Ким Чен Ын отправил пловцов в Казань: чему они здесь научились за полтора месяца?
Северная Корея прорывает изоляцию в спорте.
В Казань приезжает много зарубежных гостей, но те, что пребывают в городе с 20 октября по 29 ноября, выделяются даже на их фоне. Это сборная КНДР по плаванию, которая среди всех мест на планете, где можно тренироваться, выбрала для своих сборов именно Казань. Мероприятие это было волнительным как для них, так и для татарстанцев, которые сами не знали, чего ждать от гостей. Но корейцы оставили только приятное впечатление о себе, а они сами получили множество полезных знаний.
Чем занимались пловцы, наблюдал корреспондент «БИЗНЕС Online».
Трудности перевода
В плавательном бассейне «Олимпиец» (на выезде из Казани, рядом с Лебяжьим озером) в девять утра началась тренировка. Спортсменов чуть больше чем обычно. Тому, кто оказался здесь впервые, тяжело разобрать, кто из пловцов кто, пока все они в шапочках и очках. Но директор спортсооружения Данис Оксаков даёт подсказку: «Посмотрите на скамейки».
Где полотенца раскиданы, а тапочки разбросаны – там наши пловцы. Где полотенца сложены, как в отеле, а тапочки оставили как будто с помощью линейки – там гости из КНДР. Корейские спортсмены, говорят сотрудники и тренеры, исключительно вежливы, никогда не опаздывают, а в тренировочном процессе делают всё с первого раза. Но, конечно, когда сразу понимают, что от них просят.
А трудности перевода, конечно, есть. Всего в делегации КНДР десять человек: это глава федерации Ким Сон Ок, секретарь Ким Сон Рйон, два тренера Ян Йон Нам и Ча Сон Йин, пять пловцов – о них позднее – и, наконец, переводчик Ким Джи Хян. Она свободно владеет английским языком и, если находит кого-то, кто, по её впечатлению, знает английский, говорит ему с восточной мягкостью в голосе «Спик инглиш».
Между тем этот самый английский не все знают с российской стороны, так что в пылу тренировки корейцы по большей части общаются между собой. Они стоят отдельной группкой от российских тренеров, периодически оглядываясь на коллег.
Настоящее общение начинается, когда к спортсменам приходит девушка Лилия. Как рассказали нам, найти переводчика с корейского – не такая уж лёгкая задача. Это был настоящий челлендж. Найти Лилию помогли в Казанском международном институте сотрудничества, что интересно, со странами Африки и Ближнего Востока.
Лилия – самый важный человек в любом помещении и, кстати, ей на время пребывания сборной КНДР в Казани выделили отдельный кабинет в «Олимпийце». Для корейцев она – самый близкий человек из россиян. С ней они даже пытаются шутить. Остальных россиян корейцы не то что боятся, но держат с ними дистанцию.
В этом плане интересно было наблюдать за картиной после тренировки. Корейцы, а также татарстанские пловцы – на вид их ровесники – после раздевалки последовали в гардероб, взяли куртки, переобулись и вышли на улицу. «Давайте сделаем фото», – скомандовал кто-то из наших ребят. И тут корейцы преобразились: все улыбнулись, обнялись со своими товарищами из Казани, стали позировать перед камерами.
«А вы что хотели? Они уже месяц тренируются друг с другом», – объяснил такое преображение начальник международного отдела минспорта РТ Игорь Головин. Он сопровождает корейцев в Казани и отвечает за все оргвопросы.
«В первые тренировки они были зажатые, сейчас стали раскрепощёнее. Они думали, что весь мир против них, что мы будем здесь показывать на них пальцем. Но это спортивное сообщество, тут все равны, все перемешиваются. Они хорошие ребята, с ними можно без проблем общаться», – отметил главный тренер сборной РТ по плаванию Алексей Кузнецов. Он всё это время курировал тренировки гостей.
О сборах попросили сами корейцы
Итак, как так вышло, что азиатская сборная из всех мест на планете выбрала для своих сборов именно Казань? По нашей информации, всё началось с официального обращения КНДР в Москву. В нём корейцы рассказали, что им нужно готовиться к важным турнирам, и попросили помочь российскую сторону в организации сборов.
Письмо дошло до министерства спорта РФ, а уже там решили, что лучшее место для этого – Казань. Дальше пошла коммуникация между министерством спорта РТ и консульством КНДР в Москве.
У города, кстати, большой опыт подготовки иностранных пловцов. Много лет в столице РТ базировался центр развития международной федерации плавания. Их у ФИНА четыре по всему миру: в США, Сенегале, Тайланде и России.
Схема следующая: пловцы приезжают в Казань, занимаются здесь, общаются с российскими коллегами, обмениваются опытом. Поскольку сами они из стран, где не хватает инфраструктуры и специалистов, у них растут результаты. Десятки из прошедших здесь школу даже отбирались на Олимпиаду.
Были в Казани и другие обучающие мероприятия ФИНА. На одном из них побывала Ким Сон Ок. Она сама занималась плаванием, затем стала тренером, теперь возглавляет федерацию плавания КНДР. В 2019 она приехала в Татарстан на тренерский семинар, получила новые знания, а ещё осталась под впечатлением от Дворца водных видов спорта. Таких объектов в Северной Корее нет, при этом в целом плавательных бассейнов в стране хватает.
«Конечно, мы слышали о Казани ранее. Знали, что это быстро развивающийся город с большой спортивной историей. В вашем городе выступало много именитых пловцов», – рассказала Ким Сон Ок в интервью корреспонденту «БИЗНЕС Online». Она держится увереннее всех, задаёт больше всех вопросов и чаще всего выступает на официальных приёмах от лица команды. Судя по всему, именно с её подачи сборная выбралась за рубеж для тренировок.
На всю сборную – три смартфона (не айфоны)
В Казани, которая после Универсиады-2013 и чемпионата мира-2015, хорошенько так развилась по водным видам спорта для корейских коллег было много мест для сборов. В выборе опирались на последние результаты корейских спортсменов. И так вышло, что они были сопоставимы со временем ребят из сборной Татарстана, которые занимаются на базе училища олимпийского резерва.
В нём занимаются ребята с 16-ти до 19 лет. Первых звёзд татарстанской команды среди них, конечно нет: они занимаются на базе сборной России не в Казани, но это всё равно профессиональные пловцы, которые участвуют в официальных турнирах. Во второй половине дня корейцы занимаются с ними в «Олимпийце», а в первой плавают уже самостоятельно во Дворце водных видов спорта. Там же они и живут, питаются, проводят свободное время.
Хотя корейцы, понятное дело, выбираются за границу не так часто (для этого им нужно получать официальное разрешение, процедура чем-то похожа на советскую), вне официальной программы корейцы гуляют очень редко и очень осторожно. Бегать за «санкционкой» на манер советских спортсменов, которые сметали за рубежом телевизоры и радиоприемники, гости не спешат. Как рассказывают, у них всего предостаточно у самих – сказывается близость к Китаю. Айфонов у них нет, зато есть хорошие китайские смартфоны. Правда, пользуются ими только три представителя делегации из десяти…
«Что мне у них нравится, так это дисциплина, – рассказал Кузнецов. – В хорошем смысле у них как в армии. У нас в советское время так же было. Они абсолютно взрослые люди, нет никакой расхлябанности, их не нужно подгонять»
КНДР на международной арене: не всё так плохо
Кто же они – корейские пловцы? Это 23-летняя Пак Ми Сон. Она участвовала в Азиатских играх в 2023 году, дважды плыла на чемпионате мира 2018 года и, что интересно, участвовала в чемпионате Татарстана по плаванию в 2019-м. Записи об этом хранятся в её профиле на сайте ФИНА. Как раз Пак Ми Сон возила с собой в Казань глава федерации КимСон Ок, когда приезжала сюда на тренерские курсы.
Идём дальше – 22-летняя Ким Соль Сон. Так же зовут дочь главы КНДР Ким Чен Ына, но это лишь совпадение. Закрывает женский зачёт 24-летняя Йо Ю Ми. Переходим к мужчинам. Это 24-летний Ким Рён Хен и 20-летний Ким Вон Джу. Информацию в интернете про них найти сложновато, а всё потому, что на первые роли в сборной они вышли в период изоляции пловцов Северной Кореи.
С участием в международных турнирах у КНДР всё сложно и несложно. Сложно в силу понятных причин. Так, в 2019 году страна добровольно отказалась от участия в чемпионате мира по водным видам спорта, потому что он проходил в Южной Корее. Затем КНДР не было в 2022 году в Будапеште, в 2023-м в Фукуоке (Япония) и только в 2024-м они решились отправиться в Доху.
А несложно, потому что тотальной изоляции в Северной Корее нет: спортсмены более-менее регулярно участвуют в международных турнирах. И, между прочим, в активе сборной по плаванию есть два золотых медалиста чемпионатов мира. Кстати, первый из них – 16-летний Ким Кук-Ян – выиграл свою медаль в Казани в 2015-м.
Наверняка к этому моменту текста у вас возник вопрос: а чему товарищи-корейцы могут научиться у нас в Казани? Вот же, сколько у них спортсменов, сколько опыта разных турниров, даже медалисты свои есть. На самом деле таким же вопросом сначала задавались в самой Казани. Но очень скоро стало понятно, что корейцев не просто есть чему учить – материала для усвоения так много, что месяца на него не хватит.
«У них техника такая как у нас учат в фитнес-клубах»
«Мы с ними пообщались и предложили им приглашать иностранных тренеров к себе в КНДР. Это должны быть необязательно мы, россияне. Так как сейчас идет подготовка к соревнованиям как у нас так и у наших гостей. Тяжело в соревновательный период всё усваивать – этим лучше заниматься в межсезонье», – рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» главный тренер сборной РТ Кузнецов. По его словам, корейцы не знают основ: «Мы работаем корпусом, а они плывут только за счёт рук и ног. У них техника такая, как у нас учат в фитнес-клубах. Вот только у нас в фитнесах занимаются взрослые, а здесь мы говорим про молодых спортсменов. Этой технике надо учить в самом раннем возрасте».
Аналогичная ситуация в тренажёрном зале. К определенным снарядам корейцы просто не знали, как подходить. Не очень верится, что в КНДР таких тренажёров нет, просто, видимо, подобные занятия не входят в тренировочную программу пловцов. «Страна закрытая, изолированная, – попытался объяснить это Кузнецов. – Знаний им не хватает. Это обычная ситуация в мире. Посмотрите на Африку. Да, у сборной ЮАР есть много олимпийских чемпионов. А много ли вы знаете сильных пловцов из Центральной Африки?»
Здесь, конечно, интересно поразмышлять, как будет сказываться изоляция российского спорта, если продлится она не пару лет, а пару десятков лет… Но вернёмся к КНДР. По словам Кузнецова, его корейские коллеги всё это время были голодны до знаний. Первое, что они сделали: полностью законспектировали тренировку татарстанских пловцов, что и в каком порядке идёт. И буквально на следующий день поменяли свой процесс.
Сборная Татарстана вынуждена была покинуть корейских друзей досрочно – им нужно участвовать на чемпионате мира. «Нам очень жаль, что они уезжают», – призналась глава федерации. А вот сборная КНДР пока продолжает подготовку к чемпионату мира на короткой воде (25 метров). Он состоится с 10 по 15 декабря в Будапеште. Прогнозы по результатам Ким Сон Ок сделать отказалась.
Вот так она ответила вопрос, кто сильнее – корейские пловцы или татарстанские: «Сложно сравнивать. Мы отличаемся по возрасту, у всех разные прошлое. Но могу сказать, что уровень татарстанских спортсменов всё-таки немного выше. В Казани для спорта всё собрано в одном месте: и образование, и тренировки. Мы же только вернулись на международную арену после пятилетней паузы, когда из-за коронавируса и других причин не могли участвовать в зарубежных стартах».
Что корейцам сказал первый замминстра РТ и какие сувениры они увезут с собой?
Спортсменов, чтобы не отвлекать от тренировок, старались не мучить официальными мероприятиями. К ним разве только заглянул первый заместитель министра спорта РТ Халил Шайхутдинов и по-свойски поговорил с ними на обеде. «Давайте чай попьем. Я как татарин не могу чай не попить», – отметил он.
На третью неделю пребывания в Казани корейцам уже не приходилось объяснять, что такое эчпочмаки: они быстро их «хлопнули», запивая чаем. «Я каждый день спрашиваю коллег, как там наши друзья родные, – продолжил Шайхутдинов. – Мне говорят, что у вас всё хорошо. Теперь хочу спросить у вас. Вам нравится в Казани? Не обижают?» Выслушав перевод, спортсмены покивали головой, что нет, не обижают.
«У нас с КНДР хорошие отношения во всех направлениях. Сейчас налаживаем мосты по спорту, – постарался дать немножечко информации первый замминистра спорта РТ. – Мы давно вас ждали. Кто только у нас не был на сборах! Китай, Индонезия, Египет, Сирия, Арабские Эмираты… После Универсиады у нас хорошие и современные объекты. На каждых Олимпийских играх от Татарстана у нас всегда большое представительство. В том числе по плаванию».
Почувствовав, что его слова потихонечку доходят до корейских спортсменов через переводчика и даже вызывают какую-то реакцию, Шайхутдинов решил зарядить их мотивацией. Сам он борец, так что вспомнил о кубинской легенде Михаине Лопесе. В Париже он побил рекорд Александра Карелина, выиграв «золото» на пятой Олимпиаде подряд.
«Я когда смотрю его интервью, у меня мурашки по коже. Это так вдохновляет! Посмотрите обязательно», – дал он совет. Корейцы закивали. Через некоторое время наступила тишина и один из гостей поинтересовался, а чего это все замолчали. «Они думают, как стать Лопесом!» – заполнил паузу Шайхутдинов. Корейцы засмеялись.
Уедут из Казани корейцы 29 ноября. С собой они заберут воспоминания, а ещё сувениры. Как рассказывают, они хорошенько затарились тарелочками с изображением Спасской башни Кремля и кружками с мечетью Кул-Шариф.
Календарь волейбольного чемпионата России 2024/25 19
Три красные карточки, мощный камбэк Сургута и памятник Сурмачевскому. Итоги 11-го тура суперлиги 41
«Краснодар» потерял в Казани не только очки, но и часы Смолова. За 8 млн рублей! 0
«Ак Барс» сейчас не зависит от одного игрока». Корнилов – о Кузнецове, провале «Авангарда» и легионерах «Салавата» 0
Чудо-гол Семёнова, драка Дыняка и огненный Ротенберг: «Ак Барс» сильнее звёздного СКА 2
Три красные карточки, мощный камбэк Сургута и памятник Сурмачевскому. Итоги 11-го тура суперлиги 41
Календарь волейбольного чемпионата России 2024/25 19
Чудо-гол Семёнова, драка Дыняка и огненный Ротенберг: «Ак Барс» сильнее звёздного СКА 2
«Тренировка состоится даже если с неба будут падать камни». «Рубин» работает в экстремальных условиях 1
Суеверия, разногласия, шантаж. Как дела у Бердыева в Азербайджане? 1