комментарии 0 в закладки

Евро-2020 рушит культ звёзд в футболе? Почему мы смотрим турнир, где уже нет Роналду, Мбаппе и Левандовского

erid:

Перевод колонки The Guardian.

Сегодня в 22:00 мск сборные Англии и Италии сыграют в финале чемпионата Европы. Обе команды объединяет, что в их составах нет суперзвёзд в том значении, которое заложил в это слово Криштину Роналду и другие футбольные титаны. Все они – начиная от самого Роналду, заканчивая его преемником Килианом Мбаппе завершили  выступление на Евро ещё на ранних стадиях. При этом уровень интереса к турниру от этого не пострадал.

Значит ли это, что зрители теперь ищут другие смыслы в футболе? Об этом рассуждает журналист The Guardian Бэрни Рони. Ниже мы перевели его недавнюю колонку. Текст был адаптирован в целях лучшего прочтения.

Фото: Panoramic, Keystone Press Agency, globallookpress.com

Пока он шагает в своих покоях в шубе из шиншиллового меха, у Криштиану Роналду есть хоть какое-то утешение. Португалия, правда, вылетела с Евро-2020, но Роналду возглавил рейтинг HopperHQ самых богатых людей в инстаграме. Подсчитано, что пост Роналду стоит невероятные 1,6 млн долларов. Футболист обогнал певицу Ариану Гранде и актёра Дуэйна Джонсона. Согласно правилам бинарной вселенной, нам нужно указать заработок Лионеля Месси. Он зарабатывает «смешные» 1,2 млн долларов в инстаграме и занимает в рейтинге седьмое место.

Конечно, это всё не имеет значения за пределами этого маленького мира инстаграм. Но это подчеркивает еще одну особенность проходящего Евро – на нём уже ничего не решают суперзвёзды.

Большинство футболистов, которые считаются игроками топ уровня, коммерческими авторитетами или признанной элитой в клубном футболе, покинули турнир ещё до четвертьфинала. Это Роналду, Мбаппе, Гарет Бэйл, Поль Погба, Роберт Левандовский, немцы и почти все, кто когда-либо был на подиуме Ballon d'Or.

После матчей 1/8 финала 29 футболистов-победителей Лиги чемпионов отправились домой. Осталось 14, почти все они не звездные защитники. Разумеется, в этом есть элемент случайности, но нельзя не увидеть в этом процессе некое отклонение от нормы. Прошлые турниры вращались вокруг звёзд и поклонения им. На чемпионате мира-2018 города России были украшены фресками сталинского масштаба с кумирами новой эпохи: фриз Роналду, голова Месси в виде сфинкса, гигантский кричащий Неймар на фасаде торгового центра.

Графити Месси в Казани / фото: Сергей Елагин, БИЗНЕС Online

Четыре года назад также изменилась телекартинка – она старалась передавать чувства игроков. Мы столкнулись с кинематографическими крупными планами и стали реагировать на события матча через эмоции крупных звёзд. Ведь один пост у них в инстаграме стоит миллион долларов...

Легко забыть, что бренды и маркетологи не всегда так глубоко вмешивались в футбол. Соцсети заявили о себе в Бразилии в 2014 году, когда adidas, по утверждениям самой компании, добрался до 5 млрд подписчиков (хотя на планете было около 7,25 млрд). Победа Германии в полуфинале в Белу-Оризонти со счетом 7:1 стала отправной точкой для взлета твиттера. Пятый гол Сами Хедира поставил рекорд по количеству упоминаний в этой соцсети. Футбол вышел за пределы поля и перешёл в ваш телефон. Бренды стали всеми силами бороться за ваше внимание, появились мемы, фирменные трюки, жесты, празднования. Корпоративные сущности стали захватывать нашу жизнь и наши мечты.

Сейчас же ситуация поменялась. Нынешний скромный турнир уже не огромный билборд для селебрити. Успехи на поле объясняют коллективными усилиями, командной «химией», тактикой, эмоциями и волей. Хотя определённые попытки вернуть всё на круги своя всё же были, и медиа-машина пыталась воспользоваться культом звёзд. Так, в Англии постарались превратить Рахима Стерлинга в звёзду обложек и символ невероятного прогресса сборной. При этом Стерлинг всё равно транслировал уже другие идеалы. Это не индивидуалист, он старается ради партнёров и в этом плане лучше всех соответствует Евро-2020.   

Рахим Стерлинг / фото: Frank Hoermann, Sven Simon, globallookpress.com

Возможно, мы видим смену коммерческой модели. Момент Роналду с бутылкой кока-колы на пресс-конференции показал, что игроки хотят больше маркетинговых прав и больше не привязаны к этим бессмысленным связям с брендом, напитком, гамбургером. Возможно, мы просто застали смену поколений. Старые звёзды стареют и угасают, а новые ещё не зажглись.

В чём бы не была причина, этот Евро помог отдохнуть от постоянного увлечения клубным футболом; а также стал напоминанием, что матчи сборных – это чистейшая форма этого развлекательного продукта, это то, что игроки делают из любви и представлений о национальной гордости.

Александра Мир
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
версия для печати
Оценка текста
+
4
-
читайте также
наверх