комментарии 2 в закладки

Ильгизар Мардеев: «На бивуаке запчасти у меня «стреляли» даже соперники»

Сразу пять представителей команды «КАМАЗ-Мастер» получили в начале февраля из рук президента Р Т Рустама Минниханова государственные награды Республики Татарстан. Среди них были Ильгизар и Айрат Мардеевы — отец и сын, одни из героев последнего «Дакара». Вчера Ильгизар Мардеев объявил о завершении спортивной карьеры. Он начинал свой путь на КАМАЗе в далеком 1975 году с простого фрезеровщика, а в последнее десятилетие был незаменимым рулевым «боевой технички». В интервью корреспонденту «БИЗНЕС Online» участник не одного десятка «Дакаров» рассказал о том, как проходил последний из них, ставший триумфальным для челнинской команды.


«К ТРЕТЬЕМУ ЭТАПУ МЫ ОТДАЛИ ДЕ РОЮ ПОЛТОРА ЧАСА, СТОЯ С РЕБЯТАМИ, ПОМОГАЯ»


— Ильгизар Азатович, вас считают «серым кардиналом» «Дакара». У вас самая важная роль в команде, но еще до старта вы знаете, что подиум и медали не для вас. Каково это?

— Мы работаем командой. Для нас важен, прежде всего, командный результат. Это подчеркнул на чествовании и президент Татарстана Рустам Минниханов. Все соперники очень сильны, но они сильны каждый сам за себя. Хотя они и стараются быть командой, но становятся командой только, уже потеряв позиции. Та же команда Iveco лишь на последних этапах начала работать на одного гонщика — Жерара де Роя, чтобы вытащить его машину. Но в начале каждый работал сам на себя. Мы же с самого начала работали вместе. Есть тактика команды, согласно которой мы ведем нашу машину. Нашему экипажу доверено замыкание, поддержка всех экипажей. В этом году было особенно сложно, так как уже с первого этапа начали терять время. К третьему этапу мы отдали полтора часа де Рою, стоя с ребятами, помогая.

— В чем там проблемы были на втором этапе?

— Разные. В основном технические проблемы. Пришлось помогать ребятам. Но, тем не менее, мы все работали на результат, все это понимали, поэтому обид никаких не может быть. Достигнутый результат в итоге все окупает.

— На этом «Дакаре» был этап с невероятно крутым спуском. По крайней мере, так казалось на карте. Как вам с таким тяжелым автомобилем ехалось под гору?

— Спуск очень крутой, но спускаешься не на тормозах. Машина катится, но если нажмешь на тормоз, то вместе с песком пойдешь вниз, как в снежной лавине. То есть ты должен идти в темпе. Колеса должны вращаться всегда, а не идти юзом.

— Но такие этапы все равно легче крутых подъемов?

— Я бы не сказал. Везде должна быть своя техника вождения. Есть огромные валуны, в которые можно просто прийти и встать. И потом этот валун будешь откапывать.

— Были проблемы с погодой на 11-м этапе…

— Был сильный дождь. Мы жалеем о том, что этап отменили. Потому что мы этот этап ездим в разных конфигурациях ежегодно, и он всегда в той или иной степени складывался для КАМАЗов удачно. И в этот раз мы могли еще что-то отыграть на нем. В момент, когда его прервали, наши ребята находились в лидирующей группе. Потом эти результаты аннулировали. Получилось, что опережение чеха Мартина Коломы оказалось в итоге небольшим, хотя было минут 20−30.


«СОПЕРНИЧЕСТВО МАРДЕЕВА С КАРГИНОВЫМ БЫЛО НА ВТОРОМ ПЛАНЕ»


— На предпоследнем спецучастке Айрат Мареев сел на дюну. Его вытаскивал Эдуард Николаев, не дожидаясь вас. Переживали за сына?

— Да, они стартовали минут на 20 раньше, чем я. Соответственно я не успел подъехать, они уже выдернули его. Но я узнал об этом только на финише, у нас нет раций. На финише, я, конечно, переживал. Но просто ходить, повесив нос, неправильно. Мы с ребятами, с Владимиром Чагиным каждый день обсуждали итоги этапа, отдельные эпизоды, произошедшие на трассе. Я, как человек, который проехал этап, говорил свою позицию. Володя просто делился опытом. Находили пути решения ошибок, чтобы потом не повторить их.


— В целом как оцените выступление Мардеева-младшего?

— Я так думаю, что на «Дакаре» доехать уже считается победой, а быть на подиуме — это предел мечтаний. У него была установка удержать место в тройке. Повторюсь, это командный успех.

— Команда командой, но соперничество с Каргиновым наверняка было.

— Оно было на втором плане. Нужно было удержать три первых места. Это было сложно, ведь поначалу никто всерьез и не ставил на ребят. А потом соперники увидели, что происходит, кинулись догонять, но наши ребята вцепились.

— Президент Татарстана Рустам Минниханов на чествовании сказал, что вы грамотно воспользовались ошибками конкурентов. А если бы де Рой не потерял тот час времени…

— А если бы мы не потеряли? Вы посчитайте: Андрей Каргинов на втором этапе отдает полтора часа. Если бы он их не потерял, где бы он был? Он был бы далеко впереди. «Если» здесь не существует! Теряли все. Главное не потерять больше, чем соперники.


«ЭДИК РИСКОВАЛ СВОИМ ЛИДЕРСТВОМ, ВЫТАСКИВАЯ АЙРАТА»


— Что представляет собой командная тактика на «Дакаре»?

— У всех разная. Работать на лидера означает, что все остальные ему помогают. Никто его не объедет, если он встал. У команды де Роя есть машина, которая едет за лидером. Она в любой ситуации встает рядом с лидером. В нашей команде этого нет. В той же ситуации, когда Айрат встал, ему помог не сзади идущий, а помог лидер Эдик Николаев — он дернул Айрата с дюны и дальше поехал.

— То есть, Николаев рисковал своим лидерством, ведь время ему не возвращали?

— Да. За это — время не возвращается. Время возвращают только, когда есть угроза здоровью участника. Например, если машина перевернулась, есть опасность. Если я помогу и поставлю его на колеса, мне это время вернут. Есть масса приборов, которые фиксируют это. Хотя, если вы помните, были спорные моменты у того же Эдика Николаева на одной из гонок, когда он помогал джипу. Но помочь со спущенным колесом не получалось, поэтому он сначала поменял колесо, чтоб потом перевернутый джип поставить на колеса.

— Сдерживание соперников имеет место?

— Мешать соперникам нельзя.

— Включать на полную катушку фары и нервировать соперника, сидя на хвосте?

— Ну, может быть, это где-то как-то происходит. Все мы люди. Но соперничество должно быть честным. Оно подразумевает только честную борьбу — помощь на трассе могут оказывать только те, кто находится на трассе. Внешняя помощь исключена.


«В НАШЕЙ МАШИНЕ ЛЕЖАТ КОЛЕСА, РЕДУКТОРА — ВСЕ ВПЛОТЬ ДО ТОРМОЗНОГО БАРАБАНА»


— Артур Ардавичюс, выступающий за Казахстан на «КАМАЗе», не смог доехать до финиша. Вы видели, что там произошло?

— Да, видел. Артур ехал на электронном двигателе Cummins. У него возникли проблемы с мотором, где мы не смогли ничего сделать и оставили его. Мы сейчас пробуем все эти моторы, так как настает время, когда надо будет обновляться. Все соперники обновились, перешли на электронные двигатели. У нас пока стоят ярославские моторы, Тутаевского завода. Они неэлектронные.

— То есть Cummins подвел?

— В прошлом году нас подвели ярославские моторы, когда мы две машины потеряли из-за моторов. Но это не только наша беда. Это беда всех команд.

— Есть ли смысл переходить на электронные моторы, если они менее надежны?

— Нельзя стоять на месте. Электронику нужно довести. Соперники в этом году показали, что электронные моторы на самом деле лучше наших. В этом году мы видели реальный прогресс конкурентов, которого они добились в области моторов. Они очень сильно ехали.

— Вы, как «боевая техничка», должны всегда ехать в конце? Опережать товарищей по команде нельзя?

— Да. Бывают ситуации, когда я проезжаю этап быстрее других, и на следующем этапе должен стартовать раньше других. Я стартую и встаю, жду других. Это командное решение.

— Есть желание взять и выступить на результат?

— На «Дакаре-2007» я ехал на результат и стал серебряным призером. Это было только один год. Все остальные годы я неизменная «техничка». Но мой «КАМАЗ» только называется «боевая техничка», а на самом деле он тоже гоночный. Он отличается только весом — где-то на тонну-полторы тяжелее.

— Какие запчасти лежат у вас в машине, и как вы этот набор определяете?

— Там лежат колеса, редуктора — все вплоть до тормозного барабана. Определенный набор, который сложился уже годами. Обычно берем те запчасти, которые влияют на жизнеспособность автомобиля, то есть то, без чего автомобиль не тронется.

— Бывает такое, что соперники что-то «стреляют» у вас?

— На бивуаке бывает «стреляют». Взаимовыручка между соперниками есть. Неинтересно, когда ты один едешь, а все остальные сойдут. Повторюсь, побеждать надо честно.

Справка

Мардеев Ильгизар Азатович родился 4 июля 1958 года. Заслуженный мастер спорта России. На КАМАЗе с 1975 года. С 1986 года в научно-техническом центре КАМАЗа. С 1992 года постоянный участник международных ралли-марафонов в качестве водителя машин технической поддержки. С 2002 года — пилот. Серебряный призер «Дакара-2007». Награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (1996), медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени (2005), орденом Дружбы (2010), медалью «За доблестный труд» (2011). Почетный гражданин города Набережные Челны (2005).Начальник производства некоммерческого партнерства «КАМАЗ-Автоспорт». Старший сын Айрат Мардеев — пилот команды «КАМАЗ-мастер», серебряный призер «Дакара-2013».

Марат Вагизов
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
версия для печати
Оценка текста
+
0
-
читайте также
наверх