комментарии 0 в закладки

«Зубы игрока были вбиты в десну. Я сунул палец в нос и оттолкнул их назад». Байки от дантиста НХЛ

Выбитые зубы – самая распространённая травма в хоккее.

Практически каждый хоккеист по ходу карьеры испытывал проблемы с зубами, у многих стоят импланты. Хоккеисты используют для защиты капы, но зачастую даже они не спасают. Кто-то из игроков сразу бежит ставить новые зубы, а другие над этим не заморачиваются. Например, беззубая улыбка уже стала частью имиджа Александра Овечкина.

Александр Овечкин / фото: Bruce Bennett, Getty Images


В НХЛ у каждого клуба есть собственные стоматологи. В основном, это приглашённые врачи, которые не числятся в штате команды. У них есть собственные медицинские кабинеты, и они уверяют, что на деньги из клубов они бы просто не смогли прожить. И об одном из таких стоматологов рассказал журналист The Athletic Скотт Круикшэнк

Он встретился с бывшим дантистом «Калгари» Биллом Блэром, который проработал с клубом 30 лет. Врач рассказал Круикшэнку о самых тяжёлых случаях, с которыми он столкнулся и о том, как хоккеисты воспринимают поход к нему, зачастую незапланированный. «БИЗНЕС Online» приводит пересказ материала

«МНЕ ПОСТАВИЛИ ШИНУ ВО ВРЕМЯ МАТЧА, ПОВСЮДУ БЫЛА КРОВЬ»

Как и у всех других врачей, у Блэра - небольшой кабинет в городе. По его словам, к нему часто заходят местные депутаты и селебрити. Но в хоккее работать существенно сложнее. Во многом потому, что ему приходится вправлять зубы хоккеистам прямо во время матча, когда спортсмена переполняют эмоции, а время на операцию ограничено.

По словам Блэра, с самым тяжёлым случаем в своей карьере он столкнулся в 2004 году. В плей-офф Кубка Стэнли «Калгари» встречался с «Ванкувером», и уже в первом периоде третьего матча сильный удар по голове получил нападающий Крейг Конрой – его правая половина лица была разбита.

Блэр, как только посмотрел на хоккеиста, понял, что его нужно срочно госпитализировать. С этим не был согласен тренерский штаб команды во главе с Дэррилом Саттером. Да и сам Конрой не хотел покидать лёд. В итоге после недолгого обсуждения дантист принял решение отвести игрока в подтрибунное помещение и прооперировать его.

В течение второго периода Блэр зашил губы и дёсны хоккеиста. Затем он поставил шину, чтобы стабилизировать сломанную челюсть Конроя. Эта процедура очень неприятная, так как нужно вживить длинную и толстую проволоку в дёсны.

«Это было ужасно больно. Как только проволока коснулась дёсен, я мгновенно покрылся холодным потом. С каждым её касанием мне казалось, что в моё лицо прилетают новые шайбы», – вспоминает Конрой.

Блэр и его помощник Келли Бретт сумели провести все операции за 35 минут. В конце работы к ним в кабинет, устроенный прямо на арене, зашёл Саттер и спросил, как самочувствие игрока. Блэр и Бретт быстро проанализировали состояние защитника и ответили, что тот готов играть.

Пока они оперировали игрока, дантисты не обращали внимание ни на что, кроме хоккеиста. Но сам Конрой, как только встал со стола, оценил всё, что творилось вокруг. «Казалось, что здесь взорвалась бомба. Повсюду была кровь, на полу валялись несколько зубов», – вспоминает хоккеист.

В конце они заморозили челюсть хоккеиста, и он вернулся на лёд в начале третьего периода. Всего в том матче Конрой отыграл 15 минут, причем большую часть – в третьем периоде. То есть, большую часть времени форвард провёл на льду уже после операции, причем, по его словам, он вообще не чувствовал никакого дискомфорта.

«ОДНАЖДЫ ХОККЕИСТ «ЭДМОНТОНА» ВЫДЕРНУЛ БОЛЬНОЙ ЗУБ САМ С ПОМОЩЬЮ ВЕШАЛКИ»

Блэр сравнивает хоккеистов с обычными посетителями кабинетов стоматологии и отмечает, что у первых болевой порог существенно выше. Он считает, что это связано с опытом, которые приобретают игроки. Из-за частых травм они привыкают к боли, хотя зубная  – одна из самых чувствительных.

В прошлом розыгрыше плей-офф врачам «Калгари» опять пришлось работать прямо во время матча – центрфорвард Дерек Райан неудачно столкнулся с нападающим «Колорадо» Карлом Сёдербергом. Передний зуб игрока «Калгари» был вывернут на 90 градусов. Во время перерыва дантист удалил его и хоккеист доиграл встречу.

Дерек Райан / фото: Derek Leung, Getty Images


При этом бывают случаи, когда хоккеисты никому не рассказывают о дискомфорте в мышцах или в костях, но они никогда не скрывают, что у них болят зубы. «Наверное, это связано с психологией. Игроки знают, что синяки, ушибы и порезы заживут, мышцы и сухожилия срастутся, но вот если они потеряют зуб, то это либо навсегда, либо нужно будет вставлять импланты», – делится секретами Блэр.

Зачастую, если хоккеисты не могут по каким-то причинам обратиться к стоматологу, они сами решают сделать что-то со своими зубами. Блэр рассказал об истории, которая случилась еще в прошлом веке с легендой «Эдмонтона» Ли Фоголином. Во время выезда ночью у одного игрока разболелся зуб, он не мог уснуть. Медика в гостинице не было. Тогда хоккеист решил сам выдернуть себе зуб с помощью стальной вешалки 

Блэр вспомнил еще один случай. Однажды во время матча один из хоккеистов покинул площадку, потому что лишился двух передних зубов. Он почувствовал, как их потерял, но не было сильной боли. Дантист повёл хоккеиста на рентген, чтобы проверил целостность корней. И ко своему удивлению он обнаружил, что зубы на месте – просто они оказались вбиты вглубь десны.

Это не было проблемой для Блэра. «Я сунул палец в его нос и оттолкнул зубы вниз. Затем я их подправил, вставил шину, а после чего хоккеист ушел», – сказал стоматолог. Игроку еще повезло, что не нужно было вставлять импланты – у Блэра был случай, когда после столкновения с соперником зубы игрока оказались вбиты в капу и их пришлось доставать плоскогубцами.

«Я ПРИВЫК К КРОВИ И СТРАХАМ – МНЕ ЗА ЭТО ПЛАТЯТ»

Блэру уже 74 года. Он вот уже как три года на пенсии, а в «Калгари» работает его ученик. За эти годы дантист повидал несколько ужасающих травм, причём некоторые из них были настолько жуткие, что порезанные губы и дёсны Конроя кажутся не такими серьёзными.

«Один защитник ударил локтём соперника с такой силой, что выбил ему всю верхнюю челюсть. И это не преувеличение – передние зубы и кость, на которой они держались, искривились на 45 градусов. В такой ситуации оперативное вмешательство прямо на арене невозможно, это очень серьёзный эпизод. Поэтому мы сразу же поехали с ним в больницу, где ему вправили челюсть», – сказал Блэр. В этом эпизоде, в отличие от столкновения Конроя, дантист не принимал участия – за такие масштабные операции на верхней челюсти отвечают другие специалисты.

Стоматолог отметил, что он привык к таким травмам, и они никак не воздействуют на него психологически. Практически каждый день он сталкивается с большим количеством крови и привык к нервозности клиентов, ведь до сих пор о дантистах остаётся стереотип, как о садистах, которые любят мучить посетителей. «Я спокойно отношусь к этому, ведь именно за это мне и платят», – весело подметил Блэр.

Проблемы с зубами – это общая тенденция хоккея в целом. Вне зависимости от того, где играют спортсмены, они всегда сталкиваются с дантистами. И, зачастую, им приходится терпеть мучительные боли, чтобы продолжить играть. В недавнем интервью нашему изданию защитник «Нефтехимика» Виталий Атюшов рассказал о том, через что ему пришлось пройти во время своей карьеры.

«У меня на лице много что зашивали – подбородок, нос, на щеке было семь швов. Это мелочи, зашивают прямо на игре. Анестезия? Нет, её же не ставят, шьют  вживую. Когда мы играли в плей-офф, мне выбили несколько зубов. Клюшку подставил неудачно, шайба попала в неё и отлетела вверх, в лицо. Выплюнул зубы, а когда вернулся в Магнитогорск, пошёл вырывать, что осталось. Анестезию колоть было нельзя – допинг. Так меня и мучили. Опустили головой вниз, чтобы удобнее было тянуть. Крокодильи слёзы у меня лились, весь мокрый оттуда вышел», – сказал Атюшов. 

Виктор Майоров
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
версия для печати
Оценка текста
+
2
-
читайте также
наверх