Журналист, который нашёл много общего между Ираном и Татарстаном
Журналист единственного государственного агентства в Иране рассказал, почему нападающего «Рубина» Сердара Азмуна так обожают на родине, как американские санкции повлияли на Иран и что в стране думают о России.
«АЗМУН ОЧЕНЬ ПОПУЛЯРЕН В ИРАНЕ»
Махди Рахбарганджех в Казани только один день. Он прибыл на матч группового этапа между сборными Ирана и Испании. «Трудно говорить, ведь мы только что проиграли в очень напряжённом поединке», – признался иранский журналист в пресс-центре «Казань Арены».
Махди работает в агентстве IRNA («Агентство новостей исламской республики»), самом крупном и старом в Иране. Агентство государственное, и Махди уверяет, что большинство из его коллег в Казани (а их из Ирана прибыло более 60-ти) из частных СМИ. По образованию он политолог и журналист, а спортивным журналистом работает уже 15 лет.
«Я общался с Азмуном во время одной из тренировок сборной, – начинает свой рассказ Махди. – Я был рад поговорить с ним, как и любой другой журналист, который оказался бы на моём месте, ведь было понятно, что интервью вызовет большой резонанс». По мнению журналиста, всё из-за того, что нападающий «Рубина» Сердар Азмун пользуется большой популярностью на родине.
«Азмун очень популярен, – считает Махди. – Этому есть несколько причин. Во-первых, он не выступал в именитых иранских клубах – таких, как «Персеполис», «Эстеглал», «Трактор-Сази», а вместо этого сразу поехал за границу, в Россию. Во-вторых, он очень успешный игрок, который забил много голов как за клуб, так и за сборную. Помните, как он играл против европейских команд в Лиге чемпионов, когда был в «Ростове»? В-третьих, он молод. Люди подписываются на него в социальных сетях, чувствуют гордость за него. Он очень хороший игрок, и сейчас у него есть шанс перейти из российской лиги в более сильный чемпионат – есть даже информация про Англию и Испанию».
Журналист отметил, что его иранские коллеги уверены, что в случае успешного выступления за сборную на чемпионате мира Азмун сможет перейти в европейский топ-клуб. Об этом высказывался и главный тренер «Рубина» Курбан Бердыев в интервью «БИЗНЕС Online»: «С нашим финансовым положением, если поступит хорошее и выгодное предложение, то Азмун уйдёт. И оно должно его устроить». Вот только Махди это интервью вряд ли читал.
«Наши спортивные журналисты следят за «Рубином», – говорит он. – Если Азмун забивает гол, для них это очень хорошие новости. Мы используем много сайтов –прежде всего football.com, где можно найти результаты и российского, и иранского чемпионатов, и многих других лиг. Мы следим в таком режиме не только за Азмуном, но и за всеми игроками, которые выступают за границей.
Внезапно Махди прерывает испанский журналист в тёмном поло и шортах. Он спрашивает иранца, как произносится фамилия полузащитника Саида Эззатоллахи, который выступал в пермском «Амкаре».
«Эзззат Олллахи – вот так. Это он забил гол, который не засчитали после видеопросмотра».
«Грасияс», – поблагодарили Махди.
«В ИРАНЕ МНОГИЕ СЧИТАЮТ РОССИЮ СОСЕДОМ»
Иранец продолжает говорить об Азмуне. Он убежден, что главное различие между ним и остальными известными иранскими футболистами – он не пробивался в европейский чемпионат через иранскую лигу. «Я не могу говорить, доволен ли выступлением Азмуна на чемпионате мира или нет. Это обязанность главного тренера. И когда Карлуш Кейруш решил, что Азмун достоин вызова в сборную, это служит для меня доказательством, что тренер доволен Азмуном. Заметьте, что во всех прошлых матчах он выходил в стартовом составе».
Махди вновь прерывают. На сей раз к нему подошёл британец – судя по аккредитации, из таблоида The Sun. Во время матча одному из членов иранской сборной стало плохо, и его госпитализировали. Британский журналист искал подробности.
«Сейчас он в больнице. Это очень важно?» – иронично спросил Махди у коллеги. Тот замялся. «Неважно, но интересно, так?» – улыбнулся иранец. Далее он сказал, что с пресс-секретарём, который попал в больницу, «всё нормально». «Как видите, мы обратились с тем же вопросом к главному тренеру. Нам тоже было интересно, что произошло», – заверил Махди.
«Испанский журналист прервал нас, – вернулся он к разговору с нами. – Я хотел сказать, что успел пообщаться со многими людьми в Казани сегодня. Меня удивило, что многие люди в Казани – хотя бы немного – знают фарси. Если ты пытаешься говорить на фарси, то люди понимают, о чём ты говоришь. Некоторые слова очень похожи друг с другом. Ещё я встретил много людей с именем Рустам. Это один из символов иранской истории. Вы знаете, что такое «Шахнаме»?
Это ключевое произведение иранской литературы, которое по объему опережает «Илиаду» и «Одисею» вместе взятые. В ней описывается история Ирана от древних времён до установления ислама, а Рустам там один из главных героев. Махди приметил ещё одно имя, находясь в Казани. «У многих девушек имя Гульнара. Это значит «прекрасный цветок» в Иране, и у многих иранских девушек такое же имя». Среди других соответствий между фарси и татарским – слова «калям» («перо») и «мачет» («мечеть»).
Махди в курсе, что в Иране живёт много татар. Он говорит, что они живут в той части страны, откуда родом Азмун, то есть на северо-востоке. Когда разговор заходит о политике, Махди совершенно уверено говорит, что между Ираном и Россией всё в порядке. «У нас хорошие политические отношения. А если говорить о простых людях, да, они смотрят на Россию через историю. Они вспоминают русско-иранские войны во время правления Каджаров. Но многие эксперты, политологи, политики считают Россию супердержавой, соседом, которому Иран может довериться, с которым можно установить отношения в международных организациях».
Конечно, хорошие отношения Ирана с Россией вызваны тем, что у стран общий враг – США. Махди не отрицает этого. «На нас также наложены санкции, – рассказывает он. – Стоимость медицинских услуг резко возросла. Национальная команда не может получить кроссовки от американского производителя – например, Nike. Спрашивается, почему? Главная цель санкций – поменять политику государства, но, приняв такое решение, они поменяли жизнь всех людей в Иране. На нас хотят оказать давление, хотят сделать так, чтоб мы были настроены против государства».
Махди очень доходчиво объясняет, как санкции сказались на жителях Ирана: «Представим такую ситуацию. Иранский студент учится в России. Если кто-то из Ирана захочет отправить ему деньги на оплату учёбы или карманные расходы, ничего не выйдет. Visa и MasterCard прекратили свою деятельность у нас. Мы не можем выслать или получить ни одного доллара».
Журналист говорил, что у него не было волнений перед отъездом в Россию. «Никто не говорил мне, что в России небезопасно. Никто не говорил, что нужно опасаться террористических группировок. Многие уверены, что российское государство сможет обеспечить безопасность», – отметил он.
«Мы точно не ждали 3:0». Соколов и «Динамо» отняли у Казани Кубок России 25
Почему сорвался обмен Робинсона, кого «Лада» просила у «Ак Барса» за Фисенко и кем еще интересовались казанцы? 0
Возвращение Алекно, триумф Франции на Олимпиаде, появление телеканала «Волейбол» и другие события 2024 года 9
«Ак Барс» проехался по «Трактору»: помог огненный Галимов и новичок-великан 1
15 главных событий «Ак Барса»: сменили тренера, отпустили Радулова, заговорили по-татарски 2
«Мы точно не ждали 3:0». Соколов и «Динамо» отняли у Казани Кубок России 25
Возвращение Алекно, триумф Франции на Олимпиаде, появление телеканала «Волейбол» и другие события 2024 года 9
«Динамо-Ак Барс» завершил золотой год камбэком в финале Кубка России. Помогли суперподачи Гонсалес и 34 очка Мартинес 9
Самые заплюсованные волейбольные тексты 2024 года 8
15 главных событий «Ак Барса»: сменили тренера, отпустили Радулова, заговорили по-татарски 2