комментарии 17 в закладки

Пластик – в нефть. Посмотрите на новую форму «Ак Барса», которую сделали из вторсырья

erid:

Ранее такие были у «Реала» и «Барселоны», но ни у кого в КХЛ.

Сегодня «Ак Барс» представил новый альтернативный комплект формы, который разработан из уникального материала – переработанного пластика. Хотя такая практика распространена в мировом спорте, в первую очередь среди футбольных топ-клубов, в КХЛ к ней никто не обращался и «Ак Барс» выступил первопроходцем.

Если сейчас обратились к иностранному посреднику, в будущем весь процесс можно замкнуть в Татарстане.

Артём Лукоянов и Альберт Яруллин в новой форме / фото: пресс-служба «Ак Барса»


«АК БАРСУ» ПОМОГЛА КАЗАНСКАЯ КОМПАНИЯ

Завтра «Ак Барс» выйдет на матч регулярного чемпионата с «Нефтехимиком» в форме чёрного цвета и зрители могут посчитать, что это тот же комплект, который команда надевала в октябре 2019-го. Тогда «Ак Барс» впервые придал игре с нижнекамцами статус «нефтяного матча» и подготовил черную форму, которая отсылала к спонсору «Татнефти» (черный цвет = черное «золото»). 

Хотя на первый взгляд это незаметно, форма сильно поменялась. На тыльной стороне каждого свитера появился значок с изображением бутылки – и внесённым внутрь числом. Это количество полуторалитровых пластиковых бутылок, которые ушли для ткани под форму. У свитера размера XL, к примеру, их 38.

В этой форме команда будет играть по выходным дням. В клубе говорят, что первая игра попала на «Нефтехимик» случайно, тем не менее, символизм встречи именно с этим соперником очевиден. В группу компаний «ТАИФ», которая содержит нижнекамский клуб, входит ПАО «Казаньоргсинтез» – один из крупнейших в стране и Европе производителей полиэтилена разных марок и производных для разнообразных пластиковых изделий.

Чёрная форма в матче с «Нефтехимиком» год назад / фото: Сергей Елагин, БИЗНЕС Online


С помощью джерси из переработанного пластика «Ак Барс» обращает внимание на экологические проблемы. Сегодня пластик – один из самых распространённых видов отходов, а на его разложение в обычных условиях уходит 150 - 500 лет. Самый крупный остров из пластикового мусора в океане в 10 раз больше площади Татарстана. Переработка – самый приемлемый вариант его утилизации. 

«Мы рады, что «Ак Барс» первым в российском хоккее начал использование экоформы, – приводит слова генерального директора «Татнефти» Наиля Маганова пресс-служба «Ак Барса». – Надеемся, это станет хорошим трендом для нашего спорта, и мы все вместе сможем положительно повлиять на состояние окружающей среды и привить бережное отношение к ней. Экология всегда была и остаётся приоритетным направлением «Татнефти», компания уделяет особое внимание сохранению и восстановлению природы. Возможность использования переработанных материалов в работе – это важный шаг в нашей работе по снижению углеродного следа».

Глава отдела маркетинга «Ак Барса» Станислав Прудников подчеркнул, что  форма вписывается в политику «Татнефти» . «Изначально это была инициатива президента клуба и генерального директора «Татнефти» Наиля Маганова. Экологические проекты – ориентир в клубной работе, ранее мы запустили проект по сохранению популяции снежного барса на Алтае, ввели раздельный сбор мусора на арене, теперь вот сделали форму из вторсырья».

Генеральный директор «Татнефти» Наиль Маганов / фото: Сергей Елагин, БИЗНЕС Online


«Ак Барс» – первый клуб в КХЛ, кто решился на подобное, поэтому у казанцев не было возможности обратиться к чьему-либо опыту в России. Форма получилась не с первого и не со второго раза. Основная проблема экземпляров, которые предлагались различными производителями, была в непрактичности. Майки оказывались слишком тяжелыми и не пропускающими воздух. Решение подсказали, что называется, на соседней улице.

С «Ак Барсом» связалась казанская компания Bars Sport, которая шьёт форму для футбольных «Краснодара» и «Урала», а также баскетбольного «Локомотив-Кубань». Компания недавно запустила бренд Natural Advance. Под ним выпускается спортивная одежда с экологическом уклоном – в том числе из переработанного пластика. Соучредитель Bars Sport Эмиль Сиразев рассказал «БИЗНЕС Online», что узнал из нашего издания о запуске в «Ак Барсе» концепции «Сделано в Татарстане» с этого сезона. В ней клуб делает упор и на местное производство, и на экологичность. Natural Advance подходил по обоим пунктам.

«Представители клуба спросили, нет ли у нас возможности сделать игровую форму, – вспомнил Сиразев. – Мы ответили, что никаких проблем с производством хоккейных джерси у нас нет. Единственное, нужно обсудить с нашими поставщиками, есть ли у них возможность подготовить ткань для хоккейных джерси. Мы заказали образцы и затем сошлись во мнении, что они нам подходят».

MASTERCARD СОГЛАСИЛСЯ НА МОНОХРОМ

Ткань, которую сделали из переработанного пластика, оказалась идентичной синтетике, которую обычно используют в спортивной одежде. Сам по себе процесс производства формы никак не изменился. «Поменялись только нити, которые использовались на ткацкой фабрике, – отметил Сиразев. – Сами нити получаются из пластиковых отходов, которые сортируются по цвету и расщепляются на гранулы. Затем их проводят через специальные печи и уже превращают в нити. Внешне они не отличаются от тех, что используются обычно».

В итоге форма оказалась дешевле и легче, поскольку в ней нет сторонних элементов. На обычных комплектах герб Татарстана, фамилии, номера, логотипы спонсоров нашиты на свитер дополнительно, а в черной форме использовалась сублимация. Без наклеек и вышивки форма становится простой в переработке, то есть её можно без специальной подготовки ещё раз использовать, как вторсырье. Кроме того, новые свитера стали полностью монохромными: в «Ак Барсе» учли опыт прошлого года и потратили время на проработку деталей дизайна. 

Фото: пресс-служба «Ак Барса»


«Во-первых, мы сделали монохромные цвета у логотипов спонсоров лиги. К нашему счастью, лига пошла нам навстречу и оперативно согласовала этот момент. Так, например, обычно жёлто-красный логотип Mastercard будет серым, – сказал Прудников. – Во-вторых, мы заказали целый комплект краг, шлемов, гамашей, чтобы все остальные атрибуты хоккеистов сочетались с майкой. Ранее мы были вынуждены сделать зелёные вставки на рукавах, потому что краги тоже были зелёные. Сейчас же у нас получилась единая цветовая гамма».

Самим хоккеистам уже успели презентовать форму. Они оценили её положительно, не ощутив разницы с уже заиграными в этом сезоне комплектами. «Мы стараемся совмещать экологичность нашего продукта с функциональностью. Делая выбор в пользу одежды из переработанного пластика, хоккеисты не должны отказывать себе в удобстве. Это должно быть хорошей альтернативой», – считает Сиразев.

Для комфорта, однако, европейским поставщикам ткани пришлось пойти на небольшое допущение – в исходном материале содержится небольшое количество (считанные проценты) обычной синтетики, чтобы она задавала смеси нужную структуру. В остальном ткань состоит из пластика типа PET, подчёркивает Сиразев, который берут из бутылок. Такой микс – следствие того, что технология производства не до конца отлажена даже в Европе, откуда пришла ткань для форм. Пошив прошёл уже в Татарстане.

В потенциале весь процесс можно замкнуть в республике. «Чем пластик в Татарстане отличается от пластика за рубежом?» – задался вопросом Сиразев. Более того, в качестве сырья можно использовать пластик из «Татнефть Арены»: недавно на объекте установили пункты по раздельному приёму мусора.

Джерси на матче звёзд НХЛ-2019 в Сан-Хосе / фото: Cody Glenn, Icon Sportswire, globallookpress.com


АНАЛОГИ В МИРЕ  «РЕАЛ»«МЮ», МАТЧ ЗВЁЗД НХЛ

Больше всего технологию переработанного пластика опробовал футбол с подачи adidas и Nike. Они одели в экологичную форму топ-клубы «Реал», «Барселону», «Баварию», «Манчестер Юнайтед» и «Ювентус». По той же программе «пластиковые» майки надели в 2019 году «Спартак» и «Зенит».

В хоккее же аналогичных примеров не так много, точнее он всего один. На матч звёзд НХЛ 2019-го года adidas одел команды Западной и Восточной конференций. Как и у футбольных клубов, речь шла о пластике, который добывают в океанах. Хоккею, к слову, материала нужно больше, чем футболу: здесь не только более крупные спортсмены, но и форма с длинными рукавами. Если на футболиста уходит по 16 - 18 бутылок, то на хоккеиста – 30 - 40.

Сотрудничать с гигантами спортивной экипировки не так просто, как может показаться. Возможно, поэтому в КХЛ до «Ак Барса» ни у кого не получалось сделать хоккейные джерси из пластика. Нужно искать своих производителей, а не обращаться к крупной компании. Во-первых, adidas и Nike смогли бы запустить производство на отрезке в год - два. Во-вторых, они взялись бы за дело только в промышленных масштабах. Счёт шёл бы не на сотни, а тысячи экземпляров, которые ещё не факт, что будут востребованы в таком количестве.

Своих джерси «Ак Барс», тем не менее, подготовил достаточно, чтобы запустить продажу для болельщиков в клубном магазине. Черные майки с фамилией Даниса Зарипова из переработанного пластика можно купить на «Татнефть Арене» уже в день матча с «Нефтехимиком», но их количество лимитировано. На каждой из них автограф Зарипова. «Никаких заоблачных цен не будет», – пообещал Прудников.

Артур Валеев
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
версия для печати
Оценка текста
+
4
-
читайте также
наверх