комментарии 5 в закладки

Пиво и стриптизёрши. Как в России ходили на хоккей в 90-х

«БИЗНЕС Online» собрал статистику посещаемости чемпионатов МХЛ и РХЛ. Когда-то самыми посещаемыми клубами России были «Дизелист», «Молот-Прикамье» и даже ЦСКА.


МХЛ КАК ПРОТОТИП КХЛ

О 90-х годах в нашем хоккее говорят, как о тёмных временах. С особой грустью их вспоминают ветераны ЦСКА и «Спартака», поскольку эти клубы больше всего пострадали от развала Союза. Зато выиграл российский хоккей. Уничтожение централизации позволило периферии включиться в борьбу за чемпионство.

Многие не знают, что двадцать лет назад существовала Межнациональная хоккейная лига (1992 - 1996), которая напоминала КХЛ. В ней выступали белорусские и казахстанские команды, но затем она была расформирована и российские команды перешли под эгиду РХЛ.

«Лада» в 1994 году стала первым нестоличным чемпионом страны. Этого бы не случилось при советской системе. Клубы начали растить молодых хоккеистов для себя, а не для ЦСКА и других столичных монстров. Кроме того, заводы и фабрики получили возможность спонсировать клубы. Рассвет Новокузнецка, Магнитогорска, Пензы, Череповца, Екатеринбурга, Перми – следствие именно той свободы, которую получили заводские команды после децентрализации.


Тем не менее, посещаемость российского хоккея в середине 90-х существенно просела. Главной причиной стало увеличение команд в элите. Чем больше их появлялось за пределами столицы, тем больше игр проводилось в старых советских дворцах. Сейчас ситуация изменилась: на «разваливающихся аренах» в КХЛ играют лишь в Нижнем Новгороде, Екатеринбурге и Новосибирске, хотя уже через пару лет «Автомобилист» и «Сибирь» должны покинуть свои родные арены.

К тому же не стоит забывать о своеобразном регламенте МХЛ. Все клубы, как и сегодня, были разделены на две конференции. Вот только матчи проходили лишь внутри них. Игр между «Итилью» и «Салаватом Юлаевым» не было вообще, так как Казань была на Западе, а Уфа – на Востоке. В итоге главное противостояние 90-х – Тольятти против Москвы – проходило лишь в финале МХЛ. Это влияло на маркетинг, хотя в те годы о таком слове в большинстве клубов и не слышали.

ПРОРЫВ «РУССКИХ ПИНГВИНОВ»


В ЦСКА не только слышали, но и активно им занимались. Армейцы сумели сохранить зрителя благодаря помощи из-за океана и агрессивной рекламной кампании. Владелец «Питтсбурга» Ховард Болдуин решил возродить былую славу ЦСКА подзаработать в России, а заодно продвинуть бренд. ЦСКА превратился в клуб «Русские Пингвины», а в области спортивного маркетинга москвичей консультировал Стивен Уоршоу.

«На матчи ЦСКА в те годы почти никто не ходил, поэтому нам нужно было как можно быстрее привлечь на трибуны зрителей. Известно, что все на свете любят пиво, поэтому иногда мы устраивали «вечера бесплатного пива», которое нам поставлял спонсор. На матчах были стриптизерши – всё, что может заинтересовать мужчин. Когда посещаемость начала расти, мы стали придумывать что-то для привлечения семей», – рассказал Уоршоу в одном из интервью. «Пингвины» пользовались популярностью и стали самым посещаемым клубом МХЛ в сезоне 1994/95, но американцам пришлось уйти из российского хоккея из-за давления местной мафии, которая хотела долю. Так объяснял смерть проекта Уоршоу.

Использованы данные сайта ice-hockey-stat.com. Подсчет средних показателей проводился самостоятельно


Даже «Динамо», которое боролось с «Ладой» за чемпионство, не могло конкурировать с «пингвинами» за зрителя. После гибели проекта, который опередил время, аудитория ЦСКА стала стремительно уменьшаться, а разделение команды на две окончательно убила посещаемость. В 1997 году самым посещаемым клубом чемпионата стал пензенский «Дизель», затем начался хоккейный бум в Перми и Новокузнецке. В 2001 году появился 9-тысячник в Ярославле, который с тех пор никогда не пустует.

ЦСКА был никому не нужен даже в СССР

Начиная с 1998 года и по 2017 (за исключением сезона 1998/99) самой посещаемой командой Москвы было «Динамо» – единственная команда, которая играла свои матчи на вместительной 8-тысячной арене. ЦСКА играл и продолжает играть в родном ЛДС, благодаря которому антураж нынешнего финала Западной конференции кажется совершенно отсталым, а «Спартак» до своего возрождения выступал в «Сокольниках».


Исходя из истории, можно заключить, что самым главным для столичного зрителя оказываются рекламная кампания и достойная инфраструктура. Как только «Спартак» переехал в «Парк Легенд», посещаемость команды возросла до рекордных показателей. «Динамо» в первый сезон также собирало отличную аудиторию, вот только бело-голубые не смогли закрепить успех – маркетинг «Спартака» явно превосходит динамовский.


Сообщается, что следующий сезон «Динамо» может начать на своей исторической арене в Петровском парке. Однако, несмотря на заявления в прессе, арена вряд ли будет готова к старту сезона. Помимо этого, между центральным советом «Динамо» и компанией, которая владеет проектом «ВТБ Арена Парк» и вовсе пробежала черная кошка. Наиболее вероятный исход противостояния между клубом и ареной видится в еще одном сезоне бело-голубых на арене «ВТБ Ледовый дворец». Так что, динамовцам и спартаковцам снова придётся дружно жить на одной арене.

ЗАРОЖДЕНИЕ «ЗЕЛЁНОГО ДЕРБИ» В СТАРЫХ ДВОРЦАХ


«Ак Барс» и «Салават Юлаев» выступают в чемпионатах России с самого первого сезона, ни разу не вылетев из него. Вторая татарстанская команда - «Нефтехимик» - присоединилась к элитному дивизиону в 1995 году. Кстати, мало кто знает, но Татарстан был очень близок к тому, чтобы республику в чемпионате России представляло сразу три команды. В сезоне 1997/98 в переходном турнире сражались лучшие клубы высшей лиги и худшие клубы РХЛ. В решающем матче альметьевский «Нефтяник» проиграл «Липецку», тем самым упустив путёвку в элиту.

В середине 90-х годов в Казани не ходили на хоккей и по две тысячи человек, но после первого чемпионства в старом дворце спорта были аншлаги на каждом матче. В Уфе хоккей любили еще со времен чемпионатов СССР, так что и после возвращения в элиту местные фаны ломились от желания посмотреть на «Салават».

«Не прячьте бутылки по углам». Первому чемпионству «Ак Барса» 20 лет


Посещаемость этих трех команд была в серьезной зависимости от новых арен. После открытия «Татнефть Арены» посещаемость матчей «Ак Барса» резко увеличилась, позже такая же история повторилась в Нижнекамске и Уфе. Вот только одно дело заманить зрителя новым дворцом, а другое – удержать его там. Еще пять лет назад на игры «Нефтехимика» ходило больше зрителей, чем на «Ак Барс», и это несмотря на успехи казанской команды. Хоккейная аудитория в Казани начала расти лишь в последние годы.

В Уфе все так же – после открытия «Уфа Арены» билеты невозможно было купить: их раскупали еще до того, как они попадали в кассы. Но вот запал иссяк, зритель приелся и ничего нового ему не предоставили. Команда начала показывать посредственные результаты и теперь в столице Башкирии на хоккей ходят хуже, чем в столице Татарстана, хотя еще лет пять назад все говорили о перенасыщенности спортом жителей Казани.

Первое чемпионство «Ак Барса» в конспектах Юрия Моисеева


Существенное проседание посещаемости в 90-х годах пошло на благо нашему хоккею – опять же из-за стремления угодить своим зрителям и обойти соперников клубы начали вкладываться в новые дворцы. Ярославль, Санкт-Петербург, Хабаровск, Подольск, Казань, впоследствии Уфа, Челябинск и Омск – все эти города смогли построить себе новые дворцы именно благодаря инфраструктурному катаклизму. А когда шанс побороться за медали появился у многих команд, свою мощь, наконец-то, начала обретать локальная фанатская база. К тому же именно в 90-е годы началось формирование принципиальных матчей хоккейной России, которые сегодня кое-как, но движут вперёд КХЛ.

Самый темный период отечественного хоккея на самом деле был далеко не таким темным. Через мясорубку современности не смогли пройти некоторые города, к примеру, Пермь или Пенза, но их вклад в современную КХЛ значителен. Лига не стоит на месте, но ее фундамент был заложен именно децентрализацией двадцатилетней давности. Правда, сейчас история поворачивается вспять и вновь появляются клубы, которые забирают себе из регионов нужных, а иногда и ненужных игроков – только уже не за счет административного ресурса, а благодаря финансовому.

Виктор Майоров
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
версия для печати
Оценка текста
+
0
-
читайте также
наверх