«Я не сладкоежка и не покоритель пивных заводов». Титич – о переходе в «Зенит», весе и любви к АСК
Канал «Скинь Титич» тоже обсудили.
Клубы суперлиги почти сформировали составы на следующий сезон. Петербургский «Зенит» завершил комплектацию «трансферной бомбой» – так наши читатели назвали подписание 37-летнего доигровщика Андрея Титича, который был любимцем болельщиков почти во всех городах, в которых играл.
В интервью «БО Спорт» волейболист рассказал, почему в 2011-м отказался от перехода в «Зенит-Казань», на что рассчитывает в Санкт-Петербурге, в чем секрет успеха АСК и каково быть отцом четверых детей.
«Была мечта поиграть за границей»
– Андрей, как получилось, что вы оказались в «Зените»? Было ощущение, что вы останетесь в Нижнем Новгороде.
– По мне было очень много разговоров в это межсезонье, но до конкретных предложений не доходило. Честно говоря, у меня была мечта поиграть за границей. Хотелось попробовать, что это такое, всё-таки карьера подходит к концу – осталось играть всего 5–10 лет (смеётся). В Турции были обсуждения, но там было либо несерьёзно по условиям, либо ненадёжно в плане финансовой стабильности клуба.
С АСК мы могли подписать новый контракт ещё в апреле–мае, но переговоры шли тяжело и долго. Были вопросы к моей физической форме, плюс я чувствовал, что клуб параллельно пытается найти более молодого доигровщика. Несколько раз переговоры ставились на паузу. В июне мы с директором клуба Дмитрием Александровичем Фоминым, которого я очень уважаю, вроде бы начали находить компромиссы. Однако за 10 часов до нашего очередного разговора поступило предложение из «Зенита». Я подумал, посоветовался с женой и буквально через два часа дал им положительный ответ. Всё для меня сошлось и по финансам, и по спортивной составляющей – хотелось посмотреть изнутри, что такое топ-клуб.
– В комментариях пишут, что вы наверняка заработали себе на безбедную спортивную пенсию.
– Это преувеличение. Контракт хороший, но не баснословный. В своё время похожий был в «Факеле». Волейбол в финансовом плане вообще недооцененный игровой вид спорта, если сопоставлять зарплаты c достижениями клубов и сборных. Я совру, если скажу, что деньги не имели значения. Конечно, имели. У меня четыре ребёнка, мне надо кормить семью. Когда поступило предложение из Питера, я сразу сказал, что на те же условия, что в АСК не пойду, потому что не хочу срывать семью из дома – мы живём в Нижнем Новгороде. В итоге получил контракт, который меня устроил. Тем не менее, для меня это тяжёлый переход.
– Почему?
– Я очень люблю АСК, нижегородских болельщиков, город и пацанов, с которыми мы играли. За три года они стали для меня второй семьей. Надеюсь, ни у кого не осталось на меня обид. Пусть руководство клуба и болельщики оценивают мой вклад, но я все три сезона выкладывался, каждый божий день старался помогать команде. Я желаю АСК успехов и всего наилучшего. Считаю, что любой игрок на моём месте принял бы предложение «Зенита». Конечно, я и сам не ожидал такого поворота, но для меня это интересный вызов.
– Мэттью Андерсон, Егор Клюка, Фёдор Воронков – кого из них посадите в запас?
– Ха! Провокационный вопрос (смеётся). Я отдаю себе отчёт, куда я иду, и кто там играет. Но я не собираюсь стоять, хлопать в ладоши и мириться с ролью резервиста, довольствуясь эсэмэсками о зачислении зарплаты. Это не в моём характере. Буду работать и создавать конкуренцию, насколько смогу. Думаю, шанс помочь команде обязательно представится.
– Чего от вас ждёт Виктор Сидельников?
– Детали разговора с Виктором Владимировичем пусть останутся между нами. Но я намотал на ус его пожелания и буду стараться выполнить. В целом, как и любой главный тренер, он ждёт честной работы, хорошего отношения к делу и помощи. Я готов! Всегда всей душой отдаюсь клубу, в котором работаю.
«С ужасом читаю формулировку «ветеран»
– Почему у «Зенита» СПб много лет не получается ничего выиграть?
– Прежде всего, травмы постоянно мешают команде. Их очень много. Я не помню, чтобы команда хотя бы три месяца играла в одном составе. Может, в коллективе между игроками не та «химия». Наверное, большие ожидания тоже давят на команду. Плюс к «Зениту» как-то сразу было много негатива со стороны болельщиков других команд – это тоже может влиять на моральный дух. В общем, совокупность факторов.
– Говорят, что в раздевалке у «Зенита» были кланы. Вы с Павлом Железняковым и Андреем Ананьевым можете создать свой – «нижегородские».
– Я такого не слышал. Кланы в команде – это зло. Когда я был капитаном в командах, старался этого не допускать. Внутри не должно быть разрозненности. Команда должна выигрывать вместе и проигрывать тоже вместе. Никогда не надо искать крайних.
– Как опытный игрок, вы наверняка можете навести порядок в раздевалке?
– Я точно не буду тянуть одеяло на себя в этом вопросе. Но в силу опыта, конечно, помогу ребятам, если будет необходимо. Порой бывает нужно поговорить, подсказать, поддержать, кого-то нужно успокоить или, наоборот, взбодрить. Всей «бандой» нужно идти к общей цели.
– Как вы считаете, какой клуб лучше всего усилился в это межсезонье?
– Конечно, петербургский «Зенит»! (Смеётся) На самом деле можно отметить «Зенит-Казань» и «Динамо». Но они не столько усилились, сколько сохранили свои составы. Сыгранность – очень большой плюс.
– Вы ведь могли оказаться в «Зените» ещё в 2011 году, но только в казанском. Не сожалели потом, что отказались от приглашения Алекно?
– Не сожалел и не сожалею. Если отмотать время назад, поступил бы также. Владимир Романович звал меня после хорошего сезона в «Ярославиче». Но в Казани была сильная линия доигровщиков, плюс они собирались подписать Османи Хуанторену. Я не испугался, просто мне хотелось играть, а не сидеть в запасе. На протяжении всей карьеры я старался выдерживать баланс между зарплатой и игровым временем. Были возможности получать большие деньги и сидеть в запасе. Если бы пошёл этим путём, может, уже давно закончил бы карьеру.
– До скольки лет планируете играть?
– Жизнь покажет. Пока не наигрался. Честно говоря, с ужасом читаю формулировку «ветеран». Я ещё в порядке! У меня по ходу карьеры не было ни одной операции и в тренажёрном зале по весам всегда в числе лидеров, если, конечно, рядом нет такого монстра как Саша Гуцалюк. Пока даже не задумываюсь о завершении карьеры.
– Говорят, 42-летний блокирующий АСК Виктор Никоненко тоже ещё хочет поиграть.
– Каждый год мы с ребятами думаем, что Витя, наверное, завершит карьеру, но потом начинаются тренировки – и он лучший! Бегает и прыгает без проблем, молодым не уступает. Да, у него нет такой высоты съёма, как у Ивана Яковлева, но он берёт опытом, харизмой, характером. Находит лазейки в атаке, классно читает игру при действиях на блоке. Витя хороший человек и игрок – желаю, чтобы всё сложилось так, как он хочет.
«С АСК всё будет нормально»
– Фомин удивлён, что «Зенит» вас забрал после не самого яркого сезона в АСК.
– Если опираться на цифры, то он, конечно, прав. Для меня прошедший сезон действительно стал самым тяжёлым за время выступления в Нижнем Новгороде, особенно первая половина. У нас до этого играл латвийский связующий Денис Петровс – мы с ним очень хорошо чувствовали друг друга. В прошлом году пришёл Костя Тюшкевич. Он отличный пасующий и я очень рад его росту и переходу в «Динамо-ЛО». Но у нас с ним не шла атака. Мы много общались, пытались найти взаимопонимание, но проблемы оставались. Только к последней трети сезона отработали взаимодействие. Там я показывал свои привычные цифры.
– Благодаря чему АСК в плей-офф удалось хлопнуть «Кузбасс»? Они вас недооценили?
– Каждый раз, когда АСК побеждал кого-то из фаворитов, всегда говорили, что соперник нас недооценил, у соперника травмы или просто звёзды так сошлись. Помню, обыграли мы как-то «Енисей». Они говорят: «У нас Скримова не было». Так и у нас Скримова не было! (Смеётся) Безусловно, объективные причины поражений бывают, но иногда ты просто уступаешь по уровню игры. Конечно, «Кузбасс» со своим составом, амбициями должен был нас проходить. Давайте скажем, что на них давила ответственность, а мы играли раскованно. Никто же не скажет, что мы были хороши.
А в последней трети чемпионата так и было. Мы избавились от своих проблем, поймали уверенность, в том числе благодаря победе над «Зенитом» СПб. С «Кузбассом» в 30-м туре не стали упираться, копили силы, присматривались. В плей-офф мы выиграли у них оба матча. Не было такого, что выиграли дома, а в гостях легли и ждали «золотого сета». Мы играли на победу даже когда прошли в четвертьфинал. Мы три года подряд неизменно попадали в плей-офф, хотя на нас особо не ставили. Команда была с характером: палец дадите – руку по локоть откусим.
– Что будет с АСК после ухода почти всей стартовой шестёрки?
– Думаю, всё будет нормально. Уверен, что Фомин и Дранишников что-нибудь придумают.
Соперники раздербанили АСК: выкупили трёх основных игроков и перехватили Титича
– Каково вам было работать с самым молодым тренером суперлиги?
– Отлично. Мы с Андреем Андреевичем вместе играли и давно дружим. Конечно, я никогда не думал, что он будет моим тренером. Но когда это произошло, я нормально это принял. У всех есть свои роли и возраст тут не при чём. Тренер говорит – ты делаешь. Когда футбольному тренеру Юлиану Нагельсману было 30 лет, его «Хоффенхайм» взял «бронзу» в чемпионате Германии, а в 34 года он привёл к чемпионству «Баварию». В него верили, у него были знания – это самое главное. С Дранишниковым то же самое. Он очень дотошный, честный, по-человечески относится к игрокам, радеет за клуб и по-хорошему болен волейболом. Думаю, у него большие перспективы.
– Вы как-то говорили, что Сергей Шляпников – ваш тренер...
– В моей жизни есть четыре тренера, которых я бы особо выделил. Первый – Андрей Владимирович Юров, у которого я начал заниматься волейболом. Затем в московском «Динамо» был Виктор Сергеевич Радин. Знаковая фигура. Жёсткий и требовательный специалист, который умел направить молодых игроков в нужное росло. Что касается Шляпникова, то он в меня поверил. В 22 года я пришёл из вышки и встал в состав клуба суперлиги.
В «Ярославич» должен был приехать болгарин Методи Ананьев, но переход сорвался. Агент Дмитрий Резванов спрашивает у Шляпникова: «Кого теперь поставите в доигровку?». Тот говорит: «Титича». Резванов: «А кто это?». Они мне оба потом рассказывали эту историю. То есть даже волейбольные агенты обо мне не слышали. К слову, сейчас Дмитрий представляет мои интересы. В Шляпникове многим не нравится, что у него всё четко по плану, без возможности для импровизации. Для меня это проблемой не было: есть план, есть объёмы – работаем. Если не выполняешь или халтуришь, он мог быть очень жёстким, потому что был твёрдо уверен в своём пути достижения цели.
Также один из моих самых любимых тренеров – Юрий Иванович Филиппов, с которым мы поработали в АСК. За него прямо хотелось биться. Я был очень впечатлён его отношением к людям.
«Семья всегда со мной – старший сын сменил семь школ»
– Говорят, что в «Зените» вы ещё не взвешивались. Какой у вас сейчас вес?
– Вы знаете, у меня столько «поклонников», что я не буду давать им повод троллить или хаять меня. С весом всё нормально. Сейчас начнутся сборы, поговорим с медицинским штабом и тренером по физической подготовке – возможно, они ещё попросят скорректировать вес.
– Вы ведь всю карьеру боретесь с лишним весом?
– В какой-то момент упустил этот момент, позволил себе больше, чем нужно. И обеспечил себя тяжёлой борьбой и ограничениями в будущем. Поверьте, я не сладкоежка, не покоритель пивных заводов и не фанат бургеров с пиццей, как кому-то может показаться.
– Читаете телеграм-канал «Скинь Титич» с волейбольными мемами?
– Я сразу хочу заявить: никакого отношения к этому каналу не имею, как и к любым страницам в социальных сетях – у меня их никогда в жизни не было. Кто-то так развлекается – ну, хорошо.
– Вам нравится содержание канала?
– Друзья часто пересылают посты. Бывают смешные, но и неприятного много. Иногда там перебарщивают с матом и оскорблениями некоторых людей и клубов. Сильный юмор – тот, когда можешь рассмешить без ненормативной лексики. Мат тоже можно использовать, но в меру. А когда направо и налево, это плохо.
– Кажется, в вас заговорил отец четверых детей. Тяжело быть главой такого большого семейства?
– Вам любой родитель скажет, что между тремя и четырьмя детьми разницы нет. А вот между двумя и тремя – разница огромная. Когда два ребёнка, мама и папа берут на себя по одному в плане учёбы или развлечений. Когда трое, кому-то уже надо раздваиваться. Детям уже может не нравиться, что им уделяют недостаточно внимания. Растить четырёх детей непросто, тем более без посторонней помощи. К сожалению, мы в Нижнем Новгороде так и не смогли найти няню. Я безмерно благодарен своей супруге Анне. Она у меня внешне маленькая и хрупкая, но при этом невероятно сильный человек – на ней держится семья. Особенно учитывая мою разъездную работу.
– Какое участие вы принимаете в воспитании детей? Или это миссия возложена на супругу, а вы добытчик денег?
– Она мне недавно сказала, что у нас четверо детей только потому, что она видела, как я встаю по ночам, помогаю ей укачивать детей. Конечно, в предыгровые дни и в дни матчей жена всегда старалась освобождать меня от ночных дежурств. Но всё остальное время я всегда старался максимально принимать участие в воспитании детей.
– Они связаны со спортом?
– Старшему сыну 20 лет – он учится и уже работает. Он занимался плаванием и в Уфе чуть-чуть не дотянул до кандидата в мастера спорта. 9-летняя дочка пробовала заниматься волейболом, но тренировки в 8 утра не очень восприняла. Пока всех отдали в плавание – я считаю это прекрасный спорт для здоровья и развития. А вот у младших пацанов – шести и трёх лет – мяч вообще самый лучший друг. Мы живём в своём доме и во дворе четыре-пять видов мячей – футбольные, волейбольные, баскетбольные. Нашего третьего сына зовут Андрей Титич. Было бы интересно, если бы у него получилось в волейболе.
– Пока вы в Питере, семья останется в Нижнем Новгороде?
– Нет, едем в Северную столицу вместе. Может, только старший дома останется. Когда мы с женой стали семьей, сразу решили, что всегда должны быть вместе. У нас менялся численный состав, менялись домашние животные, но мы всегда грузились в машину и ехали на новое место. Старший сын сменил семь школ. Сейчас первая смена школы предстоит дочке.
– Как вы провели отпуск?
– Поездили по родственникам, домашними делами занимались. Учитывая, что до недавнего времени находился в поиске работы, никуда не поехали. В целом в этом году мы непривычно долго играли – до конца апреля. Игроки «Кузбасса» уже фотографии с пляжей выкладывали. Честно говоря, когда их прошли, аппетит разыгрался, и хотелось пройти ещё дальше. К сожалению, проиграли серию «Белогорью» и не смогли подняться выше восьмого места.
ДОСЬЕ «БО Спорт»
Андрей ТИТИЧ
Амплуа: доигровщик
Дата рождения: 10 марта 1986 года
Место рождения: Ростов (Ярославская обл.)
Карьера: «Динамо-МГФСО» (Москва) – 2002– 2006; «Кристалл» (Воронеж) – 2006/07; «Скат» (Владимир) – 2007/08; «Ярославич» (Ярославль) – 2008– 2011; «Факел» (Новый Уренгой) – 2011– 2014; «Нефтяник» (Оренбург) – 2014/15; «Нижний Новгород – 2015/16; «Югра-Самотлор» (Нижневартовск) – 2016/17; «Урал» (Уфа) – 2017– 2019; «Нова» (Новокуйбышевск) – 2019/20; АСК (Нижний Новгород) – 2020–2023; «Зенит» (Санкт-Петербург) – с сезона 2023/24.
Календарь волейбольного чемпионата России 2024/25 15
«В Италии почувствовал себя чужим». Сапожков – о «Динамо», «Локомотиве» и кровопускании 29
Лукоянов подрался в ВХЛ: отправил соперника в нокдаун, но у него разбито лицо 0
Защитник «Сибири» – лучший бомбардир КХЛ. А почему он не заиграл в «Ак Барсе»? 1
Кошмар ЦСКА закончился – «помог» «Салават Юлаев». Ливо остался без рекорда КХЛ 1
«В Италии почувствовал себя чужим». Сапожков – о «Динамо», «Локомотиве» и кровопускании 29
Календарь волейбольного чемпионата России 2024/25 15
С нулём шайб (впервые при Гатиятулине) и с третьим поражением подряд. Как «Ак Барс» проиграл «Спартаку» 6
Мощный блок Казани, возвращение Кашина, провалы Каракурт и Юрьевой. Главное в полуфиналах Кубка легенд 2
Петан – лучший игрок «Ак Барса» на старте сезона. Чем так хорош легионер? 2