комментарии 176 в закладки

17 фактических ошибок в фильме "Легенда №17"

erid:

Неожиданно прямо посередине жаркого российского лета вновь начались споры относительно триумфально прошедшего некоторое время назад на экранах отечественных кинотеатров фильма «Легенда № 17», посвящённого великому советскому хоккеисту Валерию Харламову. Вот и известный комментатор Василий Уткин сегодня назвал картину «скотством». Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» решила напомнить читателям наш материал, посвящённый ошибкам и откровенным ляпам в фильме, ставшим настоящим хитом, судя по кассовым сборам.

Вместо эпиграфа:

— А вы на «Студебеккере»?- Можете считать нашу машину «Студебеккером», — сказал Остап злобно, — но до сих пор она называлась «Лорен-Дитрих». Вы удовлетворены? Но шофер-любитель удовлетворен не был.- Позвольте, — воскликнул он с юношеской назойливо­стью, — но ведь в пробеге нет никаких «Лорен-Дитрихов». Я читал в газете, что идут два «Паккарда», два «Фиата» и один «Студебеккер».- Идите к чертовой матери со своим «Студебеккером»! — заорал Остап. — Кто такой Студебеккер? Это ваш родственник Студебеккер? Папа ваш Студебеккер? Чего вы прилипли к человеку?! Русским языком ему говорят, что «Студебеккер» в последний момент заменен «Лорен-Дитрихом», а он морочит голову. «Студебеккер»! «Студебеккер»!Юношу уже давно оттеснили распорядители, а Остап долго еще взмахивал руками и бормотал: — Знатоки! Убивать надо таких знатоков! «Студебеккера» ему подавай!


«ПОЛНЫЙ АНШЛАГ»

Страны бывшего СССР практически три месяца, как наслаждаются просмотром кинохита текущего года «Легенда № 17». Фильм уже заработал в прокате $ 27,45 млн., установив рекорд по сборам в России и завоевав «Приз зрительских симпатий на „Кинотавре“. Его уже посмотрели игроки юниорской сборной России в Сочи, а главным критиком картины выступил Владимир Путин, отметивший, что „Легенда № 17“ — хорошее кино, которое непременно найдёт своего зрителя и среди любителей спорта, и среди тех, кто гордится достижениями нашей страны». И только после этого всего фильм посмотрел ваш покорный слуга, которому для осуществления этой цели пришлось заболеть ангиной. И ужаснулся! Потом прочитал огромное количество восторженных высказываний зрителей и с десяток критических рецензий, посвященных тому, что в фильме о реальном человеке, рассказывающем о реальных событиях, извратили практически все. Прочитал еще с несколько десятков разгневанных комментариев восторженных зрителей по поводу критических статей. И пересмотрел фильм второй раз, после чего самостоятельно насчитал 17 искажений из реальной жизни Валерия Харламова. Половину из них те же самые критики либо упустили, либо уже устали фиксировать, а потому и не живописали в своих рецензиях. Но у меня-то ни разу не рецензия, у меня-то работа над ошибками всей кинобригады, которая ради хорошего, в итоге фильма, перевернула события жизни Валерия Борисовича и окружающих его людей с ног на голову.

«10 апреля при полном аншлаге прошла гала-премьера в кинотеатре „Октябрь“». Это цитата из статьи в Википедии, которая посвящена фильму. ПОЛНЫЙ АНШЛАГ — выделено мной. И что же они увидели?


РОССИЯ — РОДИНА СЛОНОВ (из анекдотов).

1. Как Валерий Харламов с партнерами по команде «Звезда» из Чебаркули громит «Сибирь» со счетом — 9:0.

На самом деле 22 октября 1967 года Харламов дебютировал в составе ЦСКА в Новосибирске в матче с «Сибирью». Армейцы легко выиграли 9:0. Валерий отличиться не смог.

Адвокаты всех фантазий фильма настаивают на том, что он художественный, а потому и имеет право на вымысел. Почему же пострадала безвинная «Сибирь»? Потерпеть разгромное поражение от ЦСКА — 0:9, как это и было на самом деле, не зазорно, армейцы в советские времена представляли из себя основу сборной страны. Но «Звезда» из Чебаркули стояла на несколько ступенек ниже, чем «Сибирь». И вымышленный разгром ею, увековеченный в фильме, позор для новосибирских болел. И почему именно этот матч, в котором реальный Харламов не забил ни одной шайбы, был выбран авторами фильма для описания?

2. В Чебаркуль Харламова «ссылает» главный тренер ЦСКА Анатолий Тарасов, якобы, не взяв его в Японию.

На самом деле в ноябре 1967 года Харламов был отправлен во вторую лигу, в местную «Звезду». Обычная практика аренды молодого хоккеиста в подведомственном («Звезда» была армейской командой) клубе.

3. В Чебаркуль Харламов едет с другом Александром Гуськовым.

На самом деле Гусевым — хоккеистом сборной СССР и ЦСКА. Здесь просто непонятно, почему все партнеры по сборной и ЦСКА указаны под своими фамилиями — Петров, Михайлов, Рагулин, Зимин, а Александр Гусев, с которым Харламов начинал свою хоккейную карьеру в ЦСКА, продолжил в Чебаркули, а потом возобновил в ЦСКА, проходит в фильме, как Гуськов. «Как Гуськов? Опять Гуськов? Почему Гуськов?» — возмутилась бы героиня Светланы Немоляевой из киношедевра (в отличие от «Легенды № 17), «Гараж».

4. По возвращению в ЦСКА, Харламова «расстреливают» в воротах партнеры по команде, по приказу того же Тарасова, который посылает Харламова на место вратаря по имени Слава.

На самом деле вратарей ЦСКА в сезоне 1967 года звали Виктор Толмачев и Николай Толстиков. В следующем сезоне ворота защищали Александр Пашков и Толмачев. И кто из них Слава?

5. На предсезонной тренировке Тарасов хвалит двух игроков ЦСКА Смирнова и Подберецкого.

На самом деле не было в ЦСКА игроков с такими фамилиями. Подберецкого никогда в жизни не было, а Смирновы случались, но не в то время.

6. Сюжет матча со «Спартаком», в котором Харламов на последней секунде матча забросил победную шайбу, высосан из пальца.

На самом деле в чемпионате СССР по хоккею сезона 1967/68 ЦСКА сыграл со «Спартаком» следующим образом — 1:3, 2:2, 3:1, 7:4.

Владимир Владимирович (имеется в виду Путин) любителям спорта, которые нашлись бы среди зрителей, не обязательно врать, чтобы они приходили в кинотеатры. Хотя, ваше мнение, конечно же, авторитетно. Еще бы вы совместили просмотр фильма с сообщением о разводе с Людмилой Александровной, представляете, какой бы ажиотаж это вызвало?!


КРОКОДИЛЫ ЛЕТАЮТ, НО ОЧЕНЬ НИЗЕНЬКО (из армейского юмора)

7. Эпизод фильма, в котором хоккеисты на Олимпиаде в Саппоро катаются вокруг Тарасова, который призывает резко останавливаться армейцев, спартаковцев, динамовцев, игроков «Крыльев Советов».

На самом деле на Олимпиаде в Саппоро-1972 не было ни одного представителя «Крыльев Советов». Зато главным тренером был динамовец Аркадий Чернышев, тогда, как Анатолий Тарасов исполнял роль второго тренера. Кто-то верит в то, что второй наставник мог бы устраивать выволочку игрокам сборной, а главный тренер «курил бы бамбук» в сторонке? Кстати, Чернышев в этом фильме не фигурирует никак. Перефразируя Бендера: — «Кто такой Чернышев? Это ваш родственник Чернышев? Папа ваш Чернышев?»

8. — «Я не знаю для чего эта игра? И кто ее придумал?» Это слова Анатолия Тарасова в исполнении Олега Меньшикова, касающиеся товарищеского матча сборных СССР и «Спартака» перед Суперсерией 1972 года. В фильме матч завершился скандальным уходом с площадки хоккеистов сборной, из-за несправедливого судейства.

На самом деле, не было никакого товарищеского матча сборной СССР и «Спартака», после которого Тарасов уводил бы свою команду со льда. Произошло это во время календарного матча чемпионата страны 11 мая 1969 года, когда арбитр не засчитал шайбу, заброшенную армейцами в ворота спартаковцев.

9. По сюжету фильма Тарасова сняли со сборной за этот матч.

Одна ложь порождает другую, нагромождаясь на нее. На самом деле, с Тарасова сняли звание заслуженного тренера СССР, которое потом вернули. Со сборной Анатолия Владимировича сняли весной 1972 года после очередной победы сборной СССР на Олимпиаде. После чего сборную возглавил Всеволод Бобров, который и выступал одним из инициаторов встреч со звездами НХЛ. Весной 1972 года во время чемпионата мира в Чехословакии были обговорены все условия предстоящей серии.

10. Персонаж Валентина Смирнитского произносит фразу о том, что Брежнев болеет за «Спартак».

На самом деле, такое даже диссиденты не могли представить в самых страшных своих снах. Всем, кто жил в то время, а я подозреваю, что режиссер и сценаристы жили, было прекрасно известно, что Брежнев был ярым ФАНАТОМ ЦСКА.

Аркадий Ратнер, трудившийся больше 40 лет в спортивной редакции Центрального телевидения: — Леонид Ильич был отчаянным хоккейным болельщиком, фанатично поддерживал ЦСКА. Посещал многие матчи. Он мог позвонить Лапину (руководителю советского телевидения, — авт.) и сказать: «Сегодня поехать на стадион не могу, но хочу посмотреть хоккей по телевизору».

Между прочим, просматривая многочисленные материалы, посвященные «№ 17», я прочитал интервью одной журналистки с Татьяной Тарасовой. Так вот, задавая вопрос Татьяне Анатольевне она начинает с утверждения, — «Известно, что Брежнев был болельщиком «Спартака». Нормально, да?! Бредятина из фильма потихоньку перерастает в факт, благодаря неосведомленным «акулам пера». Леонид Ильич, прости ее, ибо не ведает она, а бредит.

Кстати, в советские времена в ходу был анекдот о том, что маршал Жуков обращался к полковнику Брежневу за советами по поводу военных действий. Настолько бессовестными были «былинники речистые» тех лет, кинодеятели, писатели, певцы… Вам не кажется, что несметные полчища Михалковых и Бондарчуков повели нас по второму кругу, а Владимир Владимирович? И неужели именно это и необходимо для «тех, кто гордится достижениями нашей страны».


«ВЫ НЕ В ЦЕРКВИ, ВАС НЕ ОБМАНУТ!»

11. По сюжету фильма взбешенный Харламов, после несправедливого матча со «Спартаком», попадает в автомобильную аварию.

На самом деле 26 мая 1976 года молодожены Харламовы, на 12-й день, после бракосочетания, попали в автомобильную аварию на Ленинградском шоссе, когда возвращались ночью из гостей .

12. Представитель НХЛ предлагает Харламову миллион долларов за выступления в НХЛ.

На самом деле это произошло после первого матча суперсерии 1972 года. Как это описывает Владислав Третьяк, в книге «Хоккейная эпопея»:"…Мы освоились и выиграли со счетом 7:3, повергнув своих соперников в состояние шока… На следующее же утро Валерию Харламову предложили миллион долларов за то, чтобы он перешел в НХЛ".

13. «Михайлов — Петров — Харламов», — отправляет Всеволод Бобров знаменитую тройку на лед монреальского «Форума» в первом матче суперсерии.

На самом деле сочетания нападающих выглядели следующим образом: Владимир Викулов — Мальцев — Харламов, Михайлов — Петров — Юрий Блинов. Тем самым, две голевые передачи Мальцева остались «за кадром». Чем провинился, вслед за Чернышевым, еще один великий динамовец тех лет перед авторами фильма? Спартаковцев-то они дважды «подставляли», голом и скандалом в не существовавших матчах.

14. По сюжету фильма Харламова в первом матче суперсерии серьезно травмирует кто-то из канадцев.

На самом деле это произошло во время второго матча в Москве и шестого в серии, когда Бобби Кларк нанёс рубящий удар крюком клюшки в область лодыжки Валерия. При этом Кларк не был удалён до конца игры, а получил только штраф 2+10.


«ТАКОЙ ХОККЕЙ НАМ НЕ НУЖЕН!»

15. В «Легенде» именно после этого эпизода комментатор серии Николай Озеров произносит свою знаменитую фразу.

На самом деле, произошло это во время восьмого матча суперсерии… когда вспыхнула заваруха с участием руководителя канадской делегации Алана Иглсона. Его за дебош взяли под руки милиционеры, а Пит Маховлич отбил своего земляка, размахавшись клюшкой. И вот здесь Озеров произнес: «Такой хоккей нам не нужен!».

16. Последняя шайба в первом матче, якобы, была заброшена с передачи Харламова. После чего он с партнерами по сборной созвонился с Тарасовым.

На самом деле гол забил спартаковец Александр Якушев с передачи Владимира Шадрина. Что касается сеансов связи с Москвой, то матчи из Канады не транслировали в прямом эфире, а потому показанный в фильме телефонный звонок Тарасову «притянут за уши».

17. Вся любовная линия фильма высосана из пальца. Не было ни знакомства около автобуса, ни встречи в кафе, тем более, что будущая супруга возникла в жизни Харламова куда позднее матчей суперсерии. В 1972 году ей было всего15 лет.

На самом деле Харламов женился на 19-летней Ирине Смирновой 14 мая 1976 года, с которой познакомился годом ранее в ресторане «Россия».


«ПОЧЕМ ОПИУМ ДЛЯ НАРОДА?»

Вместо эпилога: На дурака не нужен нож, ему с три короба наврешь, и делай с ним что хошь. (Дуэт Лисы Алисы и Кота Базилио из кинофильма «Приключения Буратино»)

Если отвечать на вопрос — «почем», то открытые источники говорят, что на фильм было затрачено 10 млн евро, которые сейчас «отбиваются» на просторах России и ближайшего зарубежья. Правда, в дальнее этот шедевр везти не стоит, в той же Канаде, мне кажется, стоит ожидать судебных исков. Хотя бы из-за карикатурности их лидеров.

Судьба № 17-го изначально была несчастливой. Идея создать этот фильм была озвучена сыном бывшего владельца хоккейного «Спартака» Гелани Товбулатова Муслимом Товбулатовым (сценический псевдоним Мел Борз) лет пять тому назад, Борз озвучивал желание снять фильм, бюджет которого планировал примерно пять с половиной миллионов долларов. Режиссером фильма видел Егора Кончаловского. Сам Борз собирался сниматься в роли № 17-го. Предполагалось, что ко-продюсером ленты выступит известный хоккеист Олег Твердовский, который должен был договариваться со спонсорами и помогать во всех хоккейных нюансах. Планировалось, что в прокат картина выйдет в апреле-мае 2008 года. В результате из этого проекта осуществилось только участие Борза в «Легенде» в качестве одного из продюсеров.


ВМЕСТО МОРАЛИ…

— …Да поймите же, барон Мюнхгаузен славен не тем, что летал или не летал (на Луну. — авт.), а тем, что не врёт («Тот самый Мюнхгаузен»).

Харламов знаменит не тем, что забрасывал по семь шайб за Чебаркуль (на самом деле 34 гола за 40 матчей). Не тем, что забивал гол на последней секунде матча со «Спартаком». Не тем, что лазал на тросе под суровым небом Чебаркуля и перевоспитывал суровых местных хоккеистов. Не тем, что играл с НХЛовцами, после страшной автомобильной аварии. И не тем, что возвращался на лед, травмированный злобным канадцем. Это был великий хоккеист прошлого, которого можно только повторять периодическими подвигами на хоккейной площадке, но никак не превзойти. И сюжет суперсерии-1972, особенно ее первого матча, сам по себе настолько велик, что не надо было два часа нагромождать друг на друга нелепость за нелепостью. Хотя, если ВВП понравилось, и это … «хорошее кино, которое непременно найдёт своего зрителя и среди любителей спорта, и среди тех, кто гордится достижениями нашей страны», то тогда что же… Тогда, конечно… Тогда следует ожидать от «ТриТэ» новых фактов переосмысления недостаточно славных страничек советского прошлого. Например, Юрия Гагарина, который полетит на Луну в компании с Незнайкой, Белкой и Стрелкой. Причем, Белка будет белка, а Стрелка — письмоносица из «Волги-Волги» в исполнении Любови Орловой. Или разрешения Карибского кризиса при сотрудничестве героев русских народных сказок и американских антинародных комиксов. Или нелегкие трудовые будни наших олигархов на комсомольских стройках. Это какой же простор для творчества открывается, если подойти к делу с таким же энтузиазмом, как в «Легенде № 17».

Джаудат Абдуллин
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
версия для печати
Оценка текста
+
1
-
читайте также
наверх