комментарии 0 в закладки

«За полтора года научил их по-русски разговаривать». Как российские футболисты покоряли Китай до того как это стало мейнстримом

Этой зимой китайские клубы потратили более 200 миллионов евро, чуть ли не каждый день взрывая информационное пространство очередной трансферной бомбой. Российских футболистов в Китай не зовут, хотя на рубеже 90-х и 00-х в Поднебесной можно было отыскать немало наших соотечественников. Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» рассказывает о самых известных российских футболистах, когда-либо выступавших в китайском чемпионате.

АЛЕКСАНДР ПАНОВ

В 1996 году дублирующий состав «Зенита» отправился на турнир в Китай, где представителям местной команды «Баоканг» приглянулся 20-летний нападающий питерцев Александр Панов. Переезд в Китай спас будущего форварда сборной России от наркотиков и алкоголя, которые окружали его в Санкт-Петербурге. «Баоканг», за который играл российский нападающий, выступал в одной из низших китайских лиг, чем и объясняется феноменальная результативность Панова, наколотившем 19 голов в 12 матчах.

«Китай меня спас: я на год уехал – и родился там заново. Приперся туда, а там… трехразовые тренировки. Я таких шальных нагрузок никогда не испытывал! Как они понеслись… Утром – с мячом, днем – кроссы, вечером – штанга. Она 50–60 килограммов весит, отжимаешь ее – ноги делаются мощными! Когда вернулся в «Зенит» к Бышовцу, я только за счет «физики» попал в команду, потому что бегал, как лось!», – рассказывал Панов в интервью «Советскому Спорту».

РОМАН ШАРОНОВ

Роман Шаронов завершил профессиональную карьеру в 2014 году и работает тренером в академии «Рубина»

Экс-капитан казанского «Рубина» Роман Шаронов оказался в Китае в один год с Пановым, махнув в Поднебесную в 20-летнем возрасте. В те времена Шаронов выступал за дубль московского «Локомотива» и особых шансов пробиться в состав главной команды у него было. В клубе второй китайской лиги защитник задержался лишь на полгода, после чего вернулся в Россию, где транзитом через красноярский «Металлург», оказался в в «Рубине».

«Приехали представители клуба «Фуабей» к нам в дубль, где мы тренировались в каком-то парке с ямами. Меня спросили, хочу ли я поехать и называют зарплату в тысячу долларов. Сказал: «Конечно хочу!». У меня тогда была зарплата в сто долларов, которой мало на что хватало и я уехал. Я уехал один, далеко и в другой мир, получил новый опыт. Там плюс ко всему нужно было сдавать тест Купера, чтобы тебя заявили в команду. Это своего рода школа выживания, потому что когда я бежал, я был очень не здоров — болел. Если ты добегаешь до 3 тысяч метров, то можно было пересдать и я бежал на последних силах, чтобы успеть и затем пересдать. Было непросто», – вспоминал Шаронов в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online».

ВАЛЕРИЙ КЛЕЙМЁНОВ

Валерий Клеймёнов с 2014 года работает тренером вратарей в «Рубине»
Официальный сайт ФК «Рубин»

Нынешний тренер вратарей «Рубина» Валерий Клеймёнов в 1997 году из-за травмы оказался не заявлен за московское «Динамо», после чего случайно разговорившись с послом Китая, получил предложение попробовать свои силы в местном чемпионате. За «Шанхай Шеньхуа» Клеймёнов выступал на протяжении года, за это время сыграв в 18 матчах, в которых пропустил 12 мячей.

«Приехал в какой-то город на севере Китая, побыл там неделю, отыграл две игры, одну из них с «Шанхаем», после чего я уехал, но через неделю должен был вернуться и подписать контракт. А в результате через неделю меня позвали в «Шанхай». Там у меня сразу сложились отношения со всеми отношения, как с тренерами, так и с ребятами. Сначала нас тренировал болгарин, потом поляк. За полтора года я их научил по-русски во время игры разговаривать (улыбается). Сам за первые две недели тоже выучил основные необходимые слова. Российский чемпионат по тем временам, конечно же, был сильнее, а китайцы брали своё бешеной дисциплиной, бешеной самоотдачей», – рассказывал Клеймёнов в интервью «БИЗНЕС Online», которое вы совсем скоро сможете прочитать на нашем сайте.

СЕРГЕЙ КИРЬЯКОВ

Cергей Кирьяков с 2012 года возглавляет юношескую сборную России
Официальный сайт Российского Футбольного Союза

Экс-форвард московского «Динамо», немецкого «Карлсруэ» и сборной России Сергей Кирьяков отправился покорять Поднебесную уже под занавес своей игровой карьеры, оказавшись в «Юньнань Хунта» в 2001 году, когда ему уже было за тридцать. За эту команду Кирьяков отыграл за два года почти полсотни матчей, забив 18 голов, после чего перешёл в «Шаньдунь Лунэнь Тайшань», возглавляемую тогда прославленным российским тренером Валерием Непомнящим. Под его руководством Кирьяков провёл ещё один сезон в китайском чемпионате, отличившись 8 раз в 20 матчах, после чего завершил профессиональную карьеру.

«Да много всего было! Нас даже в тюрьму смертников возили. Руководство этого заведения было фанатами команды, так что нам разрешили пострелять из Калашникова и из пистолетов. А ко мне еще приехал друг из России. Китайцы накрыли шикарный стол и захотели посоревноваться, кто больше выпьет. Я говорю: «Без проблем, только за меня будет пить друг». Приятель выступил достойно, но потом под влиянием спиртного хозяева предложили нам исполнить приговор – у них там по плану расстрел намечался. Мы, конечно, отказались. Могли ли местные что-то в плане футбола? Физически они были готовы сумасшедше! Но тактически абсолютно безграмотные. Этим все команды отличались. В Китае тогда был футбольный бум, сборная впервые в истории пробилась на чемпионат мира. Все ждали успешного выступления, но команде не удалось себя показать, и начались какие-то разборки. Сейчас все вроде бы на хорошем уровне. Приглашаются сильные легионеры, платятся деньги. Но чего-то не хватает», – делился воспоминаниями Кирьяков в интервью еженедельнику «Футбол».

АХРИК ЦВЕЙБА

Ахрик Цвейба (четвёртый слева в верхнем ряду) в составе сборной России на Кубке Легенд
Официальный сайт Российского Футбольного Союза

Экс-защитник тбилисского и киевского «Динамо», сыгравший за свою карьеру за 4 национальных сборных (СССР, СНГ, России и Украины), Ахрик Цвейба в китайском клубе «Цсянвэй Хандао» оказался в 1998 году, к тому времени уже имея трёхлетний опыт выступлений в Японии. В Китае Цвейба не задержался, проведя за один сезон 18 матчей, он вернулся в Россию, где подписал контракт с элистинским «Ураланом».

« В Китае надо сначала лицензию игрока получить. Пробегаешь 7 по 50 и тест Купера, только тогда ее дают. Каким бы ты высококлассным игроком ни был, если не пробежишь – тебя развернут и назад отправят. Все это еще в высокогорье, все команды вместе на сборах. В 6 утра подъем, в 7 – зарядка, в 11 – легкая атлетика, с мячами только вечером. В 11 часов вечера отбой, у кого свет горит – штраф. Вовремя не пообедала команда – тоже штраф. Мы жили в центре одного из промышленных городов с населением в 7 миллионов. 12-этажное здание полностью клубу принадлежало. Первый этаж – столовая, второй – руководство. Третий – прачечная, четвертый – тренер жил, пятый – бильярдные, теннис. Дальше по этажам – игроки, на последнем – место для восстановительных процедур. Полные стадионы собирались, на каждой игре – 40–50 тысяч. Город большой, команда одна. Когда выигрывали на выезде, нас даже в аэропорту встречали. Очень приятно было. А еще вот что в Китае запомнилось. Мы в детстве в Абхазии играли много в настольный теннис в парке. Играли, кстати, не на просто так – на пончики. Когда в Китай приехал, мне в команде почти не было равных. Мы играли на вылет, я почти всегда последним оставался. Китайцы не понимали, как это – приехал сюда и нас всех обыгрывает», – рассказывал Цвейба в интервью корреспонденту еженедельника «Футбол».

АНАТОЛИЙ ДАВЫДОВ

Анатолий Давыдов прославился тем, что является самым возрастным футболистом, выступавшим в высшем дивизионе чемпионата России. Свой последний матч в карьере он провёл в сентябре 1997 года в возрасте почти что 44 лет! Интересно, что в тот год, Давыдов сыграл за «Зенит» 15 матчей, в большей части которых он выходил на поле вместе со своим сыном Дмитрием. В Китае Давыдов-старший оказался годом ранее, вернувшись из Финляндии, где провёл без малого пять лет.

«Китайский клуб «Фушань Фосиди» базировался на самом юге страны. Море, красота. Туда, кстати, тоже через школу «Смена» попал. Приезжала к ним какая-то китайская команда в гости. Про мой возраст китайцам поначалу ничего и не сказали. Потом они посмотрели на меня на тренировках и схватились руками и ногами, условия стали хорошие предлагать. Получилось в результате даже выше, чем планировалось. Но там вообще оказались очень хорошие контракты для футболистов. Тогда в год легионеры там могли заработать несколько сотен тысяч долларов. Для того времени это была уникальная зарплата. Китайцы очень уважительные, низко кланяющиеся, постоянно строем ходили. Меня тоже хотели заставить в лагере на сборах в строй встать. Там помимо нас еще команд 20–30 находилось. Так вот, чтобы пойти, скажем, на обед, футболисты брали друг друга за ручки и шли в столовую. Со своей кружкой и ложкой. Мне тоже предлагали. Я им говорю – вы что, обалдели? В свои сорок лет я еще ориентации не потерял и за руку ни с кем ходить не буду», – вспоминал Давыдов в интервью газете «Наш «Зенит».

Тимур Байрамов
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
версия для печати
Оценка текста
+
0
-
читайте также
наверх