комментарии 1 в закладки

Африканец из Набережных Челнов забивает на мундиале и хочет приехать из Бразилии домой

erid:

Нападающий сборной Нигерии Питер Одемвингие, забивший победный мяч в матче против Боснии и Герцеговины (1:0), принес африканцам первую победу на чемпионатах мира за последние 16 лет. Сегодня в матче с Аргентиной он постарается совершить еще вчера казавшееся невозможным — вывести нигерийцев в плей-офф мундиаля. Между тем вторая родина Одемвингие — Набережные Челны. Детский тренер ФК «КАМАЗ» Виктор Борисов, 6 лет тренировавший футбольное дарование, в интервью «БИЗНЕС Online» рассказал, как к нему попал нигерийский «татарин», чем он отличался от своих сверстников, почему не остался в «КАМАЗе» и когда намеревается приехать в автоград.



«НО ПРИЕХАЛ ЕГО ОТЕЦ И УВЕЗ ЕГО В МОСКВУ»


— Виктор Александрович, вы помните, при каких обстоятельствах к вам пришел заниматься Одемвингие?

— Помню, конечно! Он пришел со своей старшей сестрой. Они рассказали, что их семья приехала из Ташкента — в 90-е годы они стали беженцами. Там, в Узбекистане, Осазе занимался футболом, и хотел продолжить, записаться в секцию. Я сказал, давай, посмотрим. Погода еще была плохая, помню, ранняя весна. Я посмотрел — сразу видно, что мальчик хороший. Естественно, я его взял, он начал заниматься, и почти сразу попал основной состав.

— Вы сказали Осазе. Ведь действительно его на самом деле зовут Осазе Одемвингие, хотя все и везде почему-то называют и пишут «Питер Одемвингие». Почему так?

— Я тоже спрашивал у него об этом. Он мне объяснил, что Питер — это его английское имя, а в свидетельстве о рождении (он же родился в Советском Союзе) у него значится Осазе Одемвингие.

— А на какой позиции он у вас играл?

— Под нападающими.

— В детстве он отличался чем-то от своих сверстников?

— Во-первых, у него бег был другой совсем. Во-вторых, он был очень пластичен, координация была очень хорошая и мышление нестандартное. Вот это я разу отметил для себя. Он мыслил быстро и нестандартно, мог выдавать очень хорошие острые передачи. В футбольном мышлении, можно сказать, он опережал всех. А так в повседневной жизни общительный, веселый, без комплексов мальчишка был.

— А занимался с желанием?

— С очень большим! Если не выпускали на игру, то огорчался очень. Кого-кого, но его подталкивать не надо было к занятиям. Он получал огромное удовольствие от игры.

— А другие интересы, кроме футбола у него были?

— Английский. Он уже тогда очень хорошо знал язык.

— Когда тренировали юного Одемвингие, предполагали, что из него может получится футболист топ-уровня?

— Да, это было сразу видно. Необходимо было только терпение. Он тогда не был таким большим как сейчас, он был маленький, худенький. Позже, когда мы уже играли в старших возрастах, к нему уже начинали присматриваться селекционеры из других команд. Однако приехал его отец (он жил в Нигерии, — ред.), увез его на просмотр в Москву, и он там остался. Затем перебрался в Бельгию, потом ушел во французский «Лилль», откуда пришел в московский «Локомотив». Сейчас он перебрался в Англию, играет за «Сток Сити».


Osaz в детстве

Osaz в детстве


«БЫЛ У МЕНЯ ОДИН ТАКОЙ, ЕГО УЧИТЬ-ТО НИЧЕМУ НЕ НАДО БЫЛО, НО…»


— Виктор Александрович, вы можете припомнить случаи, когда видели, что у юного футболиста есть все задатки, чтобы дорасти до топ-уровня, но каким-то причинам не получалось?

— Были такие. Но в жизни ситуации разные бывают: кто-то в 12 лет заканчивает с футболом, кто-то — в 14. И играет хорошо парень, и все данные есть, чтобы стать большим футболистом, но… Как объяснить? Не захотел дальше заниматься и все тут! Был у меня один такой игрок — Афанасьев. Его и учить-то не надо было футболу, все сам умел от природы. Я за ним долго ходил, и с родителями работу проводил, но ничего в итоге не получилось. Он бросил футбол, хотя был очень одаренный. Я так и не понял, почему. Может, сам не захотел, может, во дворе какие-то проблемы…

— Большими футболистами становятся те, у кого талант от Бога или трудяги, которые через труд и пот постигают азы мастерства?

— Трудно сказать… Ситуации бывают разные: есть те, кто только на таланте идет, другие всего добиваются через трудолюбие, а есть те, у кого присутствует и талант, и трудолюбие. В любом случае, какие-то задатки футбольные должны быть. Если их вообще нет, то невозможно сделать хорошего футболиста. Футбол — это такая игра, как ни тренируйся, ни старайся, должна быть хоть какая-то частица таланта от природы, но везение, разумеется, играет свою роль. Много же еще зависит от того, в какую команду попадешь, с кем будешь играть.

— Но многое ведь зависит и от тренера?

— Я уже 30 лет на тренерской работе и считаю, что самый важный компонент — это желание самого ребенка. Многое, если не всё, зависит от этого.

— А что вы думаете о бытующем мнении, что сейчас будущего чемпиона можно определить по генам еще в юном возрасте? Вы проводите такие исследования?

— Ну, какие у нас исследования… Мы тесты применяем и визуальный метод — как у спортсмена на тренировках получается и как в игре. На тренировках ведь может все получаться, а в игре футболист не может проявить себя. Это тоже психология, из этого тоже делаешь определенные выводы. Смотришь, с какими глазами он выходит на игру — просто побегать или у него глаза горят?


«ПРИХОДИЛОСЬ И СПОРИТЬ, И ОБЪЯСНЯТЬ»


— Мы как-то отвлеклись. А что вы можете сказать о человеческих качествах Осазе?

— Характер у него очень хороший. Он не забывает добро, отзывчивый. Желание играть у него было просто огромное. И с ним было очень легко. Никаких эксцессов не было, но иногда, конечно, приходилось с ним и спорить, и объяснять, потому что он очень обижался, когда его не выставляли на игру и оставался в запасе. Помню, в Ижевске на турнире был случай, когда он вышел на замену. Смотрю, после игры плачет. «Что случилось?» — спрашиваю. Он говорит: «Зачем вы меня выпустили на замену, мы ведь и так уже выигрывали?»

— Почему его не удалось удержать в «КАМАЗе»?

— Семейные обстоятельства сыграли свою роль. У них была проблема с жильем. Я с его мамой разговаривал, она просила помочь им с жильем. Я уже говорил, что они были беженцами. Да еще плюс к нему уже начали присматриваться селекционеры.

— Вы отслеживаете матчи участием Одемвингие?

— Стараюсь. Когда по ТВ показывают английский чемпионат, конечно, смотрю.

— А контакты с ним поддерживаете?

— Да, переписываемся.

— Осазе не планирует в ближайшее время приехать в Челны?

— В последний раз я разговаривал с ним перед Новым годом. Он говорил, что как закончит играть, постарается приехать в Челны.

— Ваш прогноз: кто выиграет чемпионат мира?

— Германия — Бразилия, думаю, сразятся в финале.

— Честно говоря, пока бразильцы не очень впечатляют…

— Они все-таки играют дома. Хотя раньше в этой сборной были яркие индивидуальности, которые вполне могли сделать игру. Сейчас такого нет. Смотришь, все бразильцы как будто одинаковые, такая серая масса. Вроде бы все игроки хорошие, но нет сильной звезды. Но дома трибуны помогают…

— А про игру сборной России что можете сказать?

— Ничего. Нет игры. Такое ощущение, что ребята не знают как атаковать.

Асхат Идиятуллин
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
версия для печати
Оценка текста
+
0
-
читайте также
наверх