Сергей Гранкин: «После конфликта с Маричевым кто-то должен был уйти»
Новичок «Белогорья» и связующий сборной России Сергей Гранкин в интервью корреспонденту «БИЗНЕС Online» Алмазу Хаирову рассказал о причинах ухода из московского «Динамо», воспитании нападающих, стычке с Алексеем Спиридоновым и многом другом.
Сергей Гранкин | |
Фото: Роман Кручинин |
«ХОТЕЛОСЬ ПОПРОБОВАТЬ СЕБЯ ЗА РУБЕЖОМ»
– Сергей, вы отыграли за московское «Динамо» одиннадцать сезонов подряд. Когда были наиболее близки к переходу в другой клуб?
– Периодически появлялись предложения, но меня всё устраивало в «Динамо» – клуб за долгие годы стал для меня родным, команда всегда решала серьезные задачи, я был ее капитаном, поэтому смысла уходить не было. К сожалению, сейчас ситуация изменилась…
– Главная версия, которая ходит вокруг вашего ухода из «Динамо» – конфликт с главным тренером Юрием Маричевым. Это правда?
– Провокационный вопрос!
– По ходу сезона даже по телевизионной картинке было видно, что у вас натянутые отношения. Когда всё началось?
– После нашего «грандиозного» выступления в «Финале шести» Кубка России в Сургуте, где мы заняли четвертое место. После первого упущенного титула стало понятно, что тренироваться три часа утром и три часа вечером – это просто работа ради работы. Тем более в прошедшем сезоне у нас была команда, в которой в основном были игроки старше 30 лет. Ключевое наше разногласие было в этом. Я и многие ребята хотели, чтобы мы тренировались меньше, но продуктивнее. Маричев ко мне, как к капитану команды, не прислушивался.
– Почему вы проиграли «Берлину» в «раунде 6-ти» Лиги чемпионов?
– Мы должны были проходить немцев на одной ноге. Но абсолютно все, кто видел эти матчи, говорили, что мы выглядели уставшими и измотанными. Так оно и было, учитывая, что из-за травм мы играли одним составом. Наше «серебро» в чемпионате России, по большому счету, стало удачей. Повезло, что «Локомотив» в полуфинале с нами толком не играл. В общем, руководство клуба не захотело, чтобы этот конфликт продолжался, и кто-то должен был уйти. Кем-то оказался я.
Юрий Маричев | |
Фото: Роман Кручинин |
– Тем не менее, многие игроки из состава «Динамо» остались. Значит, их всё устраивает?
– Не хочу говорить за других парней. У каждого свои мотивы – финансовые, спортивные, личные и так далее. Я не хотел продолжать работать также: когда есть возможность побеждать, но никто не хочет её использовать. Для меня дело было даже не в финансах, а в моих амбициях.
– Но «Динамо» в следующем сезоне будет играть в Лиге чемпионов, а «Белогорье» – в Кубке ЕКВ...
– Постараюсь сделать так, чтобы через год в Лиге чемпионов было «Белогорье».
– Отвечая на вопросы подписчиков в инстаграме, вы написали, что у вас были предложения из Италии и Бразилии...
– Если честно, хотелось попробовать себя за рубежом. Но вопрос по «Динамо» так долго оставался открытым, что эти предложения просто аннулировались – трансферный рынок уже начал закрываться и никто не готов был ждать разрешения моей ситуации.
«ВТОРОЙ СЕЗОН В «ДИНАМО» ЗАЙЦЕВ ПРОВЕЛ ХОРОШО»
– Ходил слух, что вы перейдете в питерский «Зенит»...
– Изначально из Санкт-Петербурга предложения не было. Но там был вариант с рокировкой: я – в «Зенит», Павел Панков – обратно в «Динамо». Но что-то не срослось.
– Почему «Белогорье»?
– Это большой клуб, который всегда ставит перед собой максимальные задачи. Там много игроков, с которыми я вместе играл в сборной. Когда Геннадий Яковлевич Шипулин позвонил и сделал предложение, я не мог отказаться.
– Честно говоря, вас даже сложно представить в майке другого клуба...
– Думаю, это дело времени, через какое-то время все привыкнут. Кто-то каждый год меняет команды – и ничего. Думаю, этот переход пойдет мне на пользу и будет своеобразной перезагрузкой карьеры.
– Когда забирали вещи из дворца спорта на улице Лавочкина, взгрустнули?
– К тому моменту решение уже было принято, поэтому эмоционально был к этому готов. Назад пути уже не было.
– Вы долгие годы были связующим №1 в «Динамо». И все-таки кто из конкурентов заставлял вас больше всего потеть на тренировках?
– Наверное, Серега Макаров. Он очень эмоциональный и даже на тренировках постоянно задирает, подначивает. Естественно, начинаешь эффективнее работать.
– Объясните, почему Иван Зайцев не заиграл в чемпионате России?
– А кто сказал, что не заиграл? Я считаю, что второй сезон он очень хорошо отыграл, был лидером команды. Просто все обращают внимание на одного игрока, а не на всю команду. Хотя один игрок матчи не выигрывает. Где-то он ошибался, где-то – я или кто-то другой. Волейбол вообще игра ошибок. Понятно, что у нас очень много диванных экспертов, но они не знают, что творится внутри команды. Я уверен, что второй сезон он отыграл удачно.
Фото: Роман Кручинин |
– Кто самый капризный нападающий, с которым вам приходилось работать?
– Конечно, такие игроки встречаются, но я не буду называть фамилий (смеётся). Я считаю, что каждый нападающий пытается воспитывать связующего, а каждый связующий – нападающего. Это нормальный процесс. Многое зависит от технической оснащенности нападающего. Одни могу исправить неточность в передаче, другие – нет, поэтому они более капризные и с ними сложнее.
– Как родился «финт Гранкина»? Вы его у кого-то подсмотрели?
– Нет. Само собой один раз вышло и дальше стал применять.
– В «Динамо» вы были вожаком. Готовы к тому, что в «Белогорье», где есть Сергей Тетюхин, у вас будет немного другая роль?
– Честно говоря, для меня это не слишком важно. Всё, в конечном счете, упирается в результат. И чтобы его достичь, команда должна быть единым целым.
– В грядущем сезоне вы снова будете играть с Константином Бакуном...
– Я считаю, что сезон в Белгороде он проведет намного лучше. В «Динамо» ему не дали сыграть так, как он может.
«БЛАГОДАРЕН ШЛЯПНИКОВУ ЗА ДОВЕРИЕ В ЯРОСЛАВЛЕ»
– Поговорим о сборной России. Изначально вы ведь не должны были ехать на квалификацию чемпионата мира-2018?
– Главный тренер попросил. Логика в этом была: спокойно пройти отбор, чтобы потом не мучиться. Поэтому подключили меня, Артёма Вольвича, Максима Михайлова, Юрия Бережко, Артёма Ермакова. Надо было надежно отыграть, а потом спокойно отдыхать. Так и получилось.
– В свое время вы убежали из «Ярославича» в московское «Динамо». Наверное, у Сергея Шляпникова была на вас обида?
– Конечно, он был обижен и на меня, и на Алексея Остапенко. Но я считаю, что это был правильный шаг, несмотря на то, как он произошел. Этот переход стал следующим этапом в карьере. А Сергею Константиновичу я очень благодарен за годы в Ярославле. Он не боялся доверять молодым и давать им много игровой практики. Когда я был еще совсем зеленым, он дал мне возможность играть в команде суперлиги – тогда я начал прогрессировать. За это хочется сказать ему огромное спасибо.
– Вы не раз говорили, что Остапенко – ваш лучший друг. Способствовали его возвращению в «Динамо»?
– Да, причем когда он получил травму, было много разговоров: оставлять – не оставлять. Как капитан команды, обращался к руководству клуба с просьбой принять положительное решение. В итоге Алексея оставили, и он выдал хороший сезон.
– Случай, после которого вы поняли, что с Остапенко можно идти в разведку...
– Много разных ситуаций было. Многое вместе пережили, прошли. Неоднократно он меня выручал, я также старался помогать. Мне кажется, единственная вещь, которая может разрушить дружбу – деньги. Знаю случаи, когда хорошие друзья портили отношения из-за совместного бизнеса, поэтому мы для себя решили, что деньги врозь.
Фото: cev.lu |
– Дальше будете играть за сборную?
– Конечно. Сейчас мне нужна была небольшая передышка, а дальше я с удовольствием буду выступать за сборную.
– Насколько серьезно ваша травма перед Рио сказалась на результате сборной? Еще незадолго до отъезда на Олимпиаду вы были в гипсе.
– Я не думаю, что это серьезно сказалось. К сожалению, мы не показали свой максимальный уровень, хотя могли выступить лучше и хотя бы закончить турнир в медалях. Сложно назвать точную причину, факторы могут быть самые разные. Настрой и эмоциональное состояние были хорошими, на Олимпиаде дополнительная накачка никому и не нужна.
– Какие у вас остались впечатления от недавнего выступления сборной России в «Финале шести» Мировой лиги?
– От последней игры с Бразилией – хорошие впечатления. Ребята старались, бились и показали, что способны бороться с серьезным соперником и обыгрывать его. Просто где-то не повезло. Нельзя сказать, что эта поездка была бесполезной.
– В сборной считают, что проиграли Канаде, потому что у соперника уже был один матч на этой неудобной для волейбола футбольной арене.
– Не думаю, что это оказало ключевое влияние. Мне кажется, наши молодые ребята просто перенервничали, перегорели, понимая, что это главный матч в группе. Сыграло свою роль и отсутствие опыта таких больших матчей. В целом, что тренерский штаб в этой Мировой лиге хотел, того и добился. Конечно, хотелось бы большего, но результат для этой команды – дело времени.
«ЛЮБЛЮ ИМПРОВИЗИРОВАТЬ»
– «С Гранкиным всё просто: как только он играет, как того требует волейбол, он большой мастер. Если Сергей решает, что должен напомнить всем, что он большой игрок, который многое умеет, начинаются проблемы». Расшифруете цитату Владимира Алекно?
– Я думаю, что он имел в виду моменты, когда я начинал заигрываться, очень много брать на себя игру, что-то придумывать, изобретать велосипед (смеётся).
– Для вас важно импровизировать? И как импровизация сочетается с тренерскими установками?
– Я люблю импровизировать, а любая установка загоняет тебя в некоторые рамки. На самом деле всё по счету. Иногда можно больше импровизировать, а какие-то стыковые мячи надежнее сыграть, а иной раз по установке играть просто не получается. Если говорить об установке и индивидуальном творчестве связующего, то в моем случае это 50 на 50.
– В вашей карьере были тренеры, которые не признавали нецензурную лексику?
– А такие есть? (Улыбается). Мне кажется, русскому человеку матом иногда понятнее, чем обычными словами. Не буду врать – сам говорю на двух языках. На обычном русском только дома.
– В 2011 году хитом ютуба была ваша стычка со Спиридоновым. Если бы не разняли, могли ударить Алексея?
– Я думаю, что на тот момент да, ударил бы. Меня вообще не просто вывести из себя, но ему удалось.
– Многие спортсмены говорят, что им всё равно, что о них пишут. А вам?
– Я стараюсь не читать прессу. Может кого-то это подначивает, мотивирует, но на меня серьезного влияния не оказывает.
– Тем не менее, говорят, что вы были очень злы, когда в 2014 году в одном из изданий вышел текст с заголовком «Одногранкин».
–Обо мне много чего пишут – и хорошего, и нехорошего, но там был жуткий перебор. Написали критику, совершенно не разбираясь в теме.
«В ОТПУСКЕ ПО-НАСТОЯЩЕМУ ПОЧУВСТВОВАЛ СЕБЯ ОТЦОМ»
– Давайте лучше о позитивном. Сколько сейчас вашей дочке?
– Год и два месяца. Я, можно сказать, только в последние месяцы по-настоящему почувствовал себя полноправным отцом. Весь сезон разъезды, плюс перед домашними турами нас закрывали в Москве в гостинице. Тренер считал, что так команда лучше настраивается на игры. В общем, дома бывал мало. Сейчас провели полноценный отпуск на море в Италии, хорошенько отдохнули. Я привязался к дочке, а она ко мне. Плюс она подросла, уже старается что-то говорить. Каждый день – новое открытие. Это огромное счастье!
– Наверное, теперь хотите сына...
– Такие планы есть, но время покажет. Я бы вообще хотел троих детей.
– Ваш ник в инстаграме Granisimo. Производная от брависсимо?
– Я, если честно, даже не помню, кто это придумал. Мне понравилось, и остановился на таком варианте. Я не слишком активный пользователь социальных сетей.
– Но фотографии вашей собаки иногда выкладываете. Расскажите о питомце...
– Я жену Татьяну 11 лет уговаривал взять собаку! У меня в Ярославле у друзей был лабрадор, и я мечтал о таком же. Как видите, долго пришлось уговаривать жену. Наш Джесси очень добродушный и послушный. Как второй ребёнок в семье.
– Еще у вас в инстаграме можно найти фотографии, где вы дегустируете пиво.
– Я люблю пиво. В отпуске могу себе позволить, да и по ходу сезона бывают моменты, когда кружечка не возбраняется.
– А когда последний раз напивались в стельку?
– Когда дочь родилась. Огромная была радость. Больше таких случаев и не припомню.
– Вы в одном из интервью признавались, что плотно сидели на компьютерных играх.
– С рождением дочки закончились мои игры (улыбается). На выезде могу поиграть, но без фанатизма.
ДОСЬЕ «БИЗНЕС Online»
Сергей ГРАНКИН
Амплуа: связующий
Дата рождения: 21 января 1985 года
Место рождения: Ессентуки
Карьера: «Нефтяник» (Ярославль) – 2001 - 2005; «Луч» (Москва) – 2005/06; «Динамо» (Москва) – 2006 - 2017. С 2017 года в «Белогорье» (Белгород).
Достижения в клубах: чемпион России (2008), обладатель Кубка ЕКВ (2012, 2015), серебряный (2010) и бронзовый (2007, 2011) призёр Лиги чемпионов, обладатель Кубка России (2006, 2008), обладатель Суперкубка России (2008, 2009), серебряный (2007, 2011, 2012, 2016, 2017) и бронзовый (2010, 2015) призёр чемпионата России.
Достижения в сборной: олимпийский чемпион (2012), бронзовый призёр Олимпиады (2008), чемпион Европы (2013), победитель Мировой лиги (2011, 2013), серебряный призёр чемпионата Европы (2007), Кубка мира (2007), всемирного Кубка чемпионов (2013), Мировой лиги (2007, 2010), бронзовый призёр Мировой лиги (2006, 2008, 2009).
Индивидуальные достижения: лучший связующий Мировой лиги (2010), чемпионата Европы (2013), Кубка России (2006, 2008, 2012).
Календарь волейбольного чемпионата России 2024/25 19
Казань выиграла в матче лидеров, а Оренбург сменил название из-за спонсора. Итоги 14-го тура суперлиги 17
«Ак Барс» – один из претендентов на «хорватского Овечкина». Возможен ли трансфер легионера СКА? 5
«К сожалению, нельзя есть пасту и пиццу каждый день». Абаев – об игре и жизни в Италии 13
«Зенит-Казань» и «Динамо» в шаге от очередного финала: они оформили «сухари» в Сибири 10
Календарь волейбольного чемпионата России 2024/25 19
Казань выиграла в матче лидеров, а Оренбург сменил название из-за спонсора. Итоги 14-го тура суперлиги 17
«К сожалению, нельзя есть пасту и пиццу каждый день». Абаев – об игре и жизни в Италии 13
«Зенит-Казань» и «Динамо» в шаге от очередного финала: они оформили «сухари» в Сибири 10
«Динамо-Ак Барс» и «Ленинградка» оспорят второй трофей в сезоне – они в финале Кубка России 8