Монополия федерации волейбола связывает руки в работе с букмекерами.
В начале ноября титульный спонсор волейбольного чемпионата России Parimatch и Всероссийская федерация волейбола (ВФВ) объявили о старте проекта «Медиабитва». Сообщалось, что его цель – повышение качества и количества медиаконтента, производимого клубами суперлиги. Победителю конкурса обещано 500 тыс рублей, победителям в разных номинациях – от 100 до 200 тыс рублей.
Однако особого интереса этот конкурс у клубов не вызвал – за победу в нём, по большому счёту, борются только «Локомотив» и «Факел». Только они регулярно выкладывают посты с хэштегом #париматч_вфв. Кто-то уверен, что затраты на производство контента больше, чем бонусы. А некоторые считают, что предложены слишком маленькие суммы для дополнительной рекламы букмекера, который и так всюду. 1 млн рублей за вход в социальные сети всех 14-ти клубов – и правда, очень смешные деньги.
ФЕДЕРАЦИЯ НЕ ДЕЛИТСЯ С КЛУБАМИ ДОХОДАМИ
Недавно наши коллеги из Sports.ru составили рейтинг крупнейших компаний спортивного бизнеса в России. В топ-10 попали сразу шесть букмекерских компаний с выручкой от 14-ти («Бетсити») до 52 млрд рублей («Фонбет»). В этом бизнесе крутятся сумасшедшие деньги и букмекеры активно тратятся на свою дальнейшую раскрутку, спонсируя звёздных спортсменов, клубы и целые лиги.
В марте 2019 года, прямо перед стартом плей-офф, спонсором волейбольного чемпионата России стал Parimatch. По нашей информации, тогда за краткосрочный контракт букмекер заплатил федерации 15 млн рублей. Реклама в большом объеме появилась на игровой площадке, плюс были наклейки на формах команд. Сумма нынешнего контракта держится в тайне, но очевидно, что она значительно больше, поскольку Parimatch получил нейминг и статус титульного спонсора мужского и женского турниров. Эксперты из индустрии ставок оценивают это партнёрство в 40 - 50 млн рублей в год.
Реклама букмекера везде – на форме волейболистов, на панелях вдоль игровой площадки, на самой площадке и на верхней ленте троса сетки. Рекламные площади с каждым сезоном увеличиваются. При этом бенефициар у всей этой истории один – ВФВ. Клубы не получают от контракта с букмекером ни копейки. Но это полбеды – клубам запрещено сотрудничать с другими букмекерскими конторами.
Менеджеры нескольких волейбольных клубов сообщили «БО Спорт», что в последние годы получали предложения о сотрудничестве от беттинговых компаний. Фигурировали суммы от 7-ми до 12 млн рублей за сезон. Это хорошее подспорье для клубов, но они вынуждены отказываться от денег, поскольку федерация зарезервировала три категории спонсоров. Помимо букмекеров, клубы не могут искать партнёров среди мобильных операторов и авиакомпаний, потому что федерация на эксклюзивных условиях договорилась с «Мегафоном» и Qatar Airways.
Федерация зарабатывает за счёт клубов, но при этом никогда не делится доходом. Куда идут деньги – неизвестно, потому что финансовые расходы по организации чемпионата России также несут на себе клубы. Они платят вступительный взнос (1,5 млн рублей), платят взнос за работу аналитической системы Capital Sport (500 тыс рублей в год), оплачивают работу судейской бригады (суммарно 90 тыс каждый матч), самостоятельно организовывают трансляции матчей (около 80 - 150 тыс рублей в зависимости от региона). Плюс федерация удерживает 5% от суммы именного заявочного взноса каждого игрока и собирает штрафы.
КЛУБЫ СОЗДАЮТ ТВ-КАРТИНКУ, НО НЕ ИМЕЮТ НА НЕЁ ПРАВ
То, что происходит с трансляциями матчей чемпионата России вообще абсурдно. Клубы за свой счёт полностью создают ТВ-картинку, которую размещает у себя портал «ТВ Старт». При этом права на трансляции принадлежат «Старту». Чтобы показать матч у себя на ресурсах, на местном телеканале или просто выложить запись игры, клуб должен купить права у «Старта». Они стоят 120 тыс рублей в год, причём без учёта гостевых матчей.
Клубы вынуждены платить за то, что производят сами. Это максимально странно. Удивительно, почему клубы не бьются за свои права. Тоже самое касается и работы со спонсорами. У тех же букмекеров сейчас полно денег, которыми они готовы делиться – почему бы этим не пользоваться?
В ФУТБОЛЕ И БАСКЕТБОЛЕ РАБОТАЮТ СО ВСЕМИ БУКМЕКЕРАМИ
В других видах спорта ситуация лучше. Официальный букмекер РПЛ – «Лига ставок», который платит 600 млн рублей в год. Однако каждый футбольный клуб работает с другими представителями индустрии ставок, зарабатывая от 20 млн («Сочи», «Ахмат») до 200 млн рублей («Зенит», «Краснодар») в зависимости от объёма рекламных площадей. Кроме того, клубы получают от лиги деньги за ТВ-контракт – в этом году от 68 до 153 миллионов.
В баскетболе такая же ситуация с букмекерами. Главный беттинг-партнёр Единой лиги ВТБ – Olimpbet. При этом на майках «Пармы», «Локомотива-Кубань», «Нижнего Новгорода» – Parimatch, у «Зенита» – Winline и так далее.
Здесь стоит напомнить, что в волейболе нет профессиональной лиги, несмотря на название турнира «суперлига». Организатором чемпионата выступает федерация волейбола, которая чаще действует в своих интересах. В российских профессиональных лигах клубы имеют больший вес, хотя и в них стратегические решения принимаются представителями политической элиты, а деньги зачастую выделяются госкорпорациями или региональными бюджетами.
Континентальная хоккейная лига в 2017 году заключила эксклюзивный 5-летний контракт с «Фонбет». Другие клубы имеют право сотрудничать только с этим букмекером – так делают уфимский «Салават Юлаев» и московское «Динамо». Но в данном случае есть одна большая разница с волейболом – КХЛ делится с клубами доходами от продажи телевизионных и беттинг-прав. По итогам прошлого сезона выплаты составили от 8 млн («Амур», «Нефтехимик», «Сочи», «Куньлунь») до 53 млн рублей («Йокерит», ЦСКА).
Более того, начиная с сезона 2022/23 клубы КХЛ смогут самостоятельно заключать соглашения с букмекерскими конторами. Об этом лига заявила в середине августа, когда продлила своё соглашение с «Фонбетом». Ожидается, что 24 клуба КХЛ в следующем сезоне суммарно получат от букмекеров минимум 800 - 850 млн рублей.
Пожалуй, федерации волейбола стоит последовать примеру КХЛ. Не факт, что букмекеры ринутся в волейбол, но некоторые клубы наверняка обретут дополнительный доход. Зачем лишать их такой возможности? Пожалуй, здесь есть два справедливых решения: либо федерация отменяет монополию на сотрудничество с букмекерами, либо делится с клубами доходами.
В волейболе реклама на форме в два раза привлекательнее, чем в футболе и хоккее (07.03.2019)
Как нужно работать со спонсорами в волейболе (10.04.2018)
Procter & Gamble спонсировал российский клуб. Волейболисты рекламировали порошок «Ариэль» и тусили в Америке (04.12.2020)