5 вещей, которые должен сделать маркетинг «Салавата Юлаева»

Уфимский «Салават Юлаев», взявший курс на обновление и открытость к болельщикам, первых шагов в этом направлении пока не делает, но можно не сомневаться, что они последуют. Одним из них должно стать создание маркетинговой службы, которой в Уфе до сих пор нет. Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» выделила пять предельно банальных направлений в работе по продвижению клуба, которую необходимо наладить.


Фото: hcsalavat.ru

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

Отсутствие в клубе отдела, занимающегося продвижением, накладывает отпечаток на многие вещи. Люди, или хотя бы человек, профессионально занимающийся рекламой и маркетингом, мог бы направлять руководство. Команда долгие годы выигрывала и показывала привлекательный хоккей, но времена звездных составов прошли и публика уже не идёт на трибуны сама собой, теперь с ней нужно работать, однако годы побед затмили глаза, тем кто принимает в клубе ключевые решения. Как результат — аншлаги в Уфе на хоккее становятся редким явлением…

Одна из важных вещей, которую в «Салавате» забросили — социальные сети. Причем активность жителей Уфы и Башкортостана в соцсетях одна из самых сильных в стране. Паблики «ВКонтакте» способны собирать до ста тысяч пользователей, но этим никто не пользуется. Официальная группа клуба в этой сети насчитывает около 13 тыс. подписчиков и она, пожалуй, самая живая из существующих. В ней общаются болельщики, появляются новости, но совсем нет эксклюзива, чем может подкупить официальное сообщество. Для примера, неофициальные сообщества уфимцев набирают по 60 тыс. подписчиков, что говорит о большом интересе к клубу.

Последняя запись в Facebook датирована 24 сентября 2013 года, и неудивительно, что эту группу не читает даже тысяча человек. Для сравнения, записной аутсайдер КХЛ, братиславский «Слован», имеет аудиторию в этой соцсети в 115 тыс. человек. Даже никогда не хватавший с неба звезд «Нефтехимик» в фэйсбуке читает почти две тысячи подписчиков.

Twitter клуба периодически оживает, радует читателей ссылками на тексты о клубе, но серьезного эксклюзивного контента тоже нет, ровно, как и системной работы. Словно никто не ездит с командой на выезды, или жизнь команды скрыта не только от посторонних глаз, но и от тех, кто работает в клубе. Хотя всем известно, что хоккеистов во всех поездках сопровождает работник пресс-службы. В этом «Салават» может взять пример с совсем молодой футбольной «Уфы»: с командой также постоянно следует пресс-атташе, который вместе с пиарщиком постят в соцсетях чуть ли не каждый шаг игроков и тренеров, заметно поднимая их популярность. Они же проводят в них спонтанные розыгрыши сувениров, привлекающие новых подписчиков.

Меньше вопросов к сети Instagram, в которой частенько появляются необычные виды «Уфа-Арены» с высоты птичьего полета, редкие фотокадры с технических записей или те, которые сопровождаются хештегом #какэтоработает. На эту страничку подписано больше трех тысяч человек и посты собирают много лайков. И все же инстаграму «Салавата» тоже не хватает стабильности, последняя активность зафиксирована 4 февраля. Откровенно говоря — три тысячи подписчиков — это тоже не выдающийся результат. У «Ак Барса», например, 15,6 тысяч подписчиков.

КЛУБНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ

Болельщик, заходя на официальный сайт, всегда получит возможность увидеть на нем видеоинтервью с игроками, запись пресс-конференций и хайлайты с матчей «Салавата» и «Толпара». В этом клуб в последние несколько лет сделал хороший шаг вперед. Канал YouTube зарегистрирован в марте 2012 года и за это время собрал почти две тысячи подписчиков и под миллион просмотров всех видео в сумме. Однако, в Уфе уже давно доросли до своего клубного телевидения. Каждый уважающий себя профессиональный клуб такое имеет. Та же футбольная «Уфа». К слову, телеканал футболистов стал уже культурным явлением в среде болельщиков и экспертов. Их ролики обсуждают на ведущих сайтах страны.

Все матчи «Салавата» транслируются по общедоступному каналу БСТ, свои игры показывает даже «Торос», поэтому клубному ТВ не нужно будет заниматься трансляциями игр через стационарные камеры. Интервью и хайлаты это хорошо, но эксклюзивного видео с выездов, смешных историй на тренировках, нарезок необычных игровых ситуаций или просто сюжетов о жизни хоккеистов — не хватает.

Причем, в клубе есть люди, которые могут этим заниматься и есть для этого все условия, в том числе технические (тут «Салават» может дать фору некоторым кабельным каналам). Нужно лишь желание набрать оригинального материала, который в избытке может дать команда, проводящая в сезон 60 матчей, 30 из которых на выезде.

ВСТРЕЧИ С БОЛЕЛЬЩИКАМИ

Опыт подобных встреч в клубе уже был. День хоккея в Уфе традиционно празднуется с размахом, но это лишь один день в году. Все остальное время болельщикам приходится наблюдать за командой со стороны, а в случае серии неудачных игр, как в этом сезоне, она закрывается напрочь, что выливается в неприятные встречи в аэропорту.

Конечно, перед сезоном «Салават» делал отличную встречу с болельщиками. Попасть на нее мог не каждый ввиду малой вместительности ДК, в котором все происходило. Однако, проведя ее, в клубе успокоились, решив, что болельщики свое уже получили.

Был опыт и проведения «Дня зелёного сердца», праздника, по сути организованного болельщиками и проходил он с неменьшим размахом — в одном из крупнейших ночных клубов, в совершенно неформальной обстановке и с изюминкой в виде, например, онлайн игры в киберхоккей между сборными России и Швеции, причем за последних сыграл на тот момент юлаевец Роберт Нильссон. Из Скандинавии выписали лучших игроков в NHL на базе различных игровых приставок. Кстати, клуб эти встречи поддержал лишь на третий год, по традиции отворачиваясь от подобных мероприятий. В этом году такого праздника у болельщиков не было.

Как не было и еще одного — игровой встречи с командой. Из года в год играющие болельщики мечтают выйти на лед вместе с теми, кого они любят и поддерживают. И организация подобных встреч тоже была. Однако, с легкой руки генерального менеджера Олега Гросса эти игры всякий раз превращались в междусобойчик. Вместо болельщиков в них участвовали друзья Гросса и нужные клубу люди, которых ни один фанат не знает в лицо.

Клуб мало работает с командой, над тем, чтобы она повернулась лицом к болельщикам. Посмотрите за океан, как работают игроки там — даже элементарный выход со льда всегда сопровождается дружелюбными «дай пять!» каждому желающему, подошедшему к специальному коридору. Редкий хоккеист «Салавата» снизойдет до того, чтобы дотянуться до свесившегося с перил зрителя и приветливо стукнуть ему крагой по руке. Да что говорить, многие проезжают мимо клубных талисманов на льду, для приветствия протягивающих лапы перед началом игры.

Показательный в этом смысле был эпизод после матча с ЦСКА, когда игрок соперников Александр Радулов приветствовал трибуны, нарезая круги по льду после матча, но при этом не все юлаевцы даже подняли клюшки, чтобы поблагодарить зрителей. То же относится и к большинству игроков, позорно прячущихся в недрах раздевалки после матчей, когда там появляются журналисты — яркий штрих отношения к общественности в клубе. Экс-президент клуба Юрий Пустовгаров на недавней встрече с болельщиками назвал это «корпоративной этикой», которая пока присуща клубу.

Стоит ли при всем этом удивляться пустым секторам на 80% домашних матчей в сезоне?

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ФОРМА

Нежелание выделяться — стиль нынешнего «Салавата». Обратите внимание, даже фарм-клуб из Нефтекамска в нынешнем сезоне провел матч в альтернативной исторической форме с бывшим названием «Торпедо». «Салават» привык менять форму только раз в год, не выходя за рамки традиционного набора — темный-светлый, хотя традиций у клуба явно больше, чем у младшего брата.

Снова ключевым здесь является отсутствие в администрации клуба человека, занимающегося пиаром профессионально. «Салават» продолжает оставаться одной из немногих команд в КХЛ, не имеющего третьего комплекта формы.

При этом во всем мире клубы делают огромные деньги на продажах исторических или альтернативных маек. В Национальной хоккейной лиге в нынешнем сезоне, например, многие команды часто проводят предматчевую раскатку в камуфляжной форме, приурочивая это к каким-то историческим событиям, праздникам или просто поддерживая военнослужащих.

«Авангард» совсем недавно сыграл в специальной «новогодней» форме, которая после игры разошлась на интернет-аукционе. Все вырученные от продажи свитеров деньги пошли на благотворительные цели. Клуб тем самым убил сразу несколько зайцев — повысил лояльность болельщиков, создал дополнительный информационный повод, плюс заработал и помог областной клинической больнице. Омичи в этом вообще неплохи — вчера в игре с Новокузнецком, которая ничего не решала, «Авангард» вышел в милитари-форме, собрав восемь тысяч зрителей на никому не нужном матче с аутсайдером.


newyear_jersey_in.jpg

Новогодний комплект формы «Авангарда»

shirokov_main_7.jpg

Последний матч регулярки «Авангард» провел в альтернативной форме. Фото: hawk.ru


Руководству уфимского клуба, похоже, шуметь лишний раз не хочется, да и с лояльностью болельщиков все в порядке.

ИНТЕРНЕТ-САЙТ

Еще одна проблемная сторона «Салавата» — интернет-сайт. И здесь на первый план выходит желание сэкономить. Качественный сайт профессионалы делают задорого — от 500 тысяч рублей до миллиона, но организация, на которую спонсор тратит миллиарды, явно может себе позволить эту сумму на интернет-портал, который будет её лицом.

Однако, в Уфе считают, что создавать сайт должны люди, и так получающие зарплату — программисты и пресс-служба. Как бы они не любили хоккей и не вкладывали душу в свой проект, сделать бесплатно то, что другие делают на постоянной основе за огромные деньги — невозможно. Отсюда и недовольство болельщиков каждый раз, когда клуб обновлял сайт.

РљРѕРїРёСЏ 2015-02-25 08-53-49.jpg

Профессиональный сайт «Салават» получил в 2008 году, но пришло время его обновлять и снова клуб решил сэкономить. Правда, о необходимости обновления в клубе думают давно, и вполне возможно, что к следующему сезону новый сайт все-таки появится.

Читайте также:

Режимный объект. Что должно изменить новое руководство «Салавата Юлаева» в работе с болельщиками

Президент «Салавата Юлаева»: «Сейчас я занимаюсь тем, что оформляю гарантийное письмо от правительства в КХЛ»

Максим Никерин