комментарии 0 в закладки

Машина времени. Как Лига Европы вернула нам 90-е

erid:

Утешительный еврокубок стал главным проводником ностальгии в мировом футболе.


Фото: Dean Mouhtaropoulos / Getty Images

Даже среднестатистическая читательница журнала «Лиза» знает аксиому: мода циклична. В несущемся потоке технического прогресса социальные процессы мутируют со скоростью света. Поэтому неудивительно, что любой школьник за свою сознательную жизнь видел слепок минимум четырёх эпох: 60-х, 70-х, 80-х и 90-х.

Бунтарские 60-е вернулись в середине «нулевых» в крайне рафинированном виде. Под их влиянием родилось бесчисленное количество инди-рок групп, на головах у каждого четвёртого молодого человека появилась битловская причёска, а плащ перестал быть одеждой аристократов и городских сумасшедших. Через пару лет вспомнились 70-е: на «Оскаре» стали котироваться криминальные драмы, а рок-музыка на стыке прогрессив и психоделики получила новую волну развития. Затем в 2011-м Николас Виндинг Рёфн великим фильмом «Драйв» вернул моду на 80-е. Не заметить её влияние на современное искусство практически невозможно: тут и тебе и инфернальная игра Hotline Miami, и чудаковатые куртки в стиле героев боевиков, и целая плеяда отличных синтвейв групп. Сейчас пришло время вспоминать 90-е: девочки в чокерах и джинсах с высокой талией танцуют в компании парней в свитшотах от Гоши Рубчинского под хиты наследников рейв- и панк-групп ельцинских времён.

Объективно ли мерить культуру такими вихрями – вопрос спорный. Но факт, что каждый из нас способен пережить прошлое с помощью какого-либо материального артефакта. Они и становятся атрибутами новой моды, порождая разговоры о её цикличности и возврате целой эпохи. Но работает ли это в спорте?

Многие боксёры любят рассказывать, что учились у Мохаммеда Али, а баскетболисты считают за честь подражать Майклу Джордану. Но это история сугубо плотская и объясняется преемственностью. В вопросах идеологических всё сложнее. Да, многие команды сейчас перестраиваются на игру в три центральных защитника, но повод ли это говорить о возвращении тактики 90-х? Тем более не такая уж это простая сфера, чтобы делать выводы из одной схемы.

Все эти артефакты – от акцентированных партий синтезатора до подстраховки в оборонительном звене – лишь проводники ностальгии. Они крайне субъективны и индивидуальны, но другого способа вернуться в прошлое у нас попросту не существует.

Удовольствие путешествия во времени футбольным болельщикам в этом году дарит Лига Европы. Она следует тренду и возвращает нам 90-е. Детсад «Аякса» в финале еврокубка, нестабильный «Манчестер Юнайтед» с подрастающими звёздами в основе, «Сельта» на виду в Европе. Тренд отлично прочувствовал и «Матч ТВ», выжав максимум из Александра Мостового и Валерия Карпина при освещении матчей испанцев. А вывески, напоминающие нам о 90-х, мы сейчас можем встретить только в Лиге Европы, взять тот же матч «МЮ» – «Сент-Этьен». О чём говорить, если за «Аякс» сегодня забивает точная копия Патрика Клюйверта?


Фото: Dean Mouhtaropoulos / Getty Images

Да, это субъективные ностальгические переживания. Но что должен давать футбол, как не эмоции? В этом смысле у Лиги Европы есть сейчас единственный отличительный признак – та самая способность возрождать моду прошлого.

Давайте начистоту: всем плевать на второй еврокубок, особенно на матчи до 1/4. Раньше ЛЕ была развлечением для Восточной Европы, пока победа в турнире не стала путёвкой в Лигу чемпионов. Сейчас борьба стала ожесточённее, а матчи зрелищнее, чем в ЛЧ, но, по факту, интерес к турниру всё равно минимален. В нём мало звёзд, брендов, денег и прочих неотъемлемых атрибутов современного спортивного мероприятия. Зато есть душа. Та самая, что аккумулирует в себе ностальгию.

Наверняка вы смотрели Лигу Европы урывками: от непростой квалификации «Краснодара» и обидного вылета «Зенита» до подвигов «Ростова» и циничной прагматики «Ман Юнайтед». Но финал вы точно не пропустите. Кто-то, потому что помнит сейвы Эдвина ван дер Сара и прыжки Луи ван Гала, кто-то, потому что не хочет быть вне тренда. Тахикардичный «МЮ» Жозе Моуринью сейчас сродни грохоту рейва, а история юного «Аякса» – это классическая приключенческая драма из Голливуда 90-ых. Одновременно и слепки эпохи сегодняшней, и артефакты прошлого. 24 мая у каждого из нас будет редкий шанс прокатиться в машине времени. 

Николай Самофалов
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
версия для печати
Оценка текста
+
0
-
читайте также
наверх