комментарии 9 в закладки

"Легенда №17": возвращение ледовых рыцарей

erid:

Сегодня впервые на телевизионном экране было показано, пожалуй, самое раскрученное, ещё до своего выхода, кинопроизведение на спортивную тематику последнего времени — биографическая картина, посвящённая великому советскому игроку Валерию Харламову. Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» решила напомнить, что тоже внесла в своё время лепту в обсуждение фильма и выступила в несвойственном для себя жанре кинорецензии. По мнению нашего издания, главными триумфаторами «Легенды № 17» стали советский хоккей и Олег Меньшиков.


ДЖОН ЛЕННОН ОТ ХОККЕЯ


Для фильмов о спорте у «Легенды № 17» была беспрецедентная рекламная компания. А конечные титры картины производства студии «ТРИТЭ» Никиты Михалкова начинаются с демонстрации логотипа и названия — «Континентальная хоккейная лига». Экспансия КХЛ в смежные с непосредственно профессиональным спортом пространства не может не радовать — это свидетельство развития лиги на пути к построению коммерчески привлекательного продукта, ну и способствование популяризации хоккея, в целом. В этом смысле, обращение к советским временам, столь активно эксплуатируемым отечественными кинематографистами, было вполне обосновано — именно во времена застоя, благодаря лично Леониду Брежневу, «шайба и клюшка» приняли в СССР характер фактически национальной идеи.

«Легенда № 17» изначально была запрограммирована на, как минимум, локальный успех. Этому способствовал и активный PR, и мощнейший актёрский кастинг, чего стоит хотя бы Олег Меньшиков в роли Анатолия Тарасова. Изначально казался удачным и выбор режиссёра картины — Николая Лебедева, умеющего снимать патриотическое кино без всяких кавычек и излишней «сиропно-ванильной» пошлости, но с элементами занимательного «экшена». К примеру, его «Звезда» считается едва ли не лучшей картиной о Великой Отечественной войне в пространстве «масскульта» за два постсоветских десятилетия. При этом Лебедев снимает исключительно зрительское кино, так что Ларс фон Триер, Михаэль Ханеке и Каннский фестиваль могли спать спокойно.

Беспроигрышным был и выбор героя — Валерий Харламов. Великий хоккеист, чей ранний и трагический уход сделал его навсегда «легендой № 17», а стиль игры, так отличавший его на льду от всех остальных, сохранил в болельщицкой памяти парня из московской рабочей семьи немножко Джоном Ленноном от хоккея, человеком, шедшим против течения. Хотя таковым он не был, и сиди сейчас 65-летний Харламов где-нибудь в Совете Федерации и нажимай кнопку «за» — таких фильмов про него точно никто бы не снимал.


ЛЮБИМОМУ ДЕСПОТУ ОТ БЛАГОДАРНОГО УЧЕНИКА


Кино охватывает жизнь Харламова, начиная с детства и заканчивая легендарным первым матчем суперсерии СССР — Канада 1972 года, состоявшимся 2 сентября в Монреале. Тогда североамериканцы уже к седьмой минуте матча вели со счётом 2:0, но советская сборная в результате нанесла сокрушительное поражение оппонентам — 7:3, а 17-й номер «русских» стал одним из главных действующих лиц на площадке знаменитого монреальского «Форума». Причём, по замыслу авторов фильма, Харламов словно всю жизнь готовил себя к этой встрече на льду с канадскими профессионалами, начиная с мифической встречи маленького Валеры на испанской улице с быком, так похожим на Фила Эспозито. Испанские, вернее баскские корни хоккеиста, его мама оказалась в СССР в разгар гражданской войны на Пиренеях, тоже часть загадочного образа Харламова.

К режиссёрским удачам фильма можно отнести воспроизводство быта, как в советской семье, так и в советском хоккее. Все эти замечательные майки-алкоголички и тренеры в меховых шапках. Очень хорош Борис Щербаков в роли Бориса Харламова — отца игрока и слесаря московского завода «Коммунар». А вот друзья и родственники Владимира Альфера — тренера чебаркульской «Звезды», куда был отправлен на возмужание наш юный герой, могли бы и обидеться — уважаемый наставник в картине показан не слишком далёким, хотя и добрым мужиком. Правда, мохеровый шарф на артисте Романе Мадянове сидит великолепно, а промышленные пейзажи рабочего городка в Челябинской области смотрятся, благодаря талантливой операторской работе, почти как марсианские.

Но, главное в «Легенде № 17» — это отношения Тарасова и Харламова, причём имя тренера в этом дуэте, по праву, стоит на первом месте. Замечательный актёр Меньшиков, чья рафинированная интеллигентность, казалось бы, совершенно не подходит для этой роли, справился с ней блестяще и обязан собрать все российские награды в номинации «Лучшая роль второго плана». Из его уст вылетает и главная фраза картины, так ярко характеризующая советские методы воспитания великих чемпионов (цитируется близко к оригиналу): «Заслуженный мастер спорта Советского Союза, Валерий Борисович Харламов, пошёл отсюда на х… р!» Кажется, Тарасов вновь становится актуален для отечественного хоккея, достаточно посмотреть на Олега Знарока.


НАСТОЯЩАЯ ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ КАТАСТРОФА XX ВЕКА


Неплохо справился со своей задачей и Данила Козловский, исполнитель главной роли в фильме. 27-летнего питерца автору доводилось наблюдать на сцене, пожалуй, лучшего театра страны, Малого драматического Театра Европы в городе на Неве. И там, в спектаклях его учителя, кудесника Льва Додина, Козловскому удавались образы честных, добрых и целеустремлённых парней, не склонных к излишней интеллектуальной рефлексии. И не беда, что артист обладает такой статью и рельефной мускулатурой, которой, во всяком случае, на первый взгляд, Харламов не имел.

Вообще, конечно же, обсуждение киноляпов — это одно из любимых занятий после выхода на экран подобных картин. И здесь их хватает. Чего стоит хотя бы товарищеский матч сборной СССР против московского «Спартака», в котором, после удаления в составе национальной команды, Николай Озеров ведёт репортаж (цитируется близко к оригиналу): «Сборная играет в меньшинстве, но на льду тройка Михайлов — Петров — Харламов, которая прекрасно комбинирует». Видно, что фильм делали люди далёкие от хоккея, но, как ни странно, это периодически даёт такой необходимый, отстранённый и непредвзятый взгляд на игру, который, возможно, у фаната-режиссёра бы и не получился. Примерно такая же история была с замечательной картиной Garpastum, где много играли в футбол, а режиссёр Алексей Герман-младший, признавался, что с трудом представляет себе футбольные правила. Кстати, в том фильме свою первую громкую роль в кино сыграл всё тот же Козловский.

Сами же хоккейные съёмки впечатляют, создавая эффект присутствия без всяких «3D очков», а также заставляя сопереживать происходящему на льду. Вот только канадцы получились совсем уж карикатурными и «дебиловатыми». Особенно, Фил Эспозито и Бобби Кларк, на которых и был сделан акцент. Уже после монреальской игры, капитан Канады Эспозито подъезжает к Харламову и говорит какие-то нормальные слова, вроде, «я не понимаю, как ты это делаешь», но всё с тем же тупым выражением лица пэтэушника, «косящего» под хиппи-наркомана. А вот про советскую сборную можно сказать — кастинг удался. Почти все хоккеисты той команды легко узнаваемы. Например, великого Александра Рагулина или Евгения Зимина — автора первой нашей шайбы в суперсерии-1972, можно узнать сразу и даже не глядя на номер.

В общем, картине, несмотря на все недостатки, присущие современному отечественному массовому кинематографу, можно смело ставить «зачтено». А от некоторых сцен, с непременным участием Тарасова-Меньшикова, трогательно щемило сердце и на глазах выступали слёзы радости и гордости. Гибель советского спорта — вот настоящая «геополитическая катастрофа XX века». А никак не исчезновение советской номенклатуры и единовластия КПСС, сущность которых замечательно воспроизвёл на экране Владимир Меньшов своей ролью большого партийного босса. К тому же, они-то как раз никуда и не исчезали.

Айрат Нигматуллин
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
версия для печати
Оценка текста
+
0
-
читайте также
наверх