Такого нет ни у одного клуба КХЛ.
С нового сезона казанский клуб на странице во «ВКонтакте» и на региональном телеканале ТНВ ведёт шоу «Ак Барс ТВ». До матчей, в перерывах и после ведущие обсуждают ключевые моменты встречи и проводят конкурсы.
Пока было три выпуска. Съёмка во время гостевых матчей идёт на студии ТНВ, а во время домашних игр – на «Татнефть Арене».
Первый выпуск посмотрели 138 тыс пользователей «ВКонтакте». Второй – 129 тыс, третий – 108 тыс. Сам формат шоу ещё может поменяться – в «Ак Барсе» изучают отзывы и пытаются прийти к оптимальному варианту.
«БИЗНЕС Online» побывал на съёмках шоу.
ПОКАЗЫВАТЬ САМ ХОККЕЙ НЕЛЬЗЯ
«Ак Барс» стал первым клубом КХЛ, у кого появилось собственное шоу во время матчей. В России такие трансляции вели только футбольные топ-клубы – «Зенит», «Спартак» и ЦСКА.
Трансляция начинается за 15 минут до начала матча. Выпуск начинается так: Махмуд Аракаев («БИМ-Радио») и Зухра Уразбахтина (в прошлом – «Татарстан 24») приветствуют зрителей, рассказывают о новостях из команды и представляют соперника. Затем показывают подготовленный медиаслужбой «Ак Барса» ролик – к примеру, перед матчем с «Йокеритом» крутили фрагменты с презентации главного тренера Дмитрия Квартальнова на заводе «ТАНЕКО».
Общий хронометраж программы – от 60 до 70 минут, не считая пауз. Когда начинается непосредственно игра, в трансляции появляется плашка «Мы вернёмся по окончании периода». Показывать хоккей клубам на своих площадках запрещает КХЛ. Группа выпуска казанцев внимательно следит, чтобы в кадр даже на секунду не попала картинка от «КХЛ-ТВ» или «Матч ТВ». Иначе клуб могут оштрафовать.
После матча Зухра и Махмуд подводят итоги встречи и рассказывают о следующей игре «Ак Барса». Главные задачи шоу – привлечь зрителя на домашние матчи клуба и увеличить количество подписчиков в «ВКонтакте».
КАК ЭТО ВЫГЛЯДИТ ИЗНУТРИ?
«Ак Барс» снимал пилотные выпуски в студии телеканала ТНВ. Шоу показывают в полном объёме в «ВКонтакте» и частично на телеканале. Мы посмотрели, как вели эфир про матч с «Йокеритом» 5 сентября.
Сценарий подготовила медиаслужба «Ак Барса». Перед съёмками ведущие, представители клуба и канала обсуждали этот сценарий, вносили корректировки.
За 15 минут до начала игры – выход в эфир. Зухра и Махмуд на фоне бочек с надписью «Татнефть» и синего экрана, на который наложат видеоряд с арены в Хельсинки.
За съёмками со стороны следили комментаторы матча Александр Пшеничный и Илья Тагиров. Они ждали своей очереди – в том же помещении находится и комментаторская кабинка. Когда начался матч, Зухра и Махмуд переместились в соседнюю комнату, где обсуждали следующий выход в эфир. Их место заняли Пшеничный с Тагировым.
Представители «Ак Барса» стали просматривать группу «ВКонтакте» и искать правильные ответы на вопросы конкурса. В последнем включении ведущие объявили о розыгрыше рамок на автомобильные номера с символикой клуба. Для победы нужно было выложить в комментариях под постом с трансляцией фото номера с цифрами 843. Напомним, что с нового сезона «Ак Барс» запустил маркетинговую кампанию с кодом города.
Также съёмочная группа монтировала ролик, который выслал из Хельсинки представитель «Ак Барса» Сергей Малимонов. В первом перерыве он записал интервью с Эмилем Галимовым, ранее забросившим шайбу. Видео длилось пять минут, во время периода из него убрали две и поставили в эфир во втором перерыве.
По возвращению в эфир ведущие в лёгкой манере стали рассказывать о событиях матча. Например, Махмуд пошутил над удалением Даниса Зарипова. Он сказал, что его оштрафовали за быструю езду.
НА ШОУ БУДУТ ГОСТИ
Руководитель медиа-центра «Ак Барса» Михаил Степанов считает, что главное преимущество трансляции в соцсетях в том, что её можно смотреть в любом месте – основной процент трафика приходит с мобильных приложений.
«У нас будут интересные гости, – пообещал в интервью «БИЗНЕС Online» Степанов, – Они известны в разных сферах – в спорте, искусстве, науке. Для аналитики непосредственно хоккея планируем приглашение экспертов».
Из-за размеров студии ТНВ в эфире нельзя одновременно разместить больше четырёх человек. В эфире канала Z+, который в прошлом сезоне запустил футбольный «Зенит», в кадре тоже находились по четыре человека, но пространства было намного больше. Настолько, что фигуристка Елизавета Туктамышева могла исполнить прыжки в эфире.
Теоретически во «ВКонтакте» можно не только вести шоу, но и показывать матчи. Но для этого придётся прекратить трансляции на ТНВ, а в интернете сделать геоблокировку. «Многие болельщики, особенно пожилого возраста, живут в разных районах Татарстана. Они хотят смотреть матчи «Ак Барса» только по телевизору, – отметил Степанов. – Так что мы не можем сейчас перевести всё в интернет и оставить много зрителей без хоккея».
КОММЕРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ У «АК БАРС ТВ» ОГРОМНЫЙ
Отдельное внимание «Ак Барс» уделит спонсорским активациям. Они не должны ограничиться генеральным спонсором, о котором в эфире напоминают две бочки. Работа в этом направлении уже ведётся – сейчас в трансляции можно заметить продукцию питьевой воды «Волжанка».
Коммерческий потенциал у «Ак Барс ТВ» – невероятный. Раньше спонсорские активации физически ограничивались «Татнефть Ареной» и аудиторией около 7 тыс человек, которые пришли на трибуны. А трансляции «Ак Барс ТВ», в свою очередь, собирают минимум по 100 тыс просмотров, и это может заинтересовать новых спонсоров. На официальное сообщество «Ак Барса» во «ВКонтакте» подписано 158 тыс человек.
С новым шоу у клуба стало больше потенциальных рекламных площадок – с учётом предматчевого шоу, двух перерывов и послематчевого обзора трансляция идёт минимум 62 минуты. Брендировать можно конкурсы, сюжеты и даже плашки со статистикой.
Даже если зритель хотя бы на секунду, но зайдет на трансляцию или она всплывёт у него, то просмотр будет засчитан. И за эту секунду он точно увидит или ролик, или спонсорские бочки.
«ЭТО ВЫГЛЯДЕЛО НЕ КАК ШОУ, А КАК РАДИОПОСТАНОВКА»
Болельщики положительно отреагировали на шоу от «Ак Барса». Об этом говорят не только высокие показатели по просмотрам, но и комментарии в социальных сетях. Но есть и критика. Многим не понравилось, что ведущие перебивали друг друга. Иногда кажется, что они не понимают, как заполнить время в эфире.
Один из главных в России критиков спортивного ТВ Данил Тармасинов не понял, на кого же ориентировано шоу. Он полностью посмотрел один выпуск, два остальных – частично.
«Как мне показалось, в клубе не понимают, что именно они делают, – сказал Тармасинов в интервью «БИЗНЕС Online». – Прежде всего, в предматчевом шоу ведущие должны ввести зрителя в курс матча, прорекламировать его, описать, что их ждёт. Пара ведущих на шоу – это не аналитики и не комментаторы, и они не смогли полностью вытянуть эфир».
По мнению критика, в промежутках между роликами эфир напоминал, скорее, радиорепортаж, а не прямую трансляцию в интернете. Видимо, такой стиль появился из-за большого опыта работы на радио ведущего Аракаева.
«Я не понял, для кого работают ведущие – для интернет-аудитории или для канала. Это выглядит странно», – рассказал Тармасинов. По его словам, руководителям «Ак Барс ТВ» следует присмотреться к включениям «Матч ТВ» перед хоккейными матчами. Безусловно, в ограниченных условиях «Ак Барса» невозможно полностью перенять этот формат, но адаптировать его можно.
«На «Матч ТВ» работают бывшие хоккеисты, они анализируют предстоящую игру и предыдущие встречи команд. И делают это интересно, разбавляя околохоккейными обсуждениями. Здесь есть сюжеты о командах, инсайдерская информация, рассказ об истории противостояния команд. Это, конечно, не идеал, но это то, к чему надо стремиться», – подытожил Тармасинов.
Также критик не понял, почему предматчевое шоу длится всего 15 минут. Он считает, что этого мало для разогрева. По его словам, эта трансляция может длиться намного больше, вопрос только в её раскрутке. Клуб раздумывает над увеличением предматчевого хронометража с 15-ти до 30-ти минут.
Четвёртый выпуск выйдет сегодня в 18:30 мск. «Ак Барс» в Казани примет «Металлург», и эфир впервые будут вести прямо с «Татнефть Арены». Контента будет больше, чем в трёх предыдущих эпизодах.