комментарии 0 в закладки

Виктория Воробьева: «Буду стараться сделать себе подарок на 20-летие»

Стартующий сегодня в казанском центре гимнастики чемпионат Европы по бадминтону станет первым крупным международным соревнованием, которые примет столица Татарстана в текущем году. И этот чемпионат станет первым стартом Виктории Воробьевой, потому что студентка третьего курса Поволжской академии спорта именно в этот день отметит маленький юбилей, а в возрасте 20 лет, как вы понимаете, она на корт еще не выходила.

Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» с помощью самой Виктории и благодаря огромному вкладу в процесс нашего общения ее мамы и тренера Инны Николаевны узнал практически все секреты единственного представителя Татарстана в сборной страны.

«ПЛАНИРУЕМ, ЧТО МАТЧ НАЧНЕТСЯ ЧАСОВ В 11 НОЧИ»

— Виктория, чемпионат начнется в среду. А когда конкретно вы стартуете?

Виктория: — На корт я выйду вместе с напарницей Ольгой Головановой часа в 23. Сами соревнования в парном разряде стартуют после семи часов вечера, наш матч стоит в расписании пятым. Если предыдущие пары закончат свои матчи побыстрее, то выйду на корт пораньше.

— Зрители, как вы считаете, еще останутся на трибунах?

Инна Воробьева: — Думаю, что настоящие любители бадминтона на матч останутся. Что касается позднего старта, то у нас были выходы на корт в два часа ночи. Правда, это было еще по детским соревнованиям, когда площадок не хватало, а наплыв участников был настолько велик, что пришлось играть в два ночи.

В. В. — Зато завтра у меня будет больше времени, чтобы отдохнуть. А то я сейчас очень уставшая, еще и переболела недавно. Даже в больнице лежала. Мне отдых необходим. Вот у меня будет возможность полежать, и ближе к вечеру выйти на корт.

— А вы уже привыкли к новому для себя залу? Все-таки, тренируетесь в академии тенниса, а чемпионат Европы пройдет в стенах центра гимнастики, где все непривычно.

И. В. — Всё непривычно, а при этом всё имеет значение. И освещение, и высота потолков, вплоть до того, как кондиционеры работают.

В. В. — Сегодня у нас была тренировка, на которой я уже почувствовала, как с одной стороны волан взлетает, а с другой — его прямо ветром в аут сдувает. Или волан летит в аут, а его закручивает, и он в падает в площадку. Не знаю, как будут обстоять дела во время соревнований, может, отключат кондиционеры.

— Вы же можете высказать свои просьбы по этому обстоятельству? Я помню, что в прошлом году в академии тенниса прошли тестовые соревнования, после которых были учтены все замечания спортсменов и тренеров, и во время стартов Универсиады претензий не было ни у тех, ни у других.

И. В. — Да, тогда практически полностью переоборудовали зал. Закрыли окна, чтобы солнце не слепило глаза. Зато добавили искусственного освещения в зал.

В. В. — Мы высказали свои пожелания. Но, в целом, нам придется привыкать к залу по ходу соревнований. Поэтому ни о каком преимуществе своих стен речи быть не может. Все будут в равных условиях.

ПЕРЕСТРОИЛАСЬ НА ПАРУ, В РАСЧЕТЕ НА ОЛИМПИЙСКИЙ СТАРТ

— Обычно чемпионаты, проходящие между двух олимпийских циклов, бывают слабее по уровню. Кто-то берет паузу на отдых, девушки пользуются моментом, чтобы уйти в декретный отпуск, а уже потом восстанавливаться и выходить на пик в олимпийском сезоне. Каков в этом плане чемпионат в Казани?

В. В. — Очень представительный по списку участников. Те, кто не закончил со спортом, как наша Валерия Сорокина, все в строю. Никто не отдыхает, никто не рожает. Видимо, все готовятся к следующему олимпийскому циклу. Что касается пар, то даже неясно, кто может гарантированно говорить о том, что будет в четвертьфинале. Сильные пары из Дании, Англии, Голландии, смешанная пара болгарки и немки. Именно на дуэты делают ставки европейские бадминтонисты. Потому, что в одиночках очень сложно конкурировать с азиатами — Китаем, Кореей, Индонезией, Малайзией. Там нужно неимоверное здоровье.

— Здоровье? Со стороны бадминтон кажется не более, чем развлечение. Нет необходимости в мышечной массе, знай себе волан через сетку перекидывай.

И. В. — Абсолютно дилетантский взгляд на вещи. Подготовка в нашем виде спорта требует совмещения скоростных и выносливых качеств. Она сообразна подготовке спринтеров, бегающих 400 метров — самую тяжелую дистанцию легкой атлетики. Почему скорость нужна бадминтонистам, думаю, объяснять не стоит, без нее на волан не среагируешь. А выносливость необходима при проведении турниров, когда в день приходится играть по несколько матчей, каждый длительностью не менее часа. А у тебя таких соревновательных дней по пять-шесть за турнир. Поэтому, даже хорошо, что в Казани играется личный чемпионат, а командный уже состоялся несколько ранее. Потому, что играть в личном разряде, после того, как ты выложился уже на командных, практически ни у кого сил не остается. Мы это уже пережили в прошлом году в шведском городе Упсала, когда стали призерами студенческого чемпионата Европы, и в команде, и в личном зачете, но Вика тогда просто вымоталась.


1338388079vorobeva_vika.jpg


ПЕРЕШЛА В ПАРУ, С ОЛИМПИЙСКИМ ПРИЦЕЛОМ

— То, что вы попали в сборную страны, стало известно еще в марте. В целом вы рассчитывали на попадание в сборную?

В. В. — Да, потому, что проделали колоссальную работу. Еще прошлым летом стали играть в паре с Олей Головановой. После чего практически каждый месяц у нас были соревнования, успехи на которых приближали нас к отбору в состав сборной. Шаг за шагом, выигрывая, либо занимая призовые места, мы двигались к попаданию в состав сборной страны. Когда шансы казались уже минимальными, мы на соревнованиях в Австрии заняли второе место. Это и дало нам право стартовать на Европе.

— Ваша напарница выступает за другой регион?

В. В. — Да, она представляет Москву. Соответственно мы играем с ней вместе только на сборах и соревнованиях. Что касается одиночки, то на этих соревнованиях я только поддерживаю форму. Само распределение ролей у нас выглядит следующим образом, что я стою у сетки, а Оля располагается сзади. Она более сильная одиночница, чем я, и у нее посильнее смэш — один из основных ударов в бадминтоне. Моя задача перехватывать волан «на сетке».

— Это решение играть, преимущественно, пару, вы приняли как прицел на 2016 год?

И. В. — Да, мы приняли решение сосредоточиться на паре или миксте с прицелом на попадание в олимпийский состав.

— Прошлогодняя Универсиада для меня запомнилась ревущими трибунами на финале мужских пар, когда россияне встречались с корейцами. Там федерация республики постаралась, снабдив билетами занимающихся бадминтоном со всей республики. Сейчас ожидаете такой же поддержки?

В. В. — Поверьте, зрителей будет очень много.

— Вы над решением этой проблемы поработали в соцсетях?

В. В. — Нет (смеется). Во-первых, сами участники соревнований, которые ждут своих матчей, болеют за партнеров по команде. Во-вторых, приедет много игроков со всей России, которые не пробились в сборную. В-третьих, как и в прошлом году приедут любители бадминтона со всей республики. Наконец, много народа потянется из нашей академии спорта, где бадминтон хорошо развивается. Правда, когда играешь, то шум зала ты не слышишь. Слышно только своего тренера и напарницу. На шум вокруг начинаешь обращать внимание, когда уступаешь в ходе встречи, нервничаешь, а тут еще против тебя болеют.

УСЛОВИЯ ДЛЯ РАБОТЫ ПРЕКРАСНЫЕ, УЧЕБЫ — ВЕЛИКОЛЕПНЫЕ

— Три года назад вы переехали из Беларуси в Казань. Какие плюсы в этом переезде видны, какие минусы обнаружились?

И. В. — В Беларуси пять школ бадминтона, и, если говорить о Вике, то она была лидером нашей — гродненской школы, а в стране шла второй по взрослым. В своем возрасте Вика входила в десятку лучших европейских бадминтонисток. Минусом при переезде был тот факт, что рейтинг обнулился, так как спортсмен стал выступать за другую страну. Но таковы правила, и мы, играя и выигрывая, снова подняли свой рейтинг. В мире Вика сейчас 58-я, а в Европе стоит среди первых полутора десятков игроков, только уже среди взрослых.

Еще минусом при переезде в Казань был недостаток спарринг-партнеров, но у девушек эта проблема решается за счет тренировок с парнями. Более того, в этом плане для девушек гораздо полезнее тренироваться с представителями сильного пола, потому, что у них игра агрессивнее, удары сильнее. Женский бадминтон, он как женский волейбол, еще одна игра через сетку, в которых много розыгрышей. Мужской бадминтон короче, один удар, второй, и очко разыграно.

Теперь перейдем к плюсам, которых после переезда было гораздо больше. То, в каких условиях мы тренируемся, еще надо поискать по всей Европе. Нет проблем с финансированием, благодаря усилиям республиканской федерации бадминтона.

— Почти сразу после приезда вы поступили учиться?

В. В. — Да, я переезжала сюда с прицелом на поступление в Поволжскую академию спорта. Поступила на специализацию «физическая культура», учусь на тренера. В следующем году, после окончания четырех лет обучения, буду думать либо о магистратуре, либо о бакалавриате. Сейчас учусь на очном, но в профильном институте с пониманием относится к нуждам профессиональных спортсменов, и позволяют учиться по индивидуальному графику. У меня свободный график посещения занятий, когда я уезжаю на сборы или соревнования, то перехожу на дистанционное обучение. Великолепный график обучения для профессиональных спортсменов.

И. В. — Я сама, когда была спортсменкой, столкнулась с тем, что пришлось завершить спортивную карьеру, и только потом получать образование, потому, что нам с учебой в учебных заведениях никто не шел навстречу.

— Вы живете в деревне Универсиады?

В. В. — Нет, дома. Здесь неподалеку от центра гимнастики.

— То есть, в студенческую жизнь вы в полном смысле этого слова не погружены?

В. В. — На первом курсе я жила в общежитии, но это было крайне сложно для профессионального спортсмена. У спортсмена должен быть свой режим, а там он, соответственно, свой. У нас вечно ходили с проверками, потому, что «деревня» должна была сохраниться в неприкосновенности для будущих жильцов — участников Универсиады. Для студентов, может быть, это и не проблема, но наш режим дня от этого нарушался. Как и от общения с соседями, а в студенческой среде это неизбежно. Кто-то зачем-то зайдет, чего-то попросит, а отдых спортсмена между тренировками или учебными занятиями должен быть полноценным.

И. В. — Даже мы не выдержали всей этой строгости. Прожили в «деревне» два месяца, после чего я сказала мужу — «Это не для меня!» При том, что мы вообще не нарушаем спортивный режим. И полностью погружены в бадминтон…

КАК «ТЕМНАЯ ЛОШАДКА» СТАЛА ПРИЗОВОЙ

— А стоит ли так погружаться, как в бадминтон, так в любой другой вид спорта? Только что в Казань приезжали тренеры и юные футболисты из академии «Барселоны». В частных беседах они рассказали о том, что до 13 лет у них ребята тренируются только три раза в неделю, в то время, как их российские сверстники тренируются едва ли не каждый день, а то и по два раза в день.

И. В. — Мы тоже начали об этом задумываться. Тренировки в Европе и у нас отличаются очень серьезно. Там отношения к детям совсем другое. Старшие ходят, улыбаются, пылинки сдувают, радуясь, что кто-то пришел на тренировку. У нас так никого не заставишь работать. Мы пробовали европейский подход к тренировкам. Но потом пришли к выводу, что, если с детьми чуть жестче не разговаривать, то они, как будто, не понимают, что от них требует тренер. Не знаю почему у нас не получается тот, европейский подход, когда результат приходит, как будто, сам собой. В России для достижения цели нужны и двухразовые тренировки, и нужно самому «заморачиваться» по поводу результата, и постоянно настраивать на это ученика.

— А вам не мешает постоянная настроенность на спорт, на бадминтон?

И. В. — К счастью, мы ограничиваемся разговорами о нем только на работе. Представьте, если бы и дома продолжалось общение, когда два родителя — тренеры, два ребенка — профессиональные спортсмены. С восьми утра до десяти вечера мы в зале, и чтобы мы еще и дома затрагивали темы спорта? А отдыхать когда? Мне жалко моих детей, потому что они тренируются у нас. Мы к ним предъявляем претензии куда большие, чем к остальным. Других мы можем простить, у своих будем добиваться выполнения необходимых требований. Пожалеть своего ребенка на тренировке я могу. Но через полчаса занятий забываю об этом чувстве, и снова начинаю требовать по полной.

В. В. — Да, ладно, я уже привыкла к этому. Я маму изучила, и знаю, когда можно «сачкануть» (улыбается).

— В прошлом году у вас уже был опыт выступления на чемпионате Европы. Только студенческом.

И. В. — Да, в шведском городе Упсала Виктория в составе команды Поволжской академии спорта завоевала две медали, в командных соревнованиях и личных. Мы приехали на этот старт, как «темная лошадка». Никто на нас особо не ставил. А мы всех обыграли — по 3:2 и завоевали «бронзу». Выдохлись, но потом хорошо сыграли в личных соревнованиях. У Поволжской академии спорта сложился хороший костяк бадминтонной дружины, в которой четыре хороших парня и три девушки, с которыми можно решать серьезные задачи. В этом году нам предстоят сборы, потом спартакиада молодежи в ПФО, два турнира в Греции и Испании и финал спартакиады молодежи. Это всё один месяц май. Летом, в июне — старт на всероссийской Универсиаде, который пройдет в Казани, а потом будем готовиться к студенческому чемпионату мира.

Уже начался цикл прописанных турниров, хорошо сыграв на которых можно завоевать себе путевку на олимпийский старт, а это наша главная задача по итогам четырехлетия.

Джаудат Абдуллин
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
версия для печати
Оценка текста
+
0
-
читайте также
наверх