ТНА или УА? Дерби, в котором Казань уже победила
erid:
В этом сезоне редактору «БИЗНЕС Online» Айрату Шамилову довелось побывать в качестве зрителя на хоккее и в Казани, и в Уфе. О том, где комфортнее болельщикам и в чём плюсы и минусы «Уфа-Арены» и «Татнефть Арены» – в нашем сравнительном обзоре.
![](https://img-cdn5.business-gazeta.ru/photos/155203/58201.jpg)
Для начала пару слов о самих дворцах. «Уфа-Арена» превосходит «Татнефть Арену» по качеству проекта. Она банально удобнее за счёт разделения трибун на ярусы. Такой подход позволяет избегать столпотворения в коридорах во время перерывов и до матча. В Уфе, в отличие от Казани, есть целый ярус скайбоксов. В «Татнефть Арене» жалуются, что нет разнообразия VIP-лож, а это понижает экономический потенциал и сказывается на модности посещения игры у элит. В российских реалиях – важный фактор. Если говорить про обывателя, то нужно признать, что посещение хоккея в Казани значительно превосходит по уровню комфорта Уфу.
ПАРКОВКА
Казань. Возле «Татнефть Арены» открыли многоуровневую парковку. Въезд на неё стоит 50 рублей, а на четвёртом ярусе оборудован стеклянный переход из паркинга прямиком на арену. Заезд не вызывает никаких проблем, особенно если приезжаешь на матч где-то за 40 минут до стартового вбрасывания. Наверное, ближе к игре и возникают сложности, но на спортивные мероприятия всегда нужно приезжать раньше. С поиском места проблем нет, а выезд после матча может занять где-то 20 минут, особенно если парковаться на верхних этажах, ближе к переходу на арену. Зато не нужно ломать голову над тем, где оставить машину.
Если вам лень ставить машину на крытый паркинг, то можно оставить авто у «Ривьеры» или строительного гипермаркета. Оба варианта в 5 минутах ходьбы от арены.
Уфа. Около «Уфа-Арены» – неорганизованная открытая парковка. Здесь нет разметки и автомобилисты кидают машины в соответствии с понятиями правильной парковки тех, кто приехал на игру первым. Кто-то хочет ставить перпендикулярно стадиону, кто-то вдоль. В итоге всё это превращается в полный хаос. Последняя машина, заезжая на площадку, закрывает проезд наглухо, как пробкой. Если тебе нужно уйти с игры до окончания, то придётся ехать на такси – хоть с парковки и нескольких выездов, скорее всего, они перекрыты другими автомобилями. Опытные автолюбители предпочитают оставлять машину во дворах или планируют поход во дворец таким образом, чтобы приехать за час-полтора до матча и уехать не раньше, чем через час после финальной сирены. То, что есть большая парковка, – это хорошо, но над организацией её работы в «Салавате» должны задуматься.
Кроме того, у «Уфа-Арены» есть крытый паркинг, но то ли о нём мало кто знает, то ли он ещё неудобнее, чем открытый. Он всегда пуст.
ПИТАНИЕ
![](https://img-cdn5.business-gazeta.ru/photos/155203/58196.jpg)
Казань. «Ак Барс» значительно превосходит все казанские клубы по части организации питания. Есть множество различные вариантов меню. Этакий вариант столовой с самообслуживанием, с расчётом на тех, кто приезжает на хоккей сразу после работы. Несколько видов салатов, супы (!), гарниры, горячие блюда и десерты. Можно полноценно поужинать за 250 рублей. Плюс к этому имеются классические варианты фастфуда на спортивных мероприятиях – хот-доги, сосиски с гарниром, картофель фри, поп-корн, мороженое и вареная кукуруза, которую часто разбирают уже к концу второго перерыва. Есть бургеры, которые сейчас вообще везде. Еду готовит собственный комбинат питания «Татнефть Арены».
![](http://img-cdn10.business-gazeta.ru/images/b3/4448-9ba2ced6250983b569571eebb397803d.jpg)
В Казани на арене можно вполне легально выпить пива. Не знаю какого оно качества, примечательно другое: сложно вспомнить какую-то историю с дебошем или каким-то неправильным поведением болельщиков, которые перебрали спиртного. То есть, продажа пива никак не влияет на порядок на арене. В зоне продажи еды у детской комнаты пиво не наливают. Еду можно купить и с места, где-то на трибуны выносят газировку и чипсы. Разносчиков, правда, не так много.
![](https://img-cdn5.business-gazeta.ru/photos/155203/58200.jpg)
Уфа. Особенно запомнился островок с пиццей и кофе от кофейни «Кумпан». Пицца вкусная, но цена за полную будет значительно выше, чем в городских пиццериях – порядка 500 - 600 рублей. Но много народу обслужить этот островок не состоянии, он слишком мал и вокруг собирается приличная очередь. С недавних пор в Уфе предлагают зеленый бургер за 180 рублей. Есть сосиски в тесте, поп-корн, мороженое, но полноценно поужинать после рабочего дня вам здесь удастся только в том случае, если вы приобрели билет в ложу или в ресторан на третьем ярусе, на который ограниченный доступ. Чувствуется бессистемность в организации питания на «Уфа-Арене». Открой клуб доступ в ресторан за полтора часа до игры, смог бы неплохо заработать. На проданные места можно не накрывать – поставить столики в коридоре. От желающих в любом случае не было бы отбоя, зато повысилась лояльность и финансовая выгода.
РАЗВЛЕЧЕНИЯ НА АРЕНЕ
![](https://img-cdn5.business-gazeta.ru/photos/155203/58197.jpg)
Казань. На обеих аренах в коридорах делают аквагрим, раздают палки-стучалки, есть зона для фото в инстаграм, на небольшой сцене проводит конкурсы ведущий. Такое сегодня вообще есть на любой нормальной арене.
Отдельно стоит рассказать об интересных конкурсах, которые проходят на льду во время перерыва в Казани. У этих конкурсов две цели: первая – задержать людей на трибунах, чтобы не было толкотни в коридоре, вторая – через конкурсы можно «продавать» своих спонсоров публике. Я был на матче, который брендировали под авиакомпанию «ЮВТ». Девушки из группы поддержки были в форме стюардесс, ведущие на трибунах оделись в форму пилотов.
![](https://img-cdn5.business-gazeta.ru/photos/155203/58198.jpg)
В Казани двое ведущих, которые заполняют все паузы в матче, а иногда проводят конкурсы прямо по ходу игры. Например, могут отправить болельщиков бегать из сектора в сектор, кто быстрее пробежит, тот получит сувенир от клуба. Перед игрой среди болельщиков разыграли номерные шайбы, нужно было ответить на вопросы об авиакомпании – спонсоре игры. В первом перерыве с шайбами нужно было расстаться: кто бросил шайбу ближе к центрального кругу, тот получил приз от спонсора. Есть спонсорские игры от KFC и завода «ТАНЕКО». К примеру, на последнем матче против «Барыса» два маленьких мальчика гонялись на электрокарах, гонка получилась даже интереснее некоторых моментов самой игры. В общем, каждый перерыв не остаётся без интересной движухи.
![](https://img-cdn5.business-gazeta.ru/photos/155203/58199.jpg)
Уфа. В этом сезоне – снова бессистемность, как и с питанием. Есть ведущие, то работающие, то не работающие, или незаметные. Неплохая музыкальная программа в фойе. Периодически проводятся конкурсы от спонсоров, но ни разнообразия, ни единой концепции в этом не видно – хаотичные решения, словно не модерируемые клубом. Перерывы заполняются фигуристками, что вообще отбрасывает в прошлое. Танцевальный конкурс, который проводится для местных и приезжих болельщиков, например, оказался непонятым ни одной из сторон.
***
В неформальном дерби по созданию комфорта и следованию современным тенденциям в организации питания и развлечений на арене Казань уверенно одерживает верх над Уфой. Возможно, сказывается то, что за последние несколько лет в «Салавате Юлаеве» уже трижды сменились команды, отвечающие за маркетинг. Нет единой концепции и традиций. Точно такое же мы в Казани видим на примере футбольного «Рубина». В «Ак Барсе» же даже в худшие годы маркетинга непосредственно на арене было довольно комфортно.
P.S. В прошлом сезоне, как раз в преддверии очередного «зелёного дерби» в редакции вышел материал об одном не совсем заметном околохоккейном противостоянии Казани и Уфы. Речь шла об уровне телевизионного показа хоккейных матчей. Хотя «Ак Барс» и сделал всё для ТНВ, чтобы их технический уровень не уступал коллегам из БСТ, татарстанские телевизионщики пока не смогли догнать своих коллег из Башкирии. ТВ-дерби по-прежнему за Уфой.