«Рубин» исчерпал лимит на революции: почему Бердыев не сотворил чуда?
«Каждый тренер должен иметь время, чтобы сформировать свою программу и команду», – заявил накануне президент РТ Рустам Минниханов, комментируя результат, с которым команда Курбана Бердыева завершила год. 11-я позиция – явно не то, чего ждали от Радика Шаймиева, Курбана Бердыева и Рустема Сайманова. Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» анализирует, что не так в клубе, и дает прогноз на будущее.
ВОЗВРАЩЕНИЕ БЕЗ ТРИУМФА
«Идет собрание колхозников. Председатель говорит: «Две новости: одна плохая, другая хорошая». Колхозники в ответ: «Давай с плохой, хорошей завершишь». «Лето было засушливое, кормов нет, коров нечем кормить, огромная проблема». »А вторая новость какая?» «А мы обследовали ферму – у нас огромное количество навоза. Будем кормить навозом!..» Такой анекдот пришел на ум Рустаму Минниханову, когда его попросили прокомментировать ситуацию в «Рубине». Звучит, может, и не очень смешно, но точно: коровы (то есть футболисты) сетуют на недокорм, долги по зарплате, зато навоза в виде нерешенных проблем накопилось много.
Все последние годы клуб никак не может обрести стабильности. Но в этом году клуб пережил настоящую революцию, которая, казалось, махом разрешит все противоречия и вернёт всё на круги своя.
Сбылись мечты: группа компаний «ТАИФ» неожиданно приняла предложение полностью взять на себя ответственность за клуб – по аналогии с тем, как за хоккейный «Ак Барс» отвечает «Татнефть» и ее генеральный директор Наиль Маганов. Наконец-то был претворен в жизнь принцип «Кто платит, тот и заказывает музыку». Без этого, как показала практика, раздрай неизбежен. Именно поэтому, когда Радик Шаймиев сменил Ильсура Метшина на посту президента «Рубина» было ощущение, что все встало на свои места.
Это чувство усилилось, когда в клуб вернулся овеянный славой изгнанник Курбан Бердыев. Вместе с ним пришел и второй отец былых побед – спортивный директор Рустем Сайманов. Публика стала гадать, станет ли «Рубин» чемпионом в первый год или ограничится лишь зоной еврокубков.
Что вышло в итоге?
1. БЕРДЫЕВ СЫГРАЛ ХУЖЕ ГРАСИИ?
Команда неплохо начала: 5-е место к 8-му туру. Но осенью как будто что-то сломалось: «Рубин» пережил худший отрезок за последние годы. Команда не могла забить, выглядела посредственно в большинстве матчей и ожидания улетучились быстрее, чем Бердыев порвал свои четки.
Перед последним матчем года «Рубин» вообще шел аккурат с «Тосно» – в зоне стыковых матчей. Что не так? Ответ, который дает сам Бердыев на коротких пресс-конференциях, – у нынешней команды не тот менталитет. И в этом главное отличие от обстановки в «Ростове», где ресурсов вряд ли было больше, чего нельзя сказать о стремлении к победе, сплоченности. Это всё тонкие материи, но чувствуется, что Бердыев намекает на вполне конкретные вещи. Тренер хочет самоотдачи. Хочет, чтобы игроки готовились к матчам не только 4 часа тренировок, но и остальное время оставались профессионалами и работали самостоятельно. Но для этого нужно думать о футболе, а не о деньгах и карьере. Второстепенный, но показательный пример – история с юным дарованием Ильзатом Ахметовым, который, побывав в дубле, многое понял.В целом, заметно, что лимит доверия к Бердыеву как к тренеру огромен – практически никто не бросил в него камень за 11-е место. У него по-прежнему заслуженная репутация футбольного гения, которому не дают развернуться в полную силу. Курбан Бекиевич действительно живет футболом и целый год после изгнания из «Рубина» перезагружал сознание, кочуя, как странствующий дервиш, по лучшим клубам Европы. Он вкалывает сам, не спит ночами и заставляет других. Такое упорство со временем обязательно даст результат. Но не всё зависит от тренера.
2. НЕПОВОРОТЛИВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ И СТАРЫЕ ДОЛГИ
Есть и объективная сторона неудачи – мягко говоря, неоптимальный состав. Тех людей, которых Бердыев просил, ему не дали. Тех, кого просил продать, не продали.
Да, летом команду пополнили сразу семь новичков, но их должно было быть значительно больше. По нашей информации, у Бердыева и Сайманова был список футболистов с которыми они планировали бороться за еврокубки. В него, помимо прочих, входил один из лучших игроков сезона и что важно этнический татарин Далер Кузяев, ростовские форварды Дмитрий Полоз и Александр Ерохин. А также несколько молодых футболистов «на вырост». Кузяев, Полоз и Ерохин перешли в «Зенит» только из-за замешательства менеджеров казанского клуба. Пока думали, решали и что-то согласовывали, время ушло, питерцы подсуетились и решили все вопросы. Показательная цитата Полоза: «Честно говоря, когда сезон закончился, был почти уверен, что окажусь в Казани. Но я поговорил с Курбаном Бекиевичем Бердыевым, потом с генеральным директором «Рубина» и принял решение перейти в «Зенит».
Но и это поправимо. Много может поменять зимнее трансферное окно. На сборы, которые начнутся уже 6 января, не поедут многие из дорогостоящих игроков, в частности Алекс Сонг и Максим Лестьенн. Есть устойчивый спрос на Морица Бауэра: говорят, что его хотят видеть в составе «Базеля». В поисках новой команды Тарас Бурлак, возможно, что продадут Янна Мвила и кого-то из россиян. Взамен Бердыев сможет кого-то пригласить.
Множество историй произошло в клубе, которые кажутся нелепыми. Так молодежка не прилетела на игру в Хабаровск в положенный срок из-за того, что в клубе слишком долго искали билеты подешевле. В итоге пришлось переплатить, а потенциальный скандал с неявкой на матч замять. Дубль в итоге всё равно съездил в Хабаровск, но уже во время паузы в чемпионате из-за матчей сборных.
Создается ощущение, что управленческому блоку в клубе не хватает опыта, им приходится учиться на своих ошибках. В футбольном же мире специфика огромна, масса уникальных тонкостей. Все-таки руководителя банка вряд ли поставят руководить нефтехимическим заводом. Здесь то же самое.
Вскоре подоспели проблемы с долгами. Появились они не вчера и уж точно не прошлым летом, когда «Рубин» провел серьезную трансферную кампанию. Команда президента клуба Валерия Сорокина была вынуждена применять различный финансовый схематоз, чтобы пройти проверку УЕФА после тучных лет. Сейчас истории начинают вскрываться – к примеру, долг в 2 млрд. рублей, который по решению Арбитражного суда республики должен погасить ТФБ НО «Фонд содействия развитию физической культуры» (дочерняя структура СИНХа). Фонду, в свою очередь, принадлежат обязательства «Рубина» на аналогичную сумму. Эти деньги все еще отголоски чемпионских лет 2008 и 2009 годов и долги за «золотые» медали чемпионата страны до сих пор не погашены.
Что касается последних новостей о задержках по зарплате (футболистам не платят почти 4 месяца), то это уже не удивляет. В Казани даже в лучшие годы футболисты редко получали жалованье вовремя. Задержки были обычным явлением, в какой-то момент команде Сорокина удалось справиться с этой тенденцией, но после ухода менеджера СИНХа из «Рубина» история продолжилась. В этом году уже были длительные задержки – зарплату игрокам не платили с января 2016-го по май 2017-го, но, когда ситуация стала критичной, долги всё же погасили. Неизвестно, насколько сильно фактор задержек по зарплатам тогда сказался на игре команды.
Конечно, нынешнее руководство клуба может ссылаться на тяжелое наследие, оставшееся от предшественников – правило трех конвертов никто не отменял. Однако важно понимать, что и затраты летнего трансферного окна 2016 года были согласованы с представителями группы компаний «ТАИФ», а финансовым директором «Рубина» на тот момент уже был нынешний генеральный директор клуба Рустем Саяхов.
Кроме того, траты были уравновешены планом действий по привлечению денег от коммерческих спонсоров, таких как «МегаФон» и Mail.ru. Были и предварительные договоренности о продаже целого ряда футболистов летом 2017 года. Но в августе несколько трансферов на выход почему-то были заблокированы, хотя, тем самым, можно было разгрузить платежную ведомость и поправить бюджет.
На данный момент, по нашим сведениям, разработана дорожная карта выхода из ситуации и опасений за будущее клуба быть не может, если только кто-то вдруг не станет нарушать взятые на себя обязательства.
Но в целом понятно, что финансовые сложности «Рубина» – ничто рядом с возможностями группы компаний «ТАИФ», с ее многомиллиардными чистыми прибылями. Да, есть серьезное ограничение в виде fair play. Но тут, как говорится, было бы желание...
3. ПРОВАЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ И «РУБИН ТВ»
Неудачи на поле можно было хотя бы отчасти компенсировать прогрессом в других областях. Как мы уже неоднократно писали, зрительский успех отнюдь не прямо пропорционален месту в таблице.
«Казань Арена» по-прежнему самый малопривлекательный спортивный объект в городе, закованный в голый бетон и такой же пустой в дни матчей, как, впрочем, и парковки рядом с ним. Показательно, что на матчи «Рубина» особо не ходили даже летом и в начале осени, когда погодные условия были вполне комфортными. Но оказалось мало просто открыть стадион в день матча и ждать, что кто-то придет посмотреть на то, как Бердыев снова пытается вернуть «Рубин» в элиту. Нужно было напрячься: сделать шоу из первого матча вернувшегося главного тренера, презентацию команды, маркетинговую историю и рекламную кампанию. Никому этого и в голову не пришло, ведь как такового отдела маркетинга в клубе сейчас просто не существует, что в 2017 году выглядит дико. Пока «Ак Барс», который перед сезоном серьезно прокачался в маркетинге, во многом за счет грамотной кампании собирает полные трибуны, «Рубин» каждый месяц делал шаги назад. «Рубин ТВ» выпускает 30-секундные ролики в качестве промо к матчам, но после их просмотра идти в итоге на трибуны не хочется даже тем, кто купил билеты. А тем, кто все-таки пришел, порой, не хватает даже питьевой воды, не говоря уже о нормальной системе питания. Менеджмент, отвечающий за маркетинг в клубе, кажется, не понимает, что делать и как работать с аудиторией, во многих компонентах работы с болельщиками «Рубин» отброшен на десятилетия назад.
Самые слабые результаты в «Рубине» показали вовсе не футболисты: оценок хуже, чем маркетинг и клубное телевидение, не заслужили даже Максим Канунников с Магомедом Оздоевым. И даже ноябрь без единого гола не вызвал столько уныния и грусти, как сюжеты нового «Рубин ТВ», который усердно пытается вернуть зрителя в нулевые. Да, денег в клубе действительно мало – делать контент топ-уровня и разрабатывать маркетинговые стратегии в условиях задержек и долгов не так уж и просто. Но в «Рубине» просто решили смириться со слабой посещаемостью (8818 зрителей в среднем на матчах) и уступить зрителя «Ак Барсу» и даже УНИКСу, а не попытаться в условиях ограниченных ресурсов за счет идей и креатива делать классный контент.
Самое печальное даже не в том, что в «Рубине» просто просели с маркетингом и клубным телевидением, а в том, что люди в клубе всерьез считают, что всё делают правильно. Ответственные действительно думают, что привлечением зрителей заниматься не надо и болельщики когда-нибудь сами созреют и придут, а ролики «Рубин ТВ» ловят кучу дизлайков только потому, что кто-то специально ведет какую-то кампанию против новой команды канала, а не потому что они ужасные.
4. ШАРОНОВ ВОЗГЛАВИЛ МОЛОДЕЖКУ, ДАНИЛЬЯНЦ – АКАДЕМИЮ
При переходе клуба к ТАИФу много говорилось о том, как важно добиться не сиюминутных побед, а заложить прочный фундамент. В этом смысле важно посмотреть за спины нынешнего основного состава.
Одни из самых неожиданных трансферов произошли в «Рубине» уже после закрытия летнего трансферного окна. Должность старшего тренера молодёжки покинул Андрей Ситчихин, с которым резервисты брали единственные в истории клуба медали. Его сменил Роман Шаронов, который до этого больше года работал с юношеским составом «Рубина», а в первых числах сентября получил повышение. При Шаронове команда опустилась в плане результата. Ситчихина увольняли, когда молодёжь «Рубина» по потерянным очкам шла на первом месте. Бердыев, тем не менее, видит потенциал для дальнейшего роста и прогресса, которого не увидел в Ситчихине.
Другая внутренняя перестановка была более ожидаемой. Спустя полтора месяца после начала сезона в «Рубине» поняли, что на пресс-конференции Бердыев может ходить сам, поэтому роль Ивана Данильянца перестала быть необходимой. В один день с назначением Шаронова своё будущее узнал и экс-главный тренер «Ростова». Правда, для Данильянца смена должности не стала новым опытом. Специалист вернулся к должности руководителя академии казанского клуба, с которой и покидал «Рубин».
Вопросов к работе Данильянца в тот период было предостаточно. Это и спорное направление на футболистов из Средней Азии, отсутствие своих воспитанников в главной команде, так и не лучшие отношения с руководством. С его уходом первая проблема стала решаться, а вот со второй его предшественник Нияз Акбаров также не смог справиться. Переход юных игроков из стен академии в главную команду – одна из проблем этого «Рубина». Казанцы тратят десятки миллионов на новичков, но в первой команде по-прежнему кроме Эльмира Набиуллина нет своих воспитанников в составе.
Пока оценивать работу Данильянца нельзя, хотя цели очевидны. От Данильянца ждут возрождения системы, когда молодые футболисты не теряются, а проходят через дубль, «Нефтехимик» или КАМАЗ, возвращаясь игроками взрослого уровня. Ждут, что в академии начнут закладывать нужную базу, когда игроки приходят во взрослую команду уже без пробелов в подготовке. Это ещё и вопрос престижа: пока «Локомотив» с симбиозом своих воспитанников и легионеров борется за чемпионство, ЦСКА выпускает полсостава доморощенных игроков в Лиге чемпионов, продолжает омоложение «Краснодар», «Рубин» имеет два состава высокооплачиваемых игроков, но при этом борется за то, чтобы не закончить сезон в зоне стыков. За несколько ближайших лет необходимо создать эту систему, а не только говорить о ней.
5. БЕЗГОЛЕВАЯ СЕРИЯ АЗМУНА
Возвращение Сердара Азмуна летом стало главным трансфером «Рубина», не считая самого камбэка Бердыева. И вот он ещё один парадокс. От Азмуна абсолютно все ждали голов, только так он мог бы смыть с себя всю грязь в истории с побегом в «Ростов». Иранец вывел сборную Ирана на чемпионат мира, забивал топ-клубам в еврокубках, поэтому ожидания были логичны и с футбольной точки зрения. Но Азмун в итоге стал главным разочарованием этого года.
Продажа Жонатаса была одобрена всеми сторонами ещё и исходя из соображений, что иранец легко заменит бразильца и будет выглядеть на позиции ведущего форварда даже сильнее. При этом Сердар в стартовых матчах действительно выглядел неплохо: заработал пенальти с «Арсеналом», отдал голевую в кубковом матче в Оренбурге, метко бил по штангам. Казалось, что голы придут, как только Азмун наберет оптимальную форму. Но голов не было, а затем пропали и моменты.
В твиттере появился популярный аккаунт «Забил ли Азмун?», где твит с ответом «Нет» повторялся почти каждую неделю до прошлых выходных. А спортивная редакция «БИЗНЕС Online» после каждого матча подсчитывала безголевую серию иранца и выдавала новость. В клубе и у части болельщиков это вызывало критику, ведь не забивал не только Азмун, но и другие форварды. Вспоминали того же Канунникова, который выглядел гораздо хуже и тоже заслуживал критики. Но это вопрос немного из другой плоскости. Азмун – игрок высокого уровня, который он показывал в матчах топ-уровня, с огромным потенциалом. Он банально сильнее всех нападающих команды и поэтому спрос с него совсем другой. Никто не будет считать, сколько не забивает Карим Бензема в «Реале», но если Криштиану Роналду за десять туров забил только два гола, то на это уже обратят внимание абсолютно все. Точно так же и с Азмуном – от него ждут не один гол в 20-м матче худшей команде лиги, а лидерства в гонке бомбардиров чемпионата.
ТРИ СЦЕНАРИЯ
Есть три варианта развития событий в «Рубине» на 2018 год.
Вариант 1. Радикальный. К сожалению, неутешительные итоги могут привести «Рубин» к очередному срыву. Один самых «простых» способов расстаться со всеми обязательствами и начать с чистого листа – это обанкротить клуб и упасть на самое футбольное дно, пройти очищение второй и третьей лигой. Зато можно сменить название клуба, форму собственности и начать писать историю с чистого листа. По нашим сведениям, такой вариант реально обсуждался. Просчитывалось, что нескольких лет должно хватить, чтобы вновь вернуться в премьер-лигу.
Кстати, логичный вариант. Если бы речь шла об обычном бизнесе. В случае же с «Рубином» важно понимать насколько серьезными могут быть издержки. В первую очередь, каким колоссальным будет удар по имиджу ТАИФа и в целом республики. Группа компаний вместо статуса мессии получит реноме разрушителей, добивших «Рубин». С учетом того, что футбол в Татарстане еще и продукт на экспорт, то оставить эту историю локальной не получится. Обсуждать банкротство клуба будут не только в России, но и за границей, все годы работы над имиджем стабильной компании и республики будет перечёркнуты. Этим вполне могут воспользоваться конкуренты, и дело может перерасти из спортивной плоскости в политическую. Размер сэкономленных средств быстро покажется крошечным в сравнении с отрицательным паблисити.
«Рубин» – один из символов Татарстана. Поэтому его банкротство тоже будет воспринято на символическом уровне. И понятно как.
Вариант 2. Оптимистичный. Закрыть долги, тем более, что возможности у ТАИФа есть, подобрать в клуб компетентных хозяйственников и маркетологов, взамен тех, что работают в клубе сейчас. Дать четкий и понятный бюджет Бердыеву и Сайманову и не мешать им работать. Очень быстро «Рубин» вернётся в элиту российского футбола, а Лига чемпионов наконец-то приедет на «Казань Арену». Главным бенефициаром будет ТАИФ, а лозунг «Там, где Шаймиев, там победа» станет реальностью. Сильный и успешный футбольный проект – это дело чести не только отдельной компании, а всей фамилии...
Вообще, странно почему в ТАИФе сразу не решили пойти по пути наименьшего сопротивления. У группы компаний есть все возможности начать реализовывать этот сценарий хоть завтра. Мешают, по всей видимости, какие-то внутренние противоречия.
Вариант 3. Реалистичный. По нашим данным, сейчас выбран как раз этот вариант сценария стратегии. Бюджет будет продолжать оптимизироваться, трансферными целями будут в основном недорогие российские игроки и никому неизвестные легионеры. «Рубин» будет постепенно превращаться в пермский «Амкар». В премьер-лиге, без особого финансового обременения спонсора и все надежды на тренерский гений. В один из плохих годов российского футбола можно будет что-то там зацепить. Клуб станет перевалочным пунктом для игроков.
Но сработает ли такой подход – тоже вопрос. Что хорошо для заводов, с графиками и четкими показателями, не всегда эффективно для футбола. При нынешнем уровне менеджмента реалистичный вариант может сам собой перерасти в первый – радикальный.
«Мы точно не ждали 3:0». Соколов и «Динамо» отняли у Казани Кубок России 25
Почему сорвался обмен Робинсона, кого «Лада» просила у «Ак Барса» за Фисенко и кем еще интересовались казанцы? 0
Возвращение Алекно, триумф Франции на Олимпиаде, появление телеканала «Волейбол» и другие события 2024 года 9
«Ак Барс» проехался по «Трактору»: помог огненный Галимов и новичок-великан 1
15 главных событий «Ак Барса»: сменили тренера, отпустили Радулова, заговорили по-татарски 2
«Мы точно не ждали 3:0». Соколов и «Динамо» отняли у Казани Кубок России 25
Возвращение Алекно, триумф Франции на Олимпиаде, появление телеканала «Волейбол» и другие события 2024 года 9
«Динамо-Ак Барс» завершил золотой год камбэком в финале Кубка России. Помогли суперподачи Гонсалес и 34 очка Мартинес 9
Самые заплюсованные волейбольные тексты 2024 года 8
15 главных событий «Ак Барса»: сменили тренера, отпустили Радулова, заговорили по-татарски 2