«Был разговор с Валиуллиным, но уже после предложения от «Динамо». Гизатуллин переезжает в Москву
Интервью о предложении от «Ак Барса», Кудашове и сезоне с «Адмиралом».
Этим летом тренерский штаб московского «Динамо» претерпел небольшие изменения. Вячеслав Козлов уехал в «Сочи» – его место пустовало примерно месяц. Однако «Динамо» заранее договорилось, что заменит специалиста Ильнур Гизатуллин. Уроженец Казани будет отвечать за нападение и большинство – ключевые факторы в игре команды прошлого сезона.
Для Гизатуллина переход в «Динамо» – один из ключевых этапов тренерской карьеры. После скромного «Адмирала» специалист попадает в среду с чемпионскими амбициями и желанием как минимум повторить результат прошлого сезона. В интервью с Гизатуллиным раскрываются предстоящие цели «Динамо», отношения с главным тренером команды Алексеем Кудашовым, предложение от «Ак Барса» и итоги трёх сезонов в «Адмирале».

«С Ротенбергом пока не знаком, но всё впереди»
– Ильнур Альфридович, этим летом вы перешли на должность старшего тренера московского «Динамо». Как возникло это предложение?
– Мы созвонились с Алексеем Кудашовым. Он мне сказал, что освободилось место тренера, на которое есть несколько кандидатов, в том числе и я. Позже моя кандидатура была утверждена на эту должность.
– С Романом Ротенбергом, который вошёл в совет директоров «Динамо», вы не разговаривали?
– В момент переговоров с клубом Роман Борисович ещё не был в составе совета директоров «Динамо». Так что с ним лично пока не знаком, но всё впереди.
– Чем вас привлекло «Динамо»?
– «Динамо» – это старейший клуб с огромной историей. Сколько выдающихся мастеров являются воспитанниками этого клуба. Для любого работать в «Динамо» – это большая честь и ответственность.

– Предложение от «Динамо» было единственным?
– Нет, были ещё.
– Вас звал к себе «Ак Барс»?
– Был разговор с Маратом Валиуллиным, но уже после предложения от «Динамо».
– «Адмирал» хотел вас оставить?
– Да.
– Вы уже летали в Москву?
– Да, организационные вопросы все решены.
– Бытовые вопросы решили?
– Да. Это важный аспект, но несколько второстепенный.
«С «Динамо» у нас самые максимальные цели»
– Вы сказали, что созванивались с Кудашовым. О чём был ваш разговор?
– Мы не только созванивались, но и виделись в Москве. Обсудили план совместной работы и зону моей ответственности.
– В «Адмирале» вы отвечали за атаку, большинство и ещё за резервный состав. Как будет в «Динамо»?
– Примерно те же функции – плюс-минус так.
– С Кудашовым у вас схожее видение хоккея?
– Думаю, что да.

– Ваша официальная должность звучит как «старший тренер». Она отличается просто от должности тренера?
– Да, отличается. Есть старший тренер, а есть тренер (улыбается). Если серьезно, то среди помощников главного тренера нет разделения. Есть тренер по защитникам, по нападающим, тренер по развитию, но каждый в курсе того, что происходит в команде. По-другому просто невозможно. Трудно представить, что тренер будет отвечать за атаку и не знать, что творится в обороне.
– В этом вопросе вратари – немного другая среда?
– Вратари – это неотъемлемая часть команды, однако их тренировочный процесс имеет свою специфику. В «Адмирале» Юрий Ключников и Андрей Царёв проводили вратарские тренировки и мне было интересно за ними наблюдать. Все эти моменты – как поставить ногу, закрыть угол, как переместиться – я точно показать не смогу. Плюс игра вратарей в мою бытность игрока и сейчас сильно разнится.
– Когда узнали о скором назначении с «Динамо», начали ли как-то готовиться?
– Да, тренерский штаб мне предоставил видеоматериал об игре команды, хотя, в целом, у меня было представление о хоккее «Динамо», но в тот момент я не углублялся в детали.
– Какие цели у «Динамо» на следующий сезон?
– В минувшем сезоне команда завоевала бронзовые медали. Планка точно не упадёт, поэтому задачи будут ставиться самые максимальные.
"Чтобы стать тренером, нужно убрать в себе игрока»
– С Кудашовым вы познакомились в 1998 году, когда он перешёл в «Ак Барс»?
– Да, целый год мы играли вместе, хотя я и раньше знал его. В «Ак Барсе» было видно, что он серьёзный парень, ко всему подходил с «головой»: к тренировкам, к играм и просто к жизненным ситуациям.
– Помимо Кудашова, в «Ак Барсе» в 1990-е годы с вами играли и два других главных тренера КХЛ: Николай Заварухин из «Автомобилиста» и Андрей Козырев из «Северстали». Что помните о них?
– Всё помню, но тут важно понять, что игрок и тренер – это две разные сферы. Есть такое поверье, чтобы стать тренером, нужно убрать в себе игрока. Николай Заварухин был креативным нападающим, такой же хоккей и ставит своей команде. А вот Андрей Козырев был жёстким защитником, но сейчас его команды играют в интересный хоккей, такие игровички. Было интересно наблюдать за тем, как он работал со «СКА-Невой», затем помогал Игорю Ларионову в «Торпедо», а сейчас возглавляет «Северсталь».
Заварухин играл в «Ак Барсе». Был у Крикунова в третьем звене и получил прозвище Дед

– Как вам звёздная закупка «Ак Барса» в 1998 году, когда команду пополнили Алексей Кудашов, Андрей Трефилов, Евгений Давыдов, Андрей Скабелка, Сергей Баутин и Виталий Прохоров?
– Нормальные ребята, влились в команду и стали играть вместе с нами. В тот момент были несколько другие ощущения, ведь к нам приехали игроки из НХЛ и Европы, среди них были олимпийские чемпионы. Тогда понятие конкуренции возросло, мы понимали, что в состав будет пробиться непросто.
– Не было ли обидно, что чемпионов 1998 года начинают менять на новых игроков?
– В то время, может, и было, но сейчас понимаешь, что это неизбежный процесс. Да, кто-то мог обидеться, что его незаслуженно не ставят в состав, но для тренера играет сильнейший.

«Психологически бьёт по команде, когда ведёшь 4:0 и упускаешь победу»
– Не тяжело ли было уходить из «Адмирала» после трёх лет работы?
– Такова жизнь. Я решил что-то поменять. Для меня тяжело давались перелеты и разница в часовых поясах. В первый год работы это было не так заметно, но к концу сезона идёт накопительный эффект – всё это накладывается. Это отражается на всём, хотя сначала может показаться незаметным. При этом руководство старается сделать всё, чтобы команда чувствовала себя комфортно: например, сотрудники ночью готовы предоставить лёд или приготовить ужин. Но от географии никуда не денешься. Бывает такое состояние, что ты просто стоишь и ничего не понимаешь, а игрокам ещё надо выходить и играть.
– «Адмирал» в минувшем сезоне вышел в плей-офф, где в 1/8 финала проиграл «Трактору» (2–4). Можете ли назвать сезон хорошим?
– Думаю, можно поставить удовлетворительную оценку. Мы вышли в плей-офф и поборолись с будущим финалистом. Шутки ради, мы были единственной командой, которая проиграла «Трактору» 2–4. И то в нашей серии были игры, которые как соль на рану. Мы вели в счёте, но в итоге проигрывали.
– Что случилось в третьем периоде пятого матча, когда «Адмирал» вёл 4:0, но проиграл 4:5 ОТ?
– Я до сих пор не могу ответить на этот вопрос. В этом, наверное, и вся прелесть хоккея. Вторая пропущенная шайба получилась курьёзной, когда залетел «парашютик». Оставалось 12 минут до конца, мы были близки к победе, но пропустили раз, два – пошёл какой-то мандраж. Не скажу, что расслабились – возможно, опыта не хватило. Где-то сыграли не совсем правильно, особенно, когда соперник действовал с пустыми воротами.

– Тот матч был ключевым в серии?
– Каждый ключевой. Когда ты за 12 минут до конца матча ведёшь 4:0 и упускаешь победу, тем более в гостях, это психологически бьёт по команде.
– Команда не была в трауре после упущенной победы?
– Нет, траура не было. Мы проанализировали и забыли тот матч, потому что через день – следующая игра. Если ты будешь слишком зарываться в одну игру, то не успеешь подготовиться к следующей.
«Нет, мы не боялись брать Сошникова по ходу сезона»
– В минувшем сезоне в «Адмирале» играла тройка Гутик – Шэн – Старков, которая стала одной из лучших в лиге по результативности. Когда тренерский штаб впервые собрал этих игроков вместе?
– Даня Гутик и Паша Шэн уже два года играют вместе, но у них часто менялся третий партнёр. Пришёл Стёпа Старков, который по возрасту, духу и интеллекту отлично влился. Он добавил скорости, мобильности и мощи. С первого дня предсезонки они играли вместе.

– Только у Старкова травма была...
– Да, он получил травму в Тольятти, из-за чего пропустил месяц. На его место мы ставили других игроков, но также эффективно тройка уже не выглядела. Они отлично взаимодействуют на льду, много общаются в жизни.
– Шулак с гигантским отрывом лидирует среди всех игроков «Адмирала» по показателю полезности. У него плюс/минус составляет +26, тогда как Егора Петухова, занимающего второе место, +5. Шулак добавил в минувшем сезоне?
– Он держал свой уровень. Вообще Либор – большой профессионал. Какая бы ни была тренировка, никогда не увидишь, чтобы он действовал спустя рукава. Либор – один из тех, на кого могут равняться ребята. Он всегда работает с настроением и отдачей, мы никогда не видели какой-то вальяжности в его исполнении.
– При этом Шулак в начале сезона был капитаном «Адмирала», а после капитанская нашивка перешла Никите Сошникову.
– В спорте такое случается, что бремя капитанства не всегда идёт на пользу. Это ответственность, постоянное общение с тренерским штабом и руководством. Может, это кому-то мешает, а кто-то к этому относится нормально. Капитан должен быть лидером как на льду, так и в жизни. В какой-то момент тренерский штаб решил, что должность капитана мешает Либору сконцентрироваться на игре.

– Егор Петухов выдал большой прогресс: забросил 24 шайбы и отдал 17 результативных передач. За счёт чего?
– Он получил больше доверия. Год назад он играл в московском «Динамо», но был не на таких ролях, как в «Адмирале». Плюс у него отличные лидерские качества. Как и Либор, он профессионально относится к подготовке. Иногда диву даёшься, что опытных игроков не нужно подгонять, как, к сожалению, некоторых молодых хоккеистов.
– Не боялись брать Сошникова по ходу сезона, учитывая его последние сезоны?
– Не боялись. Тамбиев поговорил с ним, обозначил его роль в команде. Никита – умный парень, который был готов приехать на любую роль. Мы примерно знали его потенциал и не думали о прошлых сезонах. Не знаю, что у него не сложилось в «Тракторе» – команда на команду не приходится. Бывает такое, что после смены клуба игрок отлично раскрывается.
«От «противного» хоккея ещё что-то осталось»
– «Адмирал» в последнем сезоне стал больше играть в атаку?
– Да, Тамбиев сразу обозначил, что акцент будет сделан в сторону атаки. Мы много уделяли этому внимание, специально подбирали упражнения под это. Конечно, об обороне тоже не забывали.
– Два года назад «Адмиралу» давал результат так называемый противный хоккей. Почему со временем отказались от него?
– Всё зависит от игроков, которые у тебя есть. Что-то не работало – приходилось вносить изменения. Плюс хоккей меняется из года в год, поэтому нам тоже нужно успевать за тенденциями. А ещё сложно играть, если ты постоянно играешь без шайбы, поэтому мы старались сделать акцент на контроле шайбы.

– От того противного хоккея ещё что-то осталось?
– Конечно. Хорошее не забывается, поэтому какие-то моменты мы использовали.
– «Адмирал» ударно проявил себя при игре в большинстве: четвёртое место по итогам регулярного чемпионата. Это всё закладывалось на предсезонке?
– Не только летом, мы работали над большинством весь сезон. Мы старались не загонять ребят в рамки. Какие-то предложения по большинству вносили они, какие-то – мы и все это оттачивали на тренировках.
– В хоккее есть фраза «Большинство сильно зависит от исполнителей». Но в «Адмирале» исполнителей с громким именем нет. То есть команда разрушила этот штамп?
– Ребята просто использовали свои сильные стороны. У кого-то есть бросок, кто-то может выйти и обыграть, кто-то хорошо играет на пятаке. Да, исполнители много решают, но главное, что ребята были заинтересованы в результате.
«Родители зятя живут в Англии и болеют за «Манчестер Сити»
– Чем занимаетесь в межсезонье?
– Давно не был дома – накопилось много бытовых дел. Проводил время с внуком. К сожалению, вижу его раз в год, так как дочь живет с семьёй в Англии. В этот раз вместе с ними приехали родители зятя. Они впервые в России, мы им показали Москву и Санкт-Петербург, они погостили у нас в Казани. Масса положительных впечатлений о нашей стране.
– Слышали ли ваши английские гости о хоккее, учитывая, что в их стране это не самый популярный вид спорта?
– Да, они слышали. В Англии тоже есть хоккей, но он не столь популярен.

– Ваши английские родственники – из Манчестера. Наверняка следят за футболом.
– Конечно, они болеют за «Сити». Для меня даже было немного странно, что не за «Юнайтед».
– А вы были в Англии?
– Да, прилетал на свадьбу к дочери.
– Успели сходить на футбол?
– Нет, не успел. Свадьба была в июле, я прилетел на пару дней и вернулся, начинались сборы команды.
– Какой вам в целом показалась Англия?
– Это страна, которая не похожа ни на одну другую в Европе. Такси, телефонные будки, шумные английские пабы – всё это сильно отличает её от других стран.
ДОСЬЕ «БИЗНЕС Online»
Ильнур ГИЗАТУЛЛИН
Дата рождения: 13 мая 1969 года
Место рождения: Казань
Карьера игрока: «Итиль» (Казань) – 1991–1995; «Ак Барс» (Казань) – 1995–2002; «Нефтехимик» (Нижнекамск) – 2001/02; ЦСКА (Москва) – 2001/02; «Нефтяник» (Лениногорск) – 2003–2005; «Ариада» (Волжск) – 2005–2007; «Нефтяник» (Альметьевск) – 2007/08.
Карьера тренера: «Ариада» (Волжск) – 2009–2011 (тренер); «Ариада» (Волжск) – 2011–2014 (главный тренер); «Лада» (Тольятти) – 2014–2017 (тренер); «Нефтяник» (главный тренер) – 2017–2022; «Адмирал» (Владивосток) – 2022–2025 (тренер); «Динамо» (Москва) – с 2025 года.
Достижения в качестве игрока: чемпион России (1998), серебряный призер чемпионата России (2000).
Достижения в качестве тренера: бронзовый призер ВХЛ (2013), лучший тренер ВХЛ (2012, 2013), бронзовый призер ВХЛ (2018).
Артамонов перешел в «Нефтехимик», Ансель Галимов покинул «Авангард». Таблица переходов КХЛ
Безумие в КХЛ продолжается – теперь из «Локомотива» хочет уйти Хартли. Или шантажирует президента клуба?
«Трактор» продолжает валиться после ухода Гру. Ливо бесится от поражений, Кадейкин – в кризисе
У «Ак Барса» – проблемы с вратарями: с Бердиным могут расстаться. Кем его заменить?
Казань победила в «классике», Уфа начала выбираться из ямы, а либеро «Горького» выиграл очко. Итоги 7-го тура суперлиги
«Не думаю, что это кризис». «Ак Барс» снова штормит – пять поражений в семи матчах и за 18 дней
Волейболист «Енисея» играл в теннис на главном корте «Ролан Гаррос», имеет французский паспорт и получил прозвище Биг Мак
«Когда он делает это, как крыса...» «Ак Барс» остановил поражения в Нижнекамске



Комментарии 1
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее. Зарегистрироваться можно здесь.
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.