большие ожидания приводят к тому, что они перегорают. Я смотрю сейчас на молодых. Их восхваляют в молодёжной лиге, они там топчики. Потом приходят в суперлигу, получают сопротивление и быстро руки опускают. У них нет такого стержня. Они приходят такие заряженные. Если не забил, значит, не так паснули. Если не подал, то, наверное, фитнес какой-то не такой был. Мы с Пламеном это обсуждали. С нами вообще так не базарили. В 2016 году если бы я что-то сказал тренеру – сразу пошёл бы вон из зала. Он тоже признаёт, что сейчас игроки другие. Сейчас такая история, что если жёстко надавишь – они сломаются. Но если ты находишься в сильном обществе, вряд ли сдашься. Тебя будут подталкивать, тебе будет стрёмно ныть. Общество – это сила. То, в каком ты находишься обществе, это определяющая история», – считает Ильяс.

Он отметил, что ему по ходу карьеры попадались строгие тренеры, которые знали толк как в жёсткой дисциплине, так и в серьёзной физической нагрузке – Андрей Петров, Сергей Шляпников, Андрей Воронков.

«Месяц в молодёжной сборной России у Сергея Константиновича запомнился мне на всю жизнь. Это, возможно, жёстко и не всем подходит. Но это сформировало дисциплину и внутренний стержень. Это перемалывает некоторых. Но если ты там слюни не пустил, выдержал, ты уже готовый продукт. Андрей Геннадьевич строгач был. Андрей Александрович он такой дядька шебутной, у него тоже были нагрузки. Все они дали что-то своё. Всё как-то гармонично было для моего темперамента. Дай Бог, чтобы у всех так было. Свои тренеры по характеру попадались, всё получалось и вы остались не поломанными психологически спортсменами. Большая часть успеха спорте – это менталка», – уверен Куркаев.

Он признался, что летом любит рыбачить, а во время сезона в свободное время предпочитает играть на компьютере в Counter-Strike, называя это «своего рода отдыхом». Ильяс анонсировал прямые эфиры видеоигр, которые будет вести вместе с другом Степаном. Также он выразил желание как-нибудь «по фану» прокомментировать какой-нибудь волейбольный матч.

«Знаешь, поорать, бездарем назвать кого-то из пацанов. Мы смотрели чемпионат мира, там комментатор так орал, такие эмоции выдавал! А у нас «мяч попал в поле – нет, кажется, не попал». Вот эта монотонность меня убивает. Нашему спорту не хватает эмоций. Поэтому смотрю UFC, хоккей, киберспорт», – признался Ильяс.

Помимо волейбола, Куркаев сейчас вместе с другом занимается бизнесом – их компания возит автомобили из-за границы – из Европы, Кореи и Китая. «Когда пошла эра параллельного импорта автомобилей, я подался в эту тему. Это история, на которой можно заработать. Конечно, всё не совсем просто – постоянно меняются законы», – отметил игрок «Локо».

«Хочу вырастить из сына своего друга, братишку»

Про детство и юность у Ильяса получился большой монолог, который мы приводим с сокращениями. Он рос в городе Бийск Алтайского края. А конкретно в рабочем посёлке Сорокино.

«После развода родителей, мы поехали в посёлок Сорокино. Там у мамы жила родная сестра. Понятно, что у мамы тогда был сложный период жизни, она искала себя. Остаться одной с ребёнком, в принципе, нелегко. Плюс новое место, новые люди. Меня воспитывали мама, тётя и брат двоюродный, царство ему небесное. Он погиб на СВО. У него отец рано умер от онкологии и он тоже рос с мамой. Но он уже был взрослый, был главным в семье. Я смотрел на него, что-то перенимал. Но не всё, потому что у него был такой темперамент разбойника. Мы не были паиньками, но были нормально воспитаны, уважали взрослых.

Она пыталась сделать меня достойным человеком. Своим характером – твёрдым, настойчивым. Когда было нужно, она могла быть суровой. Из-за этого старания, так скажем, материнского я понимал, что не могу подвести. Когда я даже в первый раз уехал из дома, было много соблазнов, попробовать интересные какие-то похождения. Но у меня сразу в голове всплывало: а что если меня из-за этой херни отправят домой? Это не вариант. Поэтому фокусировался на том, зачем приехал. Соблазны уходили на задний фон, чтобы реально не обосраться перед человеком, который сделал для меня всё.

Знаю, что мамам, особенно одиноким, тяжело отпускать своих сыновей. Маме, конечно, тяжело было, но она виду не подавала. Конечно, скучала. Я уехал из дома в Барнаул в 15 лет. А там тусовки, алкоголь, сигареты. Мы, понятно, не святые, тоже пробовали и выпивать, и курить, но я знал, что это не моё. Благодарен маме за воспитание.

Поехал в Барнаул больше из-за образования – там обещали университет. Пробиться в университет на бюджет я бы не смог и после девятого класса уже должен был идти в колледж. Мне начали рассказывать, что в 200 км «Локомотив», там играют Бутько, Бирюков, Дивиш. Кто такие вообще? Потом зашёл на сайт, посмотрел, люди в Лиге чемпионов играют. В этом плане я вообще не загадывал ничего, всё шло поэтапно. Иногда кажется, что слишком легко. Есть какой-то эффект, знаешь, самозванца такой, будто мы всё это не заслужил. Потом пришло приглашение из Новосибирска – сначала отказались. Потом мама поняла, что там уровень лучше и мы уже сами поехали туда», – рассказал Ильяс.


Сейчас он воспитывает 7-летнего сына Луку. Куркаев признался, что развёлся с бывшей супругой Натальей, поэтому у него не получает проводить с сыном всё свободной время.

«Мои дни – это когда я нахожусь в городе, у меня есть выходной, либо одна тренировка. Ей, конечно, огромное благодарность, что она понимает, какая у меня работа. Мы постоянно куда-то летим, тренируемся.

Моё взаимоотношение с Лукой изначально было построено на том, что я хочу в нём вырастить своего друга, братишку такого, чтобы у него было ко мне полное доверие. Мне кажется, только там у нас всё может быть хорошо. Я вижу в нём не ребёнка, а личность. Как бы он криво себя ни повёл, мы всегда найдём выход из ситуации, он сможет поделиться с этим, прожить свою ошибку со мной. Самое главное, чтобы он мог выражать свои эмоции, чувства. Говорить со мной о каких-то там моментах, которые его беспокоят. И была честность и откровенность. Потому что никого ближе родителей пока нет. Потом уже друзья будут ближе, чем родители. Это нормально.

Я без пацанов, без кентов вообще не могу. Они меня как-то наполняют энергией. Ты чувствуешь себя мужчиной. В команде всё равно одни и те же лица постоянно. Не секрет, что мы в командах имеем два-три человека приближенных. С кем мы можем часто общаться, потому что мы сошлись темпераментом и все остальное. А остальные – это товарищи по работе. Без них я переживу свой выходной день, два, три, месяц. У меня немного друзей. Благо, жизнь преподносит достойных ребят. Например, раньше мы вообще не были знакомы, а теперь в моей жизни появился еще один хороший человек. Без кентов, короче, жизнь не та», – сказал Куркаев.


В конце разговора Черейский попросил у олимпийского призёра дать совет тем, кто хочет добиться больших высот в спорте.

«Я желаю молодым ребятам не строить иллюзий и не ставить сразу высокие планки себе. Нужно идти ша за шагом. И слушать себя, свои желания, чтобы в 25 лет не сказать себе, что ты зря тратил время на спорт только потому, что все говорили, что ты должен стать спортсменом. Это должен быть ваш выбор. И тогда всё будет по кайфу – всё будет достигнуто и выиграно», – сказал Ильяс.

Алмаз Хаиров
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
версия для печати
Оценка текста
+
33
-
читайте также
наверх