комментарии 15 в закладки

    Сериал «Ак Барса» пока очень сырой. Для Зарипова снимают «Последний танец», но всё сыплется

    «Живём хоккеем» страдает от продюсерских проблем

    В нынешнем сезоне хоккейный «Ак Барс» представил публике документальный сериал «Живем хоккеем», который рассказывает о жизни команды и последнем сезоне Даниса Зарипова, – эдакий хоккейный «Последний танец». Эпизоды выходят примерно раз в три недели и в среднем собирают 150 тыс просмотров, если суммировать ютуб и «ВКонтакте». 

    Автор Eurosport и эксперт в области ТВ Даниил Тармасинов специально для «БИЗНЕС Online» написал рецензию на сериал, которая подсвечивает несколько слабых мест проекта, среди которых жанровый хаос, проходные кадры и отсутствие развития персонажей.

    Данис Зарипов / фото: ak-bars.ru

    ДОКУМЕНТАЛКА В РЕЖИМЕ LIVE

    Обычный матч против «Витязя», камера молчаливо провожает в подтрибунное помещение хоккеиста «Ак Барса». Никиту Дыняка ведёт под руки сотрудник клуба, лицо игрока на секунду-две кривится от боли. За кадром звучит голос самого форварда: «Даже если кто-то напишет, что Дыняк – труп, или что-то в таком роде, я привык».

    Без особых склеек на экране снова появился тот же хоккеист. Похоже, теперь у игрока ничего не болит, и он весело проверяет комментарии в инстаграме. «Вот, видишь: «Удачи в новой команде», – показывает  Дыняк оператору. – Я даже лайк поставил». Дыняк заходит в профиль критика и невольно передаёт привет всему «БИЗНЕС Online». Автором коммента оказался Айрат Шамилов.

    Сериал «Живём хоккеем» решает понятные задачи. Раз в две недели через ютуб-канал в клубе показывают всем недовольным болельщикам, что «Ак Барс» делает всё для победы и отдаётся на 100%, а поражения остаются лишь частью игры. Полномасштабный документальный проект с доступом в раздевалку в вакууме – мечта архивариусов из 2081-го, сусло для The Last Dance Даниса Зарипова, практически агиография местного хоккейного святого.

    Но в том и проблема, что очень странно наблюдать жизнь казанской раздевалки практически в режиме Live. Зазор между условным матчем и релизом серии редко превышает 20 дней. Конечно, за это время забывается и счёт, иногда даже и ход игры, погружение в контекст всё равно важно. Но и при всём проникновении сторис инстаграма таких внутряков в русском спорте приходится ждать до конца чемпионата.

    скриншот: ютуб-канал «Ак Барса»

    «Живём хоккеем» будто играется в серьёзную документалистику. Это же в первой серии понимают и сами игроки. Они не мешают операторам и камерам, не закрывают объектив, но всё равно дурачатся. «Мы пришли сюда, были никем, а стали всем», – с пародийным пафосом заряжает Артём Лукоянов. «Хоккей – игра секретов. Если мы расскажем ту или иную тактику, то на играх с нами будут её знать», – открывает глаза зрителю  Зарипов. И это смотрелось бы проходным синхроном, если бы за 10 секунд до интервью публике не показали кадры с теоретическим занятием «Ак Барса». И вряд ли это постирония в духе сериала «Офис».

    В СЕРИАЛЕ НЕТ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЖЕЙ

    Документальный сериал казанского клуба рассыпается даже жанрово. Он бодро стартует в формате устной истории, переходит на нечто вроде байопика и даже обещает интригующую завязку. Вот Зарипов просит медиабосса «Ак Барса» Михаила Степанова переписать текст – так сразу видно, что написано не самим хоккеистом. Данис органично живёт в кадре и точно не испытывает дискомфорт от постоянного присутствия камер.

    Оказывается, он готовился к визиту президента Татарстана и генерального директора «Татнефти» – перед ними объявляет команде о завершении карьеры по окончании сезона. 40-летний ветеран, похоже, отказался от помощи спичрайтеров и сформулировал мысли сам. Звёздный новичок Дмитрий Кагарлицкий дважды признаётся, как его пробрало на речи Зарипова, – сначала в синхроне, затем самому Данису.

    Капитан, кажется, не думает о том, как понравиться зрителю, и просто формулирует чувства: «Эмоции такие, что я бы сейчас сел в лодку и поехал на рыбалку». Видимо, это высшая степень счастья для мужчины 1981 года рождения. И тут же его опрокинул едущий в салоне Лукоянов: «Смотрю на тебя и думаю: боишься перепутать имя-отчество президента и гендиректора?»

    Но после бодрой первой серии начинается жанровая полоса препятствий. Фокус на Зарипова смещается на всю команду – при том на всю целиком и ни на кого конкретно. Со стартом регулярного чемпионата КХЛ «Живём хоккеем» скачет от матча к матчу в формате нарезок свадебного видео – перебивки игр, хайлайты, подсъем главного тренера Дмитрия Квартальнова, синхроны хоккеистов и какая-то грустная музыка на фоне.

    Дмитрий Квартальнов / скриншот: ютуб-канал «Ак Барса»

    Неудачный старт сезона (четыре поражения в шести матчах) помогает команде документалистов, ведь скучно снимать одни победы – они в большинстве своем одинаковые и не добавляют динамики. У проигрышей всегда нет какой-то конкретной причины, и от этого их можно подсветить более объемно, особенно в формате ютуб-сериала.

    Но авторы совсем этим не пользуются и всё больше дробят сюжет на несколько эпизодических ролей. Главной ниточки, за которую можно ухватиться (самое очевидное – уход Зарипова), в шоу пока так и не появилось. Вроде бы в первом выпуске режиссёр сталкивает для нас Даниса с 21-летним дебютантом КХЛ Кириллом Крутовым, но в следующих трёх сериях их связь куда-то пропала и больше не появляется.

    Если сравнивать «Живём хоккеем» с образцами жанра, то в хоккейном цикле очень не хватает развития персонажей. Игроки и тренеры не грустят из-за поражений, сильно не радуются будничным победам в регулярном чемпионате и даже традиционную речь в тюбетейках перед командой произносят буднично. Да, это важный элемент тимбилдинга и прекрасная мелочь для атмосферы в коллективе. Но победа в сентябре не равна победе в матче плей-офф, опытные хоккеисты топ-клуба КХЛ прекрасно это знают и поэтому не испытывают никаких эмоций от локальных успехов. А если персонажам на экране в целом всё равно, то почему мы, зрители, должны что-то испытывать от такого экшна в кадре?

    20 ДНЕЙ НЕ ХВАТАЕТ НА ФАКТУРНЫЙ ЭПИЗОД С ЯРКИМИ СОБЫТИЯМИ

    В целом, идея с документальным сериалом, который обновляется онлайн, выглядела спорно. В случае с тем же The Last Dance спортивные фанаты понимают, чем всё закончится, а обычная аудитория Netflix просто наблюдала за прощальным сезоном Майкла Джордана, о котором знают всё. Создатели шоу о легендарном «Чикаго Буллз» понимали начало и конец, поэтому правильно выстроили драматургию до завершающего кадра.

    Пример с альтернативным финалом – Sunderland ‘Til I Die от того же нетфликса. Сезон команды, вылетевшей из премьер-лиги, получился ещё ужаснее предыдущего, но и там документалка вышла уже после финиша чемпионата. «Ак Барс» же взялся за очень сложную задачу – продюсировать повествование в течение двух-трёх недель, еще и без понятного ориентира, куда вести сюжет.

    Поэтому в «Живём хоккеем» хватает проходных кадров, которые по итогам сезона казались бы неважными. Но сейчас, поскольку ярких событий за 20 дней часто не хватает на фактурный эпизод, авторы явно берут какие-то намёки на заход и не доводят их до конца. В мае–июне на монтаже фрагменты матча с «Куньлунем» точно отправились бы в корзину, но при приближении дедлайна сгодятся и они.


    Из-за этого от сериала остаётся ощущение расширенных влогов для клубного телевидения, на которых ещё и не хватает человеческих ресурсов. Например, Игорь Бобков и Зарипов с теплотой говорили про годы в Магнитогорске. Но дальше простых слов в шоу не пошли, и камера захватила только салют Зарипова болельщикам «Магнитки» перед уходом в подтрибунку. С трудом верится, что у обоих игроков «Ак Барса» не осталось знакомых в «Металлурге» – скажем, бывших партнёров или тренеров, клубного стаффа или пожилых работников ледовой арены, которых можно обнять или которым можно отбить пять для съёмок в рапиде.

    В «Ак Барсе» здорово придумали с самим концептом – сравнение с Джорданом наверняка польстит Зарипову. Но казанский клуб явно поспешил с реализацией и не вывез громоздкую идею, которая разваливается уже на самом старте. Да и сам Зарипов подсказал, что ему нужно для счастья. И это вовсе не прославляющая документалка, а простой отдых с удочкой где-нибудь на лодке.

    Данил Тармасинов
    Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
    версия для печати
    Оценка текста
    +
    0
    -
    читайте также
    Внимание!

    Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
    Подробнее. Зарегистрироваться можно здесь.

    • Согласен с автором и фильм совсем не впечатляет. Всё не хватает времени последнюю серию посмотреть, но не думаю, что она
      отличается от придыдущих. Как то совсем другого ожидал. А тут смотрится , как любительская домашняя съёмка и полный хаос. А развитие персонажа Зарипова вообще нет, а вроде цель фильма была именно эта. Зачем этот Крутов был в фильме вообще не понятно, тем более в таком объёме, его и в команде нет и большинство даже не знает кто это, если и надо было рассказывать про общение с молодыми игроками, то никак не с этим персонажем. По большому счёту вообще не понятно про что фильм, каша малаша
    • Посмотрел одну серию , больше не смотрел, не зашло
    • Думаю для простого зрителя этот сериал интересен , и ему без разницы на всякие рецензии )))
    • Кому неинтересно, смотрите про Майкла Джордана. Мне интересно, Ак барс чемпион!!!
    • Возможно зерно здравой критики в его словах есть
      Но лично мне нравятся слова Зарипова про ту же удочку
      Нравятся слова Лукоянова про то, как Зарипов не путает фамилии руководителей

      Согласен с тем, что нет драматургии
      Но будто бы и плевать)
      Я смотрю на жизнь команды
      Как проходят ее будни
      На эмоции Квартальнова
      На атмосферу в раздевалке
      Лично мне нравится)

      Читатель БО
    • Посмотрим сегодня игру с Автомобилями, вот вам и сериал потом будет. Заиграет наконец!!
    • Мы не марвел или нетфликс чтоб снимать блокбастер, но и ты не Квентин Тарантино чтобы осуждать фильм, эксперт нашелся))
      • Этот иксперд пишет на своём птичьм языке из которого нормальный зритель и половину его претензий не понял. Иксперд, запомни, искусство это прежде всего нравится или не нравится большинству, а ваши мнения вторичны. Мне этот сериал интересен, хоть и не без изъяна.
    • Да не смотрите тогда, кто то навязывает вам? Заставляет? Нашли до чего докопаться внатуре?! Понимаю, кто бы снимал подобный контент в России ещё в КХЛ, но нет, надо же найти изъяны в сериале, созданном для фанатов дибилы
    • А для рядового болельщика, коим являюсь я, наблюдающий игры АБ с 1999 года, это отличный контент, и плевать вообще на кинокритиков. Даже ДиКаприо не сразу ОСКАР получил
    • Какой-то набор мыслей от Тармасинова. Это не документальный фильм, это влог, он так и воспринимается. Если раньше, не то что победную раздевалку, вообще раздевалку не увидишь с игроками, то сейчас обычный болельщик может это все увидеть, почувствовать дух команды. Спасибо ГТ надо сказать, что разрешил, ЗХБ вряд ли вообще позволил бы что-то снимать в раздевалке, на скамейке и т.д. эти видео действительно интересны.

      "Игроки и тренеры не грустят из-за поражений, сильно не радуются будничным победам в регулярном чемпионате и даже традиционную речь в тюбетейках перед командой произносят буднично. "

      Это их работа! Токарю тоже фейерверк и фанфары не включают, когда он норму выполняет. Это понятно любому болельщику, странно что Тармасинов этого не понимает, хоть и пишет об этом. Не наблюдается особо сценария и прочего, ну и все равно. Ни у одного клуба такого контента нет, а придираться глупо. Закончит карьеру Зарипов, снимут документальный фильм, обязательно, депутату Госсовета нужен будет красивый пиар. Позовут Тармасинова, он им расскажет как всё сделать правильно. А пока этот влог выглядит куда лучше прославляющий документалки. Интересно было увидеть не только победную раздевалку, к которой все уже привыкли, интересно увидеть своих игроков, в моменты поражений, за работой, их мнение, обычное домашнее, а не интервью на игре, когда все говорят общими фразами, о том, что нужно сделать, чтобы победить.
    Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут.
    Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
    Правила модерирования.
      наверх