комментарии 8 в закладки

Косторная два года назад была последней на первенстве России. Ей говорили, что она не станет звездой

Тутберидзе научила её побеждать за три месяца.

Алёна Косторная на прошлой неделе выиграла первый в карьере взрослый этап Гран-при. Она исполнила три тройных акселя и обошла на 20 баллов олимпийскую чемпионку Алину Загитову. Ранее Алёна так же уверенно обыграла чемпионку мира Елизавету Туктамышеву на Finlandia Trophy.

Сейчас Косторная – один из главных фаворитов сезона. Про Алёну говорят, что она самая талантливая фигуристка по скольжению и интерпретации образа. Ей восхищаются многие эксперты, выделяя среди тройки юниорок Этери Тутберидзе.

Но всего лишь два с половиной года назад в перспективы Косторной на международном уровне не верил практически никто.

Кое-что из «внутренностей» текста:

● Косторная тайком наблюдала за тренировками Тутберидзе перед переходом в группу.

● Этери неделю держала Алёну на испытательном сроке.

● Веру в тройной аксель Косторной вернула подруга Дарья Павлюченко, выступающая в парном катании.

● Скольжение и хореография – заслуга тренера Елены Жгун, как говорит сама Алёна.

Алёна Косторная / фото: © Алексей Даничев, РИА Новости


В КОСТОРНУЮ НИКТО НЕ ВЕРИЛ ДО ПЕРЕХОДА К ТУТБЕРИДЗЕ

Ещё в 2017 году Косторной предлагали завершить карьеру, намекая на отсутствие перспектив попасть в сборную России.

«Я никогда не была на пьедесталах крупных турниров, и мне всегда говорили, что ты не дойдешь туда. Не станешь звездой. Ты находишься за десяткой, ты – середнячок. Постоянно это слышала», – скромно рассказывала Алёна в интервью Первому каналу.

Обоснование у критики было. В феврале 2017 года в Санкт-Петербурге проходило первенство России для фигуристов до 18-ти лет. Уверенную победу тогда одержала Алина Загитова. Борьбу с ней за победу вели Станислава Константинова и Александра Трусова. Косторная на том первенстве заняла 16-е место. Загитовой Алёна проиграла почти 60 баллов.


Через год в интервью федерации фигурного катания России Алёна призналась, что этот турнир стал для неё точкой невозврата. Дальше было два пути. Либо искать нового тренера и развиваться. Либо бросать фигурное катание и сконцентрироваться на учебе. К счастью, фигуристка выбрала первое.

Куда переходить Алёна знала сразу – в группу к Тутберидзе. Как рассказал источник из окружения Косторной, на её выбор повлиял один из этапов Кубка России, где она попала в одну разминку с фигуристками Этери. Алёна смотрела на Загитову и Полину Цурскую, которые выиграли все медали по юниорам в 2017 году, и не могла понять, что она делает не так. Почему ученицы Тутберидзе побеждают, а она – нет.

«У девочек, которые работали с Этери Георгиевной, были сильные результаты. И я тоже хотела на пьедестале стоять», – аргументировала выбор Косторная.

КОСТОРНАЯ ВТАЙНЕ СМОТРЕЛА ЗА ТРЕНИРОВКАМИ ТУТБЕРИДЗЕ

До Тутберидзе Алёна каталась у двух специалистов. Первый тренер – Марина Черкасова, серебряный призер Олимпийских игр в парном катании. У неё Косторная получила базовые знания о спорте.

В семь лет она перешла в «Самбо-70» – но не к Тутберидзе, а в отделение «Конек Чайковской». Елена Чайковская – известный тренер, подготовивший чемпионов мира и олимпийских чемпионов (Мария Бутырская, Наталья Линичук и Геннадий Карпоносов, Людмила Пахомова и Александр Горшков). Но в силу возраста (сейчас Чайковской 79 лет) она в своей группе больше выполняла роль тренера-консультанта. Основную работу с Косторной вела Елена Жгун.

У Жгун не было яркой карьеры в спорте, а кроме Алёны она не работала ни с одним фигуристом или фигуристкой высокого уровня. Номинально её группа относилась к одной спортшколе вместе с отделением «Хрустальный», где работает Тутберидзе. Поэтому Косторная поддерживала связь с сильнейшими фигуристками Этери Георгиевны – с Загитовой, Цурской, Евгенией Медведевой, маленькими Александрой Трусовой и Анной Щербаковой.

Александра Трусова / фото: Сергей Елагин, БИЗНЕС Online


Алёна несколько раз тайком сидела на трибунах «Хрустального» и смотрела за тренировками девушек. В конце концов, родители помогли ей оформить переход. Руководство «Самбо-70» было не против: для них не было принципиально важно, у какого тренера работает фигуристка. Необходимо было согласие Этери.

«Я знала, что Этери Георгиевна очень требовательная. Поэтому долго готовилась, – вспоминала Алена. – Пришла к ней на просмотр, покаталась немного, лёд закончился, сказали, что вроде бы взяли».

Как оказалось, после просмотра Тутберидзе решила устроить Косторной испытательный срок. Неделю она наблюдала за ней, заморозив подпись документов о переходе. Алёна даже выступила на одном турнире за «Конек Чайковской», по факту тренируясь уже у Тутберидзе. И только на вторую неделю Этери подошла после тренировки к Косторной и сказала ей, что она в команде.

Фото: Маргарита Воронковская, Flickr


КОСТОРНАЯ ВЫИГРАЛА ПЕРВЫЙ ЖЕ ТУРНИР ПОСЛЕ ПЕРЕХОДА К ТУТБЕРИДЗЕ

Дальнейшая история больше похожа на сказку. Фигуристка Анастасия Губанова в одном из своих интервью сомневалась в успехах Загитовой, обвиняя олимпийскую чемпионку в слишком резком росте результатов. Но рост Алины всё-таки был постепенным, а Косторной – беспрецедентный.

Уже первый старт в новой группе Алёна выиграла, серьёзно обновив личный рекорд. Её взяли на юниорскую серию Гран-при и в финале она заняла второе место, уступив Трусовой всего один балл.


В декабре 2017-го Косторная стала третьей на взрослом чемпионате России. Позади неё были призеры ЧМ последних лет Елизавета Туктамышева и Елена Радионова, призер ЧМ-2012 Алёна Леонова. «Я знаю много фигуристок младшего возраста, знаю девочек, которые тренируют четверные. Но о Косторной я впервые услышал в октябре этого года», – признался в одном из телеэфиров Андрей Журанков.

Нельзя обвинить Журанкова в отсутствии профессионализма, потому что до перехода к Тутберидзе о Косторной не слышал практически никто. Ещё раз: юниорское первенство России, где Косторная была 16-й, прошло в феврале 2017-го, взрослый чемпионат России, где она выиграла «бронзу», – в декабре 2017. Разница – меньше года.

Сама Косторная объясняет такой резкий взлет просто – её научили правильно работать. «Раньше на тренировках я не выкладывалась на 100 процентов, – рассказывала Косторная федерации. – Тогда мне казалось, что я работаю. А когда перешла в новую группу, то поняла, что раньше на тренировках вообще ничего не делала. Всё, что делала, было бесполезно, потому что заехала, прыжок сделала и пять минут простояла. Наработки никакой».

Как рассказывает Косторная, Жгун тоже была требовательным тренером. Она настаивала на тщательной проработке каждого элемента на тренировке. Но Жгун не могла найти правильные слова, мотивировать Косторную. Тутберидзе – смогла.

Фото: Сергей Елагин, БИЗНЕС Online


КОСТОРНАЯ БОЯЛАСЬ ТРОЙНОГО АКСЕЛЯ

По факту, Алёна на чемпионате России в Санкт-Петербурге выиграла себе путевку на Олимпиаду в Пхёнчхан. Но ни на Олимпиаду, ни взрослый на чемпионат мира Косторная поехать не могла технически. В России на соревнованиях среди взрослых можно выступать с 13-ти лет. На международной арене с 15-ти. При этом 15 должно исполниться до 1 июля этого года.

Алёне немного не повезло – у неё день рождения 24 августа. Поэтому и весь прошлый сезон Косторная провела в юниорах, хотя ей уже исполнилось 15 лет.

Этот факт фигуристку очень огорчил. Она в открытую говорила, что ей скучно выступать по юниорам. В прошлом сезоне её средние результаты были выше, чем у  Константиновой, Дарьи Паненковой,  Цурской и даже Медведевой. При этом Константинова, Цурская, Паненкова и Медведева выступали на взрослых этапах Гран-при, Косторная – по юниорам.

Алёна на каждом турнире была на пьедестале, но при этом редко побеждала. Её постоянно обыгрывали Трусова и Щербакова за счёт сложности программ. У Анны и Александры были четверные, а у Косторной – нет. Несмотря на преимущество в артистизме, музыкальности, катании и скольжении, основную долю успеха в современном фигурном катании дают прыжки.

Алёна могла ответить соперницам тройным акселем. Впервые этот прыжок Косторная попробовала, ещё тренируясь у Жгун, а стабильно выезжать с него начала в группе Тутберидзе благодаря Сергею Дудакову, который работает над прыжковой техникой. Но в прошлом сезоне на одной из тренировок она сильно подвернула ногу и в результате не смогла поехать на юниорский чемпионат мира. На пресс-конференции фигуристка попросила забыть о прыжке.

Ее останавливал риск получения новой травмы. Она боялась этого прыжка. Как рассказала Косторная корреспонденту «БИЗНЕС Online» на турнире в Хельсинки, справиться со страхом ей помогла подруга Дарья Павлюченко, которая выступает в парном катании с Денисом Ходыкиным.

«После контрольных прокатов в выходной день решила, что нужно что-то менять. Попробовала четверной сальхов – не получилось, – вспоминает Алёна. – Расстроенная пришла домой к Даше Павлюченко. Сидела вялая у неё дома, она поддержала меня, сказала, что я всё смогу. На следующий день пришла на тренировку, и Розанов (Сергей, тренер группы Тутберидзеред.) предложил ещё раз попробовать тройной аксель. Я решилась и сделала уже со второй попытки».

Вторая причина, по которой Алена решилась прыгать тройной аксель, – мнение специалистов. На контрольных прокатах сборной в Москве эксперты стали хоронить шансы Косторной, указывая на слабую техническую базу. Спустя два года о ней снова говорят как о «средней» фигуристке.

Фото: Сергей Елагин, БИЗНЕС Online


«Ходила и с разных сторон слышала: «Ну да, ты молодец, но вот если бы ты еще и прыгала то-то». Как же меня эти «вот если бы» разозлили! – рассказывает Косторная. – Это что получается, что мне с таким набором во второй половине сезона снова по юниорам кататься?»

Сейчас Косторная прыгает по три тройных акселя в двух программах. Тройной аксель стоит меньше, чем четверные. Но не менее важен.

Во-первых, аксель – обязательный прыжок. Отказаться от его исполнения нельзя, можно только выбрать разновидность элемента. Более дорогой вариант прыжка даёт Косторной преимущество минимум в 10 баллов.

Во-вторых, тройной аксель можно прыгать в короткой программе. В правилах женских соревнований в короткой запрещены прыжки в четыре оборота. Тройной аксель – прыжок в 3,5 оборота. Полных четырех оборотов нет, поэтому элемент разрешен для исполнения в короткой.


При этом Косторная думает и о четверных. Она пробовала на специальной лонже тулуп и сальхов. И несколько раз уже делала удачные попытки квада. «Когда смотришь, как Саша делает по три-четыре-пять четверных, невольно задумаешься над тем, чтобы усложняться, – говорит Косторная. – Обидно, что другие делают, а ты – нет».

Важное преимущество Алёны – усиленный метаболизм. Она, как и любая спортсменка должна следить за весом, но у неё нет той сумасшедшей весогонки, как у других фигуристок. Косторная может позволить себе белки, жиры и углеводы в необходимом количестве, и это не отразится на её весе.

ХОРЕОГРАФИЮ И СКОЛЬЖЕНИЕ КОСТОРНОЙ ПОСТАВИЛА ЖГУН

И всё-таки главной фишкой Косторной, которой она покорила за два сезона мировое фигурное катание, стали не сверхсложные прыжки, а уникальное мастерство скольжения и насыщенная связками и другими эстетическими элементами программа.

Известный американский журналист Джеки Вонг написал в своем твиттере о Косторной после ее первого международного старта среди взрослых: «Это уникальная фигуристка. Она может изменить представление о том, как должно выглядеть по-настоящему великое катание».

Юных фигуристок часто критикуют за работу над техникой в ущерб компонентам. Программы Косторной – прямая противоположность такого подхода. Каждый элемент программы вытекает из предыдущего, а сама Алена выдающимся артистизмом дает ощущение целостной картины.

Фото: Алексей Белкин, БИЗНЕС Online


Косторная, начиная с юниорских этапов Гран-при, не получает за мастерство скольжения меньше 7.5 баллов. Периодически ей ставят 8,0 и даже 8,5 баллов, что для юниорского спорта – нонсенс.

При этом навыками скольжения Алёна владела ещё до перехода к Тутберидзе. Это трудоёмкий процесс, который требует многих лет работы. «Культуру моего катания, идеальную или неидеальную – не мне судить, поставила Елена Вячеславовна Жгун. Мы много работали, чтобы появилось чувство скольжения», – вспоминает Косторная.

Хороша Алена и в интерпретации образа. В одном из недавних интервью она призналась, что для неё самое важное – тронуть каждого зрителя. «Я как могла старалась завести зал, – отметила Косторная после проката на Гран-при Франции. – Люди приходят на фигурное катание точно так же, как приходят в кино. Они приходят не только для того, чтобы посмотреть прыжки, но и для всего остального»

В работе над артистизмом ей очень помогли уроки актерского мастерства, которые она брала в детстве. Курсы она посещала по просьбе Жгун. Сейчас при работе над каждым образом Косторная старается вжиться в роль и передать чувства и переживания изображаемого героя.

Фото: Алексей Белкин, БИЗНЕС Online


***

Косторная – уникальная фигуристка. Она единственная, кто сейчас сочетает сверхсложную технику с яркой и мощной хореографией, качественным скольжением и потрясающим навыком катания. Знаменитый тренер Марина Зуева в недавнем интервью «БИЗНЕС Online» сетовала, что сейчас мало кто думает о катании и образе. А настоящий чемпион должен быть хорош во всем: и показывать ультра-си, и трогать зрителя до глубины души своим прокатом.

Алёна – это как раз такой случай. Её программы нельзя ограничивать рамками спорта, где цифры, баллы и рекорды ставятся во главу угла.

Рустам Имамов
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
версия для печати
Оценка текста
+
8
-
читайте также
наверх