комментарии 1 в закладки

FIFA ’98 и ещё три футбольные ретро-игры

Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» рассказывает о знаковых футбольных симуляторах, в которые вы, возможно, играли в 90-е на приставках.

SENSIBLE WORLD OF SOCCER 1994

Когда поступила в продажу: перед чемпионатом мира-1994.

Где вышла: Amiga, PC.

Что нужно знать:

– Несмотря на свой незатейливый вид, Sensible World of Soccer считается лучшим футбольным симулятором в истории по версии многих изданий – специализирующихся как на спорте, так и на видеоиграх. Некоторые вовсе считают SWOS самой важной игрой в истории.

– Все специалисты восхваляют геймплей SWOS, но, что самое удивительное, управление здесь настолько упрощенно, насколько это возможно. Если в других симуляторах можно было менять игрока, ускоряться, делать особые пасы, то в этой игре действовала лишь одна кнопка, при нажатии которой футболист пинал мяч с разной силой. Говорят, что в SWOS решает только опыт, а новичкам требуется много времени, чтобы привыкнуть к динамике игры.

– Главная фишка: в игре было 27 тыс. игроков из 1500 клубов! Европа, Северная и Южная Америки, Африка, Азия, Океания. Здесь действовал режим карьеры, в котором можно прожить с выбранным клубом 20 сезонов. Были предусмотрены обмены – так, в «Манчестер Юнайтед» можно было взять игрока из России.


Фото: Youtube

– Но не всё так просто: у каждого игрока была своя стоимость, которая базировалась на его способностях. А этих способностей было аж семь: скорость, отбор мяча, игра головой, реализация моментов, удар, пасс, дриблинг. Конечно, есть сомнения, что все характеристики у 27 тыс. игроков соответствовали действительности – их вбивал один человек - специалист по футбольной статистике. Но всё-таки разработчики попытались.

– Само собой, легендарная игра не может обойтись без заразительной песни на заставке. В SWOS композиция называлась Goalscoringsuperstarhero, она состояла из одного куплета и пары эмоциональных реплик комментатора. В последующих версиях игры песня даже сопровождалась клипом, который не запомнился – любые попытки изменить любимую игру 1994 года (например, ввести 3D графику) не находили признания у фанатов.


INTERNATIONAL SUPERSTAR SOCCER 1996

Когда поступила в продажу: перед чемпионатом Европы-1996.

Где вышла: SNES, Mega Drive, PlayStation.

Что нужно знать:

– Это прародитель Pro Evolution Soccer. В середине 90-х Konami напрочь убирала своего американского конкурента EA Sports, а International Superstar Soccer стал пиком доминирования японцев на рынке футбольных симуляторов.

– Если SWOS любили за стилизацию, то International Superstar Soccer – за реалистичность. По игровым характеристикам симулятор был крайне далёк от настоящего футбола. Но не по визуальным и звуковым. 3D графика, первая попытка ввести комментатора (в его запасе было четыре фразы), болельщики, которые по-разному поддерживали сборные (европейцы делали перекличку, бразильцы исполняли мелодии), празднования голов и их замедленные повторы.

– Это первая игра, где игроки обзавелись номерами на форме. Вот только они остались без реальных фамилий из-за тёрок с FIFPro. Konami пришлось маскировать звёзд того времени: швед Мартин Далин был Магнусом, итальянец Роберто Баджо – Гальфано, аргентинец Габриэль Батистута – Капитолем.

– К моменту выхода симулятора действовал принцип «верхи не могут, низы не хотят». Но к концу века низы всё-таки захотели: умельцы взломали International Superstar Soccer и заменили 26 сборных ЧМ-1994 на клубы, а вымышленных футболистов – на реальных. Модификации в большинстве случаев носили название Ronaldinho Soccer и раздражали халтурой – путались причёски, цвета кожи, номера, характеристики игроков.


– Оригинал, к слову, также не обходился без недоработок. Мяч часто застревал в нижнем углу ворот. Вратарь мог забить и установить счёт 99 - 0, проходя всё поле за линией аута и пробивая у рекламных щитов. Были и тщательно спрятанные баги. Например, если получить 9-10 красных карточек в первом тайме, то дальше можно играть за соперника и штамповать ему авто-голы.


VIRTUA STRIKER 1994

Когда поступила в продажу: перед чемпионатом мира-1994.

Где вышла: Sega Genesis.

Что нужно знать:

– Знакомьтесь, это самый-самый первый футбольный симулятор в трёхмерном пространстве. Без него не было бы ни International Superstar Soccer, ни PES, ни FIFA, ни вообще ничего. Забавно, что SEGA совершила маленькую революцию в мире спортивных видео-игр так, между делом. Большинство игр компании в 1994 году находилось в 2D с малюсенькими намёками на 3D (к примеру, легендарная Sonic & Knuckles), а графическое новшество решили применить в спорте и околоспорте на авось. Как с конвейера вышли Virtua Striker, Virtua Tennis, Virtua Fighter.

– Многие недолюбливали Virtua Striker за слишком простую механику движений. Ведь 3D настраивал на что-то реалистичное. Критика могла быть необоснованной по двум причинам. Во-первых, мяч вполне мог находиться ни в чьём владении, то есть нажатие кнопки не гарантировало, что ты, например, доставишь снаряд до партнёра или захватишь его после подката. Во-вторых, были такие прибамбасы, как удар «ножницами».

– Особенностью игры считается наличие кодов. Самый забавный из них тот, что увеличивает игрокам головы.

– Возможно, Virtual Soccer 1994 могла бы дать начало серии, которая ныне составила конкуренцию PES и FIFA и даже «съела» одну из них. Но этого не произошло. В сознании геймеров симулятор от SEGA остался одним из самых недооценённых в своём жанре. Перспективы у игры определённо были – не зря японская компания выпускала продолжения Virtual Soccer даже во времена своего экономического краха в конце 90-х – начале 00-х.


FIFA ROAD TO WORLD CUP 1998

Когда поступила в продажу: перед чемпионатом мира-1998.

Где вышла: PC, Game Boy, Mega Drive, SNES, Sega Satum, PlayStation, Nintendo 64.

Что нужно знать:

– Это квинтэссенция всего виртуального футбола 90-х. Поначалу EA Sports выдавала бездарные игры, транжиря все возможности, которые давало сотрудничество с ФИФА. Но к концу столетия американские разработчики решили взять всё лучшее из игр конкурентов, добавить что-то своё и выпустить главный футбольный видео-боевик 90-х.

– Любой разговор о FIFA ’98 надо начинать с возгласа «Ю-ху!». Знаменитая «Song 2» от группы Blur играла в стартовой заставке. А саундтрек был написан американским электро-дуэтом The Crystal Method (прослушать можно здесь).


– У каждой из 16 арен был свой видеоролик, который проигрывался перед началом матча. Сначала всплывали кадры достопримечательностей страны, а после со всех ракурсов демонстрировалась компьютерная модель стадиона. Вот так в FIFA ’98 выглядело преставление «Стад де Франса», где сборная Франции выиграла ЧМ-1998:


– Одна из первых вещей, которая бросалась в глаза в FIFA '98, – это огромный мяч. Он по колено футболистам. В остальном игра была превосходна по визуальной части. Важное нововведение заключалось в том, что сборным можно было полностью менять дизайн формы. Это чуть ли не первый футбольный симулятор, где у игроков прорисованы лица. Курсировала жёлтая стрелка, деформирующаяся в зависимости от направления удара с углового.

– Люди вспоминают о FIFA ’98 и по сей день из-за режима игры в зале. Маленькие площадка и ворота, прозрачные борты, лучшие игроки мира – это был первый компьютерный футзал. Шарму ему добавлял один миф. Говорили, что если забить 100 голов, то табло обнулится, поскольку не рассчитано на три цифры. Нашелся смельчак, который попал в ворота 100 раз – этот разрушитель легенд вряд ли посоветует вам повторить свой подвиг.



Артур Валеев
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
версия для печати
Оценка текста
+
2
-
читайте также
наверх