комментарии 178 в закладки

    17 фактических ошибок в фильме "Легенда №17"

    Неожиданно прямо посередине жаркого российского лета вновь начались споры относительно триумфально прошедшего некоторое время назад на экранах отечественных кинотеатров фильма «Легенда № 17», посвящённого великому советскому хоккеисту Валерию Харламову. Вот и известный комментатор Василий Уткин сегодня назвал картину «скотством». Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» решила напомнить читателям наш материал, посвящённый ошибкам и откровенным ляпам в фильме, ставшим настоящим хитом, судя по кассовым сборам.

    Вместо эпиграфа:

    — А вы на «Студебеккере»?- Можете считать нашу машину «Студебеккером», — сказал Остап злобно, — но до сих пор она называлась «Лорен-Дитрих». Вы удовлетворены? Но шофер-любитель удовлетворен не был.- Позвольте, — воскликнул он с юношеской назойливо­стью, — но ведь в пробеге нет никаких «Лорен-Дитрихов». Я читал в газете, что идут два «Паккарда», два «Фиата» и один «Студебеккер».- Идите к чертовой матери со своим «Студебеккером»! — заорал Остап. — Кто такой Студебеккер? Это ваш родственник Студебеккер? Папа ваш Студебеккер? Чего вы прилипли к человеку?! Русским языком ему говорят, что «Студебеккер» в последний момент заменен «Лорен-Дитрихом», а он морочит голову. «Студебеккер»! «Студебеккер»!Юношу уже давно оттеснили распорядители, а Остап долго еще взмахивал руками и бормотал: — Знатоки! Убивать надо таких знатоков! «Студебеккера» ему подавай!


    «ПОЛНЫЙ АНШЛАГ»

    Страны бывшего СССР практически три месяца, как наслаждаются просмотром кинохита текущего года «Легенда № 17». Фильм уже заработал в прокате $ 27,45 млн., установив рекорд по сборам в России и завоевав «Приз зрительских симпатий на „Кинотавре“. Его уже посмотрели игроки юниорской сборной России в Сочи, а главным критиком картины выступил Владимир Путин, отметивший, что „Легенда № 17“ — хорошее кино, которое непременно найдёт своего зрителя и среди любителей спорта, и среди тех, кто гордится достижениями нашей страны». И только после этого всего фильм посмотрел ваш покорный слуга, которому для осуществления этой цели пришлось заболеть ангиной. И ужаснулся! Потом прочитал огромное количество восторженных высказываний зрителей и с десяток критических рецензий, посвященных тому, что в фильме о реальном человеке, рассказывающем о реальных событиях, извратили практически все. Прочитал еще с несколько десятков разгневанных комментариев восторженных зрителей по поводу критических статей. И пересмотрел фильм второй раз, после чего самостоятельно насчитал 17 искажений из реальной жизни Валерия Харламова. Половину из них те же самые критики либо упустили, либо уже устали фиксировать, а потому и не живописали в своих рецензиях. Но у меня-то ни разу не рецензия, у меня-то работа над ошибками всей кинобригады, которая ради хорошего, в итоге фильма, перевернула события жизни Валерия Борисовича и окружающих его людей с ног на голову.

    «10 апреля при полном аншлаге прошла гала-премьера в кинотеатре „Октябрь“». Это цитата из статьи в Википедии, которая посвящена фильму. ПОЛНЫЙ АНШЛАГ — выделено мной. И что же они увидели?


    РОССИЯ — РОДИНА СЛОНОВ (из анекдотов).

    1. Как Валерий Харламов с партнерами по команде «Звезда» из Чебаркули громит «Сибирь» со счетом — 9:0.

    На самом деле 22 октября 1967 года Харламов дебютировал в составе ЦСКА в Новосибирске в матче с «Сибирью». Армейцы легко выиграли 9:0. Валерий отличиться не смог.

    Адвокаты всех фантазий фильма настаивают на том, что он художественный, а потому и имеет право на вымысел. Почему же пострадала безвинная «Сибирь»? Потерпеть разгромное поражение от ЦСКА — 0:9, как это и было на самом деле, не зазорно, армейцы в советские времена представляли из себя основу сборной страны. Но «Звезда» из Чебаркули стояла на несколько ступенек ниже, чем «Сибирь». И вымышленный разгром ею, увековеченный в фильме, позор для новосибирских болел. И почему именно этот матч, в котором реальный Харламов не забил ни одной шайбы, был выбран авторами фильма для описания?

    2. В Чебаркуль Харламова «ссылает» главный тренер ЦСКА Анатолий Тарасов, якобы, не взяв его в Японию.

    На самом деле в ноябре 1967 года Харламов был отправлен во вторую лигу, в местную «Звезду». Обычная практика аренды молодого хоккеиста в подведомственном («Звезда» была армейской командой) клубе.

    3. В Чебаркуль Харламов едет с другом Александром Гуськовым.

    На самом деле Гусевым — хоккеистом сборной СССР и ЦСКА. Здесь просто непонятно, почему все партнеры по сборной и ЦСКА указаны под своими фамилиями — Петров, Михайлов, Рагулин, Зимин, а Александр Гусев, с которым Харламов начинал свою хоккейную карьеру в ЦСКА, продолжил в Чебаркули, а потом возобновил в ЦСКА, проходит в фильме, как Гуськов. «Как Гуськов? Опять Гуськов? Почему Гуськов?» — возмутилась бы героиня Светланы Немоляевой из киношедевра (в отличие от «Легенды № 17), «Гараж».

    4. По возвращению в ЦСКА, Харламова «расстреливают» в воротах партнеры по команде, по приказу того же Тарасова, который посылает Харламова на место вратаря по имени Слава.

    На самом деле вратарей ЦСКА в сезоне 1967 года звали Виктор Толмачев и Николай Толстиков. В следующем сезоне ворота защищали Александр Пашков и Толмачев. И кто из них Слава?

    5. На предсезонной тренировке Тарасов хвалит двух игроков ЦСКА Смирнова и Подберецкого.

    На самом деле не было в ЦСКА игроков с такими фамилиями. Подберецкого никогда в жизни не было, а Смирновы случались, но не в то время.

    6. Сюжет матча со «Спартаком», в котором Харламов на последней секунде матча забросил победную шайбу, высосан из пальца.

    На самом деле в чемпионате СССР по хоккею сезона 1967/68 ЦСКА сыграл со «Спартаком» следующим образом — 1:3, 2:2, 3:1, 7:4.

    Владимир Владимирович (имеется в виду Путин) любителям спорта, которые нашлись бы среди зрителей, не обязательно врать, чтобы они приходили в кинотеатры. Хотя, ваше мнение, конечно же, авторитетно. Еще бы вы совместили просмотр фильма с сообщением о разводе с Людмилой Александровной, представляете, какой бы ажиотаж это вызвало?!


    КРОКОДИЛЫ ЛЕТАЮТ, НО ОЧЕНЬ НИЗЕНЬКО (из армейского юмора)

    7. Эпизод фильма, в котором хоккеисты на Олимпиаде в Саппоро катаются вокруг Тарасова, который призывает резко останавливаться армейцев, спартаковцев, динамовцев, игроков «Крыльев Советов».

    На самом деле на Олимпиаде в Саппоро-1972 не было ни одного представителя «Крыльев Советов». Зато главным тренером был динамовец Аркадий Чернышев, тогда, как Анатолий Тарасов исполнял роль второго тренера. Кто-то верит в то, что второй наставник мог бы устраивать выволочку игрокам сборной, а главный тренер «курил бы бамбук» в сторонке? Кстати, Чернышев в этом фильме не фигурирует никак. Перефразируя Бендера: — «Кто такой Чернышев? Это ваш родственник Чернышев? Папа ваш Чернышев?»

    8. — «Я не знаю для чего эта игра? И кто ее придумал?» Это слова Анатолия Тарасова в исполнении Олега Меньшикова, касающиеся товарищеского матча сборных СССР и «Спартака» перед Суперсерией 1972 года. В фильме матч завершился скандальным уходом с площадки хоккеистов сборной, из-за несправедливого судейства.

    На самом деле, не было никакого товарищеского матча сборной СССР и «Спартака», после которого Тарасов уводил бы свою команду со льда. Произошло это во время календарного матча чемпионата страны 11 мая 1969 года, когда арбитр не засчитал шайбу, заброшенную армейцами в ворота спартаковцев.

    9. По сюжету фильма Тарасова сняли со сборной за этот матч.

    Одна ложь порождает другую, нагромождаясь на нее. На самом деле, с Тарасова сняли звание заслуженного тренера СССР, которое потом вернули. Со сборной Анатолия Владимировича сняли весной 1972 года после очередной победы сборной СССР на Олимпиаде. После чего сборную возглавил Всеволод Бобров, который и выступал одним из инициаторов встреч со звездами НХЛ. Весной 1972 года во время чемпионата мира в Чехословакии были обговорены все условия предстоящей серии.

    10. Персонаж Валентина Смирнитского произносит фразу о том, что Брежнев болеет за «Спартак».

    На самом деле, такое даже диссиденты не могли представить в самых страшных своих снах. Всем, кто жил в то время, а я подозреваю, что режиссер и сценаристы жили, было прекрасно известно, что Брежнев был ярым ФАНАТОМ ЦСКА.

    Аркадий Ратнер, трудившийся больше 40 лет в спортивной редакции Центрального телевидения: — Леонид Ильич был отчаянным хоккейным болельщиком, фанатично поддерживал ЦСКА. Посещал многие матчи. Он мог позвонить Лапину (руководителю советского телевидения, — авт.) и сказать: «Сегодня поехать на стадион не могу, но хочу посмотреть хоккей по телевизору».

    Между прочим, просматривая многочисленные материалы, посвященные «№ 17», я прочитал интервью одной журналистки с Татьяной Тарасовой. Так вот, задавая вопрос Татьяне Анатольевне она начинает с утверждения, — «Известно, что Брежнев был болельщиком «Спартака». Нормально, да?! Бредятина из фильма потихоньку перерастает в факт, благодаря неосведомленным «акулам пера». Леонид Ильич, прости ее, ибо не ведает она, а бредит.

    Кстати, в советские времена в ходу был анекдот о том, что маршал Жуков обращался к полковнику Брежневу за советами по поводу военных действий. Настолько бессовестными были «былинники речистые» тех лет, кинодеятели, писатели, певцы… Вам не кажется, что несметные полчища Михалковых и Бондарчуков повели нас по второму кругу, а Владимир Владимирович? И неужели именно это и необходимо для «тех, кто гордится достижениями нашей страны».


    «ВЫ НЕ В ЦЕРКВИ, ВАС НЕ ОБМАНУТ!»

    11. По сюжету фильма взбешенный Харламов, после несправедливого матча со «Спартаком», попадает в автомобильную аварию.

    На самом деле 26 мая 1976 года молодожены Харламовы, на 12-й день, после бракосочетания, попали в автомобильную аварию на Ленинградском шоссе, когда возвращались ночью из гостей .

    12. Представитель НХЛ предлагает Харламову миллион долларов за выступления в НХЛ.

    На самом деле это произошло после первого матча суперсерии 1972 года. Как это описывает Владислав Третьяк, в книге «Хоккейная эпопея»:"…Мы освоились и выиграли со счетом 7:3, повергнув своих соперников в состояние шока… На следующее же утро Валерию Харламову предложили миллион долларов за то, чтобы он перешел в НХЛ".

    13. «Михайлов — Петров — Харламов», — отправляет Всеволод Бобров знаменитую тройку на лед монреальского «Форума» в первом матче суперсерии.

    На самом деле сочетания нападающих выглядели следующим образом: Владимир Викулов — Мальцев — Харламов, Михайлов — Петров — Юрий Блинов. Тем самым, две голевые передачи Мальцева остались «за кадром». Чем провинился, вслед за Чернышевым, еще один великий динамовец тех лет перед авторами фильма? Спартаковцев-то они дважды «подставляли», голом и скандалом в не существовавших матчах.

    14. По сюжету фильма Харламова в первом матче суперсерии серьезно травмирует кто-то из канадцев.

    На самом деле это произошло во время второго матча в Москве и шестого в серии, когда Бобби Кларк нанёс рубящий удар крюком клюшки в область лодыжки Валерия. При этом Кларк не был удалён до конца игры, а получил только штраф 2+10.


    «ТАКОЙ ХОККЕЙ НАМ НЕ НУЖЕН!»

    15. В «Легенде» именно после этого эпизода комментатор серии Николай Озеров произносит свою знаменитую фразу.

    На самом деле, произошло это во время восьмого матча суперсерии… когда вспыхнула заваруха с участием руководителя канадской делегации Алана Иглсона. Его за дебош взяли под руки милиционеры, а Пит Маховлич отбил своего земляка, размахавшись клюшкой. И вот здесь Озеров произнес: «Такой хоккей нам не нужен!».

    16. Последняя шайба в первом матче, якобы, была заброшена с передачи Харламова. После чего он с партнерами по сборной созвонился с Тарасовым.

    На самом деле гол забил спартаковец Александр Якушев с передачи Владимира Шадрина. Что касается сеансов связи с Москвой, то матчи из Канады не транслировали в прямом эфире, а потому показанный в фильме телефонный звонок Тарасову «притянут за уши».

    17. Вся любовная линия фильма высосана из пальца. Не было ни знакомства около автобуса, ни встречи в кафе, тем более, что будущая супруга возникла в жизни Харламова куда позднее матчей суперсерии. В 1972 году ей было всего15 лет.

    На самом деле Харламов женился на 19-летней Ирине Смирновой 14 мая 1976 года, с которой познакомился годом ранее в ресторане «Россия».


    «ПОЧЕМ ОПИУМ ДЛЯ НАРОДА?»

    Вместо эпилога: На дурака не нужен нож, ему с три короба наврешь, и делай с ним что хошь. (Дуэт Лисы Алисы и Кота Базилио из кинофильма «Приключения Буратино»)

    Если отвечать на вопрос — «почем», то открытые источники говорят, что на фильм было затрачено 10 млн евро, которые сейчас «отбиваются» на просторах России и ближайшего зарубежья. Правда, в дальнее этот шедевр везти не стоит, в той же Канаде, мне кажется, стоит ожидать судебных исков. Хотя бы из-за карикатурности их лидеров.

    Судьба № 17-го изначально была несчастливой. Идея создать этот фильм была озвучена сыном бывшего владельца хоккейного «Спартака» Гелани Товбулатова Муслимом Товбулатовым (сценический псевдоним Мел Борз) лет пять тому назад, Борз озвучивал желание снять фильм, бюджет которого планировал примерно пять с половиной миллионов долларов. Режиссером фильма видел Егора Кончаловского. Сам Борз собирался сниматься в роли № 17-го. Предполагалось, что ко-продюсером ленты выступит известный хоккеист Олег Твердовский, который должен был договариваться со спонсорами и помогать во всех хоккейных нюансах. Планировалось, что в прокат картина выйдет в апреле-мае 2008 года. В результате из этого проекта осуществилось только участие Борза в «Легенде» в качестве одного из продюсеров.


    ВМЕСТО МОРАЛИ…

    — …Да поймите же, барон Мюнхгаузен славен не тем, что летал или не летал (на Луну. — авт.), а тем, что не врёт («Тот самый Мюнхгаузен»).

    Харламов знаменит не тем, что забрасывал по семь шайб за Чебаркуль (на самом деле 34 гола за 40 матчей). Не тем, что забивал гол на последней секунде матча со «Спартаком». Не тем, что лазал на тросе под суровым небом Чебаркуля и перевоспитывал суровых местных хоккеистов. Не тем, что играл с НХЛовцами, после страшной автомобильной аварии. И не тем, что возвращался на лед, травмированный злобным канадцем. Это был великий хоккеист прошлого, которого можно только повторять периодическими подвигами на хоккейной площадке, но никак не превзойти. И сюжет суперсерии-1972, особенно ее первого матча, сам по себе настолько велик, что не надо было два часа нагромождать друг на друга нелепость за нелепостью. Хотя, если ВВП понравилось, и это … «хорошее кино, которое непременно найдёт своего зрителя и среди любителей спорта, и среди тех, кто гордится достижениями нашей страны», то тогда что же… Тогда, конечно… Тогда следует ожидать от «ТриТэ» новых фактов переосмысления недостаточно славных страничек советского прошлого. Например, Юрия Гагарина, который полетит на Луну в компании с Незнайкой, Белкой и Стрелкой. Причем, Белка будет белка, а Стрелка — письмоносица из «Волги-Волги» в исполнении Любови Орловой. Или разрешения Карибского кризиса при сотрудничестве героев русских народных сказок и американских антинародных комиксов. Или нелегкие трудовые будни наших олигархов на комсомольских стройках. Это какой же простор для творчества открывается, если подойти к делу с таким же энтузиазмом, как в «Легенде № 17».

    Джаудат Абдуллин
    Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
    версия для печати
    Оценка текста
    +
    0
    -
    читайте также

    Комментарии 178

    Внимание!

    Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
    Подробнее. Зарегистрироваться можно здесь.

    • вот. вот такую глупость нам и запихивают. дурной фильм.
    • бред, даже дочитывать не стал, автор не болей больше и не пиши ахинею.
    • жаба душит, что сам не сделал такой фильм.)))) в любом произведении разрешено художественное отступление, это художественный фильм, а не документальный. ХОРОШИЙ ФИЛЬМ!
    • Автор статьи, дорогой Джаудат, хотите я вам перечислю по 100 несоответствий в любом фильме, основанном на реальных событиях? А, вот ещё способ для Вас: найдите любой фильм, снятый по книге, сначала прочитайте книгу, а потом посмотрите фильм. Будете возмущены до предела. И тоже не забудьте путину пожаловаться.

      Кстати, на днях вышло интервью авторов "№17". Почитайте, инетересно. И про несоответствия.

      Фильм не великий, но вполне хороший. А данная статья - полная дрянь. Если не выразиться покрепче. Эмоциональный бред.
      • Посмотрите художественные фильмы о Великой Отечественной Войне. Например, " Подвиг Одессы" , "Ижорский батальон" или" Битва за Сталининград". Эти фильмы тоже художественные, но бреда типа "Идти на руках на высоте десятиэтажного дома для тренировки" в них нет.
        И есть чисто художественные фильмы ,например " Обратной дороги нет" или "Один шанс из тысячи" с сюжетами полностью придуманными.
        Почувствуйте разницу.
        А "Легенда 17" полное дерьмо искажающее представление, как о хоккее в целом, о методах тренировок хоккеистов, так и о 1970х годах вообще.
      • бред это твои слова, а автор говорит правду и приводит аргументы. А у тебя только один аргумент - хамство.
    • Если вы заметили, что вы на стороне большинства, это верный признак того, что пора меняться
    • Автор забыл много раз добавить, что его личное, собственное мнение. А пропиариться лишний раз за счет популярного фильма не помешает.
    • Ну и Джаудат!Решил всем показать что он самый умный? А показал свою ограниченность, убогость.Пусть и не совпадает художественный фильм в каких-то моментах с действительными событиями, но фильм передал главное:преданность хоккею, самоотверженность игроков и характер Харламова. Передал дух и нравы той эпохи!И все последующие поколения с интересом и благодарностью смотрят этот фильм и гордятся за страну.А бедный Джаудат ничего не понял!И остается ему, если всё таки понял что-то, уподобиться Паниковскому:"Пилите,Шура,пилите! Они золотые!"
    • Правильно пишите, Джаудат Абдуллин: доверие Владиму Владимычу Путину давно уже ниже нуля, точнее минус 60% процентов доверия народа России. Нельзя дружить с педофилом Сильвио Берлускони, которого осуждил суд Италии на 7 лет за развращение несовершеннолетней.
      Вообще в политике процент доверия избирателей важнее любых рейтингов.
      Рейтинги нужны для СМИ, телевидения и рекламодателям.
      Но если бы сегодня Валерий Харламов был жив, то народ России доверил бы ему пост президента России. Это беспокоит Путина и его окружение по его устному приказу дискредитирует национальных героев СССР и России.
      Сначала Высоцкого выставили алкоголиком, наркоманом и любителем секса на стороне. Затем дискредитировали Виктора Цоя - наркоман.
      Сейчас намеренно искажают жизнь Харламова, а завтра за Льва Яшина возьмутся...
      Это Лубянка и его методы неизменны.
      На фоне дискредатации других можно худшим стать позитивнее.
      Не так ли мой политик, Джаудат?
    • Когда кто то из детей и подростков начинает узнавать что в стране были такие великие игроки, которых уважал весь мир (пусть даже спортивный хоккейный) то это и есть главная удача этого фильма!!! Но всегда есть те "мелкие" людишки которые цепляются ко всяким мелочам(((( статье автора - создайте что то свое!!!
    • ТОже не стал дочитывать. Не понравился фильм,бывает. короче смешали тут все: политику, спорт, кино...
    • Люди, не сходите с ума! Вам бы понравилось чтобы о вас вспоминали через года на уровне бабкиных сплетен? В фильме именно ПЕРЕВРАЛИ историю, историю жизни великого хоккеиста!Неужели нельзя было снять придерживаясь исторических фактов? Уверен что да, можно, значит сделали это намеренно, для тех кто не интересуются хоккеем и не знает историю.
    • Согласен с Джаудатом. Некоторые моменты может и не критичны. Но полное выпиливание Аркадия Чернышева, придумка с матчем СССр-Спартак ни в какие рамки не лезет
    • Автор забыл еще одну маленькую деталь, что очень многое слизано с американского фильма "Чудо"... И действительно художественное вранье должно быть хотя бы в рамках... мне как хок болельщику плеваться хотелось...
    • Блин. Честно, смешно было читать эту статью.
      Как же вы не поймете, этот фильм художественный, а не документальный. И они в праве приврать, что-бы было более красиво для зрителя.
      Поэтому зря вы так о этом фильме. Фильм не самый плохой из всего российского говна, что выходит последнее время.
      • Так смешно было читать правдивую статью, в которой тактично вскрывается ложь и показаны непорядочные действия сценарной группы? Тогда надо вспомнить очень удачную русскую поговорку:"Смех без причины - признак дурачины"!
    • Дешёвый, бездарный фильм, слепое подражание тому как делают фильмы в Америке... Одному деятелю в Америке предложили снять фильм о Советском Союзе. он дал почитать сценарий известному историку, посмотри мол какой закрученный сюжет. тот прочитал и пришёл в ужас от прочитанного - заметив, что в СССР уже нет крепостного права, что его отменили ещё в 19-м веке. на что этот кинодеятель сказал: - А, похер всё, кому это интересно, зато мы денег срубим немеряно. вот и этом фильме то же самое...
    • Поздновато Вы, дорогой Жаудат, взялись за Харламова. Видимо быдо недосуг, надо было неистово вгрызаться в Бердыева.
      И Вы, и режиссеры этой легенды № 17 извратители. Только у каждого свои задачи.
    • Джаудат! Уважаемый Абдуллин!
      Вместо того, чтобы тратить время на написание статьи ни о чем, пошли бы волонтером на Универсиаду.
    • Хочется сказать автору: и что? Это художественный фильм. Кому нужны точные факты пусть читает историю
    • Я благодарен автору и режиссеру фильма за великолепно переданный дух эпохи. А занудам рекомендую отказаться от художественных фильмов вцелом. Открою вам (зануды) страшную тайну - в художественных фильмах вообще бывает до 100 % вымысла.
    • Из интервью сценариста фильма Михаила Местицкого: "Вначале был написан сценарий, над которым работали очень уважаемые в профессии люди. Но знаете, какая там была проблема? Это был пересказ фактов – медлительный и подробный. Из него бы, может, и получилось интересное арт-хаусное кино, но точно не тот фильм, который хотел сделать Верещагин. Сейчас вижу много комментариев, где люди пишут: "Ну, биография Харламова – это же готовое кино, там и сценарий-то писать нечего!" Ну, тут мы можем провести чистый эксперимент: просто посмотрите другие фильмы про Харламова (а они есть!) и сравните.
      Когда мы о чём-то, чаще всего о совпадениях, говорим "как в кино", обычно это просто взять и перенести в кино как раз невозможно. События реальной харламовской жизни не были увязаны какой-то внутренней логикой, которую мы так любим в кино. И теряя которую, нам становится неинтересно смотреть фильм, — это закон кинематографа. Требовалось выстроить сюжет, где были бы какие-то логические кольца, где заявленные темы развивались бы и к финалу достигали кульминации. Например, как индивидуалист по натуре через преодоление приходит к коллективной игре…
      Это и есть драматургия, которой в жизни Харламова в чистом виде не было. Нам приходилось её вычленять, отсеивая кучу других тем. Меня смешит, когда в рецензиях пишут: как, например, можно было не упомянуть о дружбе Харламова с Мальцевым? Да у Харламова была жизнь, наполненная бесконечным множеством событий. И нашей задачей было не упомянуть их как можно больше, а укрупнить центральные. Это очень сложно. Я и в своей-то жизни с трудом могу вычленить краеугольные темы – что уж тут говорить о жизни другого человека. Такого человека."

      Делайте выводы Джаудат.

      С уважением аноним
    • — Почему все персонажи в фильме выступают под своими фамилиями и лишь Гусев именуется Гуськовым?
      — Харламов с Гусевым действительно вместе ездили в Чебаркуль, а потом через ЦСКА оказались в сборной. Но особо близкими друзьями — такими, как показано в фильме, — они не были. Харламов больше дружил с Мальцевым и некоторыми другими. Гусев жив и прекрасно знает, как всё было на самом деле. В связи с этим мы посчитали неправильным давать персонажу точную фамилию прототипа. Решение было принято уже на последнем этапе работы над сценарием, практически перед самыми съёмками.
    • Джаудат, классная статья! Молодцом!
    • Хорошая статья, все по полочкам разложено, я, как не переживший те события, долгое время просидел в википедии и тд, изучая реальную сторону вопроса, а тут все в одном месте - супер
    • Ребята, да,есть много нестыковок...Но,мой сын посмотрел этот фильм раз 9.В нем (в сыне) появилась уверенность и гордость за РОДИНУ! Пусть, хоть что-то заменит нам (мне 42 года) и нашим детям ложь на ВЕРУ!
    • Ребята, да,есть много нестыковок...Но,мой сын посмотрел этот фильм раз 9.В нем (в сыне) появилась уверенность и гордость за РОДИНУ! Пусть, хоть что-то заменит нам (мне 42 года) и нашим детям ложь на ВЕРУ!
      • А лет через 10-15 ваш сын скажет, нам врали, врали при СССР, врут и сейчас.
      • Уважаемый, то что Вашему сыну фильм понравился конечно хорошо. Но разве фильм был бы хуже, менее патриотичным, если бы не вымарывали Чернышёва и не приписывали его должность и заслуги Тарасову? Обязательно нужно было унижать Боброва? Хулиганский поступок Тарасова в 1969 году перенесли во времени и представили чуть ли не как геройство! Сценаристы бессовестно оболгали историю хоккея в угоду отдельным людям.
    • Ну как сказать мне понравился фильмец.Это же фильм, там не было сказано основано на реальных событиях.
    • Эпизод с катанием вокруг Тарасова почти дословно взят из фильма "Чудо" 2004 года. Вообще тренер Тарасов сильно смахивает на Херба Брукса оттуда.
    • Ах, это художественный фильм, а не документальный? Ну и заменили бы фамилию Харламов на какую-нибудь Харламкин! - и никаких претензий. А так перевиранием фактов фильм оскорбляет недавно умерших и, слава Богу, здравствующих людей. Ах, у вас не хватило фантазии, чтобы из реальных фактов биографии Харламова закрутить интригу? Так это не интереснейшая биография великого хоккеиста виновата, а вы - бездарные создатели фильма. В художественном отношении фильм убогий, актеры (даже, вроде бы, талантливые)играют отвратительно,в картинке невероятное количество ляпов. Короче, халтура, которую искупает то, что у нас главный спец по искусству Сами Знаете Кто.
      Автору статьи респект.
    • Я думал что фильм настоящий а оказывается приврали.
    • Не надо представлять Валерия Харламова как шпиона из страны Басков.
      Ведь только у шпионов могут существовать легенды, да ещё под номером 17.
      На самом деле хоккеист Валерий Харламов играл под 17 номером.
      Но гэбня этого не знала.
    • Художник имеет право на творческую переработку материала, пусть даже биографии великого хоккеиста. Абдуллин препарировал фильм как хирург (скорее даже - мясник), и комментарии у него медицинские (скорее, базарные). Сейчас начнется то же самое про фильм "Я не могу иначе" про В.Толкунову (в фильме - А.Толкачева)...
    • Раньше, бывало, обижался на Вас,Джаудат, за наезды на Рубин и Бердыева, а теперь уважаю. Статья понравилась, спасибо!Вчера случайно увидел кусочек этого "кино" и ужаснулся:неужели вот ЭТО так хвалили и пиарили в сми?! Уже через несколько минут понял, что не могу смотреть эту дешевку! Лучше бы документальный фильм сняли, если , конечно, в архивах что-то сохранилось.Желаю дальнейщих успехов на ниве просвещения татарстанского общества, многие представители которого мне, "москалю клятому", коих в столице уже меньше 15%,представляются по их отзывам наивными детьми из пионерского лагеря.
    • а в кино, господин хороший, идут не за новыми сюжетами, (достоверные они или нет), а за новыми ощущениями и катарсисом.
      уже одно то, что выйдя из кинотеатра, кто-то пойдет "гуглить" историю жизни Харламова и прочие подробности существующих и несуществующих матчей - и спасибо всем, кто создал этот фильм.
      и поменьше яду!

    • Фильм художественный? Без базара! Но это вроде как не "Гитлер капут!". Вроде основан на реальных фактах. Во всяком случае они, факты, подрузамиваются. И в силу этого наверное с ними надо быть как то по корректней что ли.С авторов статьи согласен, а за одно согласен с одним из коменнтировавших статью, что фильм не совсем полное говно. Что есть - то есть. Как говориться "Чем богаты, тому и рады"
    • Чебаркуль - город мужского рода (кого? чего? Чебаркуля)
      Элементарно же. Выучите, наконец, как склоняется этот город.
    • ну где-то я с тобой не согласен. ну когда играли звезда -сибирь ну может это правда. в фильме говорится что звездейцы специально остаются во втором дивизионе а значит они играют не вовсю силу. а про расстрел харламова: имя вратаря слава не упоминалась. а про двух не существующих игроков : я даже не видел где тарасов кого - то награждал
    • в статье констатированны исторические факты того времени о жизни В Харламова А Тарасова и играх сборной СССР и не надо эти факты с высокой точьностью вталкивать в кино, фильм впервый раз посмотрел в кинотеатре, после еще несколько раз на dvd перисматривал, фильм классный после каждого просмотра в душе просыпалась гордость, кино важнейшее из исскувств переплетение изобразительного исскувства с прозой полёт фантазии автора, никто не может утверждать что на картине "последний день помпеи " все изображено именно так как было не самом деле но тем не менее глядя на эту картину любой человек переживает в душе целый букет разных чувств от восхищения до ужаса, вот и я просматривая фильм легенда N 17 в первый раз испытывал в душе букет из чувств от восхищения и радости до настоящей необычайной гордости, я смотрел этот фильм не для того чтобы узнать исторические факты (если мне такие факты вдруг станут нужны, я почитаю о них в википедии ) а чтобы сопереживать с героями и у авторов данной картины это получилось Легенда потрясающий фильм.
    • Не точности это ерунда фильм не документальный но вот потреотичный это да лучший за последннее время
    • молодец.....Вы правы фильм то не документальный!!!! Но мне приятней знать, что Харламов - попал в аварию, как в фильме, а не пьяным за рулем......давайте правду про всех тогда....!!!!
    • Нашел ошибки вообще молодец. флаг тебе в руки. Это фильм не о ошибках, а о людях, которые могли и не важно что есть неточности.
      • Автор конечно писал про ошибки, но фильм и сам по себе полное дерьмо, как и все отечественное современное кинЦо.
        У меня давно сложилось впечатление, что все современные фильмы про времена СССР специально делаются, чтобы исказить представление о том времени.
    • Вы критикуете за ляпы, а сами допустили как минимум один - в фильме не Гуськов, а именно ГУСЕВ. Критикуйте внимательнее.
    • В.ТРЕТЬЯК: Вы знаете, все, что было непохоже, это все можно оправдать. Почему? Потому что если все делать режиссером, вот тогда надо было многосерийный там, 12-серийный фильм делать, потому что про каждого, кто выходил на площадку, они все легенды – и Михайлов, и Петров, и Якушев. Ну, все, кто там был. Рогулин. Про каждого можно такой фильм сделать, понимаете? Они все легендарные личности. Поэтому здесь, как бы, собирательный образ. И вот именно на Валере показано как тренер воспитывал человека, который должен прославить страну. И, конечно, показана роль тренера Тарасова, потому что неправильно сделано было многое время, что как-то отношение к нему не такое было, какое полагается. Я думаю, что то, что вот этот фильм о нем показывает сильного, мужественного и талантливого тренера, который воспитал не только Харламова, но и меня тоже воспитал, я у него тоже полуфабрикатом ходил 2-3 года. И он меня воспитывал. Мне всегда говорит «Молодой человек». Я думаю, чего он мне все время замечания делает? Он говорит «Если я вам делаю замечания, вы еще живой. А если, вот, я не делаю замечаний, всё, вот видите гвоздочек? Туда повесьте свои коньки. Завтра тренироваться, тренироваться».
    • Пишите, что хотите. 3 раза смотрел и ещё буду! Фильм супер!
    • Есть разница. Если ты никогда этим не интересовался, то да - тебе пофиг: наврали - не нврали. Может потом захочешь узнать как было на самом деле - может не захочешь. Детям нравится - это аргумент. А то, что они это воспримут так, будто бы так и было на самом деле, это не важно. А вот я был шокирован от такого передергивания фактов, поэтому мне и фильм то смотреть стало не в удовольствие.
      Кому то и узнавать как было, даже и не надо. Вот уже и в Википедии написали, что Брежнев был фанатом Спартака. Кто-то скажет, что искажение фактов, это художественный ход. Можно ещё понять, когда показывают, как Харламов общается с Эспозито, хотя этого общения не могло быть, во-первых потому-что канадцы после первой игры сразу покинули лёд даже не пожав рук соперникам, во-вторых Харламов не говорил по английски, а Эспозито по русски. (Даже в серии 1974 года после игр Харламов общался через переводчика). Какой же герой не говорит по английски? Хотя в последний год жизни Харламова гнобили чуть ли не обвиняя в проигрыше Олимпиады-80. А может его авторитет мешал авторитету Тихонова. Во всяком случае его не взяли на чемпионат мира и кубок Канады 1981 года.
      Но если искаженный факт не несет никакой смысловой нагрузки, это выглядит просто как не знание материала. Вот, например, в так называемом товарищеском матче сборных СССР и «Спартака» перед Суперсерией 1972 года На табло фамилия А. Якушева, игравшего за Спартак под № 15. Но любой спартаковский болельщик со стажем знает, что в сборной Якушев играл под № 15, а в Спартаке под № 11. Какой смысл этого искажения?
    • Всё это не имеет значения! Фильм отличный, актёры играли качественно, особенно Меньшиков и Козловский.
      Людям показали то, что они восприняли и посмотрели с удовольствием. Фильмы о любви и победителях всегда воспринимаются с интересом, как минимум, и мотивируют. Я рада, что в нашем кинемотографе есть такой фильм!
    • Вроде бы сказал все правильно, а ощущение - Выскочка, обычная Затычка.
      Фильм о другом - О Патриотизме, Любви и Верности!
      Автор, - не Болей!
      • Автор здоровее тебя, в отличии от тебя он знает историю хоккея и может отличить патриотизм от лжепатриотизма, которым напичкан этот фильмец. А тебе в ответ на его знания нечего сказать, кроме хамства и оскорблений. Поэтому выскочка и затычка - ты сам!
    • ФИЛЬМ ЛЕГЕНДА 17МОГ ПОНРАВИТЬСЯ ТОЛЬКО ТЕМ. КТО НИКОГДА НЕ ЗАНИМАЛСЯ СПОРТОМ И НЕ ВИДЕЛ ЖИВЫМИ В.ХАРЛАМОВА И А.В.ТАРАСОВА. А УЖ ВИДЕТЬ В РОЛИ ТАРАСОВА О.МЕНЬШИКОВА
      ПРИХВОСТНЯ Н.МИХАЛКОВА - ВОБЩЕ БРЕДЯТИНА! И ЕЩЕ, КРОМЕ МИХАЙЛОВА И ПЕТРОВА, ВАЛЕРА ДРУЖИЛ С ВАСИЛЬЕВЫМ,НО НИКАК НЕ С ГУСЕВЫМ. А СОЗДАТЕЛЯМ ФИЛЬМА ЛУЧШЕ ЗАНЯТЬСЯ ДЕШЕВЫМИ СЕРИАЛАМИ. СТЫДНО ЗА ТАКОЙ ФИЛЬМ,ТЕМ БОЛЕЕ ЧТО ЕГО СМОТРЕЛА И БУДЕТ СМОТРЕТЬ МОЛОДЕЖЬ!
    • Вообще то Брежнев болел за Спартак. С Тарасова и ЗМС сняли из за этого.
      • То что Вы написали - ерунда! Вся страна в то время знала, что Брежнев был ярым болельщиком ЦСКА и Тихонова пригласили в ЦСКА и сборную по просьбе Брежнева. А с Тарасова сняли звание ЗТ СССР а не ЗМС. И сделали это за хулиганство на матче Спартак - ЦСКА в 1969 году. Почитайте историю хоккея!
    • это художественное кино,а не документальное.....его интересно смотреть,с таким подходом в любом кино можно косяки найти.......
      • Вы видно не замечаете никакой разницы между режиссёрской фантазией и откровенной ложью? Считаете, раз фильм художественный, то можно врать что угодно и унижать великих людей нашего хоккея? Я хочу предложить Вам следущее: представьте себе что Вы совершили благородный поступок, спасли человека, Акакой-нибудь писатель напишет об этом (с реальными именами фамилиями) и припишет все Ваши заслуги другому, не имеющему к этому никакого отношения. Или ещё хуже - напишет про Вас, что ВЫ - негодяй, чуть не погубивший этого человека! Вам это очень понравится? А автор скажет, что это художественное произведение. Вы с ним согласитесь? Никогда! Вы будете считать его писанину наглой ложью. Предлагаю Вам подумать над этим, может Вы тогда поймёте, что чувствуют после такого фильма родные других великих людей нашего хоккея, которых в этом фильме вымарали и унизили.
    • Главное, чтобы было красочно, как у Голливуда. Можно и полный бред показывать и вате понравится! Ура, ура - шикарный фильм (реальный бред).
    • Согласен полностью с автором! История суперсерии сама по себе интересна, её не нужно преукрашивать фантазиями!!! В результате все посмотрели этот бред, облизнулись, утерли слёзы и сопли от выдуманной романтики.....и этот бред запомнили, приняв за правду!!! А реалий того матча и той серии толком и не знает большинство. По поводу того, что это худ. фильм, то придумывайте истории на здоровье...но только про хоккеиста Пупкина и милиционера Зубкина, а не про Хорламова... Про великих людей из нашего общего прошлого хочется видеть реальные истории, такие же реальные как и они самые..в художественном, а не в сухом документальном формате....усильте музыкой какие-то моменты, игрой актёров и т.д. Как-то так...
    • Автор несёт бред, это художественный фильм, и основная идея его была не соблюдать все факты до мелочей, а подчеркнуть личность двух выдающихся людей в истории хоккея!
      • Бред несёте Вы, выдающихся личностей в истории нашего хоккея в мировом масштабе было во много раз больше, чем двое. Превознося до небес Тарасова, и лживо трактуя многие хоккейные события тех лет, сценаристы продемонстрировали непорядочное отношение к Чернышёву, Боброву и некоторым другим людям! А совершать непорядочные действия непозволительно нигде и никогда, ни при создании художественных фильмов, ни где-либо ещё!
    • снимите лучше! мы посмотрим ваш фильм тогда и оценим! пи...ть не мешки ворочить, делом докажите!
    • Нужна правда? Смотрите документальное кино. Этот фильм не для вас.
    • Фильм не документальный,не правда,сделана для ценителей.Оно посвящется,а то что как выше указывают типо лучше бы поменяли фамилию Харламова,пусть указывают какая разница,они не оскверняют не кого а личь почтили память хоккеиста с тренером прибавим патриотизм стране.
    • Браво, Джаудат! Эти события - это легендарные страницы нашей спортивной истории. Нельзя с ними фривольно обращаться. Харламов - несомненно достоин отдельного повествования, но он Ничто без своих партнеров по клубу и сборной, которые незаслуженно забыты и исковерканы (как Гусев) в этом фильме. Я сильно удивляюсь тому, что непосредственные участники этих событий (кроме продажного Третьяка) промолчали об этом кощунстве.
      • Вы ошибаетесь! Александр Мальцев отзывался о фильме очень плохо, ну а реакцию на фильм Александра Гусева комментаторы описывали выше. Реакция была такая, что сценаристам, во избежания конфликтов и судебных тяжб, пришлось сменить ему фамилию.
    • Автор, укажите один художественный фильм снятый на 100% с исторической достоверностью... Думаю таких не существует. С таким отношением художественное кино не для Вас.
    • Если фильм художественный, а не документальный. так можно было бы и фамилии главных героев чуть изменить. А так.... Тарасов был, а Чернышева не было. Харламов был, а Мальцева и Якушева не было.
    • Прежде чем критиковать кого либо или что либо, начните с себя. Научитесь хотя бы правильно писать название города Чебаркуль. Он тоже перед вами ни в чем не провинился. А фильм хороший.
    • Хороший фильм, а искать подвох во всём - это, к сожалению, удел вашей профессии!!!!
    • Вам же сказано: художественный. Если бы портретисты, создавая портреты современников, добивалис ффотографической точности, с картин смотрели бы одни уроды.
    • Автор статьи путает художественные фильмы с документальными. Ему тогда надо срочно написать статью - почему Пикассо не правильно рисовал людей, не по его мнению. Выставил себя с тупой стороны, решил показать своё знание правды, а получилось полнейшее не знание основ искусства... Таких патриотических фильмов надо выпускать как можно больше, молодцы создатели фильма. Автору статьи - минус.
      • Автору статьи плюс, а Вы, Уважаемый, никак не поймёте, что фильм был бы ещё более патриотичным, если бы сценаристы не врали, выставляя Анатолия Тарасова единственным создателем советского хоккея, приписывая ему заслуги Аркадия Чернышёва, Всеволода Боброва и других великих тренеров. Такими действиями сценаристы оскорбили их память, а оскорбление памяти заслуженных людей и патриотизм - понятия несовместимые. И если Вам, в отличии от автора, этого понять не дано, то с тупой стороны выставляете себя Вы, а не он.
    • Мне 59.Я женщина,которая терпеть не могла агрессивный хоккей.!Но после этого фильма хочется жить,да и не просто жить,а ещё побороться за счастье в этом не простом мире!Пусть говорят, что вымысел,но мы то знаем,что сказки становились былью,иначе в этом мире трудно выжить
    • вы говно и завидуете всем талантам президентам т е нормальным людямм


      оставайтесь муд====ком
    • Всем тем, которые кричат, что фильм художественный и сценарист имеет право на вымысел скажу так. Мелкие отступления от реальной истории всегда были и будут, но сознательное искажение фактов, даже в угоду кассовости - это скотство!
      Если следовать вашей логике, то нормально будет восприниматься фильм, в котором СССР напал на Германию, а один солдат из США лично (бейсбольной битой) разбил армии СССР и Германии, а также пленил Гитлера и Сталина.
    • хоть фильм и с червоточиной,но имеет большой вес!на нем должно вырасти новое поколение...
    • Отличный фильм!!!
      Пацанята маленькие посмотрели и пошли записываться в секцию хоккея.
      Какая им разница где со своей женой познакомился Харламов.
    • А с чего Вы взяли, что Харламов начинал с Гусевым? Я дочь Александра Гуськова, это мой отец начинал хоккейную карьеру с Валерием Харламовым. Прежде чем опровергать факты, надо тчательно проверять информацию!!!!!!
    • Да, я согласен, что очень много фактических ошибок. Однако, есть в фильме то, что думаю, никто не сможет оспорить: Валерий Харламов стремился к своей цели несмотря ни на какие обстоятельства и добился, став одним из лучших хоккеистов своего времени.
    • Для человека, который любит хоккей и знает этот спорт, это на фильм, а карикатура. А для тех, кто скучает по дибилизму СССР, самое то.
    • Мне лично фильм нравится. Я не смотрю на ляпы. Я вижу человека. Человека который любит хоккей, живет им, борется за себя и с собой. Я вижу в фильме личность. А все остальное-шелуха.
      • Конечно шелуха. Когда унижают и оскорбляют другого , а не Вас лично, то это шелуха, это ничего страшного. А интересно, как бы Вы разговаривали, если бы так поступили бы с Вами лично, или с кем-либо из Ваших родных?! Не сомневаюсь - возмущались бы за десятерых!
    • Забавно читать, как беснуется за правду тупое быдло, выросшее на "штирлице", а потом разрушившее страну, посмотрев "Полицейскую академию".
    • Автор рецензии не видит разницы между художественным фильмом и документалистикой. Любой нормальный человек понимает, что черпать факты из художественного произведения - нелепо, и после просмотра откроет хотя бы википедию.

      Фильм удивительно хорош, а рецензия эта выглядит как "яблоко - отстой, потому что оно не банан, а я хочу, чтобы банан".
      Те же самые фактические несоответствия, к слову, можно было подать как интересный факт, а не как поток неадекватных обвинений в сторону фильма.
    • К слову, Гусев заменен на Гуськова по той причине, что Гусеву не понравился сценарий.
      А Слава, к которому Тарасов обращается на тренировке - разумеется, Владислав Третьяк.
      Если бы автор рецензии внимательнее посмотрел фильм, то знал бы, что по сюжету сцена шайбового обстрела была в 1968 году. В сезоне 1968/69 вратарем ЦСКА был уже Третьяк, а тренировать его Тарасов начал и того раньше (что и у Третьяка в книге тоже написано).
    • "Все в СССР было плохо и сейчас все в России плохо". Надоели эти зануды. Ребята историю всегда искажали даже сами историки, вспомните учебники времен СССР, коммунисты там были ангелами, а сейчас? Поэтому я согласен с тем, что это все таки это художественный фильм, и направлен он больше на поднятие патриотизма среди Россиян, а не на то, чтобы рассказать правдивую историю.
    • аФтор!Научись отличать художественный фильм от документального. Единственное что не понятно, это изменение фамилии Гусего...
    • Яна
      Мы с 10 летней внучкой смотрели этот фильм 6 раз !!!!
      Болели! Вопили! Восхищались игрой актеров! Сценарий, Сюжет- всё с Большой буквы!!! Шедеврально! Позитивно! Профессионально! СПАСИБО АВТОРАМ!
    • Автору: если появилось желание поумничать и поискать ошибки, то нужно до конца изучать вопрос. Город называется Чебаркуль и склоняется как в Чебаркуле, у Чебаркуля и тд.
      А, вообще, фильм хорош! Тот случай, когда берет гордость за отечественный кинематограф. А если любите искать ошибки, то предотвращайте их - станьте консультантом, а не диванным критиком! У нас таких уже слишком много стало.
      • В первую очередь тут дело не в ошибках, а в дешевой поделке называемой "современное отечественное кино".
        Таким дерьмом сейчас все кинотеатры и телеэкраны забиты.
        Режиссура, игра актеров, атрибуты эпохи, ну все просто для дебилов снято.
        Судя по положительным отзывам многие воспитывались на голивудском ширпотребе, женщины по-старше на Санта-Барбаре и Рабыне Изауре, молодые женщины на Доме 2, молодые люди на Вальтроне.
    • Великолепный анализ. Спасибо. История в Чебаркуле сильно задела и откровенно возмутила, остави неприятный осадок спустя много лет.
    • Все правильно автор написал! Фильм откровенное фуфло!
      Я смотрел все игры 1972-1980г , поэтому советую и другим вначале посмотреть эти матчи и только после этого писать восторженные отзывы. До чего дешевое кинцо состряпали для киноманов выросших на Доме 2 и отечественных сериалах с бездарными актеришками.
      Какой подонок догадался изобразить Гий Лапойнта в образе обезьяны? Если канадцы подадут в суд, то очень правильно сделают.
      Девочки, если вам нравится красавчик Козловский Данила, то это совсем не значит, что фильмы с его участием автоматически становятся хорошими. Лично я смотрел три фильма с его участием и все они очень и очень посредственные.
    • Фильм хороший. Я бы и не знал о многих несоответствиях, если бы не эта статья. Но прочитав ее - задумался. Ведь многое из написанного можно было не искажать. Почему, действительно, Гуськов, а не Гусев? Почему Сибирь? Взяли бы тогда просто название команды с потолка. Зачем Брежнева записали в фанаты Спартака? И т.д. и т.п. Мне кажется, если все это изменить, то фильм бы хуже точно не получился. Ответ один - сценаристам просто лень было пристально изучать историю и сценарий был написан кое-как. Главное полазать на огромной высоте и поругаться с героем Меньшова.
      • Уважаемый, Вы слишком хорошо думаете о сценаристах! Им наплевать на историю, для них главное положить побольше денег в карманы и понравиться кое-кому, находящемуся в более высоком положении. Так что, главное тут не лень, а определённые корыстные интересы.
        А вот в чём Вы совершенно правы, так в том что если бы перечисленные Вами детали (плюс ещё множество деталей, которые Вы не назвали) не искажать, то фильм получился бы намного лучше!
    • Лет через 10-15 некоторые будут думать, что всё так и было, как в фильме. Ничего не мешало режиссёру снять правду.
    • Возможно, автор статьи и разбирается в хоккее, но СОВЕРШЕННО НЕ РАЗБИРАЕТСЯ В СЦЕНАРИЯХ и способах их построения. Большинство из искажений были сделаны ТОЛЬКО ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ СДЕЛАТЬ ФИЛЬМ ИНТЕРЕСНЕЕ, вызвать у зрителя саспенс и чувство сопереживания, волнения, создать ключевые точки поворота сюжета. Сюда относятся и перелом ноги, и снятие с должности Тарасова, и другие моменты, которые просто поставлены в нужном порядке для создания динамики. Есть просто обязательные элементы, такие как т.н. "вражья морда", чинящая преграды герою и т.д. Я уже не говорю о любовной линии...

      Резюмирую: РАССУЖДАЙ О ТОМ, В ЧЕМ РАЗБИРАЕШЬСЯ, И НЕ РАССУЖДАЙ (тем более не осуждай) О ТОМ, О ЧЕМ НЕ ИМЕЕШЬ НИКАКОГО ПОНЯТИЯ, к каковым имеет отношение сценарное мастерство. Лучше сними документальное кино об этом, "борец за идею", как говорил О. Бендер.
    • Хотелось бы ответить удивленным знатокам, которые справедливо задаются вопросом: ЗАЧЕМ ЖЕ БЫЛО ИЗМЕНЯТЬ КАЗАЛОСЬ БЫ МАЛОЗНАЧАЩИЕ ДЕЛАЛИ, такие как фамилии, названия команд, количество команд в сборной и другие мелочи. Действительно, а зачем?

      Дело в том, что помимо очевидных вещей, таких как романтичная любовная линия или наличие борьбы за жизнь главного героя , в любом фильме есть незаметная, но не менее важная композиционная составляющая, которая влияет на динамику фильма, цельность структуры и действий, работающая на подсознательном уровне. Так, например, каждый звук в тексте имеет свое влияние на положительное/отрицательное восприятие происходящего (ВОЗМОЖНО, ФАМИЛИИ И СОЧЕТАНИЯ ИЗМЕНИЛИ ИМЕННО ИСХОДЯ ИЗ ИХ БЛАГОЗВУЧИЯ, которое создает ощущение цельности, позитива, а вовсе не из глупости или неосведомленности)! КОЛИЧЕСТВО КОМАНД В СБОРНОЙ ИЛИ СМЕНА НАЗВАНИЯ МОЖЕТ ИМЕТЬ ЗАДАЧУ СОЗДАТЬ У ЗРИТЕЛЯ ВПЕЧАТЛЕНИЕ МАСШТАБНОСТИ ПРОИСХОДЯЩЕГО.

      Резюме: не торопись орать на сценариста, возможно, вы должны сказать ему за это спасибо, ибо он создал у вас подсознательное ощущение эпохальности и цельности фильма, а также положительное отношение к главным героям, и обратное к антагонисту- а это все дает интерес и экшн действия!
    • Ребята, кто вам сказал, что инициатором встреч с НХЛ был Бобров ? Это была идея и мечта Тарасова ! Он пробивал этот проект в эшелонах власти. Там долго тормозили его, считая, что наши опозорятся и крупно проиграют. И то , что серия 1972 года прошла без него, было очень сильным ударом для Тарасова. Отстранение Тарасова перед этой серией очень подло для выдающегося тренера.
      • Фанат Тарасова почитай историю хоккея. Никто его перед играми не отстранял, оии с Чернышёвым написали заявления об отставке ещё перед Олимпиадой - 72 в Саппоро, и ушли сразу же после этой победы. Кстати, судя по репликам, ты наверно, даже и не знаешь, что Тарасов не был главным тренером той победной сборной 1963 - 72 годов. Главным тренером был Чернышёв, а Тарасов был его помощником. И после их ухода, сборную возглавил Бобров, перед Суперсерией - 72 он проработал в команде не менее полугода, пройдя за это время и ЧМ - 72. Таковы факты! А твои знания об истории нашего хоккея базируются исключительно на фильме "Легенда - 17".
    • Замечательный фильм! Моему сыну 12 и он после просмотра фильма сделал правильный вывод о чем фильм. Фильм не о хоккее, а о характере, о становлении, о патриотизме.

      Конечно если бы я была фанатом клуба, чья история искажена в фильме, наверное тоже бы возмутилась.
      Но дорогие фанаты, для этого есть документальные хроники, и фильм не склоняете к какому-то из клубов.... помните это замечательный эпизод после игры со шведами ... «Мы сборная СССР....» ведь в жизни реальной именно этой сыгранности, командности нашим сборным и не хватает как в хоккее, так и в футболе.

      Замечательный фильм, фильм который возможно 100 мальчишек и девчонок заставит задуматься и посмотреть документальные факты , 100 приведёт в спорт, 100 совершить подвиг и преодолеть свою лень, 10000 оторваться от того бреда ютюба и Голливуда и вдохновиться нашей историей , пусть и поданной в привычной нынешнему покалению форме
    • Как говорится: если не соврать - красиво не расскажешь, фильм конечно хорошо смотрится, на одном дыхании, но грубое искажение фактов с примесью политики портит общее впечатление.
    • Автор безусловно прав. Все эти ляпы, которые он описал, имели место быть. Но ляп ляпу рознь. Одни из них некритичны, никого не оскорбляют и вполне допустимы как фантазии режиссёра. К ним относятся в основном те, которые касаются Валерия Харламова, а именно: факт нанесения ему травмы, перенесённый из 6-го матча Суперсерии в 1-й; перенесение аварии из 76-го года в 72-й; отношения с невестой, тоже перенесённые во-времени и приукрашенные для эффекта. Бог с ними! Они никого не обижают и на это вполне можно закрыть глаза.
      Другое дело - откровенно бредовые сцены, к которым относятся бег быка в Испании, "расстрел" шайбами беззащитного Харламова по приказу Тарасова, разговор Тарасова и Харламова в морге, и конечно же "тренировка смелости" на проводах между трубами на огромной высоте. Как относится к этому бреду личное дело каждого, но вот, судя по большому количеству восторженных отзывов, многие восхищены. А вот Александр Гусев, которого задействовали в такой сцене, был этим оскорблён! Но об этом не раз говорилось в комментариях выше.
      А теперь о лжи, которой в этом фильме слишком много! При этом невозможно не заметить, что подавляющее большинство комментаторов, которые фильмом восхищаются, считают, что раз фильм художественный, то можно искажать исторические факты как угодно! Т.Е. они не видят никакой разницы между фантазией и ложью. Или не хотят видеть, каждый по своей причине. Ложь оскорбительна для других, и почти все лживые моменты фильма касаются персонажа Анатолия Тарасова. Автор описал их в разделе про крокодилов, которые летают очень низенько.
      1. Вымарывание из истории хоккея такой гигантской фигуры, как Аркадий Чернышёв, приписание его должности и заслуг Тарасову - это оскорбление памяти великого тренера, это кощунство и глумление над исторической правдой.
      2. Всеволода Боброва вымарать невозможно - он руководил сборной СССР в Суперсерии-72. Но выставление его бездарем, который получил сборную в результате подлой интриги, и ничего не могущем без "великого гения" Тарасова - ложь, оскорбляющая память великого игрока и отличного тренера!
      3. В матче чемпионата СССР 1968-69 Спартак-ЦСКА арбитры не засчитали шайбу в ворота Спартака. Это был единственный спорный эпизод матча, никакого подсуживания Спартаку не было и в помине. Дисциплинарная комиссия разбирала этот эпизод и признала действия арбитров правильными. Сценаристы фильма извратили ситуацию, а о выводах комиссии умолчали! Тем самым они оскорбили память арбитров Ю. Карандина и М. Кириллова.
      4. Тарасов показан в фильме мучеником и борцом с коммунистическим режимом. Ложь полнейшая! Ни один тренер ни одного клуба не имел такой поддержки от этого режима, как Тарасовский ЦСКА. Благодаря этой поддержке ЦСКА мог забрать к себе почти любого игрока другого клуба, что сильно помогало ему побеждать в чемпионатах страны. И Тарасов с удовольствием этим пользовался много лет. И это называется мученик? И борец с режимом?
      5. И, наконец, самая главная ложь, вокруг которой закручен сюжет фильма. В матче, упомянутом в п.3, Тарасов, недовольный решением судьи, и уверенный, что раз матч смотрит болельщик ЦСКА Л.И.Брежнев, то всё закончится в его пользу, увёл команду в раздевалку и 40 минут не выпускал её, пока министр обороны маршал А.А.Гречко, тоже присутствующий на матче ни спустился в раздевалку и не приказал Тарасову вернуть команду на лёд. За эту выходку, оскорбительную для миллионов зрителей, с Тарасова сняли звание ЗТ СССР, которое через полгода вернули. а в фильме эту хулиганскую, хамскую выходку представили как доблесть, чуть ли не как геройство. Со стороны сценаристов это просто мерзко. Кстати после этого Тарасова от большого хоккея не отстраняли, во время Суперсерии-72 он не сидел дома, как показано в фильме, а был в составе нашей делегации в Канаде и смотрел матчи на трибуне.
      Выводы: "Патриотизм", воспитанный на фундаменте лжи - очень сомнительный. Такими людьми как Чернышёв, Бобров и др. надо гордиться и достижения их прославлять а сценаристы оскорбили их память, зато сверх всякой меры превознесли Тарасова, сделав его чуть ли не единственным создателем нашего хоккея.
      А тем комментаторам, которые так и не заметили никакой разницы между ложью и фантазией, скажу так: вы смотрите на ситуацию со стороны, а смогли бы вы думать также, если так поступили бы с вами или вашими близкими? Сомневаюсь!
      Всем удачи!
    • Бред Пит с бригадой, Гитлера в упор расстрелял в Тарантиновском фильме и ничего.
    • Автору самому следовало бы матчасть подтянуть.
    • наверно всю ночь а может и не одну откапывал в нэте эти данные а вот для чего не понятно. Все равно Харламов великий а фильм хороший по тому что других просто нет
      • А разве кто-то отрицает величие такого замечательного хоккеиста, как Валерий Харламов? Хоть один такой комментарий есть? Нет.
        Есть много хороших спортивных фильмов: "удар! Ещё удар!", "Ход белой королевы", "Право на прыжок", "Королевская регата", "Хоккеисты" и другие. И если ты ничего о них не знаешь, если ты их не видел, то это не значит, что их нет.
    • После этой супер серии, вратарь сборной Канады Кэн Драйден, написал книгу,, Хоккей на высшем уровне,, Я её прочитал за одну ночь, хороший перевод был, по моему ленинградское, советую.
    • Посмотрел бы я чтоб вы сказали посмотрев кино полностью соответствующее реальным событиям... Хотя такое есть, только оно называется документальным.
    • Джавдет плохую рецензию написал. Саида на него нет. Не то про фильм написал, не то про Путина. К чему тут Путин, кроме того, что ему фильм понравился? Полаять моське на слона?
      Обычное дело, когда реальные биографии, слишком скучные для 2-часового фильма, додумывают, сокращают и ужимают, соединяя в одно время и автокатастрофу, и матч, и травму. Кроме того, у фильма, в отличие от жизни реального человека, должна быть идея, и именно на неё надо обращать внимание при просмотре ХУДОЖЕСТВЕННЫХ фильмов. В этом фильме - а фильм хороший, смотрится идеально, если не занудствовать по поводу того, что "на самом деле звезды тогда нашивали на 2 см. выше, чем в фильме" - идея есть: столкновение гения на катке и гения на скамейке с тупой бюрократической государственной машиной. На самом деле такого не было, это - идея авторская, но она интересная в плане разработки на реальных сюжетах разных лет и обстоятельств, заведомо слитых вместе, и гении тут побеждают, потому тут один тренер и один хоккеист на фоне остальной массовки, потому что другие личности в фильме будут отвлекать от темы, потому что это не жизнь, а кино.
      • А чего стоит такая идея, если она базируется на лжи и оскорблении памяти заслуженных людей?! А если нужны единственные, собирательные образы, так называйте их вымышленными именами, и не будет претензий! И при чём тут "нашивание звёзд"? Глупость сморозил. В общем слов много а конкретики никакой.
    • Посмотрела фильм и даже пересмотрела! Работа очень yдачная! Фильм yдался! Данная статья -Zлопыхательство!
    • А давайте снимем фильм о ледовом побоище, где вражеские танки будут доблестно разбиты "калибрами", запущенными Петром I с кораблей балтийского флота! Такой будет ПАТРИОТИЗМ!
    • Этот фильм направлен на молодых хоккеистов, для их дальнейшей мотивации в спорте.
      Фильм снят красиво!!
    • А ведь самая главная НЕС ПРАВДЛИВОСТЬ - старшим трером сборной СССР, которая была чемпионом мира в 1954, 1956, 1963, 1964, 1965, 1966, 1967, 1968, 1969, 1970 и 1971 гг был Аркадий Чернышев. Тарасов был ВТОРЫМ тренером.
      Аналогично старшим тренером команды, ставшей чемпионом мира в 1978, 1979, 1981, 1982, 1983, 1986, 1989, 1990 был Виктор Тихонов, а про второго тренера Вы слышали?

      • Вторыми тренерами в сборной СССР, которую возглавлял Виктор Тихонов работали: в 1978-1986 г.г. - Владимир Юрзинов; а в 1987-1992 г.г. - Игорь Дмитриев. Кстати, Тарасов работал вторым тренером сборной в 1962-1972 г.г., и к победам Чернышёва 1954 и 1956 годов он не имеет никакого отношения.
        А Вы забыли упомянуть ещё одну победу старшего тренера Чернышёва и тренера Тарасова - Олимпиада 1972 года.
    • Вот я альпинистка... Столько снято фильмов про альпинистов, в которых сплошное враньё.... и что? От этого фильмы становятся менее зрелищными? Мне нравится легенда 17. И дочери моей нравиться и плачет она И по фиг ей на ваши факты. Хороший фильм и после него мальчишки бегут в хоккей, а вы знатоки можете рассуждать о выдуманных фактах! Это художественный фильм и я после застоя в 90-к, когда перестала вообще смотреть хоккей, считаю, что такой фильм нужен мальчишкам и они пошли в этот вид спорта, потому, что чем нам гордиться , если не нашим хоккеем !!!
      • Всё я Вами ясно, видали мы таких людей как Вы и Ваша дочь! На факты вам наплевать, главное - эффект! А раз в фильме есть эффектные сцены, и фильм художественный, то можно врать что угодно и заниматься такими мерзостями как: кощунство, оскорбление великих людей, внесших огромный вклад в развитие нашего и мирового хоккея, изображение зарвавшегося хулигана героем и мучеником., и т.д. и т.п. По-Вашему, раз фильм художественный, то всем этим заниматься можно, это нормально, так?! Интересно было бы посмотреть, как будете себя вести Вы или Ваша дочь, если так поступят с ВАМИ, и послушать, что вы тогда скажете. А если бы те хоккейные события изобразили правдиво, то и мальчишек, бегущих в хоккей, и людей, гордящихся нашим хоккеем было бы намного больше!
    • Что касаемо "великих хоккеистов".... То я напомню, что в нашем хоккее они были, некоторые играли вместе с Харламовым... Например, Мальцев, трижды лучший нападающий чемпионатов мира. Кстати, начавший получать эти звания, конда Харламов еще не играл в сборной,, при этом Мальцев на год моложе... Фирсов, Якушев, сделавший фактически все три победы суперсерии 1972 года... И сдается мне, что знаменитый "миллион"- это история второй суперсерии, когда играли с ВХА.... Я к чему: лживые подвиги, действительно, знаменитого хоккеиста оскорбительны для остальных динозавров советского хоккея, и для болельщиков, которые их помнят... А молодежь будет жить уже в виртуальном мире, созданном кинематографистами
    • Просто создатели хайпанули и нажили бабла на имени Харламова. И плевать им на правду, на мертвых и на живых. И создавали они не патриотическое кино, а коммерческий проект. И все эти отмазки про художественный вымысел, который имеет право на существование, от своей бездарности и любви к баблу.
      Никакое художественное произведение, построенное на лжи не научит любить Родину.
      И вы сами, папы и мамы, в первую очередь должны быть примером патриотизма для своих детей, а, уж, потом герои фильмов и книг.
    • Зачем нужно половину фильма снимать про вранье. Интересно Харламов хотел бы, чтобы это кино показали
    • После фразы "в Чебаркули" дальше можно не читать. "Борец за историческую правду" не удосужился увидеть у себя бревна в глазу и узнать название города
    • Вообще-то я лично видел Брежнева в его ложе на хоккее и это был матч именно Спартака.
    • "молодец" - автор ! просто - "браво" ! всё по полочкам разлозжил - все документальные
      факты сопоставил с художественным вымыслом авторов фильма. А вообще, я согласен
      с утверждением, что все критики - всего лишь сами несостоявшиеся актеры, певцы,
      режиссеры и т.д. ...
      и, главное, с тупостью быков - (как в фильме) продолжают с пеной у рта простым зрителям
      "доказывать", что любой художественный замысел должен максимально отображать
      документальные исторические факты-события !
      словом, если бы в фильме все имена-фамилии были заменены на несуществующих в
      реальности персонажей - тогда бы эти критики так с ума не сходили бы... хотя...
    • СКАЗКА - ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЁК,

      Ну, а чтоб остался ПРОК, -
      Научитесь - ВИДЕТЬ ДАЛЬШЕ !
      ЧТОБ УМЕТЬ ЧИТАТЬ - МЕЖ СТРОК !
    Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут.
    Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
    Правила модерирования.
      наверх