Секрет Карлсена – его отношение к компьютерам. Он специально отходит от их схем и поэтому был сильнее Непомнящего
erid:
Единственный чемпион, который может обойтись без цифры.
На этой неделе досрочно завершился матч за шахматную корону между Магнусом Карлсеном и Яном Непомнящим. Россиянин отлично держался до шестой партии, которая вошла в историю как самая продолжительная в истории (восемь часов), но после неё уже не смог выдержать прессинга норвежца. Необходимые для итоговой победы 7,5 очков Магнус набрал уже в 11-й партии из предусмотренных 14-ти.
Карлсен удерживает титул чемпиона мира уже восьмой год. Это главный гроссмейстер компьютерной эпохи шахмат, которые в отличие от Анатолия Карпова, Гарри Каспарова и других великих шахматистов прошлой эпохи активно пользуется продвинутыми программами в подготовке. Но то же самое делает Непомнящий и другие представители мировой элиты шахмат. Карлсен, как отметил The Wall Street Journal, отличается от своих конкурентов умением в нужный момент отойти от компьютерных наработок и сыграть не по шаблону. Норвежец – живой пример, что умение мыслить по ситуации важнее любой «зубрёжки» с помощью компьютера, на которую полагался во всех партиях Непомнящий.
Ниже – адаптированный перевод публикации американского издания.
![](https://img-sport.business-gazeta.ru/images/8b/e2a0-2e264dd1939cfee3ceb4953b27fb4569.jpg)
Спустя неделю в матче за шахматную корону случилось то, чего так долго ждали: партия закончилась чьей-то победой.
Это первый случай за пять лет, когда стороны не разошлись ничьёй. Шахматисты по всему миру не верили своим глазам. В эпоху, когда супергроссмейтеры стали обучаться на суперкомпьютерах, турниры стали скучными и предсказуемыми. Подготовка стала важнее важнее изобретательности. И именно в такое время мы смогли увидеть великолепие Магнуса Карлсена – и заключалось оно как раз в отходе от компьютерных схем.
Норвежец опережает россиянина Яна Непомнящего со счётом 6:5 – 3:5 (материал был опубликован 10-го декабря перед 11-й партией – прим.) и укрепляет свои позиции лучшего шахматиста прямо сейчас. Карлсен с 2013-го года чемпион мира и за это время заработал самый высокий рейтинг всех времён.
Даже соперники удивляются, как 31-летний Магнус перевернул компьютерную революцию. Даже под цифровым влиянием норвежец смог сохранить в своей игре человеческий облик. «Магнус с гордостью заявляет, что на таком уровне он, вероятно, меньше всех работает с компьютером и подвержен его влиянию, – сказал тренер Карлсена Питер Хайне Нильсен. – Он хочет доверять своей собственной оценке и собственному чутью».
![](https://img-sport.business-gazeta.ru/images/fd/c9ab-8e5678745638f664a3a987070ffcd709.jpg)
Уже несколько десятилетий гроссмейстеры используют компьютеры для изучения безграничных возможностей шахмат. Они открылись для каждого, ведь программы, намного превосходящую любой человеческий разум, теперь доступны для любого ноутбука. Они ускоряют расчёты и позволяют просчитывать на много ходов вперёд. Такие игроки, как Карлсен и Непомнящий, уделяют этим программам бесчисленные часы, так как у них есть месяцы на подготовку. С их помощью они заучивают оптимальные ходы в разных ситуациях.
Карлсен пользуется компьютерами не меньше, а то и больше, чем кто-либо на планете. Но он настолько изобретателен, что его лучшие ходы – это те ходы, которые компьютеры считают неудачными. Он предпочитает вести игру по непредсказуемому пути для соперника.
«Говорят, что шахматы – это темный лес, полный змей и колючек, – отметил Дэнни Ренш, главный специалист по шахматам сайта Chess.com. – Магнус заводит своих противников в этот лес».
Шахматные чемпионы уже полвека ломают голову, как лучше использовать компьютеры. Россиянин Анатолий Карпов в 1978 году тренировался с экспериментальным компьютером, прозванным Толенькой. Тогда человек ещё мог составить конкуренцию компьютеру. Уже в 1997 году, когда компьютер Deep Blue, созданный IBM, обыграл чемпиона мира Гарри Каспарова, всё поменялось. С тех пор цифровые игроки стали прогрессировать с феноменальной скоростью. Уже через десять лет компьютер Deep Fritz победил другого чемпиона мира Владимира Крамника.
Перед матчем за чемпионский титул в 2018-м году – первому в истории, где все партии закончились вничью, – новый движок на основе нейронных сетей Leela Chess Zero открыл ещё более продвинутую эру. Сыграв сотни миллионов партий друг против друга, компьютеры стали ещё мощнее. Настолько, что в среде шахматистов забеспокоились, что они превратят людей в свои пешки. Теперь гроссмейстер должен был разбираться не только в тонкостях защиты Петрова, но и в бесконечном потоке данных, которые ему давал компьютер.
Поэтому участники чемпионата мира теперь берут в себе команду коллег-гроссмейстеров в качестве секундантов. С их помощью они пытаются предсказать реакцию соперников на дебютные варианты, разработанные с помощью движков.
![](https://img-sport.business-gazeta.ru/images/35/354f-c65ea4015eb6b0e7a31e9d2438db32ad.jpg)
Но вот в чём загвоздка: гроссмейстер должен не просто слепо следовать указаниям машины. Он должен выяснить, какие выигрышные ходы программа игнорирует и считает недостаточно эффективными. Это мечта любого шахматиста – найти цепочку ходов, которую не видит компьютер, но которая поможет ударить по слабому месту оппонента.
«Это Святой Грааль шахмат, – сказал гроссмейстер Кристиан Чирила, который помогал четвертому номеру мирового рейтинга Фабиано Каруане, когда тот встречался с Карлсеном в матче за звание чемпиона мира в 2018 году. – Если ты можешь найти его, это огромное преимущество».
Выбирая неочевидные ходы – возможно, даже те, что компьютер считает невыгодными, – Карлсен добивается успеха и бросает своих соперников на незнакомую территорию. А инстинкты позволяют ему находить малейшие преимущества в этих внезапных сценариях. Именно так Магнус одержал победу в шестой партии этого матча. После 136 ходов и рекордных восьми часов он записал на свой счёт первую победу в противостоянии.
«Я думаю, что шестая партия была одной из самых захватывающих в истории чемпионатов мира», – сказал Каруана.
![](https://img-sport.business-gazeta.ru/images/cd/4e19-11adbc8fd8a87ea3a54b500778bae3c7.jpg)
Непомнящий подошел к матчу с такими же данными, что Карлсен, – его считали агрессивным, непредсказуемым и способным отойти от компьютерного шаблона, когда это нужно. 31-летний Ян признаёт, что его шахматный фундамент был заложен традиционным обучением. Спортсмен, которому сейчас помогает суперкомпьютер из Сколково, известный как «Жорес», не работал с движками до 12-ти лет.
«Я думаю, что поколение начала 90-х годов, вероятно, последнее, кто вырос без большого влияния компьютера, – сказал Непомнящий. – На фоне подростков, которые блистают уже сегодня... я хотел бы думать, что мой взгляд немного более человеческий».
Тем не менее, даже Ян не смог прочитать Карлсена.
«Мы все, вероятно, можем воспроизвести действия лучших компьютеров, – сказал Нильсен. – Но что происходит в голове у Магнуса, знает только Магнус».