комментарии 1 в закладки

Говорим "КАМАЗ", подразумеваем сборную России

erid:

Сегодня, 8 сентября, до старта летних студенческих Игр-2013 остается ровно триста дней. Между тем, были времена, когда футболисты Татарстана, выступавшие за челнинский «КАМАЗ», на двух Универсиадах подряд защищали честь России. И в 1993 году стали пятыми, а в 1995 году — третьими призерами студенческих Олимпиад. По просьбе «БИЗНЕС Online» о тех событиях вспоминает экс-капитан челнинского «КАМАЗа» Павел Прыгунов.

СТУДЕНТ-НАПАДАЮЩИЙ РУСЛАН НИГМАТУЛЛИН

— Павел, чем запомнилась Универсиада?

— Полный стадион зрителей на нашем матче с японцами. Причем, в основном, это была детвора. Прямо с семи утра их начали собирать, строить, и так все вместе рядами они отправились на стадион. Почему с утра? Потому что во время соревнований было очень жарко, и матчи назначали на как можно ранние сроки.

— У нас, помнится, 11 лет назад был товарищеский матч по мини-футболу, где нападение одной команд составили я и Руслан Нигматуллин. Нигма, как называли нашего легендарного земляка, смотрелся на месте форварда в том матче очень органично.

— Да, Нигматуллин на той Универсиаде выходил на поле в качестве нападающего. Я могу сказать, что и в профессиональном футболе из Руслана мог бы вырасти очень неплохой форвард. Во всяком случае, даже в сборной России появлялись в нападении люди, которых иначе, как «деревянными», не называли. А Руслан был очень пластичен, легок, прыгуч, отлично чувствовал ситуацию. Подчас на наших тренировках он выходил на месте нападающего, и никто со стороны не смог бы догадаться, что основное амплуа этого игрока — вратарское.

— Павел, выступая за «КАМАЗ», ты доигрался до звания капитана команды, проведя за неевосемь лет. Тогда, на правах старожила и капитана, объясни, почему между Казанью и Челнами сложилась такая ярко выраженная футбольная вражда?

— То есть?

— К примеру, случай из жизни. Когда в 1999 году «Рубин» играл стартовый матч чемпионата России в Набережных Челнах с «Амкаром» по первой лиге, болельщики «КАМАЗа» начали с того, что объединились на трибунах с болельщиками из Перми и скандировали — «Амкар» — Чаллы!", а закончили тем, что закидали автобус болельщиков «Рубина» камнями. Сам был свидетелем, находясь в том автобусе, а тогдашнему капитану «Рубина» Сергею Харламову рассекли бровь.

— Да-да, я слышал о том случае. Сейчас вот вспоминаю, почему нас-то, камазовцев, в Челнах не было? А-а, мы же на выезде тогда были, вот и отдали стадион «Гренада» под домашний матч «Рубина», потому, что Центральный стадион в Казани тогда был на реконструкции. И про рассечение Сереги Харламова слышал, он же тогда не играл, будучи травмированным, да? Но, как прокомментировать этот дикий случай? Теми горе-болельщиками, которые кидались камнями, двигала обида за то, что в свое время республиканские власти не поддержали «КАМАЗ», переживавший проблемы с деньгами из-за пожара на заводе двигателей, а сделали ставку на «Рубин». В результате, вскоре команды поменялись местами — «КАМАЗ» упал вниз, «Рубин» взлетел вверх. Но за себя хочу сказать, что никаких нареканий со стороны настоящих челнинских болельщиков, мы, казанцы, не слышали. А ведь кроме меня в Челнах играли Руслан Нигматуллин, Евгений Варламов, Алексей Дудин. Надо было только полностью выкладываться на поле, чтобы тебя начали поддерживать. А горе-болельщики везде есть, только сейчас не камнями кидаются, а бананами.


«КАМАЗ» ТОГДА В ЕВРОПЕ «ПОШУМЕЛ»


— Тогда вопрос вдогонку. Почему перечисленные тобой воспитанники казанского футбола играли во славу других городов, а в команде родного города никто, за редким исключением, не сыграл?

— Так сложилось. Мы переехали в Челны практически одновременно, когда развиваться в Казани не было никакой возможности. Тогда мы уехали, кто-то поехал в Нижнекамск. В итоге из Нижнекамска потом люди вернулись в Казань. Айрат Ахметгалиев, Ильдар Гарифуллин, Айрат Гайнуллин и все тот же Сергей Харламов вернулись в Казань, поиграли за «Рубин», оставили свой след в становлении «Рубина», как лидера вначале второй, а потом и первой лиги. Я же в это время осел в Челнах, проведя там восемь лет, став капитаном команды. Уехать оттуда мне довелось только в конце карьеры, когда поиграл в командах второй лиги из Оренбурга и Урени. Считаю, что карьера, пусть и не в родном городе, но в команде родной республики, удалась. «Бронза» на Универсиаде, полуфинал Кубка Интертото в 1996 году.

— Тогда «КАМАЗ» «пошумел…»

— Да уж, мало кто от нас ожидал столь успешного выступления. Мы поначалу обыграли клубы из Польши, Болгарии, Чехии, Германии, что совершенно никто не ожидал. Обыграли «Мюнхен 1860», который котировался куда выше нас. И только в полуфинале уступили французскому «Генгаму», который после этого обыграл волгоградский «Ротор». Вот встречу с «Мюнхеном 1860» могу вспомнить, как сейчас. Я впервые вышел в основе на международный матч, тем более, в Германии. Там переполненный, пусть и не очень большой — тысяч на 50, стадион просто гудел.


МОЙ ОППОНЕНТ СТАЛ ЧЕМПИОНОМ МИРА


— Тот, на котором «Бавария» играет?

— Нет, у второй команды Мюнхена свой, чисто футбольный стадион, с нависающими, как в амфитеатре, трибунами. После победы в нашем противостоянии оставался лишь один шаг до выхода в Кубок УЕФА. Болели немцы неистово. Но мы их обыграли в гостях — 1:0, и прошли дальше. Был шанс и «Генгам», четвертую на тот момент команду Франции, пройти. Дома мы их обыграли — 2:0, в гостях первый тайм завершили вничью. Пропустили в начале второго, а счет они сравняли в концовке того матча. И в добавочное время нас дожали. Кстати, Венсан Кандела, против которого я по большей части действовал на поле в том матче, в 1998 году стал чемпионом мира.

— Он стал чемпионом мира. А два твоих партнера по команде выросли до ведущих игроков сборной России. Были у тебя ощущения, что два твоих, чуть более старших партнера — Нигматуллин и Евгений Варламов так вырастут? Что Варламов станет капитаном, а Нигматуллин соберет в 2001 году все титулы — лучшего вратаря, футболиста и спортсмена России.

— Были. И у любого человека были бы такие же ощущения, кто бы посмотрел, как, к примеру, пашет на тренировках Варламов. Который и основное занятие отрабатывал на все сто, а потом еще дополнительно оставался что-либо отрабатывать. У Руслана изначально потенциал был огромным, важно было только его реализовать. И еще что скажу. Ребята не разменивались в начале своей карьеры на что-то не футбольное, говорю это с уверенностью, потому что мы в Челнах жили некоторое время в одном общежитии, правда, на разных этажах. Чужой, хоть и соседний, город, мы, как футболисты, в нем на особом счету, можно было удариться во все тяжкие. Но ничего такого про них сказать не могу. Плюс еще очень хорошие человеческие качества и того, и другого, тоже, мне кажется, помогли им в карьере.

Справка

В 1993 году турнир Универсиады проходил в Америке, которая через год принимала чемпионат мира по футболу. От России на соревнования ездил челнинский «КАМАЗ», на тот момент команды высшей лиги чемпионата России. Челнинцы заняли в итоге шестое место.

Успехи сборной России ограничиваются лишь одной бронзовой медалью, завоеванной в 1995 году в японском городе Фукуока. Что отрадно, костяк той сборной полностью составляли игроки челнинского «КАМАЗа». Единственным «легионером» той команды был Айрат Ахметгалиев, представляющий «Нефтехимик» из Нижнекамска. Заявка сборной России по футболу на Универсиаду. Вратари: Платон Захарчук, Сергей Ведутов. Защитники:­ Евгений Варламов, Евгений Ефремов, Владимир Клонцак, Александр Горбачев, Дмитрий Буталий, Андрей Алексаненков. Полузащитн­ики: Владимир Шутов, Павел Прыгунов, Владислав Зубков Роберт Евдокимов, Андрей Завьялов, Айрат Ахметгалиев. Нападающие: Евгений Дурнев, Андрей Князев, Арнольд Слабодич, Олег Капустников. Главный тренер: Валерий Четверик.

Соперниками сборной России по групповому этапу стали сборные Южной Кореи, США и Нигерии. 22 августа 1995 года. Фукуока, стадион «Касуга Парк», 850 зрителей. США — Россия — 0:2. 24 августа 1995 года. Фукуока, стадион «Касуга Парк», 5700 зрителей. Россия — Нигерия — 3:0. 26 августа 1995 года. Фукуока, стадион «Касуга Парк», 4200 зрителей. Южная Корея — Россия — 0:0. Четвертьфинал. 28 августа 1995 года. Фукуока, стадион «Касуга Парк», 1200 зрителей. Россия — Иран — 3:1. Полуфинал. 30 августа 1995 года. Фукуока, стадион «Хакатаномори», 11 300 зрителей. Япония — Россия 1:0. Игра за третье место. 2 сентября 1995 года. Фукуока, стадион «Хакатаномори», 14 000 зрителей. Россия — Украина — 3:1. Чемпионом Универсиады стала сборная Японии.


Джаудат Абдуллин
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
версия для печати
Оценка текста
+
0
-
читайте также
наверх