Сегодня поздно вечером из Казани в Москву отправится первый в истории ФК «Рубин» специальный фан-поезд на 18 вагонов с болельщиками и спортивными журналистами. Как стало известно газете «БИЗНЕС Online», поддержать любимую команду в матче ¼ финала Лиги Европы с лондонским «Челси» на спецсоставе, по официальным данным, поедут 600 фанатов. По информации наших источников в казанском клубе, железнодорожный «чартер» для болельщиков в обе стороны обошелся «Рубину» в 3,4 млн. рублей — на 1,5 тыс. рублей дороже стоимости плацкарта, который можно купить в кассе вокзала.
«РУБИНОВЫЙ» СОСТАВ ОТПРАВИТСЯ В МОСКВУ ЗАПОЛНЕННЫМ НА ДВЕ ТРЕТИ
Сегодня в 22:30 с железнодорожного вокзала «Казань» на Москву отправится фанатский поезд ФК «Рубин», который завтра вечером играет в Первопрестольной с лондонским «Челси». Напомним, арендовать впервые в своей истории целый поезд для болельщиков казанский клуб вынудил резонанс, возникший из-за отказа UEFA в проведении четвертьфинального матча Лиги Европы в Казани.
Итак, 1 апреля официальный сайт «Рубина» разместил информацию о том, что на ответный матч казанцев с «Челси» в Москву организован поезд. Стоимость поездки вместе с билетом на футбол — 2 тыс. рублей, а для владельцев абонементов — полторы. И это не было первоапрельской шуткой: клуб действительно заказал железнодорожный состав из 18 вагонов (17 плацкартных для болельщиков и один «штабной» купейный). Купить билет можно было в офисе фан-клуба «Рубина» на Центральном стадионе.
5 апреля корреспондент «БИЗНЕС Online», отдав молодому человеку по имени Сергей паспорт на время и 2 тыс. целковых насовсем, взамен получил два очень похожих на первый взгляд билета. На одном — надпись «Поездка в г. Москва на матч ФК «Рубин» — ФК «Челси» с указанием цены, второй же, для прохода на трибуну С «Лужников», бесплатный.
— У вас четвертый вагон и четвертое место, — сказал Сергей, вручая билеты. — О месте и времени отправления известим SMS накануне отъезда. Мы сами еще не знаем, во сколько уезжаем и откуда — с главного вокзала или с «Восстания».
На тот момент, когда я оплачивал поездку, по словам Сергея, было продано около 200 билетов. Итоговая цифра получилась в три раза больше — 600. Контингент самый разный: от фанатов, которые причисляют себя к «ультрас» (это те, которые рисуют баннеры, скандируют кричалки и иногда жгут файеры), до «кузьмичей» вроде вашего покорного слуги («кузьмичи» — категория болельщиков, которым интересен прежде всего футбол, а до культурной программы и перфоманса им нет особого дела), отцов с сыновьями и даже мамы с двумя детишками. К слову, тенденция ходить на футбол с детьми в Казани зародилась пару лет назад, когда своих родителей на матчи «Рубина» стали приглашать мальчики, занимающиеся в клубной футбольной школе. Таким образом, за вычетом штабного купейного вагона 318 мест в составе остались невостребованными.
А вчера вечером, как и было обещано, пришло SMS-сообщение: «Отъезд фан-поезда, получившего номер 981, с главного вокзала состоится в 22.30. Обратно состав под номером 982 отправляется в 0 часов 30 минут 12 апреля». На тот случай, если в матче «Рубин» — «Челси» дело дойдет до дополнительного времени или послематчевых пенальти. Удобно.
Правда, говорить о рентабельности не приходится. По информации источника «БИЗНЕС Online» в «Рубине», реальная стоимость одного места в фан-поезде для клуба составила 3,7 тыс. рублей в обе стороны. Таким образом, весь поезд из расчета стоимости проезда обошелся в 3,4 млн. рублей.
Кстати, если просто купить плацкартный билет в Москву, то это обойдется в тысячу с копейками — таким образом, поездка туда-обратно будет стоить 2,2 тыс. рублей. Почему «Рубину» добавили к этой цене еще 1,5 тыс., выяснить не удалось.
ФАН-ПОЕЗДА «ДИНАМО» ПОЛЬЗОВАЛИСЬ БЕШЕНОЙ ПОПУЛЯРНОСТЬЮ, ОСОБЕННО В СОЧИ И ВОЛГОГРАД
К слову, поезда — самый демократичный фанатский вид транспорта: еще с середины 80-х пионеры российской болельщицкой субкультуры — фанаты футбольного московского «Спартака» — выезжали на гостевые матчи: кто-то — на перекладных, электричками, где можно было не платить за билеты, кто-то — в поездах дальнего следования. Самыми массовыми были выезды в Киев на матчи с «Динамо»: бывало, отчаянные фанаты «красно-белых» ехали в столицу Украины и на крышах вагонов.
В постсоветской России, когда клубы стали худо-бедно работать с фанатами, появилась традиция прицеплять к железнодорожным составам фан-вагоны, дабы беспокойная и обычно не совсем трезвая молодежь не отравляла жизнь рядовым пассажирам. Ну, а потом с подачи московского «Динамо» появились и фан-поезда.
— Насколько я помню, первые составы с нашими болельщиками были сформированы в конце 90-х, — вспоминает руководитель отдела по работе с болельщиками ФК «Динамо» (Москва) Антон Дорофеев. — Фан-поезда пользовались бешеной популярностью, особенно в Волгоград и Сочи: за небольшие деньги можно было провести выходной в южном городе, футбол посмотреть и, скажем так, приятно скоротать время в дороге.
Кроме фан-поездов на память приходят еще и фан-теплоходы: самарские болельщики прибывали на летние матчи «Рубин» — «Крылья Советов» по Волге. Круиз weekend' Самара — Казань — Самара с посещением футбола пользовался спросом не меньше, чем фан-поезда.
КАМИЛЬ ИСХАКОВ: «С МАССОВЫМ ВЫЕЗДОМ БОЛЕЛЬЩИКОВ БУДЕМ РЕШАТЬ ПО СИТУАЦИИ»
Получит ли нынешняя инициатива ФК «Рубин» продолжение? По просьбе спортивной редакции «БИЗНЕС Online» на этот вопрос ответил вице-президент ФК «Рубин» Камиль Исхаков.
— Ситуация вокруг ответного матча «Рубина» против «Челси» сложилась очень непростая. И мы приняли решение сформировать целый поезд для наших болельщиков, поскольку многие из них, в том числе владельцы абонементов, хотели бы посмотреть этот как никогда важный для любимой команды матч. Раз они не имеют возможности сделать это в Казани, мы пошли им навстречу, организовав фан-поезд. Как дальше будут решаться вопросы, связанные с выездом болельщиков на матчи «Рубина», зависит от конкретной ситуации.