комментарии 0 в закладки

Сергей Хурсанов: «Плавание в реке и в море-океане – это два разных вида спорта»

erid:

В конце июня члены сборной России по плаванию на открытой воде соберутся для участия в чемпионате России, где состоится отбор на ЧМ-2015. Предположительно чемпионат страны состоится в Краснодарском крае. Участвовать на нем будут и два пловца из Поволжской академии спорта Айгуль Сагирова и Сергей Хурсанов — единственные татарстанские пловцы на открытой воде. Спортивный корреспондент «БИЗНЕС Оnline» пообщался с Сергеем, который рассказал о плавании с медузами, важности температуры воды и многом другом.

«НА ЧЕМПИОНАТЕ РОССИИ БУДУТ УСЛОВИЯ, СХОЖИЕ С КАЗАНСКИМ ЧМ»

— Сборная России провела в Казани сборы с вашим участием, после чего сборники уехали, а вы продолжили тренироваться. Так чем отличаются сборы в общей группе от обычных тренировок?

— Для нас сборы без тренера ничем не отличаются. Разве что никто не засекает время с бортика, когда мы проплываем какие-то отрезки на скорость.

— В чем заключается задача тренера в плавании?

— Тренер меня, прежде всего, дисциплинирует. Помимо этого, плыть по ощущениям это одно, и совсем другое плыть на результат, который тебе подсказывает тренер с бортика.

— Сборы национальной команды позволили вам обратить внимание на конкурентов?

— Конечно. Понятно, что основное время мы проводим в одной команде, но сборы заканчиваются, все разъезжаются по своим регионам, продолжают там тренироваться и на следующих сборах можно увидеть результаты этой работы. Причем, не просто увидеть, но и прочувствовать на себе, потому, что на сборах нам устраивают спарринги. Это само собой бесконтактные спарринги, не те, к которым болельщики привыкли по единоборствам, но борьба в них разворачивается не менее серьезная. Для понимания, нас запускали в воду по три человека, и мы работали в спарринге. Через интервал запускалась следующая группа.


Хурсанов.JPG

Сергей Хурсанов


— Пловцы из бассейна уже в середине апреля определили основную массу кандидатов на ЧМ в Казани. Получается, что большая часть сборной России может целенаправленно готовиться к казанскому старту. А у вас чемпионат России пройдет за месяц до чемпионата мира. Хватит времени для набора формы и на домашний старт и на мировой чемпионат?

— У нас циклы подготовки изначально запланированы на более длинный временной отрезок пика формы. Мы за одну тренировку способны проплыть по 25 километров. Соответственно, и форма держится дольше. У пловцов из бассейна другие принципы набора формы. Он предусматривает преодоление скоростных дистанций, то есть, быстро набрал форму, выступил, расслабился, и начал очередной цикл работы по набору формы для очередного выступления. Поэтому они сейчас выступили на России, и могут чуть расслабиться, а для следующего выхода на пик формы у них останется еще пара месяцев.

— А где будет проходить чемпионат страны?

— В Краснодарском крае, где организаторы будут подыскивать условия, схожие с казанскими. Так получается, что, если дистанция чемпионата мира или Олимпиады расположена в море, то и мы в России стартуем в море. А сейчас будем соревноваться в реке, в стоячей воде. В нашем виде спорта даже нет понятия рекордов мира, потому, что нет одинаковых условий для стартов, и не только погодных. К примеру, в 2012 году у нас чемпионат страны выиграли за 1.46 на 10 километров, а Олимпиаду в 2012 году победитель проплыл за 1.52. Это связано и с погодными условиями, и с волнением воды, естественно. В спокойной воде результат будет выше.

«НА ДИСТАНЦИИ ЧУВСТВУЕШЬ БУКВАЛЬНО КАЖДЫЕ ПОЛГРАДУСА ТЕМПЕРАТУРЫ»

— В Казани уже прошла Универсиада-2013. Как к ней готовились в то время?

— Откровенно говоря, в плавании старты Универсиады не так котируются, как в некоторых других видах спорта. Поэтому условия чемпионата России, который проходил для нас тогда в Анапе, были сопоставимы с условиями, которые должны были ожидать нас на чемпионате мира в Барселоне.

— 25 километров — это самая длинная дистанция в открытой воде. Вы столько же способны проплыть на тренировке. Несколько я знаю по легкой атлетике, чтобы пробежать стайерские дисциплины на соревнованиях, люди пробегают раза в два больше на обычной тренировке. А вам 25 километров хватает?

— За глаза. Во-первых, есть и марафонский «спринт» в 5 километров у женщин и в 10 у мужчин. В бассейне анаэробная работа гораздо тяжелее. Поэтому достаточно на тренировках преодолевать ту дистанцию, которую ты готов проплыть. У нас одна тренировка в день способна занимать шесть часов, при том, что вечером снова надо выходить на дорожку.

— Какие еще нюансы есть при стартах или подготовке «дальнобоев», как принято называть пловцов на открытой воде?

— Не в обиду будет сказано работникам бассейна «Буревестник», но здешняя вода мне не совсем нравится. Понятно, что ее температурный режим настроен на посетителей, в том числе детей и представителей пожилого возраста, но здесь очень тепло — плюс 29 градусов. Для «дальнобоев» это не совсем комфортно. В теплой воде не получается развивать те скорости, на которые ты привык выходить, плавая в открытом водоеме. Даже полградуса чувствуешь, когда ты уже плывешь не первый километр.

— От общего к частному. Как вы пришли в спорт и конкретно в плавание?

— Я поначалу жил за Полярным кругом, в Норильске. С пяти лет я совмещал два вида спорта — дзюдо и плавание, хотя родители порывались отдать меня еще и в секции по игровым видам спорта. Когда пошел в школу, то надо было выбирать и родители решили, что надо оставить только плавание. Со временем переехал в Липецке и там начал плавать на уровне, близком к профессиональному. Тем более, что там сильная школа плавания на открытой воде, на которое я со временем переключился. Мой переход из бассейна на открытую воду состоялся четыре года назад. Уже на дебютном чемпионате я стал шестым, а на втором чемпионате финишировал вторым, и понял, что сделал правильный выбор.

«У НАС ВИД СПОРТА ДЕМОКРАТИЧНЫЙ»

— Каков возрастной диапазон «дальнобоев»?

— В зависимости от таланта и работы. Кто-то уже в юном возрасте себя проявляет. Иной работяга только после 25 лет начинает раскрываться. Что касается членства в национальной сборной, то оно у нас с 18 лет.

В бассейне, кстати, не такие демократичные условия. Там можно работать, стараться, но, если нет способностей, ничего у тебя не получится. И в 25 лет сложно уже начать заявлять о себе. К этому возрасту начинают задумываться о том, что пора уходить из спорта. У нас очень важен опыт, тактические ухищрения, которые лучше подвластны более возрастным спортсменам. «Просидеть в ногах» у молодых всю дистанцию, а на финише показать им пятки…

— Сборная России этой зимой потеряла одного из своих лидеров — Владимира Дятчина, дисквалифицированного за допинг. Его дисквалификация началась сразу же, после чемпионата России, на которой он обогнал вас в борьбе за серебряную медаль. Случись с ним инцидент раньше на день-два и серебряная медаль перешла бы к вам?

— Очень жаль, что так случилось, хотя Дятчин многого добился на международной арене. У нас не принято отбирать медали. Автоматически — да, я сейчас второй в России на дистанции 16 километров, но теперь надо подтверждать это на чемпионате страны. Для того, чтобы отобраться на домашний чемпионат мира, нужно быть в двойке. Либо рассчитывать на то, что фаворит вдруг выиграет сразу три дистанции и не будет стартовать конкретно на твоей, так как плыть сразу три дистанции на чемпионате мира невозможно.

— Чемпионат России разыгрывается на дистанциях 5, 10 и 16 километров. На чемпионате мира плывут 5, 10 и 25 километров. Каковы ваши коронные дистанции?

— Ставку на национальном чемпионате сделаю на 16 километров. Поплыву ее и 10, но там у меня будет цель — отобраться на Универсиаду. На студенческих играх есть только эта дистанция.

— Важно знакомство с дистанцией, на которой вы будете стартовать?

— Очень. К примеру, на чемпионат России мы приезжаем заблаговременно. Плаваем в бассейне и каждый день ходим на место, где будет дан старт на открытой воде, изучаем его. Особенно такое знакомство необходимо, когда заплыв дается в море. Там сложно ориентироваться. Подчас думаешь, что буй находится в одной стороне, а он совсем в другом месте. Поэтому необходимы пара тренировок для того, чтобы обозначить для себя некие ориентиры в дальнейшем.

«НА ОДНОМ ЧЕМПИОНАТЕ РОССИИ НА СТАРТЕ ВСЕ СМЕШАЛОСЬ ИЗ-ЗА МЕДУЗ»

— Есть разница в заплывах в море и в реке? Помимо течения и волн?

— Есть, особенно это сказывается на тех, кто привык плавать в бассейне и решил осваивать открытую воду. Есть люди, которые категорически не признают для себя соревнование в соленой воде, с волнами, медузами, всеми прелестями, которые ожидают пловцов в море или океане. Если говорят, что плавание в бассейне и плавание в открытой воде — это два разных вида спорта, так я добавлю, что плавание в реке и море-океане — это еще два разных вида спорта. В реке, в стоячей воде плавать элементарно, это почти как в бассейне. Все огорожено, только что дорожек нет. В соленой воде, помимо всего, другой стиль плавание, когда тебя буквально поднимает над водой. Те же медузы… Перед одним чемпионатом страны, который проводился на море, мы месяц там тренировались, привыкли. А молодежь из бассейна, которая решила попробовать свои силы, буквально на старте встала. Ребята не выдерживали ожогов, и там чуть ли не пробка образовалась недалеко от места старта. Потом у людей возникают фобии. Вода мутная, ничего не видно. У меня друг есть, который не может плыть, если ему не видно дна. Он даже в реке не хочет плыть.

— Теперь мне понятно, почему в Татарстане всего два «дальнобоя» — вы и Айгуль Сагирова.

— На самом деле, не многие готовы сталкиваться с таким объемом работы, который превышает ту, что дают в бассейне в два-три раза. Но нам с Айгуль реально обидно, что в Татарстане так мало пловцов на открытой воде. Как, впрочем, и по России. Да, в бассейне побеждать куда престижнее, чем на открытой воде, к нему больше интерес и внимание СМИ, болельщиков. Но надо понимать, что медали и премиальные за олимпийские награды одинаковы везде, а не у всех есть возможность конкурировать в бассейне.

«СО СЛЕДУЮЩЕГО УЧЕБНОГО ГОДА В АКАДЕМИЮ ПОСТУПЯТ ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО СБОРНИКОВ»

Правда, со следующего года у нас повысится конкуренция хотя бы на студенческом уровне. Несколько молодых ребят из сборной страны, которые были здесь на сборах, озвучили свое желание поступать в Поволжскую академию спорта, правда, продолжая выступать за свои регионы.

— Как у вас дела с учебой?

- Я должник, у меня не закрыта еще зимняя сессия второго курса. Спасибо за поддержку декану нашего факультета Юрию Васильевичу Болтикову, которого хотелось бы поздравить с недавно прошедшим 50-летним юбилеем! Увы, даже находясь в Казани, не всегда удается это сделать. К примеру, сейчас у нашей группы лекция, а у меня только что закончилась тренировка. Выручает дистанционное обучение, когда приходишь домой, открываешь свою страничку в интернете, получаешь задание и выполняешь его. Это очень удобно сделано для спортсменов. Правда, есть у нас преподаватели, которые не признают систему дистанционного обучения и заставляют отрабатывать его предмет наравне со всеми. К примеру, у меня на первом курсе две недели заняло получение одного зачета. Кстати, на первом курсе у меня была возможность посещать лекции и я две недели ходил на все предметы. А потом начались сборы… Правда, такую возможность с дистанционным обучением сейчас оставили только для членов сборных страны. В группе, в которой я обучаюсь, было 15 студентов, обучавшихся по индивидуальному графику, дистанционно, а сейчас нас осталось трое-четверо.

- Если у вас по 15 человек не ходило на занятия на законных основаниях, то преподавание для остальных напоминало репетиторство.

- Так и есть, на занятиях бывало мало народу. Но сейчас с этим покончено, так как кто-то из студентов уже закончил со спортом, и учится на общих основаниях.

Читайте также:

Айгуль Сагирова: «Каждый старт на открытой воде — это приключение!»

Александр Красных — человек, который удивил Виталия Мутко

Александр Мартынов: «Выход на пик формы — тема, на которой можно как взлететь, так и здорово прогореть»

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
версия для печати
Оценка текста
+
0
-
читайте также
наверх