комментарии 0 в закладки

«Формула-1» сбила спонсоров с «Шелкового пути-2014»

Сегодня руководитель проекта ралли «Шелковый путь» Семен Якубов опубликовал на официальном сайте оргкомитета сенсационное заявление — в этом году автомарафон не состоится. Как выяснили корреспонденты «БИЗНЕС Online», причиной такого поворота событий стали проблемы со спонсорской поддержкой проекта. «Шелковый путь», который пять лет поддерживался крупными спонсорами с подачи российского правительства и лично президента Владимира Путина, в этом году уступил роль главной российской гонки Гран-при «Формулы-1», который состоится в октябре в Сочи.



Фото: официальный сайт «КАМАЗ-Мастер»


ЗАЯВЛЕНИЕ ОБ ОТМЕНЕ «ШЕЛКОВОГО ПУТИ» СТАЛО НЕОЖИДАННОСТЬЮ


Сегодня руководитель проекта международного ралли «Шелковый путь» и основатель команды «КАМАЗ-Мастер» Семен Якубов официально заявил об отмене ралли в этом году. Сообщение стало полной неожиданностью для участников гонки — накануне, 21 апреля, должна была начаться их аккредитация. Членам команды «КАМАЗ-Мастер» о решении оргкомитета было объявлено только сегодня по возвращению гонщиков домой с ралли-рейда «Золото Кагана», где победой после неудачи на «Дакаре» реабилитировался Айрат Мардеев.

Причиной такого решения Семен Семенович называет сложность проведения двух крупных событий в мире гонок сразу: международное ралли «Шелковый путь» потеснил из календаря этап «Формулы-1» Гран-при России, который в октябре состоится в олимпийском парке Сочи. «Шелковый путь-2014» должен был пройти с 4 по 12 июля, стартовав из Москвы и финишировав в Астрахани. В этом году маршрут гонки пролегал через Казань.

Сообщение исполнительной дирекции «Шелкового пути» было опубликовано на официальном сайте проекта. В нем говорится: «Это непростое решение было обусловлено тем, что страна, приложившая все усилия для организации на высочайшем уровне зимней Олимпиады в Сочи, уже через несколько месяцев должна запустить другой стратегически важный автоспортивный проект и принять первую гонку „Формулы-1“ в Сочи. Будучи государственным проектом и безоговорочно признавая приоритеты спорта, организационный комитет ралли „Шелковый путь“ перенес соревнование 2014 года на следующий год».

Ссылаясь на чрезмерную нагрузку для организационных структур и уступая 2014 год «Формуле-1», Якубов в своем заявлении отдельно поблагодарил за поддержку «Шелкового пути» в течение всей пятилетней истории марафона президента РФ Владимира Путина, министра спорта РФ Виталия Мутко и весь правительственный оргкомитет. Отметим, с учетом графиков «Шелкового пути» и «Формулы-1» разрыв между двумя гонками должен был составить три месяца.

Также основатель «Шелкового пути» сообщил в пресс-релизе об изменении периодичности проведения ралли. Данная формулировка осталась без пояснений: означает ли она, что отныне ралли будет проводиться раз в два года, или речь идет лишь о нарушении ежегодной традиции — очевидно, оргкомитет не определился с дальнейшей периодичностью, сообщив лишь, что график гонки сдвигается на один год и сохранит высокие стандарты организации.


«КАМАЗУ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ НЕИНТЕРЕСЕН»


Напомним, ралли-рейд «Шелковый путь» был впервые организован Якубовым в 2009 году, пройдя по территории Казахстана и Туркменистана. После этого он в течение четырех лет оставался внутрироссийским гоночным проектом. Ежегодно в классе грузовиков побеждали пилоты родной Якубову команды «КАМАЗ-Мастер», за исключением 2011 года, когда они уступили первенство Алешу Лопрайсу на автомобиле Tatra.

На фоне этих побед кажется странным, что сегодня на КАМАЗе не считают «Шелковый путь» значимым имиджевым проектом для челнинского автогиганта, вскользь отмечая, что причина — в региональном значении ралли. Внутренний рынок, видимо, не нуждается в той маркетинговой поддержке, какую оказывает «КАМАЗ-Мастер» заводу, участвуя в «Дакаре» на международном уровне. Руководитель пресс-службы ОАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев в комментарии «БИЗНЕС Online» подчеркнул, что КАМАЗу с точки зрения продвижения продукции проект Якубова неинтересен. «Мы не имеем к „Шелковому пути“ никакого отношения — это коммерческий проект, КАМАЗ спонсировал только первую гонку, а впоследствии участвовал в ралли только на общих основаниях, как и любая другая компания», — заявил он.

Между тем ралли этого года как раз и вернулось на международный уровень, впервые после 2009 года включив в маршрут казахстанские города Бейнеу и Атырау широкой петлей по сопредельному государству. И всего месяц назад генеральный директор КАМАЗа Сергей Когогин отмечал в своем интервью, что компания нарастила экспорт грузовиков в Казахстан, который является на данный момент крупнейшим экспортным рынком КАМАЗа. В этом свете незаинтересованность автогиганта в том, чтобы во всей красе показать свои грузовики в Казахстане, выглядит таинственно. Возможно, на КАМАЗе готовились к общественному порицанию — мол, могли бы и поддержать проект основателя победоносной команды «КАМАЗ-Мастер». А это по понятным причинам сделать было бы сложно, учитывая, что индекс промпроизводства завода упал на 24,7% по итогам первого квартала.

Отметим, что и команда «КАМАЗ-Мастер» пользуется посторонней спонсорской поддержкой, что также могло повлиять на решение оргкомитета ралли. Дело в том, что один из основных спонсоров команды «КАМАЗ-Мастер» — финансовая группа ВТБ (вторая по размеру активов в России) — пересмотрел стратегию своего спонсорского и благотворительного участия в различных проектах. В октябре прошлого года наблюдательный совет банка рекомендовал менеджменту снизить затраты на спонсорство. Какие спонсорские проекты и в каком объеме рекомендовано сократить, тогда не сообщалось, но позже глава ВТБ Андрей Костин заявил, что соответствующие статьи бюджета будут урезаны не менее чем 15 — 20%, а возможно, и на четверть.

В 2012 году общие расходы группы на благотворительность, согласно официальному отчету, составили 2,1 млрд. рублей. ВТБ ведет благотворительные проекты в области спорта, искусства, здравоохранения и образования, а также финансирует всевозможные экономические мероприятия. В том числе банк финансирует раллийную команду «КАМАЗ-Мастер», футбольный и хоккейные клубы «Динамо», баскетбольный турнир, поддерживает федерацию спортивной гимнастики, мужскую сборную РФ по волейболу и так далее.


«БОЮСЬ И „ФОРМУЛА-1“ МОЖЕТ ОТМЕНИТЬСЯ…»


Эксперты «БИЗНЕС Online» считают, что фактически решение об отмене ралли принял не кто иной, как Владимир Путин, особо отмеченный благодарностью Якубова в официальном сообщении.

Николай Бондарев — председатель комитета картинга ФАМС РТ:

— Очевидно, что решение не проводить гонку — это не решение Семена Якубова. «Шелковый путь» — это идея Владимира Путина. Добро на проведение этой гонки, насколько мне известно, дает лично Путин. Это деньги из какого-то его резерва. И это деньги немаленькие, на организацию одной гонки выделялось около миллиарда рублей. И когда он инициировал проведение этой гонки, он предполагал, что это будет разовым мероприятием, а оно превратилось в постоянное. Путин уже в прошлом году предупреждал Семена Семеновича, насколько я знаю, что денег на проведение гонки может не оказаться, что с деньгами напряженка. Но в прошлом году кое-как деньги на это выделены были, хотя смета и была урезана в два раза. В этом же году, в связи со всеми этими событиями на Украине и в Крыму, было принято решение от ее проведения воздержаться.

Кроме этого, нужно учитывать, что сейчас в наших южных республиках сконцентрированы наши войска, они проводят учения. И кроме всего прочего гонке ведь просто могли объявить бойкот, она вообще могла оказаться пустой и пройти на уровне российского чемпионата. Я сам готовлюсь к российскому этапу «Формулы-1» в Сочи, нас учат, готовят, уже два раза на учебу ездил, но боюсь, что и «Формула-1», в связи со складывающейся ситуацией, может отмениться. В Сочи может просто никто из топ-команд не приехать, если напряженность на Украине будет продолжаться. А она, насколько я понимаю, продолжаться будет. А Украина будет провоцировать Россию на военные действия, потому что это очень надо Америке.

КАМАЗ в СНГ уже все знают, и говорить о Казахстане с точки зрения продвижения продукции КАМАЗа, думаю, не совсем правильно. Для Казахстана, входящего в Таможенный союз, технику по средствам и брать-то особо негде. КАМАЗу рекламировать себя там, где его знают и знают его недостатки, нет никакого смысла и эффекта. Рекламой машин в СНГ может служить только повышение их качества.

Сергей Екимов — гендиректор ООО «Автодизайн»:

— Если это коммерческий проект Якубова, то и разбираться с ним только ему. Это его личное дело, как и «КАМАЗ-Мастер». Но если его поддерживают президент и правительство, то это вопрос из разряда: «Нужна ли нам Олимпиада?» Конечно, нужна. Олимпиада — это ведь не коммерческий проект. Он и политический. Нам ведь нужно как-то объединять страны СНГ, тот же Казахстан, и линия спорта — это вполне подходящая плоскость.

Что касается КАМАЗа, то, на мой взгляд, у него на месте спортивного центра должен быть дизайн-центр. Потому что, побеждая в соревнованиях, дизайн КАМАЗа покупают за рубежом. Что нужнее? Сегодня рынок очень жесткий, АвтоВАЗ сворачивает производство, сокращает 7 тысяч человек, Ford сокращает людей. Нужно ли в таких условиях заниматься имиджевыми спортивными мероприятиями? За рубежом участие в гонках — это продвижение марки, которым фактически занимаются не сами компании, а частные гонщики. У нас это возведено в ранг каких-то политических проектов. То, что делает Якубов — это, конечно, огромная работа, но она связана с прототипами, а к серийному производству «КАМАЗов» она не имеет никакого отношения. Побеждать, конечно, надо, но вопрос в том какими средствами…

Влас Мысько , Асхат Идиятуллин
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
версия для печати
Оценка текста
+
0
-
читайте также
наверх