комментарии 2 в закладки

Академия хоккея Ак Барс» разработала программу для хоккеистов-подростков. Ей нет аналогов в России

Объём материала – 7000 страниц!

В начале декабря Академия хоккея Ак Барс» завершила разработку программного материала для подготовки хоккеистов 12 - 16 лет. Специалист научно-методического центра академии Алексей Конюшев в интервью «БИЗНЕС Online» рассказал об особенностях программы.

Алексей Конышев / фото: пресс-служба «Академии хоккея Ак Барс»


«СУММАРНЫЙ ОБЪЕМ МАТЕРИАЛА, КОТОРЫЙ МЫ ПЕРЕДАЛИ ТРЕНЕРАМ, СОСТАВЛЯЕТ ОКОЛО 7 ТЫСЯЧ СТРАНИЦ»

- Алексей, расскажите, что представляет из себя разработанная академией программа?

– Программный материал Академии хоккея  «Ак Барс» – это, прежде всего, система подготовки хоккеистов школьного возраста, затрагивающая все её аспекты. Фундамент этой системы – возрастная физиология и педагогика. Иными словами – тренировочные средства и методы, которые мы предложили в рамках программы, адекватны для каждой группы игроков. Разработана так называемая «траектория развития» хоккеистов на льду, которая определяет последовательность освоения элементов игры в хоккей, их сложность. Кроме того, разработана детальная программа подготовки хоккеистов на земле с учётом сенситивных периодов развития физических и психофизических качеств.

Вместе с программой мы передаём тренерам и ряд дополнительных справочных материалов. Мы посчитали, что суммарный объём материала по всем возрастам, который мы передали тренерам, составляет около 7 тысяч страниц. Работа проведена масштабная.

Поясните, пожалуйста, что такое сенситивный период?

– Это оптимальный период развития какого-либо физического или психофизического качества. Для каждого качества есть свои оптимальные периоды развития, то есть то время, когда тренировка этого качества даёт максимальный эффект. Например, аэробная выносливость начинает развиваться раньше – с 8 лет, а анаэробная – после пубертатного периода, с 12 - 14 лет. В это же время растут силовые показатели. Естественно, в другое время тренировка тоже будет развивать эти качества, но не так сильно. Таким образом, лучше делать акцент на подготовке определенных качеств в конкретном возрасте и в результате получить максимальный эффект от тренировки.

Говорят, что до 14 лет штанга и большие свободные веса не рекомендуются. Как это отражено в вашей программе?

– Не рекомендуется большая осевая нагрузка на позвоночник. Потому что мышечный корсет ещё не окреп, и это может привести к дальнейшим нарушениям осанки. Работа с максимальными весами в младшем возрасте может серьезно навредить. Поэтому мы делаем акцент на упражнениях с весом собственного тела, упражнениях с небольшими отягощениями с использованием резиновых петель, TRX-петель, небольшого веса гантелей или бодибаров. Большое внимание уделено обучению технике выполнения упражнений.

Фото: пресс-служба «Академии хоккея Ак Барс»


В возрасте с 12 до 14 лет очень много детей уходит из хоккея: повышаются нагрузки, пропадает элемент интереса к игре. Есть подход к решению этой проблемы?

– Мы предложили распределение тренировочного времени на льду и вне льда, потому что, действительно, перенасыщение ледовыми тренировками ведёт к быстрому психологическому выгоранию. С ребёнка ведь ещё требуют результат, на него постоянно оказывается какое-то давление. От постоянных нагрузок он перестает получать удовольствие от хоккея.

В младших возрастах у нас соотношение льда и земли равное, поэтому я считаю, что отчасти эту проблему мы решили.

Кроме того, многие заканчивают с хоккеем по медицинским показаниям, когда начинается сколиоз, боли в спине или в голеностопном суставе. В нашем программном материале вне льда мы предложили и расписали очень детально занятия по ЛФК – лечебно-физической культуре, направленные на коррекцию мышечного дисбаланса, который, как раз таки, может быть у хоккеиста. На льду мы находимся в неестественной для человека среде, на коньках, в наклоне, ещё клюшку мы неровно держим – создаётся мышечный дисбаланс, который у растущего организма может привести к сколиозу и последующим болям в спине и суставах. Занятия по ЛФК должны проводиться еженедельно и призваны свести к минимуму эти неприятные последствия, скажем так, побочные явления игры в хоккей.

Мы знаем, что Академия хоккея «Ак Барс» – первопроходец в части создания новейшего методического пособия для хоккеистов. По сути, раньше никто подобного не делал в России. Расскажите, в чем отличие этой программы от того, как работали раньше с юными хоккеистами?

– Сразу стоит сказать, что академия разработала уникальный продукт, аналогов которому нет. Но стоит заметить, что в некоторых других хоккейных клубах России также ведётся подобная работа.

В чём польза программы для тренера? Прежде всего, в системе. Мы разобрали процесс подготовки игроков настолько детально, насколько это было возможно. Изучили мировые тенденции, выявили тренды. Зачастую у детского тренера просто не хватает времени на изучение последних разработок, не хватает знания иностранного языка, у многих отсутствуют знакомства с тренерами из других стран, которые могли бы поделиться источниками информации, ведь не все материалы есть в свободном доступе в интернете. Поэтому детский тренер повторяет из раза в раз какие-то заученные упражнения и не обращает внимания на другие элементы техники и тактики. Игроки делают эти упражнения, растут, выпускаются из школы, попадают в команду МХЛ. Новый тренер смотрит на игрока и не понимает, чем этот парень занимался на протяжении 11 лет, если он не может сделать каких-то элементарных вещей – таких, например, как приём шайбы или подкидка. И эту ситуацию можно назвать очень распространённой в отношении игроков, перешедших из детской школы в молодёжную команду. Одной из причин её возникновения может быть то, что у тренера не было системы, не было времени и возможности изучать что-то новое. Программный материал даст систему, которая позволит исключить или свести к минимуму пробелы в хоккейном образовании игрока.

«ПОСТАРАЛИСЬ НЕ УПУСТИТЬ ТРАДИЦИИ ТАТАРСТАНСКОЙ ШКОЛЫ ХОККЕЯ»

Вы сказали, что изучали зарубежный опыт – Швеции, Канады. В чем его отличие от того, что у нас есть сейчас?

– Первое отличие – это высокая степень детализации, которая есть и в программном материале Академии хоккея «Ак Барс». Это касается программы подготовки как на льду, так и вне льда. По аналогии с зарубежными программами мы очень детально разобрали все возможные действия игрока на льду, распределили по времени, по сложности, по порядку, в котором они должны изучаться. Представили примеры составления тренировочных занятий на льду и вне льда.

Мы передаем тренерам каталоги с подвижными играми, эстафетами, играми на малых пространствах. В зале развитие физических и психофизических качеств подкрепляется большой вариативностью упражнений, детально описанных в рамках программы. В упражнениях для развития некоторых качеств указаны интервалы работы и отдыха. Если говорить о более старших возрастах, очень подробно описана техника упражнений с весами. Большое внимание уделяется биомеханике этих движений. Рекомендован индивидуальный подход при работе с отягощениями.

Фото: пресс-служба «Академии хоккея Ак Барс»


Особенностью нашей программы является её применимость к местным условиям. Помимо изучения мирового опыта, мы постарались не упустить традиции татарстанской школы хоккея, постарались адаптировать задачи на занятия под те условия и ту инфраструктуру, которая у нас имеется.

Ещё одна особенность программного материала – широкий спектр дополняющих программу методических пособий по важным аспектам подготовки юных хоккеистов. Это, например, - рекомендации по питанию, которые разработаны профессиональными спортивными диетологами. Или - антидопинговое обеспечение, на которое в свете последних событий стоит обратить особое внимание. Кстати, пособие по антидопинговому обеспечению у нас в открытом доступе - его можно скачать совершенно бесплатно на сайте академии.

Говорят, что в российском хоккее есть проблема в центральных нападающих, особенно с работой на вбрасываниях. У вас есть детальные компоненты тренировки этого элемента?

– Да. Как я говорил, мы разобрали действия игрока на льду, структурировали их, и вбрасывание – это один из элементов. Есть несколько видов выигрыша вбрасывания – как в индивидуальной, так и групповой тактике. Важна расстановка игроков на вбрасывании, их дальнейшие действия при выигрыше шайбы и при проигрыше. Наш программный материал включает в себя как индивидуальную игру на точке, так и групповые варианты. Предполагается, что занятия по нашей программе должны этот компонент игры улучшить. Мы разобрали все возможные варианты, которые могут быть при игре на точке и после вбрасывания.

Мы знаем, что Кормье – лучший в «Ак Барсе» и КХЛ по вбрасываниям. Насколько реально пригласить игрока в академию, чтобы он провел мастер-класс для воспитанников?

– Это было бы интересно, стало бы большой мотивацией для детей. Я думаю, что это сделать реально, просто нужна договорённость с нашей основной командой.

«С 12 ЛЕТ ДЕТЕЙ ТЕСТИРУЮТ КАК ВЗРОСЛЫХ – НА СКОРОСТЬ, ТОЧНОСТЬ»

Как проходит внедрение этой программы и как академия будет контролировать её исполнение?

– В этом году было принято инновационное решение – передать программу тренерам в цифровом варианте - загруженную на планшеты. Сейчас уже с уверенностью можно сказать, что данная задача выполнена. Следующим этапом мы хотим, чтобы тренеры подготовили свои вопросы. Планируем собрать их в формате круглого стола и получить от них обратную связь. Объём программы большой, и тренерам нужно время на её изучение. Дальше внедрение будет проходить в форме консультаций тренеров – как групповых, так и индивидуальных. Групповые будут проходить на еженедельных тренерских советах. Мы будем встречаться с тренерами, обсуждать, как идёт работа по программе, что получается, что нет, почему.

Фото: пресс-служба «Академии хоккея Ак Барс»


Для контроля качества работы по программным материалам нами был разработан ряд тестов на льду и вне льда. Сдачу этих тестов можно расценивать как контрольный урок в конце сезона для определения качества работы по программному материалу. На льду будут комбинации из технических элементов, которые предлагалось выучить игрокам в этом сезоне. До 12 лет оценка экспертным советом – визуальная. С 12 лет тесты уже как у взрослых– на скорость, на точность.

С чем связан такой значительный акцент в программе на подготовку вне льда?

– В 16 лет у нас еженедельно четыре тренировки на льду, плюс, как правило, два матча – получается, что на льду хоккеисты проводят шесть дней. И четыре занятия вне льда. На эту тему вообще можно много рассуждать – почему тренировки на земле так важны. Одна из причин в том, что ряд физических и психофизических качеств эффективнее развивать в зале. Следующая причина – это формирование двигательной базы, особенно для детей младших возрастов. Двигательная база нужна для того, чтобы «потолок» хоккеиста был намного выше. С малой двигательной базой игрок быстро достигнет своего предела и перестанет прогрессировать. Ещё одна из причин – если тренироваться только на льду, игрок будет подвержен травмам, потому что, как я уже говорил ранее, создаётся мышечный дисбаланс. Работа в зале позволит свести к минимуму эти побочные явления. Я считаю, что в современных реалиях без систематической работы в зале игрок просто не дотянет до выпуска из школы – он может закончить с хоккеем по медицинским показаниям.

В каких элементах чаще всего проблемы у игроков к 12 годам?

– Многое зависит от тренера, который с ними занимался. В любом случае, воспитанники уже владеют азами игры к этому возрасту. У некоторых тренеров бывает очень большой перекос в сторону занятий на льду, соответственно, и у детей двигательная база не очень высокая. Если смотреть на таких ребят в зале в процессе подвижных игр, где требуется проявление скорости и ловкости, то у них это не очень хорошо получается. Можно предсказать, что в своём развитии на льду они тоже скоро остановятся.

В Швеции юные хоккеисты играют в футбол, баскетбол и другие игры чуть ли не столько же, сколько и в хоккей.

– Да, это интересная система, не свойственная для России. Кстати, не только в скандинавской, но и в североамериканской системе тоже поощряются занятия разными видами спорта. Например, в скандинавской системе до 12 лет вообще проводят мало времени на льду, от игроков требуется заниматься параллельно разными видами спорта, а к двенадцати годам остановиться на приоритетном. С одной стороны, это можно логично объяснить, потому что двигательная база ребёнка, который занимается разными видами спорта, шире, чем у ребёнка, который зацикливается только на движении на льду. В более старших возрастах эта система дает неплохой результат.

Фото: пресс-служба «Академии хоккея Ак Барс»


Вы уже получали отзывы на программу от тренеров?

– Я разговаривал с несколькими тренерами. Первое впечатление – положительное. Но, опять же, из-за большого объёма материала тренерам нужно время для его изучения. Поэтому объективно оценить нашу работу и практическую применимость они смогут немного позднее.

Вы разработали программу. Что дальше?

– Дальше наша работа не останавливается. Сейчас разрабатывается программный материал для подготовки вратарей. Мы вкладываем сюда те же принципы, что и для полевых игроков. Это детальное изучение технических и тактических элементов игры вратаря, а также развитие физических и психофизических качеств, необходимых вратарю. Не забываем и о занятиях, направленных на профилактику типичных травм вратаря. Далее у нас запланирована фундаментальная работа – это создание и внедрение теории и методики детско-юношеского хоккея.

Артур Хайруллин , Александр Приндин
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
версия для печати
Оценка текста
+
0
-
читайте также
наверх