комментарии 16 в закладки

Завод Зарипова снова судится с «Калашниковым». На кону – клюшки АК-47 и АК-12

erid:

Госконцерн защищает свои товарные знаки.

Концерн «Калашников» направил в арбитражный суд РТ иск к заводу «ЗаряД» и положил конец перемирию между госконцерном и компанией нападающего «Ак Барса» Даниса Зарипова. В мае стороны заключили мировое соглашение, по которому завод получил право распоряжаться брендами АК-12 и АК-47. Клюшки с таким названием продаёт и по сей день «ЗаряД».

Сейчас же «Калашников» выставил такие условия, что Зарипову, похоже, придётся полностью отказаться от ассоциаций с автоматами и развивать другой бренд.

Данис Зарипов / фото: Ильнар Тухбатов, ak-bars.ru


СПОР НА 500 ТЫС РУБЛЕЙ

«Калашников» и «ЗаряД» снова готовятся к судебным разбирательствам по поводу клюшек АК-12 и АК-47. Стороны жили в согласии с мая 2019 года, когда в суде было заключено мировое соглашение. На его основании завод Зарипова получил право на использование товарных знаков, принадлежащих концерну. В декабре 2019-го соглашение подошло к концу и о его пролонгации договориться не удалось.

На прошлой неделе, спустя три месяца, арбитражный суд РТ зарегистрировал иск «Калашникова». Дата заседания на момент публикации неизвестна. В ответ на запрос «БИЗНЕС Online» концерн отметил, что по сегодняшний день «ЗаряД» на своём сайте продолжает продажу клюшек без его согласия. Ещё до истечения срока договора, как отметили в пресс-службе «Калашникова», госкорпорация предложила заключить новый лицензионный договор на новый срок.

«До настоящего времени ООО «ЗаряД» лицензионный договор не заключило, продолжая бездоговорное использование товарных знаков АК12 и АК47, что, в соответствии с п. 3 ст. 1252 ГК РФ, дает правообладателю право требовать с нарушителя компенсацию, – говорится в заявлении. – Размер компенсации определяет суд на основании искового заявления правообладателя. Именно эта компенсация, размер которой заявлен концерном в сумме 500 000 руб, составляет предмет исковых требований концерна к ООО «ЗаряД».

Фото: Василий Иванов, БИЗНЕС Online


В «ЗаряДе» обещали прокомментировать ситуацию позже, но источник издания, знакомый с ситуацией, поделился некоторыми деталями. Согласно прошлому соглашению, действовавшему с мая по декабрь, «ЗаряД» единовременно выплатил «Калашникову» 200 тыс рублей – это по 17 рублей за одну клюшку. По новому соглашению, которое предложил концерн, завод должен был бы выплачивать концерну сумму, в десятки раз превышающую прошлую. В 2019-м «ЗаряД» выпустил, по примерным оценкам, 7 тыс единиц АК-12 и АК-47 – при тех же объёмах продукции выплата за год составила бы несколько миллионов рублей. Вероятно, это и стало причиной, почему завод отказался от договора.

Складывается впечатление что концерн, подталкивает «ЗаряД» к полному отказу от линейки клюшек, созвучных наименований АК-12 и АК-47. Это дело не повлияет на финансовый результат такого гиганта, как «Калашников», но вынудит компанию Зарипова принимать дополнительные усилия по продвижению товара под новым наименованием. В то же время остаётся непонятным, почему в период экономического кризиса крупная российская госкорпорация чинит препятствия в развитии малого бизнеса, да и ещё за столь небольшие средства – 500 тыс рублей.

НА МИРОВУЮ ПОДТОЛКНУЛ «РОСАТОМ»

АК-47 – легендарный автомат, который в представлении не нуждается. В 2011 году минобороны РФ снял его с вооружения, аргументировав тем, что на складах остаётся 15 - 17 млн работоспособных экземпляров. АК-12 – вдохновлённый техническими решениями прошлых АК новый автомат 2012 года. Находится на вооружении сухопутных войск, ВДВ и морской пехоты РФ.

Клюшки с аналогичными названиями «ЗаряД» выпускает с момента основания завода в 2016 году. 47-я модель продаётся на сайте за 9790 рублей, 12-я – за 6990. Логика брендинга очевидна: она намекает на точность, кучность, силу, с которыми прочно ассоциируются автоматы легендарной линейки АК и которые необходимы любому хоккеисту при броске. Благодаря прошлому соглашению стороны сформировали эффективный маркетинговый союз. Клюшками «ЗаряД» играет президент РФ Владимир Путин; ими пользуются многие игроки КХЛ, что указывает на конкурентность продукта Зарипова на фоне заполонивших рынок западных аналогов.

Однако в нынешних условиях «Калашников» не заинтересован в таком перекрёстном продвижении. Как можно предположить, разбирательство с «ЗаряДом» – очередной этап в масштабной и многолетней борьбе концерна за свои интеллектуальные права. Ещё с 1991 года «Калашников» не выдавал другим заводам ни одной лицензии на производство своих автоматов, однако, во многих странах как продолжалось, так и продолжается подпольный выпуск автоматов.

В 2013-м в защиту концерна высказывался на тот момент вице-премьер Дмитрий Рогозин. «Вроде бы цивилизованный мир: страны НАТО, страны Европейского союза, которые сами убеждают Россию в необходимости борьбы с контрафактной продукцией, игнорируют у себя эти правила, – говорил Рогозин. – Они игнорируют наши права на нашу интеллектуальную собственность».

Фото: George Frey, Getty Images


«ЗаряДу» достаётся по остаточному принципу. Ключевой аргумент, на который может надавить завод, если новую мировую заключить не удастся и дойдёт до судебных тяжб, – у «Калашникова» не зарегистрирован патент на клюшки соответствующих названий. Если бы «ЗаряД» производил бы автоматы с названиями АК-12 и АК-47, к позиции концерна было бы невозможно придраться. Но так как с конвейера выходят клюшки, «Калашникову» будет сложнее доказать свою правоту.

Возникает вопрос – если «ЗаряД» обладает таким железным аргументом в свою защиту, почему же завод пошёл на мировое соглашение в мае 2019 года? Затянувшийся судебный процесс лишил бы компанию Зарипова возможности развернуть сотрудничество с другой госструктурой – «Росатомом». В июле «ЗаряД» заключил сделку с Umatex Group. Компания, на 100% принадлежащая «Росатому», получила 50-процентную долю в заводе, а «ЗаряД», в свою очередь, обзавёлся финансовой помощью и поставками композитов из углеволокна, которое при своей высокой пластичностью обладает прочностью металла.

В дальнейшем сотрудничество поможет «ЗаряДу» не только повысить качество клюшек, но и открыть принципиально новые направления. На отрезке в 1,5 - 2 года завод вполне может замахнуться на производство лыж, удочек и других сопутствующих товаров и увеличить свою выручку. В 2017-м (свежих показателей нет), «ЗаряД» заработал 113 млн рублей и получил прибыль в 1,1 млн.

ПОЗИЦИЯ В СУДЕ БУДЕТ СИЛЬНОЙ?

Ситуацию «БИЗНЕС Online» прокомментировал партнёр юридической фирмы «Шаймарданов, Ялилов и Сабитов» Тимур Сабитов. Он напомнил, что защита права на товарный знак возможна только в случае, если его индивидуализация в соответствующим обозначении зарегистрирована. Грубо говоря, «Калашникову» нужно зарегистрировать свои права конкретно на производство клюшек.

«Следовательно, надо понять, какие классы товаров покрывает товарные знаки АК-12 и АК-47. Насколько можно судить из поверхностного анализа открытых источников, список таких товаров довольно широк – от зажигалок до гостиниц и кафе. Если товарный знак не распространяется на группу товаров, к которой относятся хоккейные клюшки, то у компании «Заряд», на мой взгляд, позиция в суде будет довольно сильной», – поделился мнением Сабитов.

Исход дела на данном этапе эксперту спрогнозировать сложно. «С другой стороны, аргументация завода, в целом, тоже понятна – их бренд ассоциируется с надежностью и точностью, поэтому его применение в отношении клюшек с большой долей вероятности добавит этому товару дополнительное внимание со стороны потенциальных потребителей», – отметил он.

Фото: Ильнар Тухбатов, ak-bars.ru


При этом, нет сомнений, что «ЗаряД» сможет развиваться и без названий АК, хотя в развитие бренда компания вложила годы. У завода есть две другие линейки клюшек – «Т» и «С», и отсутствие ассоциаций с автоматами не сбавило темп их продаж.

Тем более, продукт «ЗаряДа» может оказаться востребованным в нынешней обстановке. В феврале, когда пандемия коронавируса уже коснулась Китай, НХЛ столкнулась с дефицитом клюшек. У западных производителей 75% подобного инвентаря производится в Поднебесной, где свернулись все производства и возникли проблемы с транспортировкой. Спасся только Warrior, завод которого расположен в Мексике.

На данный момент «ЗаряД» не столкнулся с ростом предложения – для того, чтобы попасть в НХЛ, нужно получить соответствующую лицензию, а это не так просто. Но при развитии пандемии за российскими клюшками вполне могут обратиться игроки европейских лиг.

Артур Валеев, Дмитрий Исламов, Алексей Лучников

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
версия для печати
Оценка текста
+
2
-
читайте также
наверх