Камила Валиева – секретное оружие Тутберидзе. Она прыгает четверные и вдохновляется Пикассо
Её называют фаворитом Олимпиады-2022.
В следующем сезоне перейдут во взрослые три юниорки Этери Тутберидзе, о которых говорили последние два года все спортивные СМИ, – Александра Трусова, Анна Щербакова и Алена Косторная. На замену им покорять юниорские этапы Гран-при выйдет другая фигуристка из «Самбо-70» – Камила Валиева, которая родилась и начинала заниматься спортом в Казани, недавно исполнилось всего 13 лет. Но о ней уже говорят как о потенциальной олимпийской чемпионке Игр в Пекине.
«БИЗНЕС Online» поговорил с людьми, работавшими с Валиевой или наблюдавшие за её катанием со стороны, и разобрался, почему, несмотря на такую россыпь талантов в нашем фигурном катании, всех покорила именно Валиева.
ПОКОРЯЛА ВСЕХ УЖЕ В СЕМЬ ЛЕТ
В фигурное катание Валиева попала случайно. Классическая история – ребенку, который часто болеет, врачи посоветовали укрепить здоровье спортом. Родители Камилы решили сначала отдать её в гимнастику. Но в 3,5 года в секцию не брали. А для фигурного катания это самый подходящий возраст.
Первые шаги на льду, а точнее, как поправляет сама Камила, ползки, она сделала в старом дворце спорта в Казани на Московской улице. Там её тренировала молодой специалист Ксения Иванова. Сейчас она работает в академии Евгения Плющенко и Камилу до сих пор вспоминает только с тёплыми чувствами. По словам Ивановой, талант Валиевой был виден уже тогда, в первые годы работы.
Камила очень быстро всему училась, обгоняя девочек на три-четыре года старше неё, и быстро стала лидером группы. Но особенно поражала тренера не сколько способность исполнять уже в пять лет все базовые прыжки, столько невероятная пластичность, музыкальность и хореография. Если бы не фигурное катание, Валиевой следовало бы пойти в балет.
В интернете до сих пор есть видео одного из самых первых выступлений Валиевой на официальных соревнованиях. В балетной пачке она показывает потрясающую артистичность и грацию. Тогда ей не было и восьми лет.
У Ивановой Валиева тренировалась до семи лет. Затем ей пришлось переехать в Москву, так как родители поменяли место работы.
ТРЕНИРОВАЛАСЬ В ШКОЛЕ СЛУЦКОЙ, НАВКИ И АВЕРБУХА
Бросать фигурное катание в связи с переездом Валиева, естественно, не стала. Уже тогда о ней знали в среде специалистов по всей стране и с удовольствием взяли в одну из лучших школ столицы – СШОР «Москвич».
Каток «Москвича» – старый дворец спорта позднесоветской эпохи, в котором вряд ли когда-то вообще был серьёзный ремонт. С точки зрения инфраструктуры условия там на порядок хуже тех, что были в Казани. Но в «Москвич» идут не ради шикарных раздевалок. Туда идут ради тренеров. И результатов.
Из стен «Москвича» в разные годы вышли Виктория Волчкова, Ирина Слуцкая, Елена Соколова, Илья Авербух и Ирина Лобачева, Татьяна Навка и Роман Костомаров, Елена Ильиных и Никита Кацалапов, Екатерина Боброва и Дмитрий Соловьев.
В 90-е и нулевые годы это была самая сильная школа по фигурному катанию, которая на равных боролась со школами Санкт-Петербурга. Главная фишка воспитанников «Москвича» – это качественное скольжение и владение коньком.
Одиночниками в «Москвиче» занимается Виктор Кудрявцев – основоположник одиночного катания в нашей стране. В советское время основной упор делался на развитие спортивных пар и танцев на льду. В этих видах советские фигуристы были наиболее успешны, постоянно занимая первые места на чемпионатах мира и Олимпийских играх. Кудрявцев подготовил первого советского чемпиона мира в одиночном катании Сергея Волкова, затем стал развивать и женское катание. Воспитанниками Кудрявцева была и первый призер Олимпиады из СССР Кира Иванова, и первая российская чемпионка мира Мария Бутырская.
В силу возраста Кудрявцев сейчас плотно со спортсменами не работает, занимаясь административной деятельностью в школе. Но определенные советы Валиевой за шесть лет в «Москвиче» он дал. Конкретно с Камилой работали в разное время разные тренеры. Первые два года в Москве фигуристка тренировалась у Марины Кудрявцевой, год – у Игоря Лютикова, затем три – у Натальи Дубинской и Станислава Ковалева. Это опытные специалисты, которые ставят качественную технику и очень тщательно работают над хореографией.
Дубинская рассказывала «БИЗНЕС Online», что работа с Валиевой для нее совершенно особенный опыт, которого раньше в карьере не было. По её словам, Камила – как благодатный пластилин, из которого можно слепить практически всё что угодно. «Я реализовывала с ней все идеи, которые давно хотела, но не могла с другими учениками в силу разных обстоятельств», – отметила Наталья.
Хорошо шла и работа над техникой. Уже в десять лет Валиева разучила все основные тройные прыжки. На хорошей высоте она прыгала и двойной аксель; были мысли даже разучивать тройной. Важнейшее качество в технике Валиевой – у неё правильно поставлена техника на лутце и флипе. Это два очень похожих друг на друга прыжка, которые прыгают с зубца конька. Отличие в том, что лутц прыгают с внешнего ребра, флип – со внутреннего.
Типичная ошибка фигуристов – прыгать лутц с внутреннего. Такой прыжок называют «флутцем», то есть непреднамеренным флипом, и за него судьи отнимают 25% от стоимости элемента. Тренеры по фигурному катанию считают, что прыгать правильно лутц как учить писать или ходить. Либо сразу учишься прыгать лутц с верного ребра, либо постоянно получаешь минусы от судей. Переучиться во взрослом возрасте чрезвычайно сложно.
УБЕДИЛА ТУТБЕРИДЗЕ ОДНИМ ПРОКАТОМ
Отличная хореография, чувство музыки, хорошее скольжение и владение коньком, правильно поставленная техника. С таким набором Валиева должна была побеждать на каждом из соревнований, на котором выступала.
Не хватало Камиле одного – стабильности. Она могла откатать все программы чисто и победить с большим отрывом, а уже через неделю завалить оба проката и оказаться в конце турнирной таблицы. Как вспоминает Дубинская, работать с ней становилось тяжело. Камила сильно переживала после поражений и расстраивалась. Теряла мотивацию работать дальше. Сложностей добавляли травмы.
Перед началом прошлого сезона Валиева с родителями решила, что так больше нельзя и что-то надо менять. И решили, что только одна школа в Москве может стать достойной альтернативой «Москвичу».
Это «Самбо-70» и группа Тутберидзе - самого успешного тренера в женском одиночном катании в мире.
Валиева об успехах девушек Тутберидзе, разумеется, слышала. Загитова и Косторная и вовсе её кумиры в фигурном катании. Фигуристке повезло, что летом прошлого года Тутберидзе решила расширить свою группу и провела дополнительный набор в команду, так как в штаб вошёл новый тренер – Сергей Розанов.
В интервью Sport24 Валиева рассказывала, что, когда шла к именитому тренеру, не особо верила в успех: «Пришла на смотры, решили попробовать. Получится – хорошо, нет – ничего страшного». Камила понимала, что таких, как она, к Тутберидзе приходят десятками и всех она взять не сможет просто физически.
Но опасения были напрасными. Всего одного проката хватило Тутберидзе, чтобы понять: Камила – будущая звезда. Изумленного вида тренер не показала, но сказала фигуристке, что если та готова работать, то она будет в группе.
Конечно же, о Валиевой Тутберидзе знала и до смотров в её группе. Это совершенно нормальная практика в фигурном катании. На детских соревнованиях тренеры работают в роли скаутов и тщательно смотрят за талантами в других школах. Если они решают сменить тренера – их сразу зовут в другую школу. Лучших примечают уже с пяти лет.
Камила поразила Тутберидзе своей пластикой и артистизмом. Фигуристок Тутберидзе принято вспоминать прежде всего за невероятную технику, но сама Этери больше внимания уделяет образам, которые они показывают на льду.
Плотно курировать Валиеву вместе с другими фигуристками её возраста Тутберидзе поручила Розанову. По словам тренера, проблем с Валиевой в работе не бывает. Она очень послушна и внимательна, а на соревнованиях – сосредоточенна. Это говорит о высоком уровне профессионализма в столь юном возрасте, ведь многие сверстницы Камилы банально устают от монотонных тренировок; они им надоедают.
КАТАЕТ ПРОГРАММУ ПО МОТИВАМ ПИКАССО
Для программы Валиевой образ был придуман практически сразу. Тренер удивилась, насколько сильно внешне она похожа на ту, что изображена на картине знаменитого испанского художника Пабло Пикассо «Девочка на шаре».
Тема картины – жизнь бродячих артистов-акробатов. Хрупкая гимнастка репетирует цирковой номер, балансируя на шаре. Вокруг неё выжженная солнцем холмистая равнина и атмосфера гнетущей бедности средневековой деревни.
Образы построены на контрастах. Веселые артисты посреди полного уныния; маленькая девочка в опасном взрослом путешествии; наконец, баланс тела и статика на шаре.
В качестве музыки выбрали очень подходящую по стилистике композицию из фильма «Багровый пик».
По задумке хореографа группы Тутберидзе Даниила Глейхенгауза, девочка в начале проката должна словно ожить и попасть в реальный мир. А затем вернуться в мир Пикассо. «Во второй половине программы я понимаю, что наш мир действительно очень хорош. Однако в конце я всё-таки возвращаюсь в картину и остаюсь в неподвижном состоянии», – рассказывает Валиева.
Наклон головы в конце и начале программы тоже не случаен. Так Камила ещё раз напоминает всем, что она неземное существо, сошедшее с картины. У ее тела даже нет привычной всем массы. Она воздушна и легка. Напряжение – знак страха, но любопытства, с каким посланница Пикассо в реальный мир изучает Землю. Планета её не приняла – события развиваются стремительно, музыка становится все быстрее и быстрее, громче и ярче, движения – энергичнее.
Большое количество вращений и прыжки во второй половине в таком случае нужны не только для повышенной стоимости элемента, но и служат частью художественного замысла. Внезапно музыка обрывается – девочка на шаре, узнав о нашем мире всё что нужно возвращается домой, в мир красок художника.
Особым стал даже костюм. Вместо привычного для девушек платья – кофта и шорты. Для максимального соответствия образу Пикассо. Дизайнер Ольга Рябенко, которая работает с группой Тутберидзе, написала в интстаграме, что именно костюм для Валиевой получился самым сложным в производстве.
Постановка получилась настолько удачной, что Тутберидзе назвала именно «Девочку на шаре» Валиевой – любимой программой сезона.
Ещё одно доказательство особой роли Камилы в группе Тутберидзе – ей дали возможность выступить на показательных выступлениях Гран-при России. По традиции на домашних соревнованиях организаторы приглашают, помимо участников, молодых местных фигуристов. В Москве в ноябре 2018 на лед «Мегаспорта» вышла Валиева и показала свою «Девочку на шаре» 14 тыс зрителей и сотням тыс телезрителей.
После московского этапа Гран-при о Валиевой узнал весь мир. Сейчас у неё есть фанаты даже в Иране. «Я обожаю Камилу! Она так красива! И она очень красиво говорит по-татарски на видео», – рассказывала «БИЗНЕС Online» девушка Парни из Тегерана. У Валиевой, хотя она не выступала даже на юниорском чемпионате мира, уже несколько фан-групп в соцсетях.
Дошло «послание» Тутберидзе, Глейхенгауза и Валиевой и до самого Пикассо. Вернее, до его внучки, Пабло давно нет в живых. «Камила сияет и очень грациозна в таком молодом возрасте. Ее выступления потрясающие! Видеть её катание – это просто благословение», – написала в инстаграме под видео с выступлением Камилы Диана Пикассо.
Случаи, когда программы фигурного катания из спортивной плоскости переходят в разряд искусства, очень редкие. Последний – письмо режиссера «Списка Шиндлера» Стивена Спилберга Липницкой и Тутберидзе за шикарный номер из олимпийской программы под музыку из фильма. Тогда Спилберг говорил, что многие пытались повторить образ «девочки в красном пальто». Но получилось только у маленькой Юли из Екатеринбурга.
Так и юная Камила из Казани первой смогла достоверно передать идею Пикассо, «оживив» творение великого мастера.
КАТАЕТСЯ, КАК КОСТОРНАЯ, ВРАЩАЕТСЯ, КАК ЛИПНИЦКАЯ
С Липницкой у Валиевой много общего. Например, Юлию отмечают, как фигуристку с эталонными вращениями. Камила может даже опередить олимпийскую чемпионку Игр в Сочи. Глейхенгауз, работавший с обеими фигуристками, выделяет вращения и позиции именно Валиевой. Если Юлия для хороших вращений использовала в качестве поддержки вторую руку, то Камила поднимает ногу в шпагат одной. Это возможно благодаря невероятной растяжке.
Пластичность Валиевой позволяет ей рисковать и пробовать новые элементы в качестве связок между прыжками, интересные заходы на прыжки и яркие хореографические дорожки. Критики технически оснащенных фигуристок говорят, что программы, например, чемпионки мира и Европы Елизаветы Туктамышевой, либо Трусовой или Загитовой – это бег по льду от одного прыжкового элемента к другому. Про Валиеву такого точно никто не скажет. Она именно «катает» свою программу, по максимуму выкладываясь в каждом элементе.
При этом без ущерба для прыжковой части. Валиева уже давно прыгает все каскады 3+3, владеет, по крайней мере, на тренировках и «загитовским» каскадом тройной лутц+тройной риттбергер, прыгает с «риппоном» (две руки сверху). Недавно Камиле покорились и четверные. В свой день рождения фигуристка сама себе подарила шикарный подарок – удачно исполнила четверной тулуп в каскаде с тройным. «Королевой тулупов» называют двукратную чемпионку мира среди юниоров Трусову. Но и здесь Камила может обойти свою одногруппницу. Трусовой редко удаются настолько качественные попытки каскадов 4Т+3Т, где второй прыжок выполнен ещё и с руками наверх.
Фигурное катание – это как многоборье, где оценка за элементы складывается с оценкой за катание и артистизм. По элементам – хореографии, вращениям, прыжкам – к Валиевой вопросов нет. Что же по качеству катания?
«Когда катается Валиева, невозможно оторваться от экрана», – говорит о юной фигуристке вице-чемпионка мира Алена Леонова. Камила напоминает Леоновой по стилю катания другую фигуристку Тутберидзе, победительницу финала юниорской серии Гран-при Косторную. У неё очень мягкое, нежное катание, каждое движение выверенно и элегантно. Оценки за компоненты Валиевой уже на юниорском уровне ставят практически максимальные. Нет сомнений, что с каждым годом, с каждой новой большой победой вторая оценка Камилы будет только расти.
Ведь пример с «Девочкой на шаре» показывает, что и с точки зрения артистизма вопросов к фигуристке быть не может. Дальше будет ещё круче. Сейчас с Валиевой работает один из лучших танцевальных хореографов в стране – Алексей Железняков. Железняков с командой своей студии часто помогает в тренировках фигуристов Тутберидзе. Работа с Валиевой стала для Железнякова отдушиной. Почти месяц Железняков ставил для Валиевой номер, который, по некоторым данным, станет ее произвольной программой в следующем сезоне.
Оцените сами уровень движений спортсменки. Знатоки балета говорят, что не многие в Мариинке и Большом могут двигаться так же.
К ОЛИМПИАДЕ В ПЕКИНЕ ПОДОЙДЁТ В ЛУЧШЕЕ ВРЕМЯ
Валиева – главный фаворит Олимпиады-2022. Если вас не убедили все прошлые аргументы (вкратце – другие фигуристки сильны в чем-то одном, Валиева – во всем), то вот главный – Камиле сейчас 13 лет. Олимпиада в Китае будет через три года, точнее, через два года и девять месяцев.
У Валиевой день рождения в конце апреля, а значит в олимпийский сезон 2021/22 она войдет, когда ей только исполнится 15 лет. По правилам ИСУ, для перехода во взрослые необходимо, чтобы 15 лет исполнилось до 1 июля текущего года. Это ограничение не позволило поехать на ОИ в Пхёнчхане, например, Косторной, хотя на попала в тройку призеров на чемпионате России-2018 и вполне могла выиграть медаль в Корее.
История женского одиночного катания говорит, что лучшие результаты фигуристки показывают в первый свой год после перехода во взрослые. Липницкая стала олимпийской чемпионкой в 15, в свой первый олимпийский год. Загитова – аналогично. Медведева провела в 2015-м свой дебютный взрослый сезон невероятно, выиграв абсолютно все старты и установив сразу несколько мировых рекордов.
Дальше у фигуристок наступают сложные проблемы, связанные с гормонами, активным ростом и изменением тела. Примеры таких сложностей – сложные постолимпийские сезоны у Липницкой и Загитовой.
Перейти во взрослые в 15 лет, в олимпийский год – большая удача. В 15 лет пресловутый и столь ненавистный фигуристками пубертат ещё не тревожит. Поэтому это идеальное время для того, чтобы показать максимум своих возможностей. Валиева и сама понимает свою удачу и говорит, что именно Олимпиада-2022 – её главная цель.
Трусова и Щербакова, например, к тому времени будут уже взрослыми 19-летними девушками. И не факт, что сохранят свои четверные. Валиева свой четверной тулуп к Олимпиаде сохранить должна. Более того, до ОИ-22 ещё два сезона. За это время можно выучить и другие прыжки, например, более дорогой четверной лутц, тройной аксель, который необходим в короткой программе, где нельзя делать четверные. Либо просто довести нынешний каскад до совершенства.
Конечно, говорить о Валиевой как олимпийской чемпионке прямо сейчас, учитывая огромную конкуренцию в фигурном катании в последние годы, нельзя. Но вероятность её победы действительно очень велика.
Следующие два года Камила будет выступать на этапах юниорского Гран-при, а также на Кубке России по взрослым. Предлагаем вам начать следить за ней уже сейчас.
Морозов прервал суперсерию Казани, а в Оренбурге на 24 минуты остановили игру. Итоги 12-го тура суперлиги 21
КХЛ придумала новый турнир. Кто сыграет в нём за «Ак Барс»? 1
«Ак Барс» проиграл борьбу за Маклауда «Авангарду». Почему канадец выбрал Омск? 3
Кто круче – Бабкевич или Сапожков? Анализ игры двух бомбардиров 6
Сразу после хет-трика Овечкин долбанул дубль. И травмировался – столкнулся коленом в колено 0
Морозов прервал суперсерию Казани, а в Оренбурге на 24 минуты остановили игру. Итоги 12-го тура суперлиги 21
Кто круче – Бабкевич или Сапожков? Анализ игры двух бомбардиров 6
«Ак Барс» проиграл борьбу за Маклауда «Авангарду». Почему канадец выбрал Омск? 3
«Мы на разных бюджетных полюсах!» «Ак Барс» доминирует над «Нефтехимиком» в КХЛ 2
Главное в Евролиге, пока там нет наших клубов: сенсация от Тринкьери, проблемы Димитриевича, приезд звёзд НБА 1