комментарии 0 в закладки

Игры БРИКС – это совсем не новая Олимпиада. Ну и пусть?

Успех Казани, вопросы по иностранцам и переживания бразильцев – подводим итоги турнира.

86 стран, 4,6 тыс. участников, 27 видов и полторы недели соревнований – такими получились Игры БРИКС, проходившие в Казани. Турнир сделал колоссальный скачок по сравнению со своими предшественниками, но не приблизился к уровню мировых конкурентов, в первую очередь Олимпиады. Но можно ли было с учетом всех обстоятельств сделать турнир лучше?

Итоги казанского эксперимента – в материале «БИЗНЕС Online».

Фото и коллаж: «БИЗНЕС Online»

4,6 тыс. гостей из 86 стран

Сегодня Игры БРИКС подходят к концу. Оставшихся в Казани спортсменов (их примерно тысяча человек) отвезут в Мирный на Сабантуй – и это станет своеобразным закрытием турнира. Церемонии на манер Универсиады-2013 или недавних «Игр будущего» не будет. Оставшиеся соревнования по брейкингу и акробатическому рок-н-роллу пройдут сегодня в Москве – это единственные дисциплины, которые не приютила у себя Казань. Несмотря на продолжающиеся старты, основные итоги можно подвести уже сейчас.

Итак, Игры БРИКС посетило 4,6 тыс. гостей из 86 стран. Такими данными накануне поделился министр спорта РФ Михаил Дегтярёв. На церемонии открытия заявлялось 87 стран, а в надеждах было 97. Но ряд участников не доехали до турнира. Медальный зачёт выиграла Россия, завоевав 217 золотых медалей. Соревнования прошли по всем запланированным 27 видам спорта на 17 объектах.

Но всё это – статистика. Перейдём к главному вопросу: получились Игры БРИКС или нет? Как вы понимаете, ответ непростой.

Фото: Сергей Елагин, «БИЗНЕС Online»

Пытались ли в Казани сделать новую Олимпиаду? Нет

Игры БРИКС – это вторая попытка России сделать крупный турнир в условиях изоляции. Первым были «Игры будущего», которые, кстати, тоже проходили в Казани. И если они были уж совсем экзотическими со своей попыткой «поженить» обычный спорт и виртуальный, то Игры БРИКС – это более привычный формат. Здесь есть лёгкая атлетика, спортивная и художественная гимнастика, теннис и другие олимпийские дисциплины. Так что Игры легче сопоставить с мировыми аналогами.

Больше всего попыток было сравнить Игры БРИКС с Олимпиадой – организаторы, поставив свой турнир за месяц до Парижа, как будто сами не против этого. Олимпиада ещё не прошла, но, конечно, сравнений с ней казанский турнир не выдерживает. «Игры БРИКС – это не конкурент Олимпийским играм. Альтернатива или сопоставление здесь неуместно», – сказал глава Всероссийской федерации тенниса Шамиль Тарпищев.

Полина Кнороз / фото: Сергей Елагин, «БИЗНЕС Online»

«Игры БРИКС позиционировали как мини-Олимпиаду (…) Какая это Олимпиада, камон?! Круто, что такой турнир есть, но нагонять пафоса не надо», – ярче всех описала это в интервью Sports.ru чемпионка в прыжках с шестом Полина Кнороз.

Проблема в том, что пафоса-то никто и не гнал. В интернете вы не найдёте ни одного официального заявления, что Игры БРИКС – это новая Олимпиада. Наоборот, увидите с десяток комментариев, что «это не альтернатива Олимпийским играм» (цитата экс-министра спорта РФ Олега Матыцина от марта 2024-го). Всем было понятно, что с первого захода у России не получится сделать такой же продукт, что у Олимпиады с её многовековой историей.

Ангелина Мельникова / фото: Сергей Елагин, «БИЗНЕС Online»

Сначала на Игры БРИКС хотели 10 стран и 12 видов. А потом пошло-поехало…

А вот если сравнивать Игры БРИКС с самими Играми БРИКС, Казань сделала космический рывок. До этого турнир проводился пять раз – в последний его принимала ЮАР. В октябре 2023 года Дурбан провёл соревнования по пяти видам спорта и собрал 450 спортсменов. Казань, ещё раз, организовала турнир по 27 видам (столько же было на Универсиаде) для 4,6 тыс. участников.

Сделала это столица РТ при очень ограниченных возможностях. Первые параметры Игр БРИКС озвучил накануне министр спорта РТ Владимир Леонов. Он подводил итоги турнира на саммите министров спорта стран союза. По его словам, изначально на турнир планировали привезти участников из 10 стран и посоревноваться в 12 дисциплинах.

Владимир Леонов / фото: minsport.tatarstan.ru

Под это дело, как мы сообщали ранее, было заложено 2 млрд рублей из федерального бюджета. Затем турниру урезали бюджет до 1,8 млрд рублей, так что организаторы вынуждены были пойти на тяжелейшую меру: отказать иностранным сборным в оплате дороги. Раньше это было обязательным пунктом для всех крупных турниров в России. Все, кто добрался до Игр БРИКС, сделал это за свой счёт.

Экономить пришлось на многих других вещах: так, сегодняшний поход на Сабантуй – это не просто желание познакомить иностранцев с татарской культурой, но ещё и попытка выкрутиться из ситуации, когда денег на полноценную церемонию закрытия просто не осталось.

Сборная Бразилии на лёгкой атлетике / фото: Сергей Елагин, «БИЗНЕС Online»

Бразилия хочет выдержать уровень Казани. Но боится, что не получится

И то, что получилось на выходе у Казани, впечатлило как минимум коллег. Как рассказывают наши собеседники, в последние дни со смешанными эмоциями в столице РТ гостила делегация Бразилии. Стране в следующем году принимать саммит БРИКС, а, значит, и Игры.

С одной стороны, бразильцы были, само собой, рады за Казань. С другой, они надеялись, что турнир пройдёт как-нибудь поскромнее – так было бы полегче. По нашей информации, Бразилия не намерена «схлопывать» Игры БРИКС до прежнего фестивального формата. При этом представители страны в кулуарных беседах с россиянами говорили, что боятся не выдержать уровень Казани. По крайней мере, шансы у Бразилии неплохие: страна не находится под санкциями, а следующий год – не олимпийский.

Алексей Сорокин / фото: Сергей Елагин, «БИЗНЕС Online»

Также работу Казани признали в оргкомитете «Игр дружбы» – другого большого турнира, который ждёт Россию в ближайшем будущем. «Мне кажется, коллеги задали серьёзную планку для будущих организаторов», – говорил в интервью «БИЗНЕС Online» глава турнира, в прошлом руководитель дирекции ЧМ-2018 Алексей Сорокин.

Как известно, «Игры дружбы» не справились с той же задачей, что была у Игр БРИКС. Несмотря на бюджет в 8 млрд и больший политический ресурс, турнир не состоится в назначенные сроки осенью 2024 года. Сейчас обсуждаются новые даты. Более того, по нашей информации, турнир может обзавестись и новым местом проведения. На фоне успеха Игр БРИКС многие задаются вопросом: а не доверить ли «Игры дружбы» снова Казани?

Юнус Гундоглу / фото: Сергей Елагин, «БИЗНЕС Online»

Тотальное доминирование России

Но, конечно, турнир прошёл не без шероховатостей. Пожалуй, самая популярная претензия к Играм БРИКС – слабая конкуренция от иностранцев. Нельзя сказать, что зарубежные страны привезли сюда слабаков и любителей. Например, в спортивной гимнастике лучшим на кольцах неожиданно стал турок Юнус Гундоглу. А в шахматах и настольном теннисе у России было серьёзное соперничество с китайцами, пускай те привезли вторые-третьи составы.

Где были первые составы у иностранцев? Всё понятно: они сейчас готовятся к Парижу-2024. У них давно расписаны тренировочные планы, чтобы выйти на пик формы аккурат к Олимпиаде. Другой фактор – политические риски. Уже самого факта приезда звёздных спортсменов в Россию в нынешнее время было бы достаточно для МОК, чтобы ввести санкции.

Кристина Макаренко / фото: Сергей Елагин, «БИЗНЕС Online»

В общем и целом на Играх БРИКС россияне соревновались сами с собой. «Сильных соперников из других стран здесь как таковых не было», – сказала победительница в забеге 100 метров на Играх БРИКС и сильнейшая спринтерша России Кристина Макаренко. Подобные слова приходилось слышать от многих других спортсменов.

Всего на Играх БРИКС было разыграно 387 золотых медалей, и 226 из них уже выиграла Россия. Это 58%. Ещё 52 взяла Беларусь, а оставшиеся 109 распределились между 84 странами. Самыми успешными из них оказались Китай (19 золотых медалей), Узбекистан (7), Бразилия (5) и Иран (4).

Фото: bricskazan2024.games

«Мы такой KPI не ставили»

Вопросами об иностранцах журналисты атаковали Леонова – единственного доступного спикера из числа организаторов в дни соревнований. «Есть мнения, что не приехали сильные соперники из других стран. Но мы такой KPI не ставили, – пояснил министр спорта РТ. – Я предупреждал, что мы проводим турнир за месяц до Олимпийских игр».

Эти слова были сказаны в Дворце водных видов спорта на соревнованиях по прыжкам в воду. «А чем вам не нравятся сильнейшие российские спортсмены? Смотрите на них», – сказал Леонов журналисту, который возмущался, что в финале прыжков нет иностранцев. И действительно: один из вопросов, которые подняли Игры БРИКС, – почему мы не ценим российских спортсменов самих по себе? Почему нам недостаточно, чтобы они боролись между собой за звание сильнейшего в стране?

Ольга Богословская / фото: Сергей Елагин, «БИЗНЕС Online»

«Когда мы начнем гордиться своими спортсменами в своей стране, тогда нам не надо будет объяснять, что такое патриотизм. В других странах это делают, а у нас нет», – размышляла на эту тему в интервью «БИЗНЕС Online» серебряный призёр Олимпиады и комментатор лёгкой атлетики на «Матч ТВ» Ольга Богославская.

Есть ощущение, что если бы в некоторых дисциплинах просто прошли бы чемпионаты России, это выглядело бы весьма неплохо. А так были иностранные участники, многих из которых набрали чисто для количества, а также медальный зачёт на официальных ресурсах Игр БРИКС, где Россия лидировала с огромным отрывом с первых дней.

Софья Дьякова / фото: bricskazan2024.games

Ставка на юниоров в плавании и теннисе

Из-за отсутствия конкуренции некоторые федерации выбросили белый флаг. В первую очередь это касается плавания: там выставили юниорский состав против взрослых иностранцев. В итоге Россия всё равно выиграла командный зачёт, заработав 58 медалей, в том числе 22 золотые.

Аналогично поступили в теннисе, введя ограничение до 21 лет. Но сделали это с другой мотивацией: если в плавании просто забеспокоились, что звёзды не оставят шанса иностранцам, то в теннисе решили сберечь лучших из лучших под Олимпиаду. Во время Игр БРИКС  Тарпищев объявил, что отправит в Париж целую команду. Приедь Даниил Медведев или Мирра Андреева в Казань – это стало бы красной тряпкой для МОК.

Какая бы логика ни была у этих решений, и то, и другое ударило по и без того шаткому спортивному уровню Игр БРИКС. Пару-тройку лишних звёзд турниру точно бы не помешало. В том числе поэтому турнир не произвёл того медиаэффекта, который мог бы. Игры БРИКС практически не попали под внимание первого и второго каналов, а «Матч ТВ» размещал на основном канале трансляции из Казани лишь днём. Хотя, как сообщил Леонов, по рейтингам некоторые включения с Игр БРИКС не уступали на «Матч ТВ» матчам чемпионата Европы по футболу.

Полина Парфененко / фото: Сергей Елагин, «БИЗНЕС Online»

Когда для победы достаточно участия

Больше всего резонанса на Играх БРИКС получила история с синхронистом Александром Мальцевым. 13 июня ему вручили «золото» в технической программе мужского турнира. «Серебро» досталось представителю Таиланда Кантинан Адисаисирибутр – просто потому что участников было два. А 14 июня Мальцев выиграл «золото» в произвольной программе. Сюда Кантинан уже не заявился, так что Мальцев был единственным участником соревнований.

Информация про Мальцева мигом разлетелась по интернету, а накануне о ней вспомнил министр спорта и туризма Беларуси Сергей Ковальчук. «Есть за что критиковать российскую сторону и отдельных участников. Все мы помним случай из синхронного плавания. Это идеальные соревнования, когда ты приезжаешь и ты сразу победитель соревнований! Не совсем корректно и правильно», – сказал он своим коллегам на саммите министров спорта стран БРИКС.

Александр Мальцев / фото: bricskazan2024.games

17 июня похожая ситуация была в синхронных прыжках в воду. Юлия Тимошинина и Руслан Терновой выиграли «золото» просто по праву своего участия в турнире, где они были единственной парой. «Обидно, что некоторые люди обесценивают нашу работу, ведь не мы решаем, кто к нам приедет и будет выступать… Но сегодня мы набрали рекордную для себя сумму баллов и остались этим довольны», – написала Тимошинина в соцсетях.

К самим спортсменам нет никаких претензий – они сделали свою работу. Прыгунам участие на Играх БРИКС досталось не просто так: нужно было сначала показывать себя на чемпионате России. А Мальцев не виноват, что мужское синхронное плавание развивается в двух-трёх странах – и все они сейчас готовятся к Олимпиаде. Тогда кому задавать вопросы?

Михаил Дегтярёв / фото: Сергей Елагин, «БИЗНЕС Online»

Дегтярёв не посетил ни одного соревнования на Играх БРИКС

Главный заказчик Игр БРИКС – минспорта РФ, но по мере подготовки к турниру в ведомстве произошли интересные события. Сначала всё шло к отставке тогдашнего главы ведомства Олега Матыцина, потом произошла  отставка Матыцина и назначение на это должность  Дегтярёва. Последнее событие случилось за месяц до старта турнира в Казани.

Где-то в череде этих событий надо было убеждать федерации не выставлять в столице РТ юниоров, звать иностранцев в турнирах с единственным участником, упрашивать иностранцев привозить спортсменов посильнее. Но заняться этому было некому, так что всё свалилось на Татарстан как организатора соревнований. Всё, что было возможно организовать на уровне субъекта (сервис, объекты, размещение), получилось на олимпийском уровне, а всё, что выходило за рамки субъекта, олимпийским уже не получилось.

Фото: Сергей Елагин, «БИЗНЕС Online»

Показательный факт: Дегтярёв не посетил ни одного соревнования на Играх БРИКС в промежуток с 11 по 23 июня. Он приехал на церемонию открытия, затем уехал и вернулся только 22-го числа для участия в саммите министров спорта БРИКС. Ни одного развёрнутого брифинга по теме Игр Дегтярёв не дал. Возможно, сыграл тот момент, что турнир организовывал Матыцин, а новый министр не захотел чужой славы.

Чтобы не зависеть в дальнейшем от таких обстоятельств, как раз на этом саммите предложили решение. «Предлагаю создать рабочую группу с участием всех министров, чтобы следующие Игры БРИКС мы сделали более качественно именно со спортивной стороны», – рассказал министр Ковальчук из Беларуси.

Марта Мартьянова / фото: Сергей Елагин, «БИЗНЕС Online»

36 золотых медалей Татарстана: между Китаем и Беларусью

Большой урожай на Играх БРИКС собрали татарстанские спортсмены. У них 36 золотых медалей, 14 серебряных и 7 бронзовых. Сегодня возможны ещё награды в брейкинге, где участвуют Назип Миникаев и Руслан Файзрахманов. Из 42 спортсменов, которые соревновались на Играх БРИКС к этому моменту, 41 выиграли медали.

В негласном зачёте регионов Татарстан занимает второе место после Москвы, опережая Московскую область и Санкт-Петербург. А если бы Татарстан попал в общий медальный зачёт, то занял бы третье место, уступив России и Беларуси и опередив Китай и других.

Большинство побед добыто спортсменами, родившимися в Татарстане или же имеющими крепкие связи с республикой. Золотые медалисты Игр БРИКС Марта Мартьянова (фехтование), Софья Дьякова (плавание), Агния Тулупова (синхронное плавание), Артём Косов (академическая гребля), Полина Кудерметова (теннис) и другие родились в Казани. Евгения Косецкая (бадминтон), Владислав Артемьев (шахматы), Никита Шлейхер (прыжки в воду), Даниел Маринов (спортивная гимнастика) родились за пределами республики, но тренируются и живут в Казани не первый год.

Даниел Маринов / фото: Сергей Елагин, «БИЗНЕС Online»

Самыми успешными татарстанцами на Играх БРИКС стал шахматист Артемьев: у него три золотые медали и одна серебряная. У прыгуна Шлейхера и синхронистки Тулуповой по три золотые медали. Гимнаст Маринов выиграл медали во всех дисциплинах, где участвовал: два «золота», два «серебра» и одна «бронза».

Этих и других победителей будут чествовать в казанском Кремле в понедельник. Сейчас обсуждается дополнительное материальное поощрение от республики вдовесок федеральным выплатам (минспорта РФ платит за первое место в районе 300 тыс. рублей). На этом Игры БРИКС можно будет считать окончательно завершенным. Как в случае с «Играми будущего», Казань дала старт проекту с большими перспективами.

Фото: Сергей Елагин, «БИЗНЕС Online»

«Давайте вспомним Олимпиаду, – размышлял в интервью «БИЗНЕС Online» Эдуард Кудерметов – чемпион России в составе «Ак Барса», отец теннисисток Вероники и Полины и участник Игр БРИКС. – Что было на самой первой Олимпиаде? Там участвовали одни только греки. Зато сейчас сколько там стран? Больше 100. Вдруг Игры БРИКС вообще когда-нибудь заменят Олимпиаду? Здесь уже есть Индия, Китай, Бразилия и Россия – это больше половины мира. Так что думаю, что у этих соревнований большое будущее».

Артур Валеев
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
версия для печати
Оценка текста
+
1
-
читайте также
наверх