комментарии 0 в закладки

Секрет Карлсена – его отношение к компьютерам. Он специально отходит от их схем и поэтому был сильнее Непомнящего

erid:

Единственный чемпион, который может обойтись без цифры.

На этой неделе досрочно завершился матч за шахматную корону между Магнусом Карлсеном и Яном Непомнящим. Россиянин отлично держался до шестой партии, которая вошла в историю как самая продолжительная в истории (восемь часов), но после неё уже не смог выдержать прессинга норвежца. Необходимые для итоговой победы 7,5 очков Магнус набрал уже в 11-й партии из предусмотренных 14-ти.

Карлсен удерживает титул чемпиона мира уже восьмой год. Это главный гроссмейстер компьютерной эпохи шахмат, которые в отличие от Анатолия Карпова, Гарри Каспарова и других великих шахматистов прошлой эпохи активно пользуется продвинутыми программами в подготовке. Но то же самое делает Непомнящий и другие представители мировой элиты шахмат. Карлсен, как отметил The Wall Street Journal, отличается от своих конкурентов умением в нужный момент отойти от компьютерных наработок и сыграть не по шаблону. Норвежец – живой пример, что умение мыслить по ситуации важнее любой «зубрёжки» с помощью компьютера, на которую полагался во всех партиях Непомнящий.

Ниже – адаптированный перевод публикации американского издания.

Магнус Карлсен / фото: Johanna Lundberg, Keystone Press Agency, globallookpress.com

Спустя неделю в матче за шахматную корону случилось то, чего так долго ждали: партия закончилась чьей-то победой.

Это первый случай за пять лет, когда стороны не разошлись ничьёй. Шахматисты по всему миру не верили своим глазам. В эпоху, когда супергроссмейтеры стали обучаться на суперкомпьютерах, турниры стали скучными и предсказуемыми. Подготовка стала важнее важнее изобретательности. И именно в такое время мы смогли увидеть великолепие Магнуса Карлсена – и заключалось оно как раз в отходе от компьютерных схем.

Норвежец опережает россиянина Яна Непомнящего со счётом 6:5 – 3:5 (материал был опубликован 10-го декабря перед 11-й партиейприм.) и укрепляет свои позиции лучшего шахматиста прямо сейчас. Карлсен с 2013-го года чемпион мира и за это время заработал самый высокий рейтинг всех времён.

Даже соперники удивляются, как 31-летний Магнус перевернул компьютерную революцию. Даже под цифровым влиянием норвежец смог сохранить в своей игре человеческий облик. «Магнус с гордостью заявляет, что на таком уровне он, вероятно, меньше всех работает с компьютером и подвержен его влиянию, – сказал тренер Карлсена Питер Хайне Нильсен. – Он хочет доверять своей собственной оценке и собственному чутью».

Фото: Nir Alon, ZUMAPRESS.com, globallookpress.com

Уже несколько десятилетий гроссмейстеры используют компьютеры для изучения безграничных возможностей шахмат. Они открылись для каждого, ведь программы, намного превосходящую любой человеческий разум, теперь доступны для любого ноутбука. Они ускоряют расчёты и позволяют просчитывать на много ходов вперёд. Такие игроки, как Карлсен и Непомнящий, уделяют этим программам бесчисленные часы, так как у них есть месяцы на подготовку. С их помощью они заучивают оптимальные ходы в разных ситуациях.

Карлсен пользуется компьютерами не меньше, а то и больше, чем кто-либо на планете. Но он настолько изобретателен, что его лучшие ходы – это те ходы, которые компьютеры считают неудачными. Он предпочитает вести игру по непредсказуемому пути для соперника.

«Говорят, что шахматы – это темный лес, полный змей и колючек, – отметил Дэнни Ренш, главный специалист по шахматам сайта Chess.com. – Магнус заводит своих противников в этот лес».

Шахматные чемпионы уже полвека ломают голову, как лучше использовать компьютеры. Россиянин Анатолий Карпов в 1978 году тренировался с экспериментальным компьютером, прозванным Толенькой. Тогда человек ещё мог составить конкуренцию компьютеру. Уже в 1997 году, когда компьютер Deep Blue, созданный IBM, обыграл чемпиона мира Гарри Каспарова, всё поменялось. С тех пор цифровые игроки стали прогрессировать с феноменальной скоростью. Уже через десять лет компьютер Deep Fritz победил другого чемпиона мира Владимира Крамника.

Перед матчем за чемпионский титул в 2018-м году – первому в истории, где все партии закончились вничью, – новый движок на основе нейронных сетей Leela Chess Zero открыл ещё более продвинутую эру. Сыграв сотни миллионов партий друг против друга, компьютеры стали ещё мощнее. Настолько, что в среде шахматистов забеспокоились, что они превратят людей в свои пешки. Теперь гроссмейстер должен был разбираться не только в тонкостях защиты Петрова, но и в бесконечном потоке данных, которые ему давал компьютер.

Поэтому участники чемпионата мира теперь берут в себе команду коллег-гроссмейстеров в качестве секундантов. С их помощью они пытаются предсказать реакцию соперников на дебютные варианты, разработанные с помощью движков.

Матч Крамника против Deep Fritz / фото: imago sportfotodienst, globallookpress.com

Но вот в чём загвоздка: гроссмейстер должен не просто слепо следовать указаниям машины. Он должен выяснить, какие выигрышные ходы программа игнорирует и считает недостаточно эффективными. Это мечта любого шахматиста – найти цепочку ходов, которую не видит компьютер, но которая поможет ударить по слабому месту оппонента.

«Это Святой Грааль шахмат, – сказал гроссмейстер Кристиан Чирила, который помогал четвертому номеру мирового рейтинга Фабиано Каруане, когда тот встречался с Карлсеном в матче за звание чемпиона мира в 2018 году. – Если ты можешь найти его, это огромное преимущество».

Выбирая неочевидные ходы – возможно, даже те, что компьютер считает невыгодными, – Карлсен добивается успеха и бросает своих соперников на незнакомую территорию. А инстинкты позволяют ему находить малейшие преимущества в этих внезапных сценариях. Именно так Магнус одержал победу в шестой партии этого матча. После 136 ходов и рекордных восьми часов он записал на свой счёт первую победу в противостоянии.

«Я думаю, что шестая партия была одной из самых захватывающих в истории чемпионатов мира», – сказал Каруана.

Фото: Nir Alon, ZUMAPRESS.com, globallookpress.com

Непомнящий подошел к матчу с такими же данными, что Карлсен, – его считали агрессивным, непредсказуемым и способным отойти от компьютерного шаблона, когда это нужно. 31-летний Ян признаёт, что его шахматный фундамент был заложен традиционным обучением. Спортсмен, которому сейчас помогает суперкомпьютер из Сколково, известный как «Жорес», не работал с движками до 12-ти лет.  

«Я думаю, что поколение начала 90-х годов, вероятно, последнее, кто вырос без большого влияния компьютера, – сказал Непомнящий. – На фоне подростков, которые блистают уже сегодня... я хотел бы думать, что мой взгляд немного более человеческий».

Тем не менее, даже Ян не смог прочитать Карлсена.

«Мы все, вероятно, можем воспроизвести действия лучших компьютеров, – сказал Нильсен. – Но что происходит в голове у Магнуса, знает только Магнус».

Джошуа Робинсон, Эндрю Битон / The Wall Street Journal

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
версия для печати
Оценка текста
+
2
-
читайте также
наверх