Азеведо сбежал из «Ак Барса», но требует 8,5 млн рублей за следующий месяц
Канадский легионер ведёт себя как предатель.
Нападающий и многолетний лидер «Ак Барса» Джастин Азеведо больше не сыграет за казанскую команду. Как стало известно «БИЗНЕС Online», игрок отказывается возвращаться из Канады, куда в начале декабря улетел во внеочередной двухнедельный отпуск. «Ак Барс» отпустил хоккеиста домой по ходу сезона в надежде, что тот придёт в норму. В итоге игрок уведомил клуб, что хочет расторгнуть контракт. И, похоже, в память о прошлых заслугах клуб готов отпустить его без всяких компенсаций.

ТОСКА АЗЕВЕДО
Вице-капитан «Ак Барса» Азеведо весь сезон был будто сам не свой. Вроде бы очки набирал исправно, но за 30 матчей забил всего 5 голов (три из них аутсайдерам «Куньлуню» и «Сочи») и уже не вёл команду за собой. Хотя летом канадцу дали самую большую зарплату в команде – 85 млн рублей на сезон. Сумма огромная, особенно по нынешним временам, когда все оклады хоккеистов в КХЛ ограничены потолком. Джастин входит в топ-10 самых дорогих игроков всей лиги. Однако в декабре, в разгар сезона, нападающий внезапно попросил руководство «Ак Барса» отпустить его домой на две недели.
Изначально Азеведо объяснял, что отъезд в Канаду связан со сложным эмоциональным состоянием на фоне проблем в семье. Супруга игрока ждёт ребенка, и он посчитал, что должен быть рядом с ней. При этом вопрос о переезде жены в Россию почему-то не ставился, хотя к этому моменты правительство разрешило въезд в страну семьям спортсменов. Позже Азеведо стал говорить, что ухудшение эмоционального состояния связано ещё и с сотрясением мозга, которое он получил в одном из осенних матчей. Однако никакого подтвержденного в России диагноза у него нет. Все выводы о связи депрессии с травмой сделаны уже в Канаде, и большой вопрос можно ли им доверять.
В клубе отпустили Азеведо в отпуск, приняв в расчет его былые заслуги и роль в команде. Однако двух недель на восстановление канадцу не хватило. Более того, Джастин теперь вообще не собирается возвращаться в Казань и требует от клуба расторжения контракта, который действует до апреля 2021 года. 32-летний канадец уверяет, что ходит в Канаде к психотерапевту и не сможет доиграть нынешний сезон, так как не способен отныне думать о хоккее и хочет всё время проводить только с семьей. Как рассказывают источники нашего издания, Азеведо отказывается даже от короткого вояжа в Россию, чтобы лично обсудить проблемы с клубом, да и просто посмотреть в глаза товарищам по команде.
При этом Джастин почему-то уверен, что его хандру должен оплачивать клуб. Он уже получил зарплату за декабрь, хотя не сыграл ни одного матча. Но теперь, по некоторым данным, просит гонорар за январь – 8,5 млн рублей. Мотивирует он своё желание тем, что получил во время игр за «Ак Барс» травму.
КАК ДОЛЖЕН ВЕСТИ СЕБЯ «АК БАРС»?
Азеведо, объективно, особенный хоккеист для клуба. Форвард играет в Казани с 2014 года, а нынешний сезон – седьмой в форме «Ак Барса». В сезоне 2017/18 он вместе с «Ак Барсом» завоевал Кубок Гагарина, став самым ценным игроком плей-офф. Трофей на правах вице-капитана он поднимал одновременно с Александром Свитовым - капитаном того состава.

В нынешнем сезоне Азеведо не раз выходил на лёд с капитанской нашивкой, когда отсутствовал Данис Зарипов. Капитан-легионер – большая редкость для российского клуба, но Джастин заслужил такое отношение многолетней игрой за «Ак Барс». Клуб ценил заслуги игрока, и все семь сезонов в Казани Азеведо стабильно был в топ-5 самых высокооплачиваемых игроков команды.
Но ничто не вечно. Есть версия, что Ази загрустил вовсе не из-за разлуки с семьей, с которой вполне мог воссоединиться и в России. Истинная причина – падение фактического статуса игрока в команде. На первые позиции в этом году вышли другие легионеры – Стефан да Коста и Найджел Доус. Впервые за шесть лет в Казани Азеведо оказался в ситуации, когда не он самый крутой. Плюс ко всему игра разладилась, на этом фоне и подступили тягостные раздумья. А потом уже добавилось сотрясение мозга и грусть по родным в далёкой Канаде.
Так или иначе, демарш канадца создаёт опасный для клуба прецедент. Любой игрок, которому вдруг взгрустнулось, имеет моральное право попроситься в двухнедельный оплачиваемый отпуск, из которое и возвращаться необязательно. Чем условный Патрис Кормье или Микаэль Викстранд хуже Азеведо? А отпустили бы так российского игрока?

Юридически ситуация вполне ясна: игрок подписал контракт и принял на себя всю полноту обязательств. Азведо – свободный, взрослый человек, он вправе принимать любые решения, но они должны иметь для него цену. Для этого бумаги и подписываются. Вот самый логичный алгоритм:
● 1. Азеведо возвращается в Россию, ему подтверждают или опровергают диагноз – депрессия на фоне сотрясения мозга. Если он не доверяет российским докторам, то можно обследоваться и в Германии. Ковидные ограничения не касаются поездок для медицинских целей. В соответствие с выводами принимается решение. В идеале игрока лечат, и он возвращается полным сил к самым важным играм сезона. Тут возможна в качестве терапевтической меры и поездка в Канаду.
● 2. Если игрок отказываться приезжать, то с ним расторгают контракт по инициативе хоккеиста с компенсацией в пользу клуба. Тут в правовом регламенте КХЛ всё очень четко прописано. Статья 32 пункт 2. «Если хоккеист достиг к моменту расторжения контракта возраста 29 лет, он выплачивает Клубу 1/3 от суммы заработной платы (вознаграждения), невыплаченной за период, оставшийся до истечения срока контракта». Сумма легко высчитывается. Азеведо не играл в декабре, но клуб внёс игрока в список травмированных, вероятно, чтобы хоть как-то мотивировать отъезд игрока в Канаду по ходу сезона. Потому декабрьскую зарплату он получил вполне легитимно.
Остаток контракта – 34 млн рублей. 1/3 от этой суммы – 11,3 млн рублей. Столько Ази должен выплатить «Ак Барсу» за расторжение контракта. На выплату даётся два месяца. При этом хоккеист не сможет подписать контракт ни с одним другим клубом КХЛ без согласия казанцев до 30 апреля 2021 года.

Никаких правовых оснований у стороны Азеведо требовать компенсацию за расторжение контракта нет. Но сомнительны и апелляции к моральной стороне, к тому, что «он столько сделал для команды». С таким же успехом денег могут просить все ветераны клуба, которые сделали не меньше, а может и больше, чем канадец. За все свои подвиги хоккеист получал достойные премии. Проблемы эмоционального характера Азеведо можно понять по-человечески, но спортсмены – люди из другой категории. За свою работу они получают в сотни раз больше, чем обычные люди, риски заложены в баснословных контрактах.
Большие вопросы и к поведению игрока. Насколько его поступок достойный? Летом Азеведо ставил подпись под контрактом, прекрасно понимая, что супруга ждёт ребенка, что из-за особенностей ситуации в мире он может быть вдали от дома почти весь сезон. И тем не менее, пожал руку, а в самый ответственный момент кинул. Причем именно сейчас, когда у команды впереди плей-офф – главный отрезок в сезоне, когда все выкладываются по максимуму. Получается никакого искреннего желания не подвести клуб, город и республику у канадца нет. Так почему вдруг «Ак Барс», пропустив такую пощечину, должен подставить другую щеку?
КОНТРАКТ С АЗЕВЕДО – ОШИБКА КЛУБА?

Проблемы с Азеведо менеджеры казанского клуба могли предвидеть еще летом. Уже в прошлом чемпионате Джастин серьёзно сдал и не показывал той игры, которую должен демонстрировать лидер. Бывали серии по шесть матчей без набранных очков. Да, Ази закончил чемпионат в роли лучшего бомбардира команды, но отставание второго игрока - Станислава Галиева - составило всего 4 очка. При этом разница в зарплате у хоккеистов почти двукратная.
Большие вопросы к менеджерам «Ак Барса» и по сумме действующего контракта. Летом Азеведо согласился на понижение в зарплате со 105 до 85 млн рублей в условиях жёсткого потолка зарплат, но даже такая сумма – слишком большая для 32-летнего легионера. Чтобы заплатить её, клубу пришлось просадить по зарплате всех своих воспитанников. Больше Азеведо в КХЛ получают только четыре игрока: Теему Хартикайнен – второй бомбардир лиги, Якуб Коварж –основной вратарь «Автомобилиста», Дмитрий Яшкин – лучший снайпер лиги и Вадим Шипачёв – лучший бомбардир КХЛ. Азеведо же по итогам трёх месяцев сезона нет даже в топ-10 самых результативных игроков – на роль звезды он явно не тянет. В 30 матчах текущего сезона Азеведо набрал 22 очка. У того же Хартикайнена, который получает всего на 5 млн рублей больше, – 37 очков в 31-й игре.
Но дело даже не в статистике игрока, хотя она, несомненно, важна. Проблема и в том, что Джастин в этом сезоне растерял и лидерские качества. Он перестал выходить в первой бригаде большинства и не был тем, кто тащит на себе команду в ключевые моменты. На его место, повторим, пришли да Коста и Доус, которые отлично справляются с ведущими ролями. Но при этом получают на 30 млн рублей меньше Азеведо.
Комментарии 110
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее. Зарегистрироваться можно здесь.
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.