комментарии 1 в закладки

Почему Луи ван Гал – скромный гений, которого заботит процесс, а не результат

erid:

Нынешнего наставника «Манчестер Юнайтед» Луи ван Гала то и дело критикуют за скучный футбол, в который играет его команда. Но при этом «красные дьяволы» ведут за спор за чемпионский титул и Луи не собирается отходить от своих принципов, которые за последние 25 лет значительно трансформировались. «БИЗНЕС Online» при помощи переводного материала decorrespondent.nl рассказывает о том, за счет чего голландец вот уже четверть века держится в числе топовых тренеров Европы.

ВАН ГАЛ СКРОМНЫЙ

Это может быть для кого-то сюрпризом, но это правда: Луи ван Гал - скромный человек.

По общему мнению, он выполняет первоклассную работу, скрывая это. И, конечно, он никогда не демонстрирует признаков ложной скромности по отношению к своим работодателям. Отвечая на вопрос «Является ли работа с «Манчестер Юнайтед» его мечтой?» Луи в интервью британским СМИ заявил: «Я не скажу, что это мечта, потому что мне 62 года, и я знаю, что я могу сделать. И я думаю, что «Манчестер Юнайтед» знает, что я могу сделать. И я думаю, именно поэтому они обратились ко мне, и это не единственный клуб, который хотел меня заполучить».

И для ван Гала сэр Алекс не сэр Алекс, а просто Фергюсон. Но ван Гал скромен в том смысле, что он знает, чем обладает, и что его влияние на команду достаточно ограниченное.

В ноябре 2001 года ван Гал ушел с поста сборной Голландии, объявив о решении на крайне сюрреалистической пресс-конференции. Во время нее он сказал ряд вещей, которые заслуживают перевода на различные языки мира, но одна из них стоит особняком: «Мое лучшее качество состоит в том, что я могу из каждого игрока получить дополнительные 10 процентов. Но я могу добиться этого, если каждый разделяет мою идею».

Экономисты согласны с анализом Луи. Экономист Штефан Шимански и журналист Саймон Купер в совместном материале для книги Soccernomics пишут о том, что 80 – 90 процентов от общего влияния на команду оказывают деньги. На остальные факторы остаются 10 – 20 процентов, и в эту цифру могут попадать способности тренеров.

А вот экономист Бас тер Вил, который также изучал степень зависимости команд от тренера, пришел к выводу, что ни один другой человек кроме наставников не в состоянии оказывать большее влияние на команду, но при этом воздействие незначительное.

Ван Гал понимает это. И чтобы пользоваться этими 10-ю процентами, он принимает различные шаги.

В интервью журналу De Voetbaltrainer он говорил, что один из этажей отеля в Нордвейке, в котором жила сборная Голландии, был перестроен с одной целью – помочь игрокам лучше общаться между собой. Кроме того, по его указанию в отель был проведен высокоскоростной интернет, позволявший играть в футбольные симуляторы в режиме онлайн, чтобы сбрасывать напряжение.

Ван Гал считает, что раздраженные игроки не желают и не способны учиться. И лишь в одном случае они готовы учиться: если понимают, что станут лучше. Общий смысл такой: только в том случае, если процесс передачи знаний от ван Гала к игрокам максимально отлажен, он верит, что может влиять на результаты команды. В центре всего этого находится, как любит говорить Луи, процесс обучения.

В 2009 году видеоаналитик Макс Рекерс объяснял мне, как в этом процессе ван Гал использует видео. «Причина, по которой публика думает, что он превосходит всех коллег, заключается в том, что он пытается контролировать весь процесс обучения. Он хочет получать максимум информации об игроках: от друзей, семьи и журналистов. Если он располагает всей информацией, то только тогда может решить, какое видео и какие комментарии нужны игроку. Каждое стимулирующее действие он производит лишь с учетом индивидуальных потребностей игрока».

Луи пытается уменьшить помехи, создаваемые при обучении: сводить к минимуму контакты с внешним миром. До того как он в 1991 году возглавил «Аякс», бывшие игроки клуба вместе с журналистами часто устраивали с действующими игроками совместные вечеринки на базе клуба. Он сразу же положил этому конец. Доступ на территорию клубной базы остался только у действующих игроков. Короче говоря, ван Гал понимает, что его влияние на команду достаточно ограниченное, а потому пытается создать условия, чтобы выжимать из этого минимума максимум.

КАК ВАН ГАЛ ПРИЗНАЕТ ВАЖНОСТЬ ЛИЧНОСТИ

Луи обладает репутацией диктатора, который способен создать рабочую атмосферу в коллективе, составленном из многочисленных ярких личностей.

Его стычки с Ривалдо в «Барселоне» и в «Аяксе» и «Баварии» с рядом других игроков вынудили журналистов провести параллели между Луи и Адольфом Гитлером. По мнению прессы, голландец словно немецкий диктатор вел себя крайне жестко с теми, кто не хотел принимать его методы работы.

Конечно, Луи любит правила, и не делает ни для кого исключения. Из документального фильма, снятого после его первого периода работы со сборной, выяснилось, что он обязал всех игроков и технический персонал всегда надевать носки. Под запрет попали шлепанцы на босу ногу. Это требование обязан был выполнять и помощник Луи легендарный Руд Крол, который по словам пресс-атташе сборной, годами жил без носков.

Это отдает неким детством. Но ван Гал читает, что правила обеспечивают чувство общей цели и уменьшают вероятность недоразумений и ссор, которые могут отвлекать от футбола. Если правила одинаковы всегда и для всех, они выполняются на автомате. И это позволяет сохранять время и энергию на сам процесс обучения, который может принести в общекомандный котел пресловутые десять процентов успеха.

Как любит говорить ван Гал, чтобы хорошо играть в футбол, нужно думать, а не руководствоваться интуицией. На эту тему в британской прессе не раз делали материалы под заголовками «ван Гал против интуиции».

«Наличие структуры обеспечивает людям логическое мышление, благодаря чему находящиеся в этой среде персоны процветают», - признался Луи в интервью Visie. Одним из первых его правил при создании такой структуры в «Манчестер Юнайтед» стал обязательный для всех обед в 13:00. Он строг как на поле, так и за его пределами. На самом деле, Луи много раз высмеивали за его приверженность к правилам.

В интервью порталу Ons Oranje он сказал: «Пас от А до Б – это не просто пас, это технический навык. Его исполняет человек под влиянием разума». Для того чтобы влиять на разум своих подопечных во время работы у руля АЗ, он обратился за помощью к психологу Лео ван дер Бургу, написавшему книгу «Делай то, что хорошо для тебя». Ван дер Бург обучал ван Гала и его сотрудников двум правилам: 1) лучше развивать сильные стороны игрока; 2) каждый игрок уникален и требует к себе индивидуального подхода.

Чтобы верно приложить свои усилия, ван Галу необходимо было знать, что за люди его игроки вне футбольного поля. «Прежде чем я встретился с ван дер Бургом, я бывал в гостях у каждого из своих подопечных, делал заметки, готовил отчеты по каждому из игроков. Но пользы от этого не было, - признался позже Луи. – У меня было слишком много информации, поэтому я обратился за помощью к профессиональному профайлеру».

После изучения профайлов, которые подготовил ван ден Бург, ван Гал разделил игроков на три цветовые категории, которые предложил психолог: синих – интеллектуалов, зеленых – руководствующихся эмоциями и красных – творческих. Ван Гал учитывал эти цвета при общении с игроками. Даже во время перерывов матчей он по-разному контактировал с ними. Тоже самое происходило и после окончания игр.

Как пояснил Рекерс, игрокам всегда демонстрировали удачные моменты игры, потому положительное видео всегда легче и быстрее усваивается, а значит, ускоряет процесс обучения.

Кроме того, весь анализ матча выдавался игроку с учетом его индивидуальных способностей и обстоятельств на текущий момент. Поэтому «красные» игроки получали совсем иные комментарии по сравнению с «синими».

Ван Гал постоянно совершенствовал свои методы. Индивидуальные особенности игроков стали для него важнее анализа тактических построений. В 90-е годы он предпочитал взламывать оборону при помощи хорошо организованных тинейджеров, способных контролировать мяч на половине поля соперника, и терпеливо ждать верных моментов у чужих ворот.

Но вместе с тем как менялся футбол, эволюционировал и ван Гал. Когда в 2006 году он возглавил АЗ, стало ясно, что ему нужно что-то менять в своей философии. Он построил команду вокруг голландского форварда с марокканскими корнями Мунира эль-Хамдауи, которому разрешалось делать все, что заблагорассудится. То же самое ван Гал сделал в «Баварии» вокруг Арьена Роббена.

Так что теперь он понимает, что наличие даже одного игрока может изменить многое, а порой даже всё. Когда Кевин Стротман получил ужасную травму колена в марте 2014 года, он очень быстро отказался от излюбленной расстановки 4-3-3, заменив ее схемой 3-5-2. «Старый» ван Гал просто бы начал пробовать на позиции Стротмана другого игрока, предоставив ему инструкции, которые необходимо соблюдать. Но теперь он понимает, что важны конкретные персоны.

Да, у Луи в арсенале немало странных правил и он любит употреблять слово коллектив, но при этом он понимает, что коллектив состоит из личностей.

ВАН ГАЛ БОИТСЯ МАСС-МЕДИА, НО НЕ УПРАВЛЯЕТ ИМИ

Вниманию британских журналистов: ван Гал не уважает вас. По его мнению, журналисты и репортеры - ленивые и не обладают какими-либо футбольными знаниями. Хотя бы минимальное незнание ситуации со стороны собеседника может довести его до бешенства. Журналист Петер Зантинг уверяет, что даже после победы, когда кажется, что Луи всем доволен, один неправильный вопрос (по его мнению) может обернуться скандалом.

На пресс-конференции в 2001 году, когда он объявил об уходе с поста главного тренера сборной Голландии, он немного почесал нос. В этот момент начали щелкать вспышки фотокамер, из-за чего Луи сильно рассердился. Он в не самой доброй манере начал убеждать журналистов не публиковать снимки с «носом», так как пресса якобы намерена проиллюстрировать «некую тенденцию». «Журналисты знают, что вы были школьным учителем (ван Гал работал учителем физкультуры) и поэтому они задают вам специфические вопросы. Они просто навешивают на тебя ярлык, который остается с вами навсегда», - цитирует Луи в своей книге Мартен Мейер.

Но отсутствие футбольных знаний у журналистов раздражает голландца больше всего.

«СМИ часто причиной поражения объясняют отсутствие старания или мотивации со стороны игроков. Порой дилетанты говорят, что игроку не хватило старания. Но причина другая: тактическая. При определенной расстановке игроки могут не успевать в ту или иную точку поля, из-за чего создается впечатление, что у них нет желания и прочего», - объясняет ситуацию ван Гал в интервью Visie.

В одном из материалов еженедельника Vrij Nederland Жерар ван Гал объяснил, как его брат решил бороться с глупыми вопросами: «Он дал себе установку, что глупые люди не могут тебя оскорбить».

Как отмечает Рекерс, по мнению ван Гала, именно пресса является самом большой помехой в процессе обучения. Ведь журналисты оказывают влияние не только на самих игроков, но и на родных, на их семьи. «Это опасный механизм, потому что игрокам свойственны повадки попугаев: они друг другу все передают», - сказал в одном из интервью ван Гал. И СМИ могут влиять на уровень восприятия методов Луи в глазах футболистов, а, значит,
эффект от возможных 10% дополнительного успеха значительно снижается.

ВАН ГАЛ БОЛЬШЕ ЗАБОТИТСЯ О ПРОЦЕССЕ, ЧЕМ О РЕЗУЛЬТАТЕ

Очень часто новый клуб ван Гала теряет очки на старте сезона. Это некая традиция всех его новых команд. И почти всегда он говорит одинаково, называя игру своей команды хорошей, удостаивая парней лестных отзывов. Он повторяет одно и то же из матча в матч, даже если только один он изо всех, кто присутствовал на стадионе, придерживается такого мнения. Некоторые из его послематчевых интервью в голландской прессе уже стали своего рода классикой жанра.

Он всегда уверяет, что видел совсем другую игру, чем ту, за которой наблюдали остальные. И отчасти он прав, потому что для Луи счет на табло не важен. Он акцентирует внимание на конкретных действиях конкретных игроков. Если команда проиграла, но игроки выполнили указания ван Гала, то он доволен и самой игрой, и их работой. «Ведь выполнение плана – часть долгосрочного процесса по созданию команды», - поясняет свою позицию Луи.

Но тут появляются эти противные мелкие журналисты, которые берут во внимание только счет. «Пресса всегда во главу угла ставит счет. Журналисты уверены, что раз команда забила мало голов, значит, она играет плохо. Но ведь возможен и другой взгляд на ситуацию: раз команда играет прекрасно, значит, она будет забивать больше голов», - рассуждает тренер.

Вот пример. Последний перед поездкой на чемпиона мира-2014 товарищеский матч с Уэльсом (2:0). Обычно в таких встречах соперник выбирается слабый, а команда-участник грядущего форума повышает уверенность в своих силах за счет обилия голов и к тому же заводит местную публику. Но ван Гал поступил иначе: во время скучнейшего матча он испробовал три тактические расстановки, а после финального свистка провел напряженную беседу с телерепортерами.

Нацеленность ван Гала на процесс обучения, а не на результат очень симпатична молодым игрокам, которые жаждут прогресса. Например, перед стартом ЧМ-2014 Барт Влиетстра в своем материале для The Guardian процитировал диалог молодого защитника «Фейенорда» Бруно Мартинса и тренера во время их первого разговора.

Мартинс: - Я действительно хочу стать лучше. Я хочу вас о многом спросить, мистер ван Гал.

Ван Гал: - Это хорошо, потому что я могу помочь тебе в этом.

Мартинс: - Правда?

Ван Гал (излучая улыбку): - Я уже люблю тебя, Бруно!

ПОСТОЯННО ИЩЕТ НОВЫЕ ФУТБОЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

«Луи ценит инновации. Он отдаем поиску чего-то нового невероятное количество времени. Нигде и никто в футболе этим не занимается», - полагает Рекерс.

В 1993 году он стал первым тренером в Голландии, кто отказался от тренировок на выносливость, которые якобы помогали во время предсезонки. Он решился на это после того, как врач Йос Гейсел сказал, что подобного рода тренировки замедляют скорость игроков.

Когда дочь его старого друга написала кандидатскую диссертацию о том, что для полноценной подготовки к ближайшему футбольному матчу нужно не четыре, а три дня, Луи тут же начал следовать ее совету. Основная причина, на которую упирал автор работы, состояла в следующем: четыре дня слишком большой срок для игроков, чтобы они могли сохранять концентрацию на одном сопернике.

Кроме того, ван Гал изучает и другие виды спорта. Когда он руководил АЗ, он обменивался опытом с тренерами по австралийскому футболу. Он также перенимал методы работы из хоккея на траве, очень популярного в Голландии. Чтобы в полной мере извлекать пользу из обучения, он взял к себе на работу Рекерса, который на тот момент был вторым тренером в одной из хоккейных команд и считался ведущим видеоаналитиком в спортивной сфере. Перебравшись в Манчестер, Луи не изменил своим принципам, и за считанные дни на клубной базе в Каррингтоне при помощи Рекерса обучил игроков и свой штаб как правильно пользоваться дорогостоящим видеоборудованием и объяснил, для чего это нужно.

С помощью новейших технологий ван Гал имеет возможность детально разбирать каждый игровой момент: техника позволяет демонстрировать игрокам любую ситуацию на поле, где бы в том эпизоде не находился футболист. То есть, каждый эпизод разбирается с точки зрения каждого игрока команды, принимавшего участие в матче. Так куда легче понять, правильно ли действовал конкретный игрок, и также выбрать более оптимальный вариант для последующего развития атаки или оборонительных действий.

Когда он работал в «Баварии», то раздавал игрокам по листку бумаги, на котором просил указывать сильные и слабые стороны своих оппонентов, даже если речь шла о матче с клубом из любительской лиги. Он и сейчас перед каждым матчем поступает так же, создавая структуру, которая позволит его игрокам учиться и развиваться. Знания и технологии – союзники Луи в борьбе за уже упомянутые 10 процентов.

ВАН ГАЛ АДАПТИРУЕТСЯ

Ван Гала относят к приверженцам так называемой голландской школы футбола. А ей свойственны: 1) игра с двумя фланговыми полузащитниками; 2) акцент на владении мячом; 3) множество передач на чужой половине поля.

«Я иногда думаю, что лучше моя команда будет хорошо играть, чем победит. Я хочу, чтобы игру моих команд запоминали люди», - рассуждает Луи.

На последнем чемпионате мира мы увидели ван Гала прагматика. Он играл без вингеров, использовал пять защитников, отдавал мяч соперникам, из-за чего из уст голландских журналистов-гурманов на него обрушился настоящий цунами критики.

Излюбленный стиль современного ван Гала можно назвать «провокационным прессингом». Главное его отличие от гвардиоловского: не прессинговать при потере мяча. Вместо этого он дает сопернику время и пространство, провоцируя тем самым на продвижение вперед с контролем мяча.

А затем его команда отбирает мяч и за счет передач верхом использует пространство позади увлекшихся атакой защитников команды соперника. Яркий пример – второй гол «оранжевых» в матче группового этапа чемпионата мира-2014 с чилийцами.

К счастью, ван Галу проще, чем его соотечественникам, работающим на родине. От них требуют красивых побед, а «Юнайтед» сейчас не до красоты: после Дэвида Мойеса нужно в первую очередь добиться результата, а уже потом повышать качество самой игры.

Михаэль де Хуг / Перевод: Алексей Сергунин

Фото: decorrespondent.nl

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
версия для печати
Оценка текста
+
0
-
читайте также
наверх