Французский доигровщик Эрвин Нгапет в интервью L'Équipe выдал всё то, что так тщательно скрывали – он едет в Казань на замену Вильфредо Леону. Кубинец эту информацию подтвердил. «БИЗНЕС Online» рассказывает о нескольких причинах, из-за которых лучший игрок планеты решил покинуть «Зенит-Казань».
1. ДЕНЬГИ
Казанский «Зенит» подписал Вильфредо Леона летом 2014 года. Все понимали, что это вундеркинд. Он дебютировал в национальной сборной Кубы в 14-летнем возрасте, а в 17 лет стал ее капитаном. Однако на тот момент он не играл год: стоило Леону обратиться к спортивным чиновникам Кубы с просьбой уехать в Европу, как на него сразу же была наложена дисквалификация. Остров Свободы всё еще строит социализм и сурово наказывает тех, кто не хочет в этом участвовать.
Расторопнее всех оказался польский агент Анджей Гжиб, который пригласил Вильфредо к себе в Жешув. Леон тренировался с «Ресовией» и должен был там остаться. «Он мог перейти в «Ресовию», но оказался слишком дорогим для них. Его зарплата составляет 450 тыс евро за сезон. «Зенит» заплатил ему столько», – сказал Гжиб в интервью Przeglad Sportowy.
Когда Вильфредо приехал в «Зенит», его главной проблемой был приём, но Владимир Алекно и его помощники за пару лет устранили этот недостаток и Леон стал совершенным киллером – как герой Люка Бессона, только в волейболе. Хотя сам Вильфредо всегда тактично отрицает титул лучшего игрока мира.
Вместе с мастерством Леона, росли и финансовые запросы – его и агента. В 2016 году он подписал новый 2-летний контракт, по которому получал 1 млн евро, став самым высокооплачиваемым волейболистом мира. Футболисты и хоккеисты сейчас бы посмеялись.
С прошлой осени начались переговоры по новому контракту Леона. Они шли тяжело, долго, мучительно. Фраза игрока про питерский «Зенит» и заявления президента «Перуджи» Джино Сирчи вроде бы должны были стать катализаторами переговоров, но в феврале они зашли в тупик. Прежде всего, потому что сторона игрока не шла на уступки. По информации «БИЗНЕС Online», Леон хотел существенного повышения зарплаты – как минимум в полтора раза. Руководство казанского клуба сумму в 1,5 млн евро посчитало запредельной – во-первых, это бы обрушило трансферный рынок, во-вторых, было бы несправедливо по отношению к остальным игрокам команды. Тогда казанский клуб начал работу по Эрвину Нгапету, зарплата которого как раз на уровне прежнего контракта Леона.
Неужели кто-то в Европе выложит Леону такие деньги? Ответ однозначный – нет. Тем более, там выше налоги. Кубинец продолжит карьеру в итальянской «Перудже», но там его контракт вряд ли будет превышать казанский. Именно поэтому Леон рассматривает вариант начать сезон в Азии . Заработать там денег, а под решающую часть сезона приехать в Италию. Так уже делал болгарин Матей Казийски, когда его запросы не мог потянуть «Трентино». Кроме того, летом Леон привычно ездит на заработки в Катар. Таким образом, получив доход из нескольких источников, он заработает больше, чем в России.
Кроме того, Италия – это возможность капитализировать свой звездный статус. Там Леон наверняка станет лицом какой-нибудь фирмы, будет рекламировать популярные бренды, как это с успехом делает Иван Зайцев.
2. ЖЕНА
В Польше Леон нашел не только агента, но и свою любовь – Малгожату. С девушкой он познакомился в интернете. Разумеется, в будущем это стало важным фактором при выборе новой сборной. Леону предлагали подумать о сборной России, но агент и супруга определили его выбор – в 2015 году он получил польское гражданство, а с лета 2019 года сможет играть за сборную Польши.
В июне 2016 года пара сыграла свадьбу, а в мае 2017 года у них родилась дочка. Семья была с Леоном в Казани, но его супруге не понравилось в России. И это один из ключевых факторов, почему игрок покидает Казань. Малгожата хочет жить в Европе с ее более мягким климатом и близким менталитетом. Вильфредо не мог игнорировать желание «домашнего агента». Суровую Россию можно было потерпеть в случае солидной компенсации, но в казанском клубе, как уже говорилось выше, на это не пошли. В регионе Умбрия, которая граничит с солнечной Тосканой, семье Леон будет комфортнее.
3. СПОРТИВНЫЙ ФАКТОР
Природная пластика и выносливость, сумасшедшие подачи и невероятная прыгучесть, которые позволяют атаковать с запредельной высоты. У Казани в 2014 году появился козырь, который перебивал любые карты соперника.
При нем казанская команда выиграла все розыгрыши Лиги чемпионов, чемпионата страны и Кубка России. Был упущен лишь один Суперкубок России (Леон получил травму голеностопа в первом розыгрыше матча с «Белогорьем») и два клубных чемпионата мира. Вместе с Мэттью Андерсоном и Максимом Михайловым он стал частью самого грозного атакующего трио в мире.
Очевидно, что Леону хочется попробовать себя на новом месте, бросить себе новый вызов, а, возможно, даже получить еще более важную роль в команде. В России он всего достиг. В Италии он окунётся в новый волейбол, получит бесценный опыт и сможет сравнить уровень работы. Волейболисты, поигравшие в Италии, отмечают, что там к игрокам более лояльный подход. Учитывая расстояния и автобусные путешествия, у Леона на Апеннинах будет больше времени на отдых и семью.
Если Леону не понравится в Италии, в Казани ему всегда будут рады. Контракт с Нгапетом рассчитан на два года, с Андерсоном – на год. «Я расстаюсь с «Зенитом» в дружеских отношениях. Мы не исключаем сотрудничества в будущем», – написал Леон в своем инстаграме.
***
Самое интересное – как Вильфредо доиграет сезон. В субботу стартует полуфинальная серия чемпионата России с «Кузбассом». Кроме того, вполне возможен расклад, при котором Леон в полуфинале Лиги чемпионов встретится со своей будущей командой – «Перуджей». Учитывая уровень игры «Локомотива», шансы российского клуба выбить итальянцев в «раунде 6-ти» минимальны. Будет некоторый конфликт интересов, а итальянцы наверняка будут накалять атмосферу.
«В этом сезоне у нас еще две цели – выиграть плей-офф чемпионата России и финал Лиги чемпионов. Как профессионал, я гарантирую, что вложу всё мастерство и душу, чтобы выиграть эти турниры. День финального матча Лиги чемпионов – первый день рождения моей дочери, поэтому победа будет лучшим подарком», – успокаивает Леон казанских болельщиков.
Уход Леона – огромная потеря для «Зенита», сравнимая с уходом Ллоя Болла в 2012 году. Но, возможно, в этом есть плюс для чемпионата России. У турнира будет чуть больше интриги, потому что между Леоном и Нгапетом все-таки сложно поставить знак равенства.